Решение б/н РЕШЕНИЕ № 302-10АМЗ/15 от 16 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

«___»________2015г. №_______

 

ОАО «Вологодская сбытовая компания»

160000, г. Вологда,

Пречистенская наб., 68

 

ООО «Вырастайка»

162614, г. Череповец,

ул. М. Горького, 32

 

РЕШЕНИЕ № 302-10АМЗ/15

                                               

 

Резолютивная часть оглашена 03 марта 2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено 13 марта 2015 г.                                              г. Вологда

 

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 302-10АМЗ/15 в отношении открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии:

Щепелин Валентин Петрович –  заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Власов Алексей Алексеевич – начальник отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт Управления;

Ласкин Михаил Владимирович – ведущий специалист-эксперт Управления;

рассмотрев материалы дела № 302-10АМЗ/15,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление от общества с ограниченной ответственностью «Вырастайка» (далее также –  заявитель, общество) на действия открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» (далее – ответчик, энергосбытовая компания), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из данного заявления следует, что энергосбытовая компания выставляет обществу, являющемуся собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, счета на оплату электроэнергии для общедомовых нужд, учитываемых по общему прибору учета, как потребителю, относящемуся к категории «Прочие потребители». Вместе с тем, заявитель полагает, что в силу нормы, изложенной в Приложение 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетики, утвержденным Постановлением правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), электроэнергия, потребленная на общедомовые нужды, должна оплачиваться им как потребителем, приравненным к населению. В связи с намеренным применением в расчетных отношениях ненадлежащего тарифа энергосбытовая компания допускает злоупотребление доминирующим положением на рынке электроэнергии Вологодской области.

Ответчик с доводами и требованиями заявителя, указанными в жалобе, не согласен и полагает, что действует в рамках законодательства, поскольку общество, приобретающее электроэнергию для осуществления предпринимательской деятельности, а не для бытового потребления, правомерно отнесено к категории «прочие потребители».

В соответствии с приказом Управления № 59 от 10.02.2015 г.  возбуждено дело № 302-10АМЗ/15 в отношении ОАО «Вологдаэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия приходит к следующему.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьёй 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона необходимо установить, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 г.  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетики розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетики установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках. В соответствии счастью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Одним из уставных видов деятельности ответчика, согласно пункту 3.2 Устава, является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

В соответствии с приказом Вологодского УФАС России от 06.05.2011 № 130 энергосбытовая компания находится в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, с долей более 50 процентов  на рынке электрической энергии (код по ОКП 01 1000 (электроэнергия) Вологодской области.

Таким образом, действия ответчика – хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на розничном рынке электроэнергии Вологодской области, являются объектом антимонопольного регулирования и контроля.

Вместе с тем, статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещена лишь та деятельность занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которой являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Антимонопольному органу, при квалификации действий доминирующего хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, также необходимо учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Из материалов дела следует, что обществу согласно свидетельству о государственной регистрации от 21.03.2013 г. на праве собственником принадлежит нежилое встроено-пристроенное помещение на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская область,  г. Череповец,  пр-т Шекснинский, д. 25.

Между обществом и энергосбытовой компанией заключен договор на поставку электрической энергии для покупателя, с присоединенной мощностью менее 100 кВа, от 01 июля 2011 г. № 1999/3. В указанном выше нежилом помещении установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии. Расчет стоимости подлежащей оплате электроэнергии осуществляется в порядке раздела 4 действующего между сторонами договора на поставку электрической энергии с применением тарифа «Прочие потребители». Счета и тарифы, предъявляемые в этой части, заявитель не оспаривает.

Кроме электроэнергии, потребленной непосредственно в нежилом помещении, общество оплачивает пропорционально своей доли в собственности электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (далее – ОДН) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Дополнительным соглашением от 19.05.2014 № 02/14 данное нежилое помещение включено в качестве точки поставки в названный договор (наименование присоединения: ОДН в МКД по адресу: г. Череповец, пр. Шекснинский, д.25). До соответствующей даты оплата электроэнергии на ОДН осуществлялась заявителем через управляющую организацию ООО «Управляющая компания «Новый дом» по тарифу, установленному для населения. После перехода общества на прямой расчет с энергосбытовой компанией последняя при расчете платы за ОДН стала использовать тариф «Прочие потребители», то есть тот же, что при расчете с обществом по индивидуальному прибору учета.

Комиссия полагает, что ответчик в данном случае правомерно в расчетных отношениях с заявителем применяет названный тариф.

В соответствии с Законом об электроэнергетики потребитель электрической энергии – лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Приложением 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» установлен перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. В пункт 4 данного приложения включены юридические и физические  лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.

Материалами дела установлено, что общество использует нежилое помещение для осуществления предпринимательской деятельности – сдачи в аренду. Кроме того, в соответствии с данными, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности общества является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества (код 70.20.2).

На заседании комиссии заявитель не смог пояснить, какая часть электрической энергии, приходящаяся на ОДН, расходуется им на коммунально-бытовые нужды, а какая используется для того, чтобы обеспечить обслуживание нежилого помещения, сдаваемого в аренду, то есть на нужды, связанные с коммерческой деятельностью. Раздельного учета соответствующих объемов потребляемой электроэнергии обществом не ведется.

Таким образом, несмотря на то, что общество по договору энергоснабжения рассчитывающиеся с ответчиком по общему прибору учета электрической энергии, оно не смогло подтвердить доводы о том, что соответствующий объем электроэнергии потребляется им именно на коммунально-бытовые нужды, а не используется для осуществления коммерческой деятельности.

Региональная энергетическая комиссия Вологодской области в письменных пояснениях от 24.02.2015 № 446, направленных по запросу Управления и приобщенных к материалам настоящего дела, также указала на то, что общество не относится к категории потребителей электрической энергии, приравненных к населению, поэтому электроэнергию оно должно оплачивать по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере электроснабжения.

С учетом того, что в данной ситуации применение энергосбытовой компанией по отношению к заявителю тарифа «Прочие потребители» не противоречит установленным правилам и не нарушает нормы действующего законодательства, данные действия ответчика не могут являться злоупотреблением доминирующим положением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № 302-10АМЗ/15 по признакам нарушения ОАО «Вологодская сбытовая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ответчика нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

        

 

Председатель Комиссии

 

  В.П. Щепелин

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                 И.А. Смышляева

                                                                                                                     

                                                                                                                      А.А. Власов

 

                                                                                                                      М.В. Ласкин

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны