Решение б/н РЕШЕНИЕ № 29-10АМЗ/15 от 2 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 29-10АМЗ/15

 

г. Вологда

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.11.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 18.11.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Проничева Н.И. – и.о. заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Ласкин М.В. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;

        Мухин А.С. – государственный инспектор отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

 

рассмотрев дело № 29-10АМЗ/15, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ПАО  «МРСК Северо-Запада» (ИНН:7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договорами №26-06012В/14 от 15.12.2014, №26-06019В/14 от 15.12.2014, №26-05984В/14 от 12.12.2014, №26-00522В/15 от 09.02.2015, №26-06002В/14 от 12.12.2014, №26-05983В/14 от 16.12.2014, №26-05998В/14 от 15.12.2014, №26-05993В/14 от 15.12.2014, №26-06016В/14 от 15.12.2014, №26-05995В/14 от 15.12.2014, №26-05990В/14 от 15.12.2014, №26-06026В/14 от 15.12.2014, №26-05988В/14 от 12.12.2014 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домов, расположенных в д. Новое, Лесковского с/п Вологодского района Вологодской области результатом которого является ущемление интересов гр-н <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.08.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило коллективное заявление граждан <…>  (далее – заявители) на действия ПАО  «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго»  (далее – Общество, ответчик), выразившиеся в неисполнении предусмотренных договорами №26-06012В/14 от 15.12.2014, №26-06019В/14 от 15.12.2014, №26-05984В/14 от 12.12.2014, №26-00522В/15 от 09.02.2015, №26-06002В/14 от 12.12.2014, №26-05983В/14 от 16.12.2014, №26-05998В/14 от 15.12.2014, №26-05993В/14 от 15.12.2014, №26-06016В/14 от 15.12.2014, №26-05995В/14 от 15.12.2014, №26-05990В/14 от 15.12.2014, №26-06026В/14 от 15.12.2014, №26-05988В/14 от 12.12.2014  мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домов, расположенных в д. Новое, Лесковского с/п Вологодского района Вологодской области (далее – Договоры).

В соответствии с приказом Управления № 419 от 24.09.2015 года возбуждено дело №29-10АМЗ/15 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из содержания заявлений следует, что между заявителями и Обществом заключены Договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 5 названных Договоров, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домов составляет 6 месяцев со дня заключения настоящих Договоров.

Заявителями в полном объеме произведена оплата стоимости услуг в размере 550 (пятьсот пятьдесят) рублей  согласно раздела III названных Договоров.

В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила)) и условий Договоров мероприятия по технологическому присоединению объектов заявителей к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» должны быть исполнены Обществом не позднее:

- 12.07.2015 по договору с <…>

- 14.07.2015 по договору с <…>

- 26.06.2015 по договору с <…>

- 19.07.2015 по договору с <…>

- 26.06.2015 по договору с <…>

- 26.07.2015 по договору с <…>

- 26.07.2015 по договору с <…>

- 19.07.2015 по договору с <…>

- 16.07.2015 по договору с <…>

- 06.10.2015 по договору с <…>

- 27.07.2015 по договору с <…>

- 13.07.2015 по договору с <…>

- 05.09.2015 по договору с <…>

  На момент подачи заявлениий в Управление мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные Договорами, со стороны ПАО «МРСК Северо-Запада» не выполнены. Доказательства исполнения со своей стороны мероприятий по Договорам ПАО «МРСК Северо-Запада» представило на рассмотрение дела – 16.11.2015 г.

<…>, представитель <…> на заседании Комиссии поддержали заявленные требования. Кроме того, заявители указали, что без рабочего проекта ПАО «МРСК Северо-запада» по строительству ЛЭП они не могли выполнить часть своих технических условий.

Представитель Общества на заседании Комиссии пояснила, что для выполнения мероприятий по договорам Обществу необходимы поставки кабельно-проводниковой продукции. Ранее с ООО «Северный кабель» действовали договоры поставки №663/1478/13, №662/1480/13, №664/1482/13 от 30.12.2013 г. Письмами от 10.12.2014 г. №545 и от 24.12.2014 г. поставщик уведомил Общество об отказе поставок кабельно-проводниковой продукции по старым ценам. В связи с этим 27.02.2015 г. были инициированы закупочные процедуры для заключения договора поставки. По результатам торгов, был заключен договор поставки №148/218/15 от 06.04.2015 г. с ООО «Северный кабель». В результате поставки необходимых материалов, мероприятия по договорам со стороны Общества были окончательно исполнены 16.11.2015 г.  

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Согласно обзору состояния конкурентной среды на товарном рынке от 24.09.2015 г. №55, ОАО «МРСК Северо-Запада», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Вологодском районе Вологодской области в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих Обществу сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Между заявителями и Обществом заключены договоры  на технологическое присоединение к электрическим сетям жилых домов, расположенных в д. Новое, Лесковского с/п Вологодского района Вологодской области.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.

Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.

Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Граждане, как заявители, соответствуют критериям, указанным в п. 14 Правил.

При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий Договоров мероприятия по технологическому присоединению жилых домов к электрическим сетям ПАО «МРСК Северо-Запада», включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее: 12.07.2015 по договору с <…>; 14.07.2015 по договору с <…>; 26.06.2015 по договору с <…>; 19.07.2015 по договору с <…>; 26.06.2015 по договору с <…>; 26.07.2015 по договору с <…>; 26.07.2015 по договору с <…>; 19.07.2015 по договору с <…>; 16.07.2015 по договору с <…>; 06.10.2015 по договору с <…>; 27.07.2015 по договору с <…>; 13.07.2015 по договору с <…>; 05.09.2015 по договору с <…>

Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Обществом не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные Договорами, мероприятия по технологическому присоединению жилых домов заявителей.

Пункт 9, 10 Правил содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения. Заявки, направленные гражданами в адрес Общества были приняты, в результате чего были составлены договоры о технологическом присоединении. Таким образом, все необходимые сведения и информация для технологического присоединения у Общества имелись. Вместе с тем, Обществом не были исполнены в срок свои обязательства.

Согласно техническим условиям, являющихся неотъемлемыми частями к договорам, Обществу со сроком исполнения 6 месяцев необходимо было запроектировать и построить 3 трансформаторные подстанции, а также три участка ВЛ-10кВ. Указанный объем работ был рассчитан на присоединение 49 объектов потребителей.

Таким образом, о необходимости проектирования и строительства линии электропередач и трансформаторных подстанций Обществу было известно в момент заключения договоров и разработки технических условий.

 Как установлено на заседании Комиссии и подтверждено материалами дела, в целях исполнения обязательств в рамках договоров,  Обществом был заключен договор поставки от 06.04.2015 г. №148/218/15 с ООО «Северный кабель». Вместе с тем, первые поставки материалов для исполнения Договоров были осуществлены в июле 2015 г. (то есть в месяц истечения сроков исполнения большинства договоров).  Рабочий проект для исполнения Обществом своих обязательств был окончательно согласован в ноябре 2015 (то есть по истечении шестимесячного срока). Акт рабочей комиссии о приемке оборудования после комплексного опробования, подтверждающий факт выполнения сетевой организацией мероприятий в рамках договоров, датирован 16.11.2015 г. (то есть за пределами сроков, указанных в договорах).

Таким образом, ПАО «МРСК Северо-Запада», в обоснование своей позиции, не представлено письменных доказательств, объективно препятствовавших ему добросовестно, своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения, в том числе доказательств урегулирования отношений с третьими лицами (подпункт г пункта 25(1) Правил)  и условиями заключенных с гражданами договора при соблюдении баланса интересов заказчиков и сетевой организации.

Довод Общества о том, что заявители не уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий, комиссией проанализирован.

Какая-либо очередность выполнения сторонами технических условий не предусмотрена ни Правилами, ни договорами о технологическом присоединении.

В материалах дела отсутствуют доказательства, что Общество в установленный Договорами срок  обращалось в адрес заявителей с целью проверки выполнения последними технических условий. Сведений об обращении сетевой организации в адрес заявителей с требованием о выполнении их части технических условий также не представлено. В соответствии с Правилами технологического присоединения, а также в соответствии с заключенным договорами, срок действия технических условий для заявителей составляет 2 года с момента заключения договоров.

Кроме того, для выполнения своей части технических условий, заявителям необходимо запроектировать и смонтировать линию 0,4кВ от вновь строящихся опор ВЛ-0,4кВ до своих объектов. Для выполнения указных мероприятий заявителям необходим Рабочий проект на строительство ВЛ-0,4 кВ. Однако, указный проект был окончательно согласован только в ноябре 2015.

Таким образом, заявители не имели возможность до рассмотрения настоящего дела добросовестно исполнить свои технические условия.

Довод Общества о направлении в адрес заявителей дополнительных соглашений к договорам не подтверждает добросовестность действий Общества, так как указанные дополнительные соглашения были направлены 08.09.2015 г., то есть после истечения сроков исполнения обязательств по большинству договоров, а также в результате направления запроса Вологодским УФАС России от 26.08.2015 №4115. Кроме того, продление договоров не предусмотрено Правилами №861.

Указанные бездействия Общества по исполнению договоров ущемляют права гражданин, которые вправе были рассчитывать на такое исполнение в сроки, предусмотренные законодательством.

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ОАО «МРСК Северо-Запада» доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий) Правил при исполнении договоров №26-06012В/14 от 15.12.2014, №26-06019В/14 от 15.12.2014, №26-05984В/14 от 12.12.2014, №26-00522В/15 от 09.02.2015, №26-06002В/14 от 12.12.2014, №26-05983В/14 от 16.12.2014, №26-05998В/14 от 15.12.2014, №26-05993В/14 от 15.12.2014, №26-06016В/14 от 15.12.2014, №26-05995В/14 от 15.12.2014, №26-05990В/14 от 15.12.2014, №26-06026В/14 от 15.12.2014, №26-05988В/14 от 12.12.2014 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домов, расположенных в д. Новое, Лесковского с/п Вологодского района Вологодской области результатом которого явилось ущемление интересов гр-н <…>

На момент рассмотрения дела  в  УФАС России по Вологодской области, со стороны Ответчика выполнены мероприятия, необходимые для технического присоединения объектов заявителей. Таким образом, Комиссия считает целесообразным не выдавать Ответчику предписание, в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.  

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Установить факт нарушения ПАО  «МРСК Северо-Запада» (ИНН: 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31) ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительством РФ № 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договоров №26-06012В/14 от 15.12.2014, №26-06019В/14 от 15.12.2014, №26-05984В/14 от 12.12.2014, №26-00522В/15 от 09.02.2015, №26-06002В/14 от 12.12.2014, №26-05983В/14 от 16.12.2014, №26-05998В/14 от 15.12.2014, №26-05993В/14 от 15.12.2014, №26-06016В/14 от 15.12.2014, №26-05995В/14 от 15.12.2014, №26-05990В/14 от 15.12.2014, №26-06026В/14 от 15.12.2014, №26-05988В/14 от 12.12.2014 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домов, расположенных в д. Новое, Лесковского с/п Вологодского района Вологодской области результатом которого явилось ущемление интересов гр-н <…>

2. Прекратить рассмотрение дела № 29-10АМЗ/15 в связи  с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны