Решение б/н РЕШЕНИЕ № 30-15,16,17/15 от 2 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Вологодской области

 

160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. 72-99-70,  телефакс: (817-2) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

 

 

 

Исх. № 206

от 22.01.2016г.

Администрация города Вологды

160000, Каменный мост, 4

 

Департамент  градостроительства

и инфраструктуры Администрации

города  Вологды

160000, г. Вологда, ул.М.Ульяновой,6а

 

ООО «Такси - Сервис»

г. Вологда, ул.Щетинина, 17

 

НП «Перевозчики пассажиров г.Вологды»

Г.Вологда ул. Преображенского, 28

 

АО  ПАТП-1

г.Вологда, ул.Мудрова, 31

 

 

РЕШЕНИЕ №  30-15,16,17/15

                                                                                                              г. Вологда

         Резолютивная часть решения объявлена 30 декабря 2015 года.

         Полный текст решения изготовлен  21 января 2015 года.

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия Управления) в составе:

Председатель комиссии Управления:

         Осипов Сергей Владимирович – зам. руководителя Управления - начальник отдела; 

Члены Комиссии:

         Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти;

          Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

         Анфимова Светлана Леонидовна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

         Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

 

рассмотрев дело №  30-15,16,17/15 по признакам  нарушения Администрацией города Вологды (160000, г.Вологда, Каменный мост, 4), Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (16000, г.Вологда, ул.М.Ульяновой, 6а), муниципальным унитарным пассажирским автотранспортным предприятием № 1(160000, г.Вологда , ул. Мудрова, 31) (далее- МУ ПАТП №1, Предприятие) статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Администрацией города Вологды (160000, г.Вологда, Каменный мост, 4), Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (16000, г.Вологда, ул.М.Ульяновой, 6а) часть 1 статьи 15 и части 1,2 статьи  17  Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

                В Вологодское УФАС России (далее – Управление) поступили обращения  от общества с ограниченной ответственностью « Такси –Сервис » (далее ООО - «Такси-Сервис», Заявитель, Общество, Перевозчик) и некоммерческого партнерства «Перевозчики пассажиров города Вологды» ( далее –  НП «Перевозчики пассажиров г.Вологды», НП «ППВ», Заявитель, Перевозчик)   на действия  администрации города Вологды, Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (далее -Департамент, Организатор )  при организации  транспортного обслуживания населения  на территории  муниципального образования «Город Вологда».

         Из обращений  Заявителей  следует,  что  ООО - «Такси-Сервис» и  НП «Перевозчики пассажиров г. Вологды»  осуществляют регулярные перевозки  пассажиров и багажа  автомобильным транспортом на территории города Вологды.          Администрация города Вологды осуществляет организацию транспортного обслуживания населения на основании  Положения о проведении конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденным решением Вологодской городской Думы от 28.10 2004 года № 132 (с последующими изменениями и дополнениями), противоречащего требованиям федерального законодательства. Данный факт установлен Арбитражным судом Вологодской области  и комиссией Управления по делу о нарушении антимонопольного законодательства  № 12-15,17/14. На основании противоправного акта проводились конкурсы по отбору перевозчиков для обслуживания муниципальных маршрутов, победителем в которых  было выявлено МУ ПАТП №1.

         Администрация города Вологды, используя свое право  на обжалование актов в вышестоящих инстанциях, затягивает приведение  муниципального акта в соответствие с требованием  федерального   законодательства.

         Принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие проведение конкурса на право обслуживания городских автобусных маршрутов, с заведомо выигрышными для МУ ПАТП№1 условиями конкурса. Выиграть в конкурсе представителям малого бизнеса практически не возможно. В Положение о проведении конкурса постоянно вносятся изменения по мере ухудшения финансового положения предприятия МУ ПАТП № 1.

         Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды до проведения новых конкурсов временные договоры на  осуществление перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам  заключил с единственным перевозчиком – МУ ПАТП №1.

         Перевозчики неоднократно обращались в  Департамент  с просьбой заключения с ними временного договора до проведения конкурсов, но получали отказы.

         Передача права перевозок МУ ПАТП №1 ухудшила качество транспортного обслуживания населения.

         Все проведенные Департаментом в 2014 году  конкурсы на право обслуживания маршрутов являются незаконными, а заключение договоров  на обслуживание маршрутов с МУ ПАТП № 1 – согласованными действиями по монополизации рынка пассажирских перевозок в городе Вологде.

          Департамент в представленных объяснениях и на заседании комиссии Управления  пояснил следующее.  

         Все договоры на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда», признанные судебными актами по делам  №  А13-4522/2014. А13-11040/2014 недействительными  Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (далее - Департамент) в кратчайшие сроки с момента вступления в законную силу указанных актов, расторгнуты. Решения судов исполнены в полном объеме.

         Полномочия Департамента по заключению договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок с перевозчиком, определяемым заказчиком пассажирских перевозок, на срок, необходимый для организации проведения конкурса без проведения конкурса в случае, если потребность в регулярных перевозках обусловлена обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения конкурса, определена пунктом 6.3 Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденного решением Вологодской городской Думы от 28 октября 2004 года № 132 (с последующими изменениями).

         В рамках полномочий, предоставленных Департаменту в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами. Департамент заключил договоры на право обслуживания маршрутов на период до организации и проведения конкурсов, с МУ ПАТП № 1.

         Согласно постановлению Главы города Вологды от 24 ноября 2009 года № 6344 «О реализации проекта «Городская дисконтная карта «Забота» на территории муниципального образования «Город Вологда» получателями дисконтной карты «Забота» являются пенсионеры, многодетные семьи, ветераны боевых действий, лица, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России».

         Заключая договоры на право обслуживания маршрутов с МУ ПАТП №1, перевозчиком, являющимся участником проекта «Забота»,  Департамент учитывал интересы указанных выше наименее социально защищенных категорий населения города Вологды.

         Причины отказа в заключении договоров указаны НП «Перевозчики пассажиров г. Вологда» и ООО «Такси-Сервис» в соответствующих ответах Департамента на заявления, сделанные перевозчиками о немотивированности отказов Департамента в заключении с ними договоров на право обслуживания маршрутов, являются несостоятельными.

          Оснований для расторжения договоров на право обслуживания маршрутов, заключенных с МУ ПАТП № 1, как с единственным участником конкурса не меется, т.к. пунктом 6.5 Положения об организации транспортного обслуживания населения города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 28 октября 2004 года № 132, определено, что Заказчик пассажирских перевозок обязан принять решение о расторжении в одностороннем порядке договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда», заключенного с победителем конкурса, если в ходе исполнения договора установлено, что перевозчик не соответствует установленным конкурсной документацией требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса.

         Согласно пункту 5.5 Положения о проведении конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденного решением Вологодской городской Думы от 28 октября 2004 года №132 (далее - Положение), победителем конкурса признается участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов. В случае равенства набранных баллов победителем конкурса признается тот участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов, заявка на участие в конкурсе которого поступила ранее.

         Таким образом, единственный участник конкурса не может быть признан победителем такого конкурса.

         Основания для расторжения договоров на право обслуживания социально значимых маршрутов, заключенных с МУ ПАТП № 1, отсутствуют.

         Пассажиропоток на маршрутах №№ 10, 11. 13, 14, 18, 21 является нестабильным и низким, обслуживание таких маршрутов влечет убытки для перевозчика. Вместе с тем, данные маршруты являются социально значимыми для населения города Вологды.

         На участие в конкурсах на право обслуживания маршрутов №№ 10, 11, 13, 14, 18. 21, состоявшихся в марте 2014 года, не было подано ни одной заявки, в связи с чем конкурсы признаны несостоявшимися.

         Согласно пункту 5.12 Положения в случае если конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием претендентов, допущенных к участию в конкурсе, или в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе. Организатор конкурса размещает на официальном сайте Администрации города Вологды в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о признании конкурса несостоявшимся и предложение о направлении письменных заявок на обслуживание маршрута в соответствии с условиями ранее объявленного конкурса. Договор заключается с перевозчиком, подавшим Организатору конкурса письменную заявку на обслуживание маршрута и способным обеспечить наиболее соответствующие конкурсной документации условия перевозки пассажиров, в том числе в части безопасности и комфортности.

         Заявку на обслуживание маршрутов № 11. 13, 18, 21 подало МУ ПАТП №1, в связи с чем на основании пункта 5.12 Положения с предприятием были заключены договоры на обслуживание данных маршрутов.

         С 11 января 2016 года вступит в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), частью 3 статьи 24 которого установлены критерии оценки участников конкурса на право осуществления регулярных перевозок.

         Положение, в том числе, критерии оценки участников конкурса, подлежат приведению в соответствие с требованиями Федерального закона № 220-ФЗ.

         Кроме того, необходимо учитывать следующее.

При рассмотрении дел А13-4522/2014, №А 13-11040/2014 судом фактически проанализированы критерии оценки участников конкурсов на право обслуживания маршрутов, предусмотренных приложением № 6 к Положению.

         Суд пришел к следующим выводам:

«Формулировки критериев оценки, предложенные в конкурсной документации, абстрактны и субъективны (отсутствуют количественные критерии значимости показателей, их соответствие баллам, обоснование формулы расчета и др.) и требуют не конкретной и определенной, а произвольной оценки комиссией.

         Отсутствие четкой методики оценки показателей представленных заявок нарушает порядок определения победителя конкурса, что прямо запрещено пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона от 26.07.2006 № 135-Ф3».

         Вывод о несоответствии ряда критериев оценки участников конкурса, установленных Положением, требованиям действующего законодательства был сделан УФАС по Вологодской области в решении от 09 сентября 2014 года по делу №12-15,17/14 (подпункты 1.2, 1.5 пункта 1, подпункты 4.1. 4.2 пункта 4, пункты 6 и 7 Приложения №6 к Положению, а также пункт 1, подпункты 3.1 и 3.2 пункта 3 Приложения № 6 к Положению в части слов «всех автобусов» были признаны противоречащими антимонопольному законодательству).

         Вологодская городская Дума, не согласившись с данным решением УФАС по Вологодской области, оспорила его в судебном порядке.

         Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 мая 2015 года по делу №А13-16908/2014 (с. Мамонова Е.А.), оставленным без изменения Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом, решение УФАС по Вологодской области от 09 сентября 2014 года по делу №12-15.17/14 признано не соответствующими Федеральному закону от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» и недействительными в части исключения полностью подпункта 1.5 пункта 1, пунктов 6 и 7 Приложения №6 к Положению. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

         Таким образом, судом фактически признаны не соответствующими требованиям действующего законодательства подпункт 1.2 пункта 1, подпункты 4.1, 4.2 пункта 4 полностью, пункт 1. подпункты 3.1 и 3.2 пункта 3 Приложения № 6 к Положению - в части слов «всех автобусов».

         Решением Вологодской городской Думы от 26 марта 2015 года № 275 «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 28 октября 2004 года № 132 «О мерах по улучшению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «Город Вологда» внесены изменения в Положение, в том числе, в части корректировки формулировок критериев оценки участников конкурсов, установлена методика оценки у частников конкурсов.

         В соответствии с требованиями действующего законодательства проект данного решения Вологодской городской Думы был размещен для обсуждения на официальном сайте Администрации города Вологды vologda-portal.ru.

         03 февраля 2015 года в Администрацию города Вологды от НП «Перевозчики пассажиров г. Вологда» поступили замечания на проект на 7 листах, проект решения Вологодской городской Думы был доработан с учетом поступивших замечаний. Вместе с тем, утвержденные критерии оценки участников конкурса отличаются от предлагаемых НП «Перевозчики пассажиров г.Вологда».

         Учитывая сложившуюся ситуацию, полагаем, что проведение конкурсов в настоящее время не представляется возможным. Отказ Департамент от проведения конкурсов в связи с принятием Федерального закона № 220-ФЗ является обоснованным и правомерным.           

          Комиссия Управления, рассмотрев материалы дела, выслушав  доводы    Заявителей и Департамента, пришла к следующим выводам.

         В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населения  в границах городского округа.

         Постановлением  Главы города Вологды от 23.04.2009 года № 2133 (с последующими изменениями) утверждена  оптимизированная сеть маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным и наземным электрическим  транспортом  в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда» (далее - оптимизированная сеть), которой утверждены номера и наименования всех существующих маршрутов регулярных перевозок на территории города Вологды.

            К полномочиям Департамента, согласно решению Вологодской городской думы от 29.09.2007  №    512, относится  проведение  конкурса на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда».

          Решением Вологодской городской Думы от 28.10.2004 № 132  «О мерах по улучшению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «Город Вологда», утверждено Положение о проведении конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда», которое определяет порядок организации и проведения конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда» (далее - конкурс, маршрут соответственно).

          В дальнейшем, в указанное Положение вносились изменения в части установления критериев оценки участников. Инициатором внесения изменений, равно как и автором проекта предложений являлась администрация города Вологды. Данное обстоятельство  позволило включить  в Положение о проведении конкурса критерии оценки участников выигрышные для МУ ПАТП №1 в проведенных конкурсах, организатором которых являлся Департамент.

         Ранее комиссией Управления было установлено, что  Положение  о проведении конкурса, утвержденное решение Вологодской городской Думой (с  последующими изменениями) содержит антиконкурентные критерии оценки участников конкурса и выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.  Арбитражный суд Вологодской области поддержал позицию управления (решение по делу № А13-16908/2014).

         Утверждение Думой нормативного правового акта, регламентирующего порядок организации и проведения конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда» предопределяет условия доступа на рынок оказания услуг названных перевозок и, соответственно, влияет на конкуренцию на  рынке услуг по перевозкам пассажиров автобусами в городе Вологде, а также на конкуренцию при проведении торгов.

         Установленный частью 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

         В 2014 году Департаментом градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды были объявлены 35 конкурсов на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда». Конкурсы проводились в соответствии с  Положением о проведении конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда» утвержденное решением Вологодской городской Думы от 28 октября  2004 года № 132 (далее – Положение).

         Победителем 20 конкурсов, где было подано более одной заявки, стало МУ ПАТП №1 (маршруты №37, 23,15,49,46,45,42,43,40,38,35,32,30,29,28,27,22,20,9,7).

         6 конкурсов были признаны несостоявшимися, по причине отсутствия заявок (маршруты №14,21,18,13,11,10).

          9 конкурсов были признаны несостоявшимися по причине подачи только 1 заявки (маршруты № 36,25,19,17,16,8,6,2,12), Департаментом заключены договоры с единственным участником конкурса – МУ ПАТП №1.

         Ранее решением  комиссии  Управления по делу  № 15-15,17/14 от 09.07.2014,  Департамент  градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды  признан нарушившим  часть 1  статьи 15  и часть 1   статьи 17  Федерального закона «О защите конкуренции».

         Договоры на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в  городском сообщении  на территории  муниципального образования  « Город Вологда» № 9 «Архангельская-Доронино»,  № 20 «Лоста (Переезд) -  ВПЗ »,  № 27 «6 мкр. – Берег»,   № 30 «Разина –Преображенского»,  №    32 «Лукьяново – Возрождения »,   №   35 «6 мкр.- ГРС », № 42 «Доронино-Екимцево»,   №  43 « Козицино – с/о Розочка»,   №  45 « ВПЗ – Мясокомбинат»,   №     46 « ВПЗ – Разина  »,    №   49 «6 мкр. – Доронино» между Департаментом  градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды  и  МУ ПАТП  №   1  заключены с нарушением антимонопольного законодательства, что  является основанием к их расторжению.

         Решением комиссии Управления от 31.07.2015 по делу № 20-15,17/14  Департамент  градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды  признан нарушившим  часть 1  статьи 15  и часть 1   статьи 17  Федерального закона «О защите конкуренции».

          Договоры на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в  городском сообщении  на территории  муниципального образования  « Город Вологда» № 2  «(Прилуки)  Бригантина – Льнокомбинат (Мясокомбинат)»,  № 6  «Областная детская больница -  Дальняя»,  № 7  «Архангельская – Берег»,  № 8  «Разина (Дальняя)  – Лукьянова»,  № 12  «6 мкр.  -  Екимцево»,  № 15  «Архангельская – ВПЗ»,  № 16  «Дальняя-ВПЗ»,   № 17  «ВоГТУ –  6  мкр.»,  № 19  «Разина -  Возрождения»,  № 22  «Семенково-Возрождения»,  № 23  «Областная детская  больница – Дальняя»,  № 25  «ВоГТУ – Архангельская»,  № 28  « Лоста-Прилуки»,  № 29  «Областная детская больница – Берег»,  № 36  «Архангельская – с/о Авиатор (Аэропорт)»,  №38 «ВПЗ-Щетинина-  Областная детская больница»,  № 40  «ВПЗ – Областная детская больница – Архангельская»  между Департаментом  градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды  и МУ ПАТП  №   1  заключены с нарушением антимонопольного законодательства, что  является основанием к их расторжению.

         Также участие в конкурсах принимали  ООО «Такси-Сервис» и  НП «Перевозчики пассажиров города Вологды».

         Не согласившись  с итогами  проведенных конкурсов, перевозчики оспорили результаты указанных конкурсов.  Иски  ООО «Такси-Сервис» и  НП «Перевозчики пассажиров города Вологды» к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды,  муниципальному унитарному пассажирскому автотранспортному предприятию №1 о признании недействительными торгов и заключенных по итогам торгов договоров на право обслуживания удовлетворен Арбитражным судом Вологодской области в полном объеме (решение от 05.09.2014 по делу А13-4522/2014, решение от  30.01.2015 №А13- 11040/2014). Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.2015 по делу №А13-4522/2014 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.

         Судом было установлено, что МУ ПАТП №1 неправомерно было допущено к участию в конкурсе, поскольку имело просроченную задолженность в Пенсионный фонд Российской Федерации более 23 млн. руб.

         Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А13-4522/2014 было оглашено 12.01.2015 и вступило в силу 19.01.2015, следовательно, с 19.01.2015 МУ ПАТП №1 не имело права осуществлять пассажирские перевозки по маршруту №40.

         07.11.2014 ООО «Такси-Сервис» в адрес Департамента было направлено письмо с предложением заключить договор на право обслуживания маршрута №40. Письмом от 11.11.2014 в заключении договора было отказано.

         12.01.2015 ООО «Такси-Сервис» в адрес Департамента было направлено письмо с предложением заключить договор на право обслуживания маршрута № 40. Письмом от 30.01.2015 в заключении договора было отказано. Договор на право обслуживания маршрута был заключен на время организации и проведения нового конкурса  с МУ ПАТП №1. В обосновании принятого решения  было указано, что решение о заключении договора на обслуживание маршрута № 40 принято, в первую очередь, с учетом необходимости обеспечения перевозок пассажиров маршрута № 40, в том числе школьников и студентов, которыми были приобретены проездные билеты МУ ПАТП №1 на январь 2015 года».  Дата  действия договора – с 12 января 2015 года.

         23.03.2015 ООО «Такси-Сервис» в адрес Департамента было направлено третье письмо с предложением заключить договор на право обслуживания маршрута № 40. Письмом от 21.04.2015 в заключении договора было отказано. В обосновании принятого решения было указано, что решение о заключении договора на обслуживание маршрута № 40  с МУ ПАТП №1, в первую очередь, принято с учетом необходимости обеспечения перевозок льготных категорий пассажиров по данному маршруту, а также тех, кто приобрел электронную карту «Забота» для использования безналичной оплаты проезда. Дата начала действия договора указана в письме – 13.01.2015.

         Как следует из п.6.3. Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования "Город Вологда" (утверждено Решением Вологодской городской Думы от 28 октября 2004 г. N 132), договор на обслуживание маршрута регулярных перевозок заключается без проведения конкурса в случае, если потребность в регулярных перевозках обусловлена обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения конкурса, при этом договор заключается с перевозчиком, определяемым заказчиком пассажирских перевозок, на срок, необходимый для организации проведения конкурса. В срок не позднее 30 дней со дня начала действия заключенного договора Организатор конкурса разрабатывает и размещает конкурсную документацию в соответствии с Положением о проведении конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда". Временных ограничений для действия такого договора Положение не устанавливает.

         Признание конкурса недействительным не является обстоятельством, которое невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения конкурса. О незаконности проведенного конкурса Департаменту было известно еще в июле 2014 года.  Более того, постановление суда апелляционной инстанции вступило в силу 19 января 2015 года, однако конкурс на обслуживание маршрута был объявлен только 16 февраля 2015 года, т.е. с нарушением сроков, установленных положением (дата заключения договора с МУ ПАТП №1 – 12.01.2015). Срок проведения конкурса  намеренно затянут (16.02.15 по 06.07.15 – 5 месяцев).

         На момент заключения договора МУ ПАТП №1 не соответствовало требованиям, предъявляемым к перевозчикам, обслуживающим городские маршруты, поскольку имело многомиллионную задолженность по взносам во внебюджетные фонды, а также возбужденное в Арбитражном суде Вологодской области дело о банкротстве (А13-294/2015). Следовательно, муниципальное предприятие не могло участвовать в конкурсах на право обслуживания маршрутов по действовавшей на момент объявления конкурса редакции Положением о проведении конкурса. 26.03.2015 Вологодской городской Думой был принят проект изменений, предложенный Администрацией г.Вологды. В новой  редакции к участию в конкурсе может быть допущено предприятие, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве и введено наблюдение, имеющее недоимку по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также если с ним был расторгнут договор по инициативе заказчика во внесудебном порядке. Сделана оговорка, что принимается во внимание задолженность только за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов претендента на участие в конкурсе, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

         Таким образом, администрацией города намеренно создана ситуация, когда к участию в конкурсе на право обслуживания городских маршрутов может быть допущено предприятие-банкрот, предприятие ранее некачественно исполнившее обязательство по обслуживанию маршрута. Данные действия нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

01 августа 2014 года Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды был подан иск об обязании  ООО «Такси-Сервис» прекратить осуществлять деятельность по перевозке пассажиров без договора с Департаментом. Иск был удовлетворен судом (дело №А13-10702/2014). С апреля 2015 года ООО «Такси-Сервис» прекратило осуществлять деятельность по перевозке  пассажиров по муниципальным маршрутам г.Вологды в связи с чем понесло убытки.

         Произвольный выбор перевозчика для обслуживания маршрута №40 на время проведения конкурса,  отказ в заключении договора с ООО «Такси-Сервис» без указания причин, создание преимуществ для муниципального предприятия, учредителем которого являлась администрация г. Вологды, нарушает Федеральный закон от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», является злоупотреблением Департаментом своими правами. Департаментом намеренно созданы препятствия для осуществления законной предпринимательской деятельности ООО «Такси-Сервис».

         Кроме того, НП «Перевозчики пассажиров города Вологды» также обращались  к Департаменту с просьбой заключить  договоры на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в  городском сообщении  на территории  муниципального образования  « Город Вологда» № 9 «Архангельская-Доронино»,  № 20 «Лоста (Переезд) -  ВПЗ »,  № 27 «6 мкр. – Берег»,   № 30 «Разина –Преображенского»,  №    32 «Лукьяново – Возрождения »,   №   35 «6 мкр.- ГРС », № 42 «Доронино-Екимцево»,   №  43 « Козицино – с/о Розочка»,   №  45 « ВПЗ – Мясокомбинат»,   №     46 « ВПЗ – Разина  »,    №   49 «6 мкр. – Доронино», № 15 «Архангельская – ВПЗ», № 23 «Областная детская больница – Дальняя», до проведения конкурсов, на право обслуживания данных маршрутов. Письмом от 09.04.2015  № 13-0-4/1182/2923 в заключение договора было отказано. В обосновании принятого решения было указано, что по результатам проведенных конкурсов на основании пункта 6.2  раздела 6 Положения об организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденного решение Вологодской городской Думы от 28.10.2004 года № 132 (с последующими изменениями) заключены с МУ ПАТП № 1. Срок действия указанных договоров  до 1 мая 2017 года. Маршрут регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда» № 46 «ВПЗ - Разина закрыт с 13 ноября 2014 года и исключен из реестра маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда».

         16.03.2015 года в Департамент  было направлено второе письмо с просьбой заключить с НП «Перевозчикки пассажиров города Вологды» договоры на обслуживание маршрутов № 44 «Разина-Центр- ВПЗ», № 48 «Архангельская – ВПЗ, № 73 «Екимцево-ВПЗ – Лоста», № 78 «Щетинина – Горького – Разина», № 81 «Элма –с/х Пригородный». Письмом от 09.04.2015  № 13-0-4/1182/2923 в заключении договора было отказано. В обосновании принятого решения было указано, что в реестре маршрутной сети регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда» указанные маршруты  отсутствуют  и заключение договоров на обслуживание данных маршрутов нецелесообразно.

18.06.2015 года Перевозчиком было направлено третье письмо с просьбой  заключить договоры на обслуживание маршрутов № 9 «Архангельская-Доронино»,  № 20 «Лоста (Переезд) -  ВПЗ »,  № 27 «6 мкр. – Берег»,   № 30 «Разина –Преображенского»,  №    32 «Лукьяново – Возрождения »,   №   35 «6 мкр.- ГРС », № 42 «Доронино-Екимцево»,   №  43 « Козицино – с/о Розочка»,   №  45 « ВПЗ – Мясокомбинат»,   №     46 « ВПЗ – Разина  »,    №   49 «6 мкр. – Доронино», № 15 «Архангельская – ВПЗ», № 23 «Областная детская больница – Дальняя». Письмом от 17.07.2015 в заключении договора было отказано, мотивирован отказ был тем, что на основании п. 6.3 раздела 6 Положения об организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденного решением Вологодской городской Думы от 28 .10.2004 года № 132 (с последующимим изменениями), договоры на обслуживание указанных маршрутов были заключены Департаментом с МУ ПАТП №1 с 18 июня 2015 года на срок, необходимый для организации проведения конкурса на право обслуживания этих маршрутов.

         Положение  о проведении конкурса и другие нормативные правовые акты  не содержат ограничения по количеству перевозчиков, с которыми возможно заключение договоров на обслуживание маршрутов до проведения новых конкурсов. Кроме  того,  в материалах дела имеется перечень письменных и устных обращений граждан, поступивших в администрацию города Вологды по вопросам транспортного обслуживания населения  за период с 01.09.2014 по 20.11.2015, а также копии самих жалоб, из анализа  указанных жалоб, а также других документов из материалов дела, можно сделать вывод, что МУ ПАТП № 1 не хватает транспортных единиц, чтобы качественно удовлетворить  потребности населения  в пассажирских перевозках на утвержденных  маршрутах общественного транспорта.

          Отказ  Департамента от заключения договора с другими перевозчиками кроме МУ ПАТП №1 Управление считает необоснованным. Действия Департамента по отказу в заключении договора приводят к недопущению, ограничению и устранению  конкуренции, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

         Статьей 16 Закона № 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

         Таким образом, квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона N 135-ФЗ выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными согласованными действиями и такими последствиями.

         Администрацией города Вологды и Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды в настоящее время не предпринято никаких мер для восстановления законности на рынке пассажирских перевозок, несмотря на то, что такая возможность  имеется. Решением Вологодской городской Думы №275 от 26.03.2015 в Положение внесены изменения. Так, Положение дополнено  п.6.5., в соответствии с которым заказчик пассажирских перевозок обязан принять решение о расторжении в одностороннем порядке договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда», заключенного с победителем конкурса, если в ходе исполнения договора установлено, что перевозчик не соответствует установленным конкурсной документацией требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса.

         Поскольку МУ ПАТП №1 участвовало в 29 конкурсах, имея задолженность по взносам в Пенсионный фонд РФ, Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды обязан  был расторгнуть все заключенные по результатам данных конкурсов договоры с МУ ПАТП №1.

         В настоящее время Департамент частично исполнил свои обязанности по расторжению заключенных в 2014 году с МУ ПАТП №1 договоров на обслуживание маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда» №  15Д от 04.04.2014, №19Д от 04.04.2014, № 17Д от 04.04.2014, №28Д от 04.04.2014, №30Д от 04.04.2014, № 31 04.04.2014, № 27Д 04.04.2014, 24Д от 04.04.2014, № 20Д от 04.04.2014 . Данное бездействие Департамента ограничивает конкуренцию на рынке пассажирских перевозок.

         Вместе с тем,  расторгнув  названные  договоры,  МУ ПАТП № 1 продолжило  осуществлять перевозки пассажиров  по тем же  маршрутам  регулярных перевозок, с фактического разрешения Департамента. Такой избирательный подход по допущению к осуществлению деятельности  по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории города Вологды приводит к ограничению недопущению и устранению конкуренции на данном рынке.

В соответствии с п. 6.1. Положения договор на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным (наземным электрическим) транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда" заключается заказчиком пассажирских перевозок с перевозчиком по форме, установленной постановлением администрации города Вологды.

Заказчик пассажирских перевозок осуществляет контроль за соблюдением условий заключенных договоров на обслуживание маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным (наземным электрическим) транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда" п.6.4 Положения.

         В соответствии с п.4.1. Положения о проведении конкурса организатор конкурса разрабатывает конкурсную документацию, включающую извещение о проведении конкурса, формы документов (заявки на участие в конкурсе, сведений о претенденте, описи представленных документов, перечня всех транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров в городском сообщении), проект договора. Конкурсная документация утверждается руководителем Организатора конкурса.

         В утвержденных организатором конкурсов извещениях о проведении конкурса на право обслуживания  маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда»  содержался п.5 «Характеристика маршрута», включавший себя такие показатели, как вместимость автобуса (чел), количество автобусов в рабочие и выходные дни. Извещение являлось составной частью конкурсной документации.

         Аналогичные требования по количеству автобусов и их вместимости содержится в приложении №1-1 к Договору на обслуживание  маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда».

         Таким образом, требование о числе посадочных мест в автобусе и количество автобусов, необходимых для обслуживания маршрута определено в конкурсной документации и в заключенных по  результатам конкурсов договорам.

         В соответствии с п.2.1. договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования  «Город Вологда»  Перевозчик обязуется:

2.1.1. Обеспечить выполнение перевозок пассажиров на маршруте регулярных перевозок  в порядке, установленном Приложениями №№  1-1,  1-2 к настоящему договору.

2.1.2. Обеспечить выполнение перевозок пассажиров подвижным составом, отвечающим требованиям  Приложения № 2 к настоящему договору, обеспечивая при этом безопасность перевозок пассажиров, качество и культуру обслуживания.

2.1.15.        Перевозчик не вправе самостоятельно без согласования с Заказчиком увеличивать или уменьшать количество транспортных средств на маршруте регулярных перевозок.

         В материалах дела имеются копии договоров на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров заключенные по результатам конкурсов проведенных в 2014 году в том числе договоры №: №  12Д от 28.03.2014 (маршрут № 7), № 18Д от 04.04.2014 (маршрут № 28),  № 21Д о 04.04.2014 (маршрут №  22),№ 22Д от 04.04.2014 (маршрут № 29), № 33Д от 20.05.2014 (маршрут № 14),  заключенные между Департаментом и МУ ПАТП№1. В указанные договоры дополнительными соглашениями  внесены изменения по количеству единиц подвижного состава и (или) количеству рейсов требуемых для обслуживания маршрута в сторону уменьшения относительно характеристик маршрутов,  изначально указанных в извещениях о поведении конкурсов. 

         Действия Департамента, выразившиеся в согласовании изменения характеристик  маршрутов предусмотренных договорами, заключенных по результатам конкурсов нарушают статью 16 Закона о защите конкуренции и влекут ограничение, недопущение, устранение конкуренции на рынке пассажирских перевозок в городе Вологде.

         Таким образом, сложилась ситуация, когда конкурсанту, набравшему наибольшее количество баллов по сравнению с другими претендентами благодаря,   в том числе по наличию автобусов большей вместимостью и большим парком автобусов, разрешено осуществлять перевозки  автобусами, не указанным в конкурсной заявке, и другого класса,  уменьшать количество рейсов по некоторым маршрутам,   противоречит смыслу и целям проведения конкурса в принципе, а также опровергает преимущество победителя перед иными конкурсантами.

         Вместе с тем, в материалы дела Департаментом представлены копии договоров №: № 7Д от 16.02.2015 на обслуживание маршрута № 13 «Доронино-Осаново», где пунтом 4.1  установлен срок действия договора с 01.05.2014 до 01.05.2015; № 8Д от 16.02.2015 на обслуживание маршрута № 21 «Льнокомбинат –ДОК»,  где пунтом 4.1  установлен срок действия договора с 01.05.2014 до 01.05.2017; № 9Д от 16.02.2015 на обслуживание  маршрута №18 «Архангельская-Поликлиника», где пунтом 4.1  установлен срок действия договора с 01.05.2014 до 01.05.2017; №10Д от 16.02.2015 на обслуживание маршрута № 11 «Центр- с/х Цветы», где пунктом 4.1  установлен срок действия договора с 01.05.2014 до 01.05.2017. На вопрос комиссии Управления является ли данная информация опечаткой или это действительные условия договора, Департамент не дал ответа. В связи с чем,  Управление делает вывод, что в период с 01.05.2014 по 16.02.2015 МУ ПАТП №1 обслуживало  указанные маршруты без договора заключенного с Департаментом.

         Заключение между Департаментом и перевозчиком по результатам конкурсного отбора договора на оказание услуг перевозки пассажиров автомобильным транспортом является формой реализации органами местного самоуправления своих полномочий при регулировании правоотношений в системе транспортного обслуживания населения. В данном случае заключение такого договора по результатам конкурсного отбора является формой допуска органами местного самоуправления субъектов предпринимательской деятельности для осуществления пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Вологда".    

         При таких обстоятельствах, рассматриваемый договор является элементом административного регулирования органами местного самоуправления правоотношений с перевозчиками на территории муниципального образования.

         В данном случае следует рассматривать действия Департамента в целом как единый процесс цепочку: «проведение процедуры конкурса - заключение договора по результатам конкурса - исполнение договора».

        

         В рассматриваемом случае согласованность действий Администрации города Вологды, Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды и МУ ПАТП №1, нарушающая ст.16 Закона № 135-ФЗ, выражается в следующем:

         1.Администрацией  города Вологды  в 2009 году  была утверждена  оптимизированная сеть маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным и наземным электрическим  транспортом  в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда», которой утверждены номера и наименования всех существующих маршрутов регулярных перевозок на территории города Вологды. В связи с чем,  были проведены конкурсы на все маршруты города Вологды как, на вновь созданные, в большинстве, которых победителем стало МУ ПАТП №1 и с которым были заключены договоры на обслуживание маршрутов.

         2.По истечении сроков договоров на обслуживание  маршрутов Департаментом проводились новые  конкурсы на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок. Конкурсы были проведены  с существенными нарушениями антимонопольного законодательства, в том числе  в необоснованном  отказе  в  допуске к участию в конкурсе ООО «ПАТП-33», по неправомерному допуску МУ ПАТП № 1 к участию в конкурсах и признаны судами недействительными (дело № А13-7767/2013, дело № А13-11040/2014, дело № А13-4522/2014). Однако,  Департамент заключает договоры на обслуживание маршрутов города Вологды  до проведения новых конкурсов с МУ ПАТП № 1, хотя предприятие не соответствовало статусу добросовестного перевозчика. На неоднократные просьбы других перевозчиков заключить с ними  договоры на обслуживание  маршрутов до проведения новых конкурсов, Департамент отвечал отказом.

         3.Администрацией города Вологды,   вносились изменения в решение  Вологодской городской Думы № 132 ««О мерах по улучшению перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «Город Вологда», которым утверждено Положение о проведении конкурса, которое определяет порядок организации и проведения конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда» в части оценки участников конкурса, в виде    установления критериев оценки  выигрышные для МУ ПАТП  №1, чем создавала предприятию преимущественные условия для участия в  конкурсах по сравнению с другими участниками. Такие критерии были признаны судом антиконкурентными ( дело № А13-16908/2014).     

         4.Администрация города Вологды, являясь собственником МУ ПАТП №1, а также Департамент градостроительства и инфраструктуры города Вологды  являясь функциональным органом администрации города Вологды. располагали  сведениями о хозяйственной и финансовой  деятельности предприятия, о наличии задолженности перед Пенсионным фондом РФ, о состоянии парка автобусов, тем не менее  допускали МУ ПАТП № 1 к участию в конкурсах, признавали победителем конкурсов, предоставляли преимущественные условия для МУ ПАТП №1. А МУ ПАТП № 1, в свою очередь, знающий свое положение, все равно заявлялся на конкурсы, как добросовестный перевозчик, хотя изначально не соответствовал условиям конкурсов.

5. Департаментом и МУ ПАТП № 1 подписаны дополнительные соглашения к договорам на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров, заключенным по результатам конкурсов проведенных в 2014 году (договоры №: №  12Д от 28.03.2014 (маршрут № 7), № 18Д от 04.04.2014 (маршрут № 28),  № 21Д о 04.04.2014 (маршрут №  22),№ 22Д от 04.04.2014 (маршрут № 29), № 33Д от 20.05.2014 (маршрут № 14). Дополнительными соглашениями  внесены изменения по количеству единиц подвижного состава и (или) количеству рейсов требуемых для обслуживания маршрута в сторону уменьшения относительно характеристик маршрутов,  изначально указанных в извещениях о поведении конкурсов. Таким образом, для МУ ПАТП № 1 созданы преимущественные условия.

          Действия носили скоординированный характер. Указанные согласованные действия  фактически привели к нарушению прав  конкурентов МУ ПАТП № 1 – ООО «Такси – Сервис», НП «Перевозчики пассажиров города Вологды», которые заявляли  о возможности осуществлять перевозки  на лучших условиях, чем  предприятие , однако были лишены  такой возможности  вследствие предоставления администрацией города Вологды и Департаментом  конкурентного преимущества МУ ПАТП № 1. При этом, иной возможности  выхода на локальный рынок  перевозок  автобусами в городе Вологде, кроме как участие в процедуре конкурсного отбора,  у конкурентов МУ ПАТП № 1 нет. Следовательно, согласованные действия  привели к недопущению, ограничению и устранению конкуренции  в связи  с нарушением равнодоступности локального товарного рынка.

         Указанной нормой запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

     Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

         Закон №135-ФЗ регламентирует организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения  недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
         Целями Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 названного закона).
           В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий (пункты 2,8). 
     В статье 4 Закона №135-ФЗ определено, что конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17); дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8).
     В силу части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе  создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2).
     Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ).     

         По смыслу приведенных нормативных положений защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.
     В силу требований Закона № 135-ФЗ все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.
         На момент вынесения решения  муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие № 1 в связи реорганизацией было переименовано в акционерное общество «ПАТП №1».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23, 39, 40, 45, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», комиссия Управления 

РЕШИЛА:

         1. Признать администрацию города Вологды,  Департамент  градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды, акционерное общество «ПАТП №1»  нарушившими статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции»,  администрацию города Вологды,  Департамент  градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды нарушившим часть 1 статьи 15 и части 1, 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

         2. Выдать предписание Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, в том числе принять меры к расторжению договоров на обслуживание  маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории  муниципального образования  «Город Вологда» заключенных с нарушением антимонопольного законодательства  в том числе  договоров №:  № 7Д от 16.02.2015 г., № 8Д от 16.02.2015, № 9Д от 16.02.2015, №10Д от 16.02.2015, № 12Д от 28.03.2014, № 15Д от 20.05.2015, 16Д от 18.06.2015, № 17Д от 18.06.2015, № 18Д от 18.06.2015, № 18 Д  от 04.04.2014, № 19 Д от 18.06.2015, № 20Д  от 18.06.2015, № 21Д от 18.06.2015, 21Д от 04.04.2014, № 22Д от 18.06.20015, № 22Д от 04.04.2014, № 23 от 18.06.2015, № 24Д от 18.06.2015 , № 25 Д от 18.06.2015 , № 26Д от 18.06.2015, № 27Д от 18.06.2015, № 33Д от 20.05.2014 заключенных с МУ ПАТП №1.

         Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

подпись

 

С.В.Осипов

Члены Комиссии:

подпись

подпись

подпись

 

Т.Б.Тихомирова

Д.С.Анпилов

С.Л.Анфимова

 

подпись

 

Л.В.Нестерова

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 30-15,16,17/15

о прекращении нарушения

антимонопольного законодательства

 

21 января 2016 года                                                                                  г.Вологда

 

  Комиссия Управления ФАС по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

         Осипов Сергей Владимирович– председатель Комиссии,  зам. руководителя Управления - начальник отдела;

         Тихомирова Татьяна Борисовна – член Комиссии начальник отдела контроля органов государственной власти;

          Анпилов Денис Сергеевич – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Анфимова Светлана Леонидовна – член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

Нестерова Людмила Владимировна – член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;

руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 21 января  2016 года по делу № 30-15,16,17/15 о нарушении Администрацией города Вологды (160000, г.Вологда, Каменный мост, 4), Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (16000, г.Вологда, ул.М.Ульяновой, 6а), муниципальным унитарным пассажирским автотранспортным предприятием № 1(160000, г.Вологда , ул. Мудрова, 31) (далее- МУ ПАТП №1, Предприятие) статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Администрацией города Вологды (160000, г.Вологда, Каменный мост, 4), Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (16000, г.Вологда, ул.М.Ульяновой, 6а) часть 1 статьи 15 и части 1,2 статьи  17  Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды ,  расположенному  по адресу:  160000, г. Вологда, ул.М.Ульяновой, 6а  в срок до 20 февраля  2016  года  прекратить нарушение статьи 16, части 1 статьи 15,  частей  1,2  статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в проведении конкурсов с  установлением  показателей оценки участников конкурса, необоснованно предоставляющих преимущество отдельным его участникам, заключении договоров на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров с лицом, не отвечающим требования конкурсной документации, нормативно-правовых актов, а именно, совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, в том числе принять меры к расторжению договоров:  № 7Д от 16.02.2015  на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №13 «Доронино-Осаново», № 8Д от 16.02.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №21 «Льнокомбинат-ДОК», № 9Д от 16.02.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №18 «Архангельская-Поликлиника», №10Д от 16.02.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №11 «Центр-с/х Цветы», № 12Д от 28.03.2014 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №7  «Архангельская-Берег», № 15Д от 20.05.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда»  №4 «Дальняя-Поликлиника-Возрождения»,  №16Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №20 «Лоста (Переезд)-ВПЗ», № 17Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда»  №45 «ВПЗ-Мясокомбинат», № 18Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда»  №30 «Разина-Преображенского» , № 18 Д  от 04.04.2014 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №28 «Лоста-Прилуки», № 19 Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №35 «6мкр.-ГРС», № 20Д  от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №32 «Лукьяново-Возраждения», № 21Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №23 «Областная детская больница-Дальняя», 21Д от 04.04.2014 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №22 «Семенково-Возраждения», № 22Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №27 «6мкр.-Берег», № 22Д от 04.04.2014 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №29 «Областная детская больница-Берег», № 23Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» № 9 «Архангельская-Доронино», № 24Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» № 15 «Архангельская- ВПЗ», № 25 Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №42 «Доронино-Екимцево» , № 26Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №49 «6мкр.-Доронино», № 27Д от 18.06.2015 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №43 «Козицино-с/о Розочка», № 33Д от 20.05.2014 на право обслуживания маршрута регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом  в городском сообщении  на территории  муниципального образования «Город Вологда» №14 ВПЗ-с/о Розочка», заключенных с муниципальным пассажирским автотранспортным предприятием № 1.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 5 дней со дня его исполнения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны