Решение б/н РЕШЕНИЕ № 31-17АМЗ/15 от 23 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

___________№____________

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

  

 

 

     ФГУП «Почта России»

     131000, г. Москва, Варшавское ш., 37

           УФПС Вологодской области филиал

         ФГУП «Почта России»

         160000, г. Вологда, Советский пр., 4

         ООО «Барион»

         160009, г. Вологда, ул. Чехова, 24

 

РЕШЕНИЕ № 31-17АМЗ/15

 

Резолютивная часть оглашена 10 ноября 2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено 20 ноября 2015 г.                                           г. Вологда

 

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 31-17АМЗ/15 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления почтовой связи Вологодской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» о нарушении пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

       Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления;

       Члены комиссии:

        Смышляева И.А.– зам. начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;

        Ласкин М.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;

        Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;

            Мухин А.С. – государственный инспектор отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;

в присутствии представителей от Общества с ограниченной ответственностью «Барион» Баушевой Е.Н. (доверенность от 15.07.2015); от Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» Рахманской Е.И. (доверенность от 10.11.2015 № 111),

рассмотрев материалы дела № 31-17АМЗ/15,    

                                

УСТАНОВИЛА:

 

В Вологодское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Барион» (далее также – ООО «Барион», Заявитель) на действия Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления почтовой связи Вологодской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», Ответчик), нарушающие антимонопольные требования к торгам при определении победителя запроса котировок в электронной форме на поставку комплектующих материалов для оргтехники (№ SBR035-1506260015).

ООО «Барион», являясь участником указанной выше закупки, направило заявку с приложением предложения о цене договора в размере 402 482 рубля 00 копеек, включающей в себя все затраты, связанные с выполнением обязательств по договору поставки, уплатой налогов, сборов и других обязательных платежей, при этом указав, что НДС не облагается в связи с упрощенной системой налогообложения. Общество с ограниченной ответственностью «НИКС Вологда» (далее – ООО «НИКС Вологда») также направило заявку на участие в запросе котировок с приложением предложения о цене договора в размере 455 000 рублей 00 копеек, в том числе НДС 18 % 81 900 рублей 00 копеек. Обе организации были допущены к участию в запросе котировок, по результатам проведения которого ООО «НИКС Вологда» признано победителем на основании того, что его заявка соответствует установленным в закупочной документации требованиям, в которой указана наиболее низкая цена договора и которой присвоен первый номер <...> Вместе с тем, ООО «Барион» считает, что предложенная им цена договора является наиболее низкой по сравнению с ценой ООО «Никс Вологда», статус плательщика НДС не должен каким-либо образом учитываться при определении победителя запроса котировок, действующее законодательство не содержит положений, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимися плательщиками НДС, преимуществ при участии в закупках.

Заявитель полагает, что Ответчик, осуществляя соответствующую закупку для своих нужд в порядке, определенном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), при определении победителя, допустил нарушение требований настоящего закона, закупочной документации, а также антимонопольных требований к торгам, установленным статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Ответчик с доводами Заявителя не согласен, считает, что определение победителя осуществлено в рамках установленного порядка и с учетом требований антимонопольного законодательства, Позиция Ответчика, в частности, основывается на том, что в документации на проведение запроса котировок им было обозначено то, что заказчика интересуют предложения о цене договора, включая НДС. Представленная ООО «Барион» заявка с предложенной ценой договора без учета НДС не соответствует установленным закупочной документацией требованиям, что является формальным основанием для отклонения данной заявки. Однако, посчитав указанную ошибку несущественной, Ответчик принял решение о допуске Заявителя к участию в закупке. С учетом того, что предложения поступили от двух участников – ООО «Барион» и ООО «НИКС Вологда», для обеспечения равных условий данным участникам, применяющим разные системы налогообложения, к предложенным ценам был применен уравнивающий подход: цена ООО «НИКС Вологда» уменьшена на сумму НДС и сравнена с первоначальным предложением ООО «Барион», а также, цена последнего – увеличена на сумму НДС и сравнена с первоначальной ценой ООО «НИКС Вологда». В обоих случаях сравнения победителем с наименьшей ценой оказалось ООО «НИКС Вологда».

Вологодское УФАС России, рассмотрев настоящее заявление и соответствующие материалы, приказом № 436 от 05.10.2015 возбудило дело № 31-17АМЗ/15 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления почтовой связи Вологодской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» о нарушении пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции

На заседании комиссии, рассматривающей настоящее дело, представители Заявителя и Ответчика поддержали заявленные доводы.

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия приходит к следующему.

Материалами дела установлены следующие фактические обстоятельства.

ФГУП «Почта России» 26.06.2015 было опубликовано извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме «Поставка комплектующих материалов для оргтехники» для нужд ФГУП «Почта России» в лице УФПС Вологодской области – филиала ФГУП «Почта России» (№ SBR035-1506260015).

 На участие в данной процедуре поступило две заявки – ООО «Барион» и ООО «НИКС Вологда». ООО «Барион» представило заявку на участие в запросе котировок с приложением предложения о цене договора в размере 402 482 рубля 00 копеек (цифрами и прописью) и указанием того, что НДС не облагается в связи с применением упрощенной системы налогообложения. ООО «НИКС Вологда» также направило заявку на участие в запросе котировок с приложением предложения о цене договора в размере 455 000 рублей 00 копеек, в том числе НДС 18 % 81 900 рублей 00 копеек.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 06.07.2015 обе заявки признаны соответствующим установленным в закупочной документации требованиям и общества допущено к участию в запросе котировок (пункты 9, 11 протокола). По результатам рассмотрения и оценки поступивших заявок победителем признано ООО «НИКС Вологда» на основании того, что его заявка соответствует установленным в документации требованиям, в которой указана наиболее низкая цена договора и которой присвоен первый номер (пункт 9.1 протокола).

Несогласие ООО «Барион» с порядком и результатом проведенной Ответчиком оценки котировочных заявок явилось основанием для направления в Вологодское УФАС России настоящего заявления.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, на которые распространяется указанный Федеральный закон.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1).

Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договора посредством определения конкурентных процедур, осуществление выбора победителя, с которым будет заключен договор, в строгом соответствии с правилами, установленными законом и утвержденными заказчиком и (или) организатором данных процедур.

Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, осуществляемыми государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Статьей 2 Закон № 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным положением о закупке. Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (часть 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ).

ФГУП «Почта России» приказом от 30.06.2014 № 187-п утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» (далее – Положение).

Положением предусмотрено, что содержание заявки на участие в закупке определяется в зависимости от способа проведения закупки. Заявка на участие в закупке может содержать указанные в данном разделе документы и сведения, в том числе предложение о цене договора, включая НДС (пункт  13.1.7). При проведении запроса котировок комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если заявки на участие в запросе котировок не соответствуют требованиям документации о запросе котировок, в том числе наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы товара (каждого товара), начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы (пункт 17.4.2 Положения).

Положением установлено, что победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в документации о запросе котировок, в которой указана наиболее низкая цена договора и которой присвоен первый номер (пункт 21.9.4).

В соответствии с разделом 14 данного Положения разрабатывается и утверждается документация о закупке (также документация о запросе котировок).

Положением предусмотрено, что документация о закупке помимо сведений, предусмотренных извещением о закупке в соответствии с разделом 12 настоящего Положения, должна содержать, среди прочего сведения о том, что если участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации освобожден от уплаты НДС, то договор с таким участником закупки заключается по предложенной им цене, сниженной на сумму НДС (пункт 14.10.8).

Директором УФПС Вологодской области – филиала ФГУП «Почта России» утверждена документация на проведение запроса котировок в электронной форме «Поставка комплектующих материалов для оргтехники» (далее – Документация).

В Информационной карте положения II Документации содержатся требования к участникам закупки и заявкам, в том числе документам и сведениям, входящим в состав заявки на участие в запросе котировок (пункт 21). Заявка и предложение о цене договора подается участниками закупки в соответствии с утвержденными формами Документации.

В соответствии с Общими условиями проведения запроса котировок положения I Документации в содержании заявки на участие в запросе котировок указывается предложение о цене товара, включая НДС (пункт 3.2.2). Формой № 2 Документации утверждена заявка на участие в запросе котировок, неотъемлемой частью которой является предложение о цене договора (форма № 3 Документации). Последний документ предусматривает итоговое указание цены договора – значение цифрами и прописью с обязательным указанием суммы НДС или применения упрощенной системы налогообложения.

В Информационной карте (положение «Оценка») содержится ссылка на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке производится согласно разделу 5 Документации. В том случае, если представленные котировочные заявки не соответствуют установленным в пункте 1.7 Документации требованиям, они закупочной комиссией не рассматриваются и подлежат отклонению (пункт 5.1 Документации).

В качестве критерия оценки заявок на участие в запросе котировок установлен 100 % ценовой критерий. Победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в документации о запросе котировок, в которой указана наиболее низкая цена договора и которой присвоен первый номер (пункт 5.6. Документации). При этом в случае, если участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации освобожден от уплаты НДС, то договор с таким участником закупки заключается по предложенной им цене, сниженной на сумму НДС (пункт 6.1.8 Документации).

         С учетом установленного порядка, вопрос о соответствии (несоответствии) заявки на участие в запросе котировок требованиям документации о запросе котировок должен быть разрешен заказчиком (закупочной комиссией) на стадии решения о допуске участника закупки к участию в запросе котировок. В случае допуска участника закупки к участию в запросе котировок его заявка подлежит оценке в соответствии с закупочной документацией.

            Из материалов настоящего дела следует, что ООО «Барион» представило заявку на участие в запросе котировок с приложением предложения о цене договора в размере 402 482 рубля 00 копеек (цифрами и прописью) и указанием того, что НДС не облагается в связи с применением упрощенной системы налогообложения, как это предусмотрено утвержденной формой № 3 Документации. Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 06.07.2015 заявка ООО «Барион» признана соответствующей установленным в Документации требованиям и Общество допущено к участию в запросе котировок (пункты 9, 11 протокола).

            Учитывая данные обстоятельства, комиссия не принимает объяснения Ответчика о том, что у него имелись формальные основания для отклонения заявки ООО «Барион» в связи с ее несоответствием требованиям Документации.

Комиссия также считает несостоятельными доводы Ответчика о том, что в связи с указанием ООО «Барион» в  заявке цены договора без учета НДС, закупочная комиссия приняла решение самостоятельно прибавить к предложенной заявителем цене договора НДС, как того требует Документация, с тем чтобы обеспечить равные условия второму участнику – ООО «НИКС Вологда», направившему предложение о цене договора с учетом НДС. Указанным выше порядком оценки котировочных заявок, установленным как Положением, так и Документацией, прямо предусмотрено, что победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в документации о запросе котировок, в которой указана наиболее низкая цена договора и которой присвоен первый номер <...> Данные документы не содержат указания на то, что выбранная участником запроса котировок система налогообложения, наличие (отсутствие) у участника статуса плательщика НДС должны каким-либо образом учитываться при определении победителя запроса котировок. Кроме того, цена договора, предложенная ООО «Барион» ниже цены договора, предложенной ООО «НИКС Вологда», признанным победителем запроса котировок.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе таким принципом, как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление при проведении запроса котировок цен на товары действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, такие как нарушение порядка определения победителя или победителей запроса котировок. В данном случае, отступление заказчиком – ФГУП «Почта России» от установленных в Положении и Документации правил осуществления оценки котировочных заявок, определения победителя запроса котировок является нарушением антимонопольного законодательства.

Материалами дела установлено, что по результатам проведения запроса котировок и определения победителя Ответчиком был заключен договор поставки № 27990 от 15.07.2015 с ООО «НИКС Вологда». Обязательства по данному договору на момент рассмотрения настоящего дела Комиссией исполнены сторонами в полном объеме: поставщиком осуществлена поставка покупателю комплектующих материалов для оргтехники, а поставщиком произведена оплата данного товара (счет-фактура и товарная накладная № 2037 от 16.07.2015; счет-фактура и товарная накладная № 2103 от 24.07.2015; счет-фактура и товарная накладная № 2345 от 14.08.2015). С учетом данного обстоятельства, комиссия полагает нецелесообразной выдачу Ответчику возможного предписания.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 17, статьями 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице Управления почтовой связи Вологодской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         2. Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице Управления почтовой связи Вологодской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, не выдавать ввиду заключения и полного исполнения договора, заключенного с победителем запроса котировок.

 

 

 

 Председатель Комиссии                                                                                   Н.В.Мерзлякова       

 

Члены Комиссии                                                                                                  И.А. Смышляева

                                                                                                                                 М.В. Ласкин

                                                                                                                                 И.С. Лукова

                                                                                                                                 А.С. Мухин

                                                                      

 

      

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны