Решение б/н РЕШЕНИЕ № 310-10АМЗ/15 от 21 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел. (8172) 72-99-70

факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

                        _________№ __________

 

на № ________ от __________

 

 

 ********

 

    *************

    *************

 

    Государственное предприятие   

    Вологодской области  

   «Дирекция по организации 

    автобусных  перевозок»

 

    160009, г. Вологда,

    пл. Бабушкина, д.10

 

 

      

    ┌                                                                           ┐

 

РЕШЕНИЕ № 310-10АМЗ/15

 

 

Резолютивная часть объявлена 12.05.2015 г.

Изготовлено в полном объеме  15.05.2015 г.                                                      г. Вологда

 

 

        Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

        Смышляевой И.А., - председателя Комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

        Докшина М.И. – старшего государственного инспектора отдела  антимонопольного и рекламного контроля;      

        Минаева А.Б. – главного специалиста-эксперта отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий;

        рассмотрев дело № 310-10АМЗ/15 по признакам нарушения ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»,                                     

                                               

УСТАНОВИЛА:

 

 

          В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление ******* (далее также – Заявитель) о признаках нарушения антимонопольного законодательства ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок», выразившихся в незаконном и непредусмотренном законодательством взимании сбора за предварительную продажу билетов для проезда в междугородном сообщении.

         В обоснование своих доводов Заявитель указал, что 22.12.2014 года им в кассе автовокзала г. Вологды был приобретен билет для проезда на автобусе по междугородному маршруту № 701 (6350) Вологда – Бабаево (отправление 29.12.2014 года.). При продаже билета с Заявителя помимо стоимости самого проезда в размере  597, 80 рублей дополнительно были взысканы денежные средства в размере 40 рублей в качестве комиссионного сбора за услуги по предварительной продаже этого билета, в билете именуемая как оплата резервирования, так как приобретение проездного документа осуществлялось не в день отправления автобуса. Заявитель полагает, что взимание ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» дополнительной платы за услуги предварительного оформления проездных документов («оплаты резервирования») является незаконным и нарушает антимонопольное законодательство.

ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» в обоснование своих доводов в письменных пояснениях и на заседании Комиссии показало, что 30.04.2015 года Предприятием был издан Приказ «Об установлении платных услуг автовокзала «Вологда» и Сокольского филиала ГП ВО «ДОАП», где была определена плата за услуги по резервированию мест в автобусах на междугородных маршрутах в размере 40 рублей. Издание данного Приказа было обусловлено тем, что ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, действующим на принципах самоокупаемости и вправе устанавливать экономически обоснованные тарифы на свои услуги, предусмотренные Уставом предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 3.3 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» предусматривает оказание услуг по резервированию мест по услугам, не связанным с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющих непосредственное отношение к перевозке.    

         Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Вологодского УФАС России считает, что  ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» нарушило ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

  В соответствии с аналитическим отчетом № 22 от 20.03.2015 года, составленным Вологодским УФАС России установлено, что  ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» занимает доминирующее положение на рынке услуг по продаже билетов для автобусных пассажирских регулярных перевозок в междугородном сообщении в кассах автовокзалов, автостанций в географических границах территории г. Вологды.

        Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

         В соответствии с ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы: услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (далее - услуги по перевозке); услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

         Услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя: услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т. п.); информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т. п.); оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т. п.; предоставление санитарно-гигиенических услуг; услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т. п.).

        Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется Правилами перевозок пассажиров.

         На основании пунктов 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.

         В силу п. 3.1 ГОСТ Р 51825-2001 оформление билета является частью услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств.

         В соответствии с п. 50 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

         Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

         Таким образом, указанными актами не предусмотрена предварительная продажа билетов как основание для взимания за нее каких - либо сборов.

         В соответствии с п.1 ст.789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

         Услуги по продаже билетов, в том числе и по предварительной, предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу ч. 2 ст. 789 ГК РФ является публичным договором.

         Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

          Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

         Стоимость перевозки независимо от места приобретения пассажиром билета в кассе автовокзала или у водителя автобуса, а также независимо от времени покупки проездного билета должна быть одинакова. Устанавливая плату за предварительную продажу билетов ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» нарушает требования законодательства, предъявляемые к публичным договорам, ущемляет интересы Заявителя и является нарушением ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела от ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» поступил Приказ от 21.04.2015 года № 18, которым Предприятие с 25.04.2015 года отменено взимание с пассажиров платы за услуги по резервированию мест в автобусах всех маршрутов, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрение дела в связи с добровольным устранением ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного,  руководствуясь  ст.ст. 23; 41; 48 ч.1 п.1  Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

                                                          

                                                             РЕШИЛА:

 

           1.  Установить факт нарушения  ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

           2. Прекратить рассмотрение дела № 310-10АМЗ/15  в связи с добровольным устранением ГП ВО «Дирекция по организации автобусных  перевозок» нарушения антимонопольного законодательства.  

                              

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                        И.А. Смышляева

 

 Члены Комиссии:                                                                                  М.И. Докшин

                                                                                                                                                                                

                                                                                                                       А.Б. Минаев

 

                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                           

       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

      Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны