Решение б/н РЕШЕНИЕ № 36-10АМЗ/15 от 22 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 36-10АМЗ/15

 

г. Вологда

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 21.12.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипов С.В.– заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;

Мухин А.С. – государственный инспектор отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

 

рассмотрев дело № 36-10АМЗ/15, возбужденное по признакам нарушения п.3 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ПАО  «МРСК Северо-Запада» (ИНН:7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31), выразившееся в необоснованном навязывании невыгодных условий по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <…> в соответствии с Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 года «Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

01.12.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление гр. <…>  (далее – заявитель) на действия ПАО  «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго»  (далее – Общество, ответчик), выразившиеся в необоснованном навязывании невыгодных условий по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств <…> №26-02544Ч/14 от 17.06.2014 г. (далее –Договор) в соответствии с Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 года «Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

По результатам рассмотрения заявления, а также на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 20.07.2015 г. по делу №А13-3680/2015, Управлением выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В результате чего Обществу было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 3899 от 12.08.2015 г. (далее - Предупреждение).

В письме от 28.08.2015 № 07-4889 Общество уведомило Управление о том, что исполнило выданное Предупреждение в полном объеме.

Не согласившись с исполнением Предупреждения, 07.10.2015 г. <…> обратилась в Управление с соответствующим заявлением.

В соответствии с п. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, проанализировав заявление и материалы,  Управлением приказом № 473 от 05.11.2015 года было возбуждено дело №36-10АМЗ/15 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» по признакам нарушения п.3 ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

<…> и ее представитель на заседании Комиссии поддержали доводы, изложенные в заявлении. Заявитель указал о не согласии с точкой присоединения, указанной в п.8 технических условий к Договору, а также с п.12.1.1, 12.4 технических условий.

Представители Общества на заседании Комиссии пояснили, что точка присоединения, указанная в дополнительном соглашении к Договору от 26.08.2015 соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, которым утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861). Указание в п.12.4 технических условий на обязанность по установке учета электроэнергии на внешней стороне жилого дома также соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Постановлению Правительства от 04.05.2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление №442). Остальные требования, указанные в технических условиях (например, по проведению испытаний оборудования) имеют информационно -рекомендательный характер и не подлежат обязательному исполнению.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с Обзором состояния конкурентной среды от 27.04.2015 г. №31, ПАО «МРСК Северо-Запада», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Череповецком районе Вологодской области в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, то есть экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования (п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции).

<…> обратилась в ОАО «МРСК Северо-Запада» (ОАО «МРСК Северо-Запада» изменило  фирменное наименование на ПАО «МРСК Северо-Запада» (Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»), о чем свидетельствует устав Общества в новой редакции, утвержденный годовым Общим собранием акционеров ОАО «МРСК Северо-Запада» 23.06.2015 и лист записи ЕГРЮЛ в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада»  от 03.07.2015) с заявкой от 16.06.2014 №26-02544 на технологическое присоединение энергопринимающего устройства - щита учета, максимальной мощностью 5кВт, для электроснабжения жилого дома по адресу: Вологодская область, Шекснинский район, деревня Соколово Железнодорожного сельсовета, дом 6.

 Между ОАО «МРСК Северо-Запада» и <…> подписан  договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 17.06.2014 №26-02544Ч/14, по условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя ВРУ жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), а заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.

        В порядке пунктов 3 и 4 договора от 17.06.2014 неотъемлемой частью договора являются технические условия от 17.06.2014 №26-02544Ч/14-001, в которых указана точка присоединения -  опора №3 ВЛ-0,4кВ Л-1 от КТП-60кВА Соколово по ВЛ-10кВ Соколье (пункт 8 ТУ). В соответствии с дополнительным соглашением к Договору от 26.08.2015 г. пункт №8 изложен в следующей редакции: ВЛ-10 кВ Соколье, КТП-60 кВА Соколово, ВЛ-0,4 кВ Л-1, соединительные зажимы провода над участком заявителя, но не далее 25 м от границы участка.

 В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения, пункт 12.1.1 изложен в следующей редакции: «Произвести: - монтаж ввода 0,23 кВ в границах земельного участка Заявителя…» В пункте 12.4 Технических условий  предусмотрено выполнение иных мероприятий для организации схемы приема мощности, в их числе выполнить проект, перед присоединением электроустановки произвести необходимые наладочные работы и профилактические испытания электрооборудования и противоаварийной защиты в пределах зоны его ответственности.

          На основании подпунктов «а» и «г» пункта 16 Правил № 861 договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (технологического присоединения); порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

 Согласно пункту 16.3 Правил №861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

 Следовательно, заявитель, энергопринимающее устройство которого соответствует указанному в пункте 17 Правил №861, помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.

 В порядке пункта 16.1 Правил №861 заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

 Согласно пункту 25(1) Правил №861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт «а»); распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией) (подпункт «г»).

          В силу пункта 19 Правил №861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.

К заявке на заключение Договора заявителем были приложены документы, подтверждающие право собственности, а именно свидетельство о праве собственности на земельный участок серия <...> -СК №313798 от 23.10.2007 г., а также свидетельство серия <...> -СК №313799 от 23.10.2007 г. на объект недвижимости - жилой дом (подключаемый объект), 

 В соответствии с рабочим проектом №08-3132-1/14-ЭС, расстояние от опоры №3 ВЛ-0,4кВ Л-1 от КТП-60 кВА до жилого дома <…> составляет 15 метров, то есть в пределах требований, указанных в п.25 (1) Правил №861.

Таким образом, ПАО «МРСК Северо-Запада» обязано выполнить мероприятия по технологическому присоединению до границ жилого дома заявителя.

 Следовательно, соединительные зажимы провода над участком заявителя не могут служить надлежащей точкой присоединения по договору.

 Включение обществом в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и в технические условия, каких-либо мероприятий, не предусмотренных Правилами №861, отказ в изменении условий договора по заявлению гражданина противоречат Правилам №861 и признаются действиями по навязыванию невыгодных условий договора.

В соответствии с выданными заявителю техническими условиями (п.12.4), шкаф учета электроэнергии должен быть установлен на внешней стороне жилого дома.

Согласно п.144 Постановления №442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Таким образом, указание в технических условиях требований о конкретном месте установки шкафа учета в границах участка заявителя,  не предусмотрено Правилами, то есть неправомерно включено Ответчиком в технические условия.

Кроме того, граница распределения балансовой принадлежности должна быть расположена по границе жилого дома. Таким образом, заявитель самостоятельно определяет место размещения прибора учета в границах жилого дома.

Также Управлением установлено, что включение в п.12.4 технических условий требований по выполнению проекта, выполнению необходимых наладочных работ и профилактических испытаний электрооборудования и противоаварийной защиты в пределах зоны его ответственности, заключение заявителем договора энергоснабжения до присоединения электроустановки <…> к сетям Общества не предусмотрено Правилами №861.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ПАО «МРСК Северо-Запада» доминирующим положением путем нарушения п.3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в необоснованном навязывании невыгодных условий по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств <…> №26-02544Ч/14 от 17.06.2014 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 года «Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ПАО  «МРСК Северо-Запада» (ИНН:7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31) нарушившим п.3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в необоснованном навязывании невыгодных условий по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств <…> №26-02544Ч/14 от 17.06.2014 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 года «Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

2. Выдать ПАО  «МРСК Северо-Запада» предписание о прекращении нарушения положения пункта 3 части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

С.В. Осипов

Связанные организации

Связанные организации не указаны