Решение б/н РЕШЕНИЕ № 35-15/14 от 8 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, т.(8172) 72-99-70/факс: (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

Региональная энергетическая комиссия

Вологодской области

Исх. № 5646

от 04.12.2015г.

162606, Вологодская область, г. Череповец, ул. Сталеваров, 49-б

 

ЗАО «Вторресурсы»

160014, г. Вологда, ул. Некрасова, 60А

 

ООО «Титан»

160034, г. Вологда,

ул. Псковская, 9г-83

 

ООО «Эковтор»

162560, Вологодская обл.,

п. Шексна, ул. Промышленная, 4

 

Щапин Александр Николаевич

г. Вологда, ул. Гагарина, д.7, кв. 37

 

Бутусов Валерий Анатольевич

г. Вологда,

ул. Новгородская, д. 37, кв.164

 

 

РЕШЕНИЕ № 35-15/14

                                                                    г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 4 декабря 2015 года

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Проничева Наталия Ивановна – и.о. зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 35-15/14 по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Вологодской области, расположенной по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Сталеваров, 49Б, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление предпринимателя Щапина Александра Николаевича на действия Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее – РЭК) по установлению тарифа для ЗАО «Вторресурсы» на услуги по утилизации отходов в г. Вологда на 2014-2016 годы. Заявитель считает данный тариф значительно завышенным и необоснованным.

Ответчик с вменяемым нарушением не согласен. Считает, что тариф на утилизацию отходов в г. Вологда экономически обоснован и установлен в соответствии с действующим законодательством.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено следующее.

ЗАО «Вторресурсы» 29 февраля 2012 года выдана лицензия № 35-0063 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

ЗАО «Вторресурсы» 30 апреля 2013 года обратилось в Региональную энергетическую комиссию Вологодской области (далее – РЭК) с заявлением об установлении тарифа на услугу по утилизации отходов для потребителей общества в г. Вологда на 2014-16 годы в размерах: 736 руб./т (без НДС) и 868,48 руб./т (с НДС) на 1 полугодие 2014 года, 750 руб./т (без НДС) и 885 руб./т (с НДС) на 2 полугодие 2014 года, 779,6 руб./т (без НДС) и 919,23 руб./т (с НДС) на 1 полугодие 2015 года, 812,4 руб./т (без НДС) и 958,63 руб./т (с НДС) на 2 полугодие 2015 года, 769 руб./т (без НДС) и 907,42 руб./т (с НДС) на 2016 год. При этом были заявлены следующие валовые объемы реализации услуг: 95000 т утилизируемых отходов на 2014 год, 95950 т на 2015 год и 96910 т на 2016 год.

РЭК приказом от 28 ноября 2013 года № 605 установила тариф на утилизацию отходов ЗАО «Вторресурсы» для потребителей г. Вологды на 2014-16 годы в размере:

с 01.01.2014 по 31.12.2014   717,05 руб./т (с НДС), 607,67 руб./т (без НДС)

с 01.01.2015 по 30.06.2015 664.92 руб./т (с НДС), 563,49 руб./т  (без НДС),

с 01.07.2015 по 31.12.2015  697,64 руб./т (с НДС), 591,22 руб./т (без НДС),

с 01.01.2016 по 30.06.2016  600,83 руб./т (с НДС), 509,18 руб./т (без НДС),

с 01.07.2016 по 31.12.2016  616,18 руб./т (с НДС), 522,19 руб./т (без НДС)

Данным приказом РЭК также утверждена производственная программа ЗАО «Вторресурсы» на 2014-16 годы. Согласно производственной программе объем реализации услуг составляет 109570 тонн на 2014 год, 110666 тонн на 2015 год, 111772 тон на 2016 год.

 

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ним установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Закон 210-ФЗ). 1 

В статье 2 Закона 210-ФЗ определены основные понятия, в частности:

организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;

объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, - объекты, непосредственно используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;

производственная программа организации коммунального комплекса - программа деятельности указанной организации по обеспечению оказания услуг в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (далее также - производственная программа);

цены (тарифы) для потребителей - ценовые ставки, которые включают в себя тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих оказание услуг в целях утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

мониторинг выполнения производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса - периодический сбор и анализ информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса, а также информации о состоянии и развитии объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

потребители услуг организаций коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством;

финансовые потребности организации коммунального комплекса - расчетные значения объема денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, который необходим для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;

объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость оказываемых ею услуг, - изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 3 Закона 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов и надбавок:

достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;

полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;

установление условий обязательного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

Часть 4 статьи 4 Закона 210-ФЗ предоставляет, в частности, следующие полномочия органам регулирования субъекта РФ:

определяют метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;

согласовывают производственные и дают заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса;

устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

публикуют информацию о тарифах на услуги организаций коммунального комплекса, производственных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения производственных программ этих организаций;

осуществляют мониторинг выполнения производственных программ, а также мониторинг показателей технико-экономического состояния объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности указанных объектов;

привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса;

принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных Законом 210-ФЗ, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;

запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную Законом 210-ФЗ и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 7 Закона 210-ФЗ регулирует обеспечение финансовых потребностей, необходимых для производственной программы организации коммунального комплекса. Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организации по тарифам на услуги, установленным для данной организации (часть 1). Производственная программа включает:

1) обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества оказываемых организацией коммунального комплекс услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса;

2) план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества оказываемых услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;

3) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (часть 2).

Регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. (часть 1 статьи 9 Закона 210-ФЗ).

Согласование производственной программы и установление тарифов урегулировано частями 4-8 статьи 9 Закона 210-ФЗ. В случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, а также ее несоответствия разработанной в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 статьи 9 Закона 210-ФЗ расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий (часть 4). В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов (часть 5). В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои услуги (часть 6). По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на услуги организации коммунального комплекса (часть 7). Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия (часть 8).

Согласно части 1 статьи 14 Закона 210-ФЗ основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:

1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость услуг этой организации;

2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;

3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;

4) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, органу регулирования субъекта Российской Федерации;

5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;

6) вступившее в законную силу решение суда;

7) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;

8) досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса;

9) изменение установленных или установление предельных индексов.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона 210-ФЗ мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса проводится в соответствии с методикой проведения указанного мониторинга, содержащей перечень экономических и иных показателей, применяемых органами регулирования для анализа информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса. Приказом Минрегиона РФ от 14.04.2008г. № 48 утверждена методика проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Органом исполнительной власти Вологодской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов согласно постановлению Правительства Вологодской области от 09.08.2010г. № 921, является Региональная энергетическая комиссия Вологодской области.

Устанавливая в спорном приказе валовый объем оказываемых услуг равный 109570 тонн на 2014 год, 110666 тонн на 2015 год, 111772 тон на 2016 год РЭК, согласно заключению по расчету тарифа от 28.11.2013 (стр. 2), руководствовалась заявкой ЗАО «Вторресурсы». При этом согласно уточненной заявке ЗАО «Вторресурсы» от 14.11.2013 года указанный валовый объем оказываемых услуг был получен в результате применения показателя плотности отходов равного 98,34 кг/куб.м. Документы, обосновывающие использование данного показателя плотности утилизируемых отходов ЗАО «Вторресурсы» в РЭК не представляли. РЭК никаким образом не проверяла произведенные ЗАО «Вторресурсы» измерения и расчеты плотности, в процессе рассмотрения дела об установлении тарифа РЭК не запрашивала никаких дополнительных документов, не осуществляла экспертизу, в т.ч. правильности расчета плотности отходов, предусмотренную пунктом 16 Правил № 520.

В представленном в РЭК ЗАО «Вторресурсы» расчете плотности ТБО от жилого фонда, произведенном ООО «Костромская консультационно-информационная компания», указана плотность отходов равная 102,14 кг/куб.м, кроме того в данном расчете имеются явные противоречия, ведущие к занижению показателя плотности отходов.

Так, в расчете отсутствуют данные по транспортным средствам, перевозившим отходы (не указана марка, модель, гос.номер <...> отсутствуют маршрутные листы, что не позволяет достоверно проверить правильность произведенных расчетов.

Также необходимо обратить внимание, что данные о плотности отходов, перевозимых другими хозяйствующими субъектами, в представленных ЗАО «Вторресурсы» расчетах не учитывалась. Также в приведенном расчете отсутствуют данные о плотности отходов, образуемых образовательными b иными бюджетными учреждениями, торговыми организациями, организациями общепита, иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими коммерческую деятельность на территории г. Вологды, что не позволяет использовать данный расчет для определения плотности отходов с целью установления объема реализуемых услуг субъектом ценообразования для установления тарифа на его услуги.

Более того, использовавшаяся в расчете технология замера плотности утилизируемых отходов контейнерами приводит к тому, что в объеме отходов, подлежащих утилизации. учитывается воздух, который не относится к отходам, согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России от 02.12.2002г. № 786, что в свою очередь ведет к завышению объема утилизируемых отходов и, соответственно, снижению их плотности. Так, например, выброшенный в контейнер бумажный пакет из под молока (по технологии «Tetra Pak») имеет объем 500 куб.см, внутри этого пакета находится воздух, не являющийся отходом, в то время как объем картона из которого сделан пакет, и который является отходом, подлежащим утилизации, на порядок меньше.

Согласно письма ЦЛАТИ по Вологодской области от 04.10.2012г. № 01-14/2920 в адрес Управления Росприроднадзора по Вологодской области возможно использовать два метода определения плотности:

1) с использованием проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения, в соответствии с которым рассчитывается процентное содержание каждого вида отходов, и потом по формуле средней арифметической взвешенной находится плотность отходов;

2) при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения используется нормативно утвержденная плотность отходов, так в разделе 2 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996г., плотность отходов, поступающих на полигон принимается равной 200 кг/куб.м, согласно Временным рекомендациям по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах ТБО и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха, утвержденным приказом Минприроды России от 02.11.1992г., насыпная масса 1 куб.м отходов принимается равной 0.25т.

Кроме того, в МДС 13-8.2000 «Концепция обращения с твердыми бытовыми в РФ» установлено значение средней плотности утилизируемых отходов от 190 до 200 кг/куб.м.

В пункте 1.4 Технологического регламента по эксплуатации городской свалки на 2013 год, утвержденного ЗАО «Вторресурсы», также указана плотность отходов равная 200 кг/куб.м.

Согласно имеющимся в материалах дела протоколам анализа ЦЛАТИ по Вологодской области проб отходов, отобранных на площадке разгрузки мусоровозов, средняя плотность отходов составляет около 200 кг/куб.м.

Таким образом, использование РЭК для расчета валового объема реализуемых услуг по утилизации отходов с целью установления тарифа на утилизацию отходов их плотности равной 98,34 кг/куб.м (рассчитанной ЗАО «Вторресурсы») неправомерно и ведет к значительному завышению тарифа.

Данные выводы комиссии Управления подтверждены решениями Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-14339/2013 (стр. 45-48 решения) и делу № А13-16286/2013 (стр. 13-16 решения), вступившими в законную силу.

Согласно характеристике объекта размещения отходов (г. Вологда, ул. Мудрова) на 2012 год на городской свалке размещено 11 879 495 куб.м/ 3 562 848,5 т отходов, соответственно, их плотность составляет 300 кг/куб.м. Согласно информации, указанной в форме 2-ТП (отходы) ЗАО «Вторресурсы» разместило в 2012 году отходов на городской свалке в количестве 127 тыс. т., в 2013 году 136 тыс. т, в 2014 году 142 тыс. т. , что весьма значительно превышает валовый объем реализуемых услуг, использованный в расчете тарифа, что в свою очередь, ведет к существенному завышению тарифа.

Таким образом, учитывая, что размер тарифа определяется делением необходимого размера валовой выручки на валовый объем оказываемых услуг, занижение объема оказываемых услуг ведет к соответствующему завышению тарифа. Следовательно, учитывая, что при установлении тарифа на 2014-2016 годы валовый объем услуг значительно занижен, тариф на утилизацию отходов на 2014-2016 года, установленный спорным приказом РЭК, является завышенным и необоснованным.

 

Согласно заключению РЭК по расчету спорного тарифа на 2014-2016 годы, в него включены расходы на проведение работ по рекультивации полигона на ул. Мудрова, при этом материалы рассчитаны по условиям концессионного соглашения.

В тоже время заключенное концессионное соглашение от 22 сентября 2011 года между МО «Город Вологда» и ЗАО «Вторресурсы» не предусматривает осуществление концессионером работ по рекультивации свалки на ул. Мудрова. Пунктом 1.2 концессионного соглашения предусматривается только выполнение изолирующего слоя на земельном участке, используемом для захоронения отходов, что не является рекультивацией полигона ТБО.

Работы по рекультивации городской свалки не относятся к деятельности по утилизации отходов, осуществляемой ЗАО «Вторресурсы» и подлежащей тарифному регулированию. Городская свалка на ул. Мудрова в г. Вологде является муниципальной собственностью, соответственно, потребность в рекультивации свалки является муниципальной нуждой. Таким образом, все работы по рекультивации свалки должны проводится за бюджетные средства с учетом требований законодательства о закупках.

Более того, в деле об установлении тарифа отсутствуют документs, подтверждающие обоснованность расходов на работы по рекультивации городской свалки, также как и сами расчеты данных расходов. Отсутствует проект рекультивации городской свалки, что делает невозможным определить даже приблизительно объем затрат на рекультивацию городской свалки и все необходимые виды работ по рекультивации.

Таким образом, РЭК неправомерно включило в тариф на утилизацию отходов на 2014-2016 года расходы на работы по рекультивации городской свалки в сумме 36059,2 тыс. рублей, что повлекло необоснованное завышение тарифа на утилизацию.

 

В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами власти, в  т.ч. местного самоуправления. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Согласно статье 3 Закона о защите конкуренции данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в т.ч. с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют организации, органы власти, в т.ч. местного самоуправления, физические лица.

В статье 4 Закона о защите конкуренции определены следующие понятия:

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

 

Изложенные факты подтверждают наличие информации у РЭК о недостоверности показателей плотности отходов (98,34 кг/куб.м), представленных ЗАО «Вторресурсы», а также валового объема оказываемых услуг. Кроме того, у РЭК имелась информация об отсутствии у ЗАО «Вторресурсы» расходов на работы по рекультивации городской свалки на ул. Мудрова, а также о том, что ЗАО «Вторресурсы» не проводило каких-либо работ, связанных с рекультивацией свалки. В тоже время РЭК не предприняла никаких действий по проверке обоснованности представленных обществом данных, в нарушение требований статьи 16 Закона № 210-ФЗ не осуществляла в должной мере мониторинг производственной программы ЗАО «Вторресурсы», в результате чего установила завышенный тариф на утилизацию отходов ЗАО «Вторресурсы» и не приняла мер к досрочному пересмотру тарифа на утилизацию ЗАО «Вторресурсы», хотя имелись основания, предусмотренные частью 1 статьи 14 Закона № 210-ФЗ.

Таким образом, бездействие РЭК в части ненадлежащего проведения мониторинга выполнения производственной программы, не принятия мер к досрочному пересмотру тарифа при наличии оснований к его пересмотру, может привести к ограничению конкуренции и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Установление спорным приказом РЭК необоснованно завышенного тарифа на услуги по утилизации отходов ЗАО «Вторресурсы» на 2014-2016 годs может привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортировке отходов в г. Вологде. Материалами дела подтверждается факт осуществления деятельности по транспортировке отходов ЗАО «Вторресурсы», в том числе приобретение современных дорогих мусоровозов, контейнеров, обустройство контейнерных площадок. В результате завышенного тарифа на утилизацию отходов ЗАО «Вторресурсы» получают сверхприбыль, которую могут потратить на приобретение необходимой современной материальной базы для оказания услуг по транспортировке отходов, при этом устанавливая цены на услуги по транспортировке отходов ниже своих конкурентов, что обеспечивает ЗАО «Вторресурсы» более выгодные условия деятельности на рынке услуг по транспортировке отходов в г. Вологде. В тоже время, конкуренты ЗАО «Вторресурсы» не имеют такой возможности, из-за завышенного тарифа они, наоборот, несут повышенные издержки, себестоимость их услуг значительно выросла, их совокупная доля на рынке сокращается, и в конечном итоге они будут вынуждены уйти с рынка услуг по транспортировке отходов в г. Вологде. Согласно имеющимся в деле материалам ЗАО «Вторресурсы» осуществляет деятельность по вывозу отходов в убыток себе, т.е. за счет сверхприбыли от завышенного тарифа на утилизацию отходов. Тем самым, приказ РЭК от 28.11.2013г. № 605 по установлению тарифа на услуги по утилизации отходов ЗАО «Вторресурсы» на 2014-2016 годы противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Перечисленные выше действия РЭК, а также ее бездействие привели к нарушению эффективного функционирования товарных рынков услуг по утилизации отходов, а также услуг по транспортировке отходов в г. Вологде, что влечет ущемление интересов других лиц в результате установления необоснованно высокого тарифа на услуги по утилизации отходов, а также создает возможность для ЗАО «Вторресурсы» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на указанных рынках.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», а также частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Вологодской области, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Установить противоречие приказа РЭК Вологодской области от 28 ноября 2013 года № 605 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Предписание Региональной энергетической комиссии Вологодской области не выдавать.

4. Управлению обратиться в суд с заявлением об обжаловании противоречащего антимонопольному законодательству приказа РЭК Вологодской области от 28 ноября 2013 года № 605.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

Председатель Комиссии

подпись

 

Н.И. Проничева

Члены Комиссии:

подпись

 

Т.Б. Тихомирова

 

подпись

 

Д.С. Анпилов

 

подпись

 

Л.В. Нестерова

 

 

1Здесь и далее используется редакция Закона 210-ФЗ, действующая на момент принятия решения РЭК об установлении тарифа на утилизацию на 2014-16 годы.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны