Решение №035/07/3.4-569/2020 Решение по результатам рассмотрения жалобы АО «Почта России»... от 6 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF


           

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

_____________________________________________________________________

160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел.: 8(8172) 72-99-70, факс: 8 (8172) 72-46-64

            e-mail: to35@fas.gov.ru

           http://vologda.fas.gov.ru

06.10.2020 г. № _______

Заказчик/организатор закупок:

МУП «Водоканал»

162600, г. Череповец, пр-кт Луначарского, д. 26

тел.: 8 (8202) 55-05-95

kontrakt@wodoswet.ru

 

Заявитель:

УФПС Вологодской области АО «Почта России»

160000, г. Вологда, Советский пр-кт, д. 4

тел.: 8 (8172) 78-60-00, 751580

office-r35@russianpost.ru

 

Оператор электронной площадки:

РТС-тендер

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23-А

ko@rts-tender.ru

 

РЕШЕНИЕ № 035/07/3.4-569/2020

 

«06» октября 2020 г.                                                                                               г. Вологда

Резолютивная часть решения вынесена 02.10.2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 06.10.2020 года.

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее Комиссия УФАС) в следующем составе:

≤…≥ - председатель комиссии УФАС, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

≤…≥ – член комиссии УФАС, начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

≤…≥ – член комиссии УФАС, старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

рассмотрев жалобу УФПС Вологодской области АО «Почта России» на действия МУП «Водоканал» (далее – Организатор торгов, Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предмет закупки – оказание услуг почтовой связи, извещение № 32009507131 (далее – запрос котировок, закупка), в присутствии представителей: от Заказчика – ≤…≥ (по доверенности от 01.10.2020 г. № 01-05/8404), от Заявителя – ≤…≥ (по доверенности от 19.03.2020 г. № 38/35);

по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

24.09.2020 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступила жалоба от АО «Почта России» на действия МУП «Водоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предмет закупки – оказание услуг почтовой связи, извещение № 32009507131, противоречащие Закону о закупках.

Данная жалоба рассмотрена в режиме видеоконференцсвязи по адресу: https://fas2.tconf.rt.ru/c/4990115239.

По мнению Заявителя, документация и извещение закупки противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а именно:

  1. ограничения, установленные Заказчиком в части проведения закупки только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, исключает участие Заявителя (субъект естественной монополии), созданного для оказания услуг, являющихся предметом контракта в данной закупке;

2) в соответствии с п. 5.1 проекта договора, исполнитель обязан обеспечить соответствие оказанных услуг предъявляемым к ним требованиям законодательства Российской Федерации. Однако, требования, предъявляемые к объекту закупки в Приложении № 1 к извещению о запросе котировок и проекте договора противоречат нормам действующего законодательства РФ, а именно, устанавливаются следующие требования: 1. Срок доставки одного заказного почтового отправления не должен превышать 5 рабочих дней. Заказчиком не учтен факт того, что адресатом письма может выступать лицо, проживающее не на территории Вологодской области, а далеко за его пределами, в связи с чем, срок доставки корреспонденции может варьироваться в сторону увеличения количества рабочих дней доставки, что не может являться виной исполнителя. 2. Согласно п. 2.9 Приложения № 1 к извещению о проведении запроса котировок доставка заказных писем с уведомлением о вручении адресату либо иному лицу осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи № 234 от 31.07.2014 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», а при невозможности его вручения с первого раза – с использованием процедуры вручений (в разные дни, разное время, включая вечернее) не менее двух извещений, предусмотренных Правилами оказания услуг почтовой связи. Данное требование противоречит действующей редакции Правил оказания услуг почтовой связи. 3. Требования п. 2.9 Приложения № 1 к извещению о проведении запроса котировок о наличии почтовых офисов, а также в приложении № 1 (техническое задание) не указано, что Исполнитель имеет право привлекать третьих лиц для исполнения договора. Потенциальные исполнители не смогут качественно исполнить требование п. 2.9 в части наличия почтовых офисов для выдачи почтовых отправлений на территории РФ за пределами области.   

На заседании Комиссии УФАС представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменное возражение (исх. № 06-03/8405 от 01.10.2020 г.).  

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС приняла решение признать жалобу необоснованной. При этом Комиссия УФАС исходила из следующего.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 18.09.2020 г. было опубликовано извещение о закупке № 32009507131 «Оказание услуг почтовой связи», начальная (максимальная) цена договора – 327 060,00 руб.

  1. В отношении первого довода установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

МУП «Водоканал» осуществляет данную закупку на основании Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

            Положение о закупках товаров, работ и услуг МУП «Водоканал» (далее - Положение о закупках) утверждено директором 21.04.2020 г.

   Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

   В силу ч. 10 ст. 3.4 Закона о закупках проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение).

Согласно п. 4 Положения закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных Положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки.

В разделе 10 Положения о закупках Заказчик установил порядок проведения закупок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 11.01.2017 № Д28и-152 контракт на «Услуги почтовой связи и услуги курьерские» может быть заключен по результатам проведения электронного аукциона, а также запроса котировок, запроса предложений или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом установленных Законом о контрактной системе ограничений.

Следовательно, установление Заказчиком требования об участии в закупке только субъектов малого и среднего предпринимательства законно и обоснованно.

Кроме того, Заказчик получил от двух потенциальных исполнителей (субъекты малого и среднего предпринимательства) коммерческие предложения, которые содержат намерения о готовности оказать услуги почтовой связи и выполнить условия контракта в соответствии с описанием закупки. Указанные данные свидетельствуют о том, что на рынке почтовых услуг присутствует конкуренция.

Таким образом, первый довод жалобы необоснован.

  1.  В отношении второго довода установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

При этом п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В описании объекта закупки установлены сроки доставки (вручения) адресату почтовых отправлений:

- не более 5 рабочих дней с момента получения Исполнителем письменной корреспонденции от заказчика.

            На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что в указанный срок включается время (сроки), необходимое Исполнителю для осуществления обработки и перевозки корреспонденции адресату, а также основная масса отправлений составляет бухгалтерские документы Заказчика по оплате услуг водоснабжения и водоотведения потребителями города Череповца – нерегистрируемое почтовое отправление (простое письмо) весом до 100 граммов в количестве 18000 штук, и ответы на обращения граждан города Череповца – регистрируемое почтовое отправление (заказное письмо с уведомлением о вручении) весом до 100 граммов в количестве 1350 штук, Заказчик установил срок доставки – не более 5 рабочих дней.

В п. 2.9 приложения № 1 к извещению установлено требование о доставке заказных писем с уведомлением о вручении адресату либо иному лицу в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи № 234 от 31.07.2014 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», а при невозможности его вручения с первого раза – с использованием процедуры вручений (в разные дни, разное время, включая вечернее) не менее двух извещений, предусмотренных Правилами оказания услуг почтовой связи.

Представитель Заказчика отметил, что данное требование не противоречит действующей редакции Правил оказания услуг почтовой связи, так как п. 34 содержит оговорку «если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем» и является требованием, улучшающим качество оказываемых услуг.

В п. 2.9 приложения № 1 к извещению указано:

-  для осуществления приема, обработки, выдачи, хранения отправлений Исполнитель должен иметь почтовые офисы, размещенные в помещениях, отвечающих требованиям, предъявляемым к помещениям почтовой связи;

- при оказании услуг  почтовой связи Исполнитель должен обеспечивать тайну связи, проводить для этого все необходимые технические и организационные мероприятия.

Представитель Заказчика также указал, что данные требования не противоречат законодательству и обеспечивают качество оказываемых услуг.    

Таким образом, Заказчик обосновал требования к описанию закупки (оказание услуг почтовой связи) потребностями учреждения, а также особенностями отправки почтовой корреспонденции потребителям города Череповца.

Таким образом, жалоба в данной части необоснованна.

На участие в закупке подано две заявки.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией УФАС не установлен.

            Комиссия УФАС, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу УФПС Вологодской области АО «Почта России» необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии УФАС

 

≤…≥

Члены комиссии УФАС:

 

≤…≥

 

 

≤…≥

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны