Решение б/н РЕШЕНИЕ № 33-10АМЗ/15 от 2 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 33-10АМЗ/15

 

г. Вологда

 

Резолютивная часть решения объявлена 23.11.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 07.12.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Проничева Н.И. – и.о. заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Ласкин М.В. – ведущий специалист –эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;

Мухин А.С. – государственный инспектор отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

 

рассмотрев дело № 33-10АМЗ/15, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ПАО  «МРСК Северо-Запада» (ИНН:7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договором от 03.12.2014 г. №26-05729В/14 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-он, Сосновское с/п, д. Ерофейка (кад. №35:25:0404070:735), результатом которого является ущемление интересов <…>,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

17.09.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление <…>  (далее – заявитель) на бездействия ПАО  «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго»  (далее – Общество, ответчик), выразившиеся в неисполнении предусмотренных договором от 03.12.2014 г. №26-05729В/14 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-он, Сосновское с/п, д. Ерофейка (кад. №35:25:0404070:735).

В соответствии с приказом Управления № 456 от 19.10.2015 года возбуждено дело №33-10АМЗ/15 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из содержания заявления следует, что между заявителем и Обществом заключен договор от 03.12.2014 № №26-05729В/14 (подписан заявителем 12.01.2015 г.) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

Согласно пункту 5 названного Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора.

Заявителем в полном объеме произведена оплата стоимости услуг в размере 550 (пятьсот пятьдесят) рублей  согласно раздела III названного Договора.

В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила)) и условий Договора мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» должны быть исполнены Обществом не позднее 12.07.2015. На момент подачи заявления в Управление и на момент рассмотрения дела Комиссией и принятия по нему решения (23.11.2015 г.) мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные Договором, со стороны «МРСК Северо-Запада» не выполнены.

<…> на заседании Комиссии поддержала доводы, изложенные в заявлении. Без технологического присоединения невозможно заключение договора купли-продажи электрической энергии. Заявитель также пояснил, что неоднократно связывался по телефону и посредством электронной почты с работниками ПАО «МРСК Северо-Запада» в целях получения информации о сроках исполнения Обществом своих обязательств, что подтверждает детализация звонков, а также электронная переписка. В связи с отсутствием ответов от представителей Общества, заявитель вынужден был обратиться с жалобой в адрес Управления. Кроме того, заявитель указал, что на момент истечения сроков, предусмотренных договором, на ее земельном участке был построен жилой дом. Таким образом имелся объект для технологического присоединения.

Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что в целях выполнения мероприятий по договору были инициированы закупочные процедуры, по результатам которых заключен договор подряда от 03.09.2015 г. №ВЭ2.1-15/0149 с ООО «ИЗЫСКАТЕЛЬ-35». Срок окончания работ по договору подряда-31.12.2015 г. Также Обществом был составлен и согласован рабочий проект по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя. Также представитель Общества указал, что ориентировочный срок выполнения мероприятий по договору со стороны Общества- 30.03.2016 г.  

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Согласно обзору состояния конкурентной среды на товарном рынке от 19.08.2015 г. №53, ПАО «МРСК Северо-Запада», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Вологодском районе Вологодской области в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих Обществу сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

03.12.2014 г. между заявителем и Обществом заключен договор №26-05729В/14 (подписан <…> 12.01.2015 г.)  на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-он, Сосновское с/п, д. Ерофейка (кад. №35:25:0404070:735).

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.

Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.

Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

<…>, как заявитель, соответствует критериям, указанным в п. 14 Правил.

При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий Договора мероприятия по технологическому присоединению жилых домов к электрическим сетям ПАО «МРСК Северо-Запада», включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее 12.07.2015 г.

Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Обществом не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные Договором, мероприятия по технологическому присоединению жилого дома заявителя.

Пункт 9, 10 Правил содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения. Заявка направленная гражданином в адрес Общества была принята, в результате чего был составлен договор от 03.12.2014 № №26-05729В/14. Таким образом, все необходимые сведения и информация для технологического присоединения у Общества имелись. Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего дела, мероприятия по технологическому присоединению Обществом не выполнены.

 Как установлено на заседании Комиссии и подтверждено материалами дела, в целях исполнения обязательств по договору технологического присоединения от 03.12.2014 г.  Обществом был заключен договор подряда на выполнение инженерно-геодезических изысканий от 03.09.2015 г. №ВЭ2.1-15/0149 с ООО «ИЗЫСКАТЕЛЬ-35». Вместе с тем, закупки по заключению указанного договора были инициированы Обществом 19.08.2015 г. (то есть по истечении шестимесячного срока). Кроме того, срок завершения работ по договору подряда – 31.12.2015 г.что также выше предельных сроков по договору с <…> Рабочий проект для исполнения Обществом своих обязательств был окончательно согласован в ноябре 2015 (то есть по истечении шестимесячного срока).

Таким образом, ПАО «МРСК Северо-Запада», в обоснование своей позиции, не представлено письменных доказательств, объективно препятствовавших ему добросовестно, своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения, в том числе доказательств урегулирования отношений с третьими лицами (подпункт г пункта 25(1) Правил)  и условиями заключенного с гражданином договора при соблюдении баланса интересов заказчика и сетевой организации.

      Довод Общества о том, что заявители не уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий, комиссией проанализирован.

       Какая-либо очередность выполнения сторонами технических условий не предусмотрена ни Правилами, ни договорами о технологическом присоединении.

В материалах дела отсутствуют доказательства, что Общество в установленный Договорами срок  обращалось в адрес заявителей с целью проверки выполнения последними технических условий. Сведений об обращении сетевой организации в адрес заявителей с требованием о выполнении их части технических условий также не представлено. В соответствии с Правилами технологического присоединения, а также в соответствии с заключенным договорами, срок действия технических условий для заявителей составляет 2 года с момента заключения договоров.

Кроме того, для выполнения своей части технических условий, заявителю необходимо запроектировать и смонтировать линию 0,4кВ от вновь строящейся опоры ВЛ-0,4кВ до своего объекта. Для выполнения указных мероприятий заявителю необходим Рабочий проект на строительство ВЛ-0,4 кВ. Однако, указный проект был окончательно согласован только в ноябре 2015.

Таким образом, заявитель не имел возможность добросовестно исполнить свои технические условия.

Довод Общества о направлении в адрес заявителя дополнительных соглашений к договору не подтверждает добросовестность действий Общества, так как указанные дополнительные соглашения были направлены 02.10.2015 г., то есть после истечения сроков исполнения обязательств по договору, а также в результате направления запроса Вологодским УФАС России от 22.09.2015 №4502. Кроме того, продление договоров не предусмотрено Правилами №861.

Указанные бездействия Общества по исполнению договора ущемляют права <…>, которая вправе была рассчитывать на такое исполнение в сроки, предусмотренные законодательством.

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ПАО «МРСК Северо-Запада» доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий) Правил при исполнении договора от 03.12.2014 г. №26-05729В/14 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-он, Сосновское с/п, д. Ерофейка (кад. №35:25:0404070:735), результатом которого является ущемление интересов <…>

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать ПАО  «МРСК Северо-Запада» (ИНН:7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31) нарушившим ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительством РФ № 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договора от 03.12.2014 г. №26-05729В/14 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-он, Сосновское с/п, д. Ерофейка (кад. №35:25:0404070:735), результатом которого является ущемление интересов <…>

2. Выдать ПАО  «МРСК Северо-Запада» предписание о прекращении нарушения положения части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Н.И. Проничева

Связанные организации

Связанные организации не указаны