Решение б/н РЕШЕНИЕ № 290-14АМЗ/14 от 13 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел. (8172) 72-99-70

факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

                        _________№ __________

 

 

ЗАО «МАКС»

115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, дом 50

160011, г. Вологда, ул. Первомайская, дом 23А

 

САО «ВСК»

Вологодский филиал

160000, г. Вологда, ул. Зосимовская, дом 22

 

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток»

162603, Вологодская область,

г. Череповец, ул. Краснодонцев, 

дом 21

 

 

РЕШЕНИЕ № 290-14АМЗ/14

 

Резолютивная часть объявлена 24.02.2015 г.

Изготовлено в полном объеме  10.03.2015 г.                                            г. Вологда

 

 

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         Щепелина В.П. - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

         Луковой И.С. – ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля – члена Комиссии;    

         Осетровой В.В.  - начальника отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Отделения по Вологодской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации;

         Павлюченко А.С. – главного эксперта отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Отделения по Вологодской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации,

        рассмотрев дело № 290-14АМЗ/14 по признакам нарушения ЗАО «МАКС» ОГРН 1017739099629  ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,                                      

УСТАНОВИЛА:

 

          В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление Вологодского филиала СОАО «ВСК» о действиях недобросовестной конкуренции со стороны ЗАО «МАКС», выразившихся в неверном расчете цены услуги в котировочной заявке по обязательному страхованию гражданской ответственности (услуги ОСАГО) для нужд МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток».

         В период рассмотрения данного дела СОАО «ВСК» изменило организационно-правовую форму в фирменном наименовании Общества. С 06.12.2014 Общество именуется Страховое акционерное общество «ВСК» (далее САО «ВСК», Заявитель).

   В обоснование своих доводов САО «ВСК» в заявлении и на заседании Комиссии пояснило, что 28.08.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0330300003514000017. В извещении о проведении запроса котировок от 28.08.2014 была установлена начальная максимальная цена контракта на услуги ОСАГО в размере 6 348 рублей 38 копеек. Первой поступила  котировочная заявка САО «ВСК» с предложенной ценой  контракта 6 348 рублей 38 копеек, затем поступила котировочная заявка ОАО «Страховое общество газовой промышленности» с предложенной ценой  контракта 6 348 рублей 38 копеек, затем поступила, далее  поступила  котировочная заявка ЗАО «МАКС» с предложенной ценой  контракта 6 348 рублей 37 копеек. Победителем запроса котировок признано ЗАО «МАКС», как предложившее минимальную цену государственного контракта. САО «ВСК» считает действия ЗАО «МАКС» нарушающими ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку ЗАО «МАКС» занизило предложенную цену государственного контракта в нарушение требований  Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», в связи с чем, получило преимущество среди конкурентов при участии в указанном запросе котировок. Кроме того, со стороны САО «ВСК» заявлено ходатайство о расторжении договора № 60 от 23.09.2014 на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО), между ЗАО «МАКС» и  МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток».

ЗАО «МАКС» в письменных пояснениях и на заседании Комиссии пояснило, что тариф по договору ОСАГО рассчитывался согласно Постановлению Правительства РФ от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». Страховая премия получилась равна 6 348,375 рублей. При округлении данной суммы сотрудник ЗАО «МАКС» допустил техническую ошибку, то есть округлил в меньшую сторону и сумма составила 6 348 рублей 37 копеек. Кроме того, представитель ЗАО «МАКС» просил учесть, что данные действия не носят умышленного характера.

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» в письменных пояснениях пояснил, что победителем запроса котировок признан участник, предложивший наиболее низкую цену – ЗАО «МАКС», что соответствует нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

          Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает, что ЗАО «МАКС» нарушило ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

  В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Часть 1 статьи 14 вышеуказанного Закона содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.

Управлением проведен анализ деятельности ЗАО «МАКС»  и   САО «ВСК» в целях выявления конкурентных отношений между ними. По результатам данного анализа составлен аналитический отчет № 63, которым   установлено, что ЗАО «МАКС»  и САО «ВСК» являются конкурентами на  рынке страховых услуг ОСАГО для государственных и муниципальных нужд на  территории Вологодской области.

Из материалов дела следует, что 27.08.2014 заказчиком - МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» в сети Интернет на сайте http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0330300003514000017 о проведении запроса котировок на услугу ОСАГО автомобиля Лада 210740 2008 года выпуска. К извещению приложены: форма котировочной заявки, техническое задание, проект контракта, обоснование начальной максимальной цены контракта. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 08.09.2014 № П1  было подано четыре заявки на участие в запросе котировок: котировочная заявка и  САО «ВСК» 28.08.2014 в 9:00:00 с ценой котировочного предложения – 6 348,38 рублей, заявка ОАО «СОГАЗ» 28.08.2014 в 9:02 с ценой котировочного предложения - 6 348,38 рублей, заявка ЗАО «МАКС» 28.08.2014 в 9:22 с ценой котировочного предложения - 6 348,37 рублей, заявка ООО «Росгосстрах» 28.08.2014 с ценой котировочного предложения - 6 348,38 рублей.

ЗАО «МАКС» как участник, котировочная заявка которого соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена услуги признано победителем.  Между ЗАО «МАКС» и  МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» заключен договор № 60 от 23.09.2014 на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) с ценой контракта равной 6 348,37 рублей.

Котировочная заявка Заявителя содержит предложение о цене контракта, следующее после цены, предложенной победителем, и поступившая ранее заявок остальных участников запроса котировок.

Согласно п. 4 Технического задания, входящего в состав извещения о проведении запроса котировок, страховые тарифы должны быть рассчитаны в соответствии с действующим постановлением правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – постановление Правительства РФ о страховых тарифах) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять иные ставки и тарифы.

Согласно ч. 6 ст. 78 Закона о контрактной системе, победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие, в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

В соответствии с ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, в том числе, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

Таким образом, в случае проведения процедуры определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участникам размещения заказа следует подавать предложение о цене контракта (применять страховые тарифы, утвержденные постановлением Правительства РФ о страховых тарифах) в соответствии с техническими характеристиками, конструктивными особенностями и назначением транспортных средств, установленными заказчиком в документации или извещении.

При этом цена контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ о страховых тарифах, не может изменяться в ходе размещения заказа на услуги ОСАГО.

Таким образом, участник размещения заказа, не вправе предлагать цену исполнения государственного контракта на оказание услуг по ОСАГО ниже, чем начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ о страховых тарифах.

Управлением установлено, что сумма страховой премии, рассчитанная в соответствии  с постановлением Правительства РФ о страховых тарифах и на основании информации представленной заказчиком в конкурсной документации, составляет 6 348,38 рублей.

ЗАО «МАКС» в заявке на участие в запросе котировок  предложило заниженную цену контракта - 6 348,37 рублей, то есть занизило страховую премию, вследствие чего получило преимущество перед другими участниками размещения заказа.

Занижение страховой премии произошло вследствие неправильного применения правил арифметического округления.

Статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Пунктом 3 письма Министерства финансов РФ от 04.2.1997 № 24-11/05 установлено следующее. В случае если при перерасчете размеров страховых и иных сумм, предусмотренных договором страхования, а также размеров страховых взносов образуются дробные части копеек, они округляются до полной копейки. Если дробная часть копейки после перерасчета составляет менее 0,5 копейки, то такая дробная часть округляется до 0 копеек. Если дробная часть копейки после перерасчета равна 0,5 копейки или более, то такая дробная часть округляется до одной копейки.

Размер страховой премии по автомобилю заказчика, рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства РФ о страховых тарифах, правилами математического округления и по применению аналогии с вышеуказанным письмом, составляет 6 348,38 рублей. Между тем, ЗАО «МАКС» в заявке на участие в запросе котировок  предложило заниженную цену контракта - 6 348,37 рублей.

На основании изложенного, действия ЗАО «МАКС» выразившиеся в предложении цены исполнения государственного контракта на оказание услуг по ОСАГО ниже, чем начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ о страховых тарифах, Комиссия расценивает, как действия недобросовестной конкуренции. Данные действия были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по отношению к САО «ВСК» и иным участникам размещения заказа, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, что причиняет   убытки САО «ВСК» виде недополученной прибыли.

На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                        

                                                             РЕШИЛА:

 

         1.  Признать действия ЗАО «МАКС»,  выразившиеся  в предложении цены исполнения государственного контракта на оказание услуг по ОСАГО ниже, чем начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ о страховых тарифах, действиями недобросовестной конкуренции по отношению к САО «ВСК» и нарушающими ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции».

 2.  Выдать ЗАО «МАКС» предписание о расторжении договора № 60 от 23.09.2014 на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) с МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток».

 

Председатель Комиссии                                                       В.П. Щепелин

 

Члены Комиссии                                                                   И.С. Лукова

В.В. Осетрова

А.С. Павлюченко

 

 

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны