Решение №035/10/18.1-3/2024 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Малина» (дал... от 9 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 035/10/18.1-3/2024

 

 

09 января 2024г.                                                                                                                     г.Вологда                      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии;

Сучков О.Н. – помощник руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии;

Косоногова Е.А. – старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии,

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Малина» на действия МАУ «Центр социального питания», Комиссии по осуществлению конкурентной закупки при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку фруктов в феврале-мае 2024 года (номер извещения на сайте ЕИС 32313051932),

в присутствии представителя ООО «Малина» Золотовой А.С., представителя МАУ «Центр социального питания», являющегося членом Комиссия по осуществлению конкурентной закупки, Кокоревой Н.А.,

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области  (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) принята к рассмотрению жалоба (вх. № 7014-ЭП/23 от 25.12.2023) ООО «Малина» (далее – Заявитель) на действия МАУ «Центр социального питания» (далее – Заказчик), Комиссии по осуществлению конкурентной закупки (далее – Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку фруктов в феврале-мае 2024 года (номер извещения на сайте ЕИС 32313051932; далее – аукцион, закупка).

Антимонопольный орган с учетом порядка, определенного статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в том числе, по основаниям осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положения о закупке такого заказчика.

В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничивается только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно доводу жалобы, Заявитель выражает несогласие с отказом Комиссии по осуществлению конкурентной закупки в допуске к участию в аукционе.

От Заказчика поступили письменные возражения, согласно которым считает жалобу необоснованной по основаниям, указанным в возражениях.

Уведомлением Управления от 27.12.2023 № 3999/23 рассмотрение жалобы назначено на 09.01.2024. Информация о принятии к рассмотрению жалобы опубликована на сайте Управления.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством использования видеоконференц-связи. Решение по жалобе принято 09.01.2024.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,  установила следующее.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Наблюдательным советом в соответствии с протоколом заседания № 2 от 01.11.2023 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки  (положением о закупке).

Частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из пунктов 1, 2, 3 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, подпунктов 1, 2, 3 Положения о закупке, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

              Согласно пункту 9.1.5 Положения о закупке одной из функций закупочной комиссии является принятие решений о допуске участника закупки или отказа в допуске (отклонения заявки) участника закупки к участию в закупке.

              Пунктом 9.7.3.3. Положения о закупке предусмотрено, что в рамках рассмотрения заявок выполняются следующие действия:

  1. проверка состава заявок на соблюдение требований извещения и (или) документации;
  2. проверка участника закупки на соответствие требованиям извещения и (или) документации;
  3. принятие решений о допуске, отказе в допуске (отклонении заявки) к участию по соответствующим основаниям.

              Если заявка участника не соответствует указанным в документации требованиям, такая заявка подлежит отклонению от участия в аукционе (пункт 9.7.3.4 Положения о закупке).

06.12.2023 на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) размещены извещение, документация о проведении аукциона.

Согласно аукционной документации:

Предмет договора: Поставка фруктов в феврале-мае 2024 года.

Количество поставляемого товара, описание предмета закупки: Указано в Приложении № 2 к аукционной документации.

Заявки на участие в закупке принимаются с «06» декабря 2023 года и до окончания срока подачи заявок - до 08 ч. 00 мин. (по московскому времени) «22» декабря 2023 года. При наступлении даты и времени окончания срока подачи заявок подача заявки становится невозможной.

Заявка на участие в аукционе оформляется в соответствии с образцами форм.

Заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей.

Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать (Форма №1):

1) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;

Примечание:

Значения показателей товаров указываются следующим образом:

- в случае, если в аукционной документации установлены значения показателей, которые не могут изменяться, значения таких показателей указываются в заявке на участие в аукционе без изменений;

- в случае, если в аукционной документации установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей в заявке на участие в аукционе должны быть конкретные значения таких показателей;

- в случае, если в аукционной документации установлены значения показателей с союзом «или» в заявке на участие в аукционе должны быть указаны конкретные значения таких показателей.

Участник закупки может изменить или отозвать свою заявку в любой момент до окончания срока подачи заявок. Ограничений в отношении количества попыток внесения изменений в поданную заявку нет.

Описанием предмета закупки и требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара (приложение № 2 к аукционной документации) предусмотрено:

 

Описание товара, работ, услуг

Классификация по ОКПД2

Классификация по ОКВЭД2

Кол-во товара

Ед. изм.

Цена за единицу товара, руб.

Стоимость товара, руб.

Внешний вид: Плоды свежие, целые, чистые, здоровые, плотные, неповрежденные, не вялые, не подмороженные, без затрагивающих мякоть повреждений, вызванных

сельскохозяйственными вредителями и болезнями, без излишней внешней влажности, одного помологического сорта

Плоды типичные по форме и окраске для данного помологического сорта. Мякоть доброкачественная, без подкожной пятнистости и побурения.

Плодоножка целая или сломанная. Мякоть не должна быть слишком твердозернистой. Допускаются незначительные дефекты при условии, что они не влияют на общий внешний вид, качество, сохраняемость и товарный вид продукта в упаковке: - незначительные дефекты формы, развития, окраски, не более 2 градобоин, легкие нажимы и потертость общей площадью не более 1 см2, незначительные дефекты кожицы, которые не должны превышать 2 см для продольных дефектов (засохшие повреждения плодожоркой),

 Допускается слабое побурение кожицы на площади не более 1/8 поверхности плода

Степень зрелости: Плоды спелые, однородные по степени зрелости, но не ниже съемной и не перезревшие.

Вкус и запах: Без постороннего запаха и привкуса.

Размер плодов по наибольшему поперечному диаметру- 55 мм.

Масса плода- 100г.

Не допускается наличие плодов заплесневевших, загнивших, подмороженных, запаренных, со свежими проколами, с глубокими механическими повреждениями, остатками химических веществ.

Не допускается наличие посторонней примеси.

Не допускается наличие сельскохозяйственных вредителей и продуктов их жизнедеятельности.

Содержимое каждой упаковки должно быть однородным и состоять из свежих груш одного и того же происхождения, разновидности, качества и размера (в случае калибровки), степени зрелости.

Фасовка: от 1 кг.

01.24.21.000 Груши

01.24 Выращивание семечковых и косточковых культур

55000

кг

162,00

8910000,00

 

Образцы форм

Форма №1

 

Первая часть Заявки на участие в аукционе в электронной форме

 

Изучив аукционную документацию на право заключить договор на поставку фруктов в феврале-мае 2024 года, предлагаем поставить товар  на условиях, предусмотренных аукционной документацией.

 

Предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки

п/п

Наименование товара

Наименование показателя

Единица измерения показателя

(при наличии)

Конкретные значения показателя товара, предлагаемого Участником

Страна происхождения товара

 

 

Заявителем представлена первая часть заявки на участие в закупке, в которой указано следующее:

п/п

Наименование товара

Наименование показателя

Единица измерения показателя

(при наличии)

Конкретные значения показателя товара, предлагаемого Участником

Страна происхождения товара

3

Груши

Внешний вид

-

Плоды свежие, целые, чистые, здоровые, плотные, неповрежденные, не вялые, не подмороженные, без затрагивающих мякоть повреждений, вызванных сельскохозяйственными вредителями и болезнями, без излишней внешней влажности, одного помологического сорта

Плоды типичные по форме и окраске для данного помологического сорта. Мякоть доброкачественная, без подкожной пятнистости и побурения.

Плодоножка целая. Мякоть не твердозернистая. Незначительные дефекты не влияют на общий внешний вид, качество, сохраняемость и товарный вид продукта в упаковке:

незначительные дефекты формы, развития, окраски, не более 2 градобоин, легкие нажимы и потертость общей площадью не более 1 см2,

незначительные дефекты кожицы, которые не превышают 2 см для продольных дефектов (засохшие повреждения плодожоркой).

Допускается слабое побурение кожицы на площади не более 1/8 поверхности плода

Российская Федерация

Степень зрелости

-

Плоды спелые, однородные по степени зрелости,

не ниже съемной и не перезревшие.

 

Вкус и запах

-

Без постороннего запаха и привкуса.

 

Размер плодов по наибольшему поперечному диаметру

 

мм

55

Масса плода

г

10

 

 

Фасовка

кг

15

Нет плодов заплесневевших, загнивших, подмороженных, запаренных, со свежими проколами, с глубокими механическими повреждениями, остатками химических веществ.

Нет посторонних примесей.

Нет сельскохозяйственных вредителей и продуктов их жизнедеятельности.

Содержимое каждой упаковки однородное и состоит из свежих груш одного и того же происхождения, разновидности, качества и размера (в случае калибровки), степени зрелости.

 

 

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 25.12.2023 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям с учетом несоответствия продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации.

Согласно пояснениям Заказчика указанная в заявке Заявителя по позиции № 3 «Груши» масса плода 10 грамм явно не соответствует указанной в описании предмета закупки массе плода – 100 грамм.

Из объяснений Заявителя следует, что указанная в заявке масса плода является технической ошибкой и данное условие объективно невыполнимо.

Частью 11 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ предусмотрено право участник конкурентной закупки изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Также пунктом 9.4.3 Положения о закупке, пунктом 9 аукционной документации предусмотрено, что участник закупки может изменить или отозвать свою заявку в любой момент до окончания срока подачи заявок. Ограничений в отношении количества попыток внесения изменений в поданную заявку нет.

С учетом этого, в случае, если Заявитель допустил техническую ошибку при заполнении заявки, то у него была возможность до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе воспользоваться предусмотренным законодательством о закупках правом на отзыв заявки либо на внесение изменений в заявку, что Заявителем сделано не было.

Действующие положения законодательства о закупках не устанавливают обязанности Заказчика, закупочной комиссии оценивать очевидность технических ошибок, допущенных претендентом при заполнении заявки на участие в закупке, а также допускать до участия в закупке заявку такого претендента.

Согласно пояснениям представителя Заказчика указанная в аукционной документации масса плода (100 грамм) соответствует ГОСТ 33499-2015. Указанная в заявке Заявителя масса плода (10 грамм) не подходит Заказчику по весовому параметру, точность и достоверность веса плода Комиссия  по осуществлению конкурентной закупки определить не могла.

С учетом пунктов 13.1.1, 13.1.11 Положения о закупке в проект договора включаются условия, предложенные участником закупки с которым заключается договор. Договор заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, извещением о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки.

Принимая во внимание выше установленные обстоятельства, заявка Заявителя на основании пункта 9.7.3.4 Положения о закупке подлежала отклонению.

На участие в аукционе поступило три заявки: от ООО «Малина», ООО «Роса плюс», ООО «Вологдаволок».  В заявках ООО «Роса плюс», ООО «Вологдаволок» масса груши указана 100г. Данные участники допущены до участия в закупке.

Таким образом, требования аукционной документации применены в равной степени ко всем участникам закупки.

Каких-либо доказательств отсутствия у Заявителя возможности соблюдения требований законодательства о закупках по надлежащему заполнению заявки, а равно нарушения действующих правовых норм со стороны Заказчика, Комиссии по осуществлению конкурентной закупки Комиссии Управления не представлено.

Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Малина» на действия МАУ «Центр социального питания», Комиссии по осуществлению конкурентной закупки при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку фруктов в феврале-мае 2024 года (номер извещения на сайте ЕИС 32313051932) необоснованной.

2.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              И.А. Смышляева

 

Члены Комиссии:                                                                                                          О.Н. Сучков

 

         Е.А. Косоногова

                                                                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны