Решение б/н РЕШЕНИЕ № 32-10АМЗ/15 от 1 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 32-10АМЗ/15

 

Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2016 г.

Полный текст решения изготовлен 12.02.2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипов С.В. - заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Н. И. – начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;

Лукова И.С. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;

Ласкин М.В. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

в присутствии представителей ПАО «МРСК Северо-Запада»: .... по доверенности от 06.07.2015, ... по доверенности от 26.11.2015 и заявителя ... лично,

рассмотрев дело № 32-10АМЗ/15, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее Ответчик; ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785, юридический адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договором № 26-00866В/15 от 11.03.2015 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома по адресу: …, результатом которого является ущемление интересов заявителя – ...,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление  ...  о неисполнении предусмотренных договором № 26-00866В/15 от 11.03.2015  мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: ....

В соответствии с приказом Управления № 455 от 15.10.2015 года возбуждено дело № 32-10АМЗ/15 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К участию в рассмотрении дела № 32-10АМЗ/15 привлечены: в качестве ответчика - ПАО  «МРСК Северо-Запада», в качестве заявителя – гражданка ...

На заседании Комиссии Заявитель поддержала заявленные требования и пояснила, что ПАО «МРСК Северо-Запада» настаивает на установке опоры на участке заявителя и за счет заявителя, а также на выполнении мероприятий по проектированию линейных объектов от опоры, установленной за пределами земельного  участка  заявителя.

Представители ПАО «МРСК Северо-Запада» пояснили, что сроки выполнения мероприятий по договору № 26-00866В/15 от 11.03.2015 затянулись  в связи с проведением закупочных процедур и нарушением сроков поставки материалов.

Заслушав объяснения, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

Согласно пункту 5 договора от 11.03.2015 г. № 26-00866В/15 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого   дома составляет 6 месяцев со дня заключения   договора. Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению объекта Заявителя к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» должны быть исполнены Ответчиком  не позднее 12.09.2015.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребление доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Согласно обзору состояния конкурентной среды на товарном рынке от 15.10.2015 г. № 56 ПАО «МРСК Северо-Запада», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Усть-Кубинском районе Вологодской области в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих ПАО «МРСК Северо-Запада» сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.

Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет не белее 6 месяцев; для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВ, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон – не более 1 года; для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон - не более 2 лет.

11.03.2015 г. между … и ОАО «МРСК Северо-Запада» (с 03.07.2015 ПАО «МРСК Северо-Запада») подписан договор от 11.03.2015 г. № 26-00866В/15 (подписан со стороны  заявителя  23.03.2013 г.) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащего заявителю жилого дома, расположенного по адресу: ...

По условиям договора  сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя ВРУ жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), а заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора (пункт 1).

Согласно пункту 3 договора точка присоединения указана в технических условиях (далее - ТУ), являющихся неотъемлемой частью договора, располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя.

Приложением к указанному договору являются технические условия для присоединения к электрическим сетям (далее технические условия, ТУ).

В пункте 8 технических условий от 17.06.2014 N 26-02544Ч/14-001 определено, что точка присоединения – ВЛ-10 кВ Запань, КТП-100кВА Высокое, ВЛ-0,4 кВ ф. № 3 Детсад, вновь устанавливаемая опора ВЛ-0,4 кВ.

Пунктом 12.1 ТУ установлено, что заявитель ... осуществляет мероприятия по проектированию и строительству в отношении линейных объектов согласно ч. 13 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, в том числе произвести монтаж ввода 0,23кВ от вновь устанавливаемой опоры существующей ВЛ-0,4 кВ до объекта, ввод 0,23 кВ выполнить проводом марки СИП, сечением соответствующим нагрузке, длина пролета ответвления от точки подключения к вводу не должна превышать 25м, при расстоянии, превышающем такую длину произвести установку опоры либо представить расчет, подтверждающий возможность ее отсутствия.

Комиссия Управления считает неправомерным возлагать на ... мероприятия по проектированию и строительству линейных объектов от опоры, установленной за пределами земельного участка заявителя.

Согласно пункту 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке, и, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами, в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

На основании подпунктов "а" и "г" пункта 16 Правил N 861 договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (технологического присоединения); порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно пункту 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Исходя из положений пункта 16.1 Правил N 861, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 25(1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт "а"); распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией) (подпункт "г").

Распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил N 861.

В силу пункта 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 N 16008/10 разъяснено, что включение в направленный и подписанный сетевой организацией проект договора технологического присоединения условий об обязанностях заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка противоречит Правилам N 861 и является действием по навязыванию невыгодных условий договора. Неприведение условий договора в соответствие с действующим законодательством по полученным разногласиям в установленный срок и ненаправление ответа на возражения заявителя является продолжением противоправного поведения.

При этом указано, что норма подпункта "а" пункта 25.1 Правил N 861 устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя, поэтому в случае если сетевая организация включила в договор условия, которыми распространила обязательства заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределы границ участка, подпункт "а" пункта 25.1 Правил применению не подлежит.

В рассматриваемом случае вновь устанавливаемая опора будет находиться за пределами границ земельного участка, принадлежащего ... Данный вывод следует из пояснений представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» на заседании Комиссии 29.10.2015, а также из пункта 3 договора, согласно которому точка присоединения указана в технических условиях располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя.

Следовательно, общество в нарушение изложенных норм Правил N 861 обязало заявителя выполнить мероприятия, связанные с присоединением ЛЭП к опоре за пределами границ земельного участка, принадлежащего ...

      В связи с наличием в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада»,  выразившихся в навязывании гражданке ... условий договора технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: …,  признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ПАО «МРСК Северо-Запада» направлено  предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем исключения из технических условий, являющихся приложением к договору от 11.03.2015 г. № 26-00866В/15  об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям условий об осуществлении мероприятий  по проектированию и строительству в отношении линейных объектов.

      Материалами дела установлено, что с целью выполнения предупреждения Управления  ПАО «МРСК Северо-Запада» заключило договор об осуществлении технологического присоединения № 26-00167В/16 от 25.01.2016 с ..., что позволит поставить дополнительную опору, от которой возможно осуществление технологического присоединения жилого   дома ... без установки опоры на территории её земельного участка.

Кроме того, по инициативе заявителя между ... и  ПАО «МРСК Северо-Запада» подписано дополнительное соглашение № 26-00866В/15-003 к договору от 11.03.2015 № 26-00866В/15 о пролонгации срока   выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 31.12.2016.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей на момент возбуждения дела, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в редакции 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В связи с изменениями положений антимонопольного законодательства заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей не попадают в сферу деятельности антимонопольного контроля.

При таких обстоятельствах комиссия приходит к выводу об отсутствии в настоящий момент в действиях  ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49  Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушений ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых комиссией действиях ПАО «МРСК Северо-Запада».
  2. Предписание ПАО «МРСК Северо-Запада» не выдавать в связи с отсутствием нарушений ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны