Решение №035/01/17-766/2023 Решение и предписание по делу № 035/01/17-766/2023 в отношен... от 22 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел.:8 (8172) 72-99-70

факс: 8 (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

  ____________ № _____________

 

­­­­­­­­­                        

                                                                           

 

┌                                                                                              ┐

МАУ «Центр социального питания»

160024, г. Вологда, ул. Пугачева, д. 83

myprt18vologda@yandex.ru

 

Прокуратура города Вологды

г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 60

egolovchina@yandex.ru

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 035/01/17-766/2023

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

Резолютивная часть оглашена 15 марта 2024г.

Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2024г.                                       г. Вологда

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Ростиславова А.А. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Сучков О.Н. – помощник руководителя Управления,

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления,

Косоногова Е.А. – старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной  антимонопольной службы по Вологодской области,

в присутствии: от прокуратуры г. Вологды <…>, от МАУ «ЦСП» директора <…>, представителей по доверенности – <…>,

рассмотрев дело № 035/01/17-766/2023 в отношении Муниципального автономного учреждения «Центр социального питания» (далее – МАУ «ЦСП») по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) из Прокуратуры города Вологды поступила информация о состоянии законности при организации питания детей в образовательных организациях города, соблюдения требований законодательства при заключении договоров в данной сфере (вх. № 5191/23 от 06.10.2023).

Управление в целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства истребовало дополнительные документы и информацию. Полученные материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

Управление в соответствии с частью 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) издало приказ от 25.10.2023 № 111 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства». Определением о назначении дела к рассмотрению от 25.10.2023 к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечена прокуратура города Вологды, в качестве ответчика привлечено Муниципальное автономное учреждение «Центр социального питания» (далее – МАУ «ЦСП», Учреждение, Ответчик).

По результатам изучения материалов настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу об установлении в действиях Ответчика нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Таким образом, положение о закупке должно соответствовать Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону о закупках, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 указанной статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением
о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 данного Закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 указанной статьи.

В силу части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В свою очередь частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках  предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 указанной статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (статья 3.6 Закона о закупках).

Администрацией города Вологды принято постановление от 02.10.2020 № 1516 «Об осуществлении закупки товаров, работ, услуг, услуг для муниципальных бюджетных автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий городского округа города Вологды» (в редакции от 20.09.2023 № 1516), которым установлена обязанность автономных учреждений городского округа города Вологды осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке и случаях, установленных Типовым положением о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных и автономных учреждений области, утвержденным приказом Комитета по регулированию контрактной системы Вологодской области от 15.05.2023 № 39 (ранее - приказом от 26.11.2018 № 118), а также при включении в положение о закупке случаев, предусмотренных пунктом 2 данного постановления.

МАУ «ЦСП» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, а также Положением о закупке товаров, работ, услуг МАУ «ЦСП», утвержденным решением Наблюдательного совета (далее – Положение о закупке).

Пунктом 4.1 Положения о закупке предусмотрены способы закупки. Согласно пункту 4.4 Положения о закупке закупка у единственного поставщика является неконкурентной закупкой и осуществляется в случаях, установленных данным Положением.

Пунктом 5.5 Положения о закупке (в редакции от 29.12.2023) установлено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в следующих случаях:

  1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария;
  2.  оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами (действие Закона N 223-ФЗ распространено на закупки региональных операторов по обращению с ТКО) , газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
  3. заключение договора на оказание услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
  4.  осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трех миллионов рублей, включая НДС, при этом извещение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  5. выполнение работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;
  6. закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом местного самоуправления в соответствии с его полномочиями, либо подведомственным ему муниципальным учреждением, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, Вологодской области, муниципального образования «Город Вологда»;
  7. закупка товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим подпунктом договор на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварий, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. В случае проведения закупки на основании настоящего подпункта заказчик составляет отчет-обоснование о проведении закупки, составленный в свободной форме, с обязательным описанием событий и происшествий (включая их хронологию), возникновение которых привело к наличию удовлетворяемой потребности, а также указание реквизитов документов, подтверждающих факт возникновения аварии, введения режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или иных чрезвычайных обстоятельств. Документы, составленные в рамках осуществления закупки по настоящему подпункту хранятся заказчиком не менее трех лет. При осуществлении закупки в соответствии с настоящим подпунктом заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения договора орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя Заказчика, о такой закупке. К уведомлению прикладывается копия заключенного договора с отчетом – обоснованием о проведении закупки;
  8. производство товара, выполнение работ, оказание услуг осуществляется учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы;
  9. закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций;
  10. заключение договора на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
  11. заключение договора на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких Заказчиков, с поставщиком, который определен Заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия;
  12. заключение агентского договора на резервирование билетов на мероприятия Заказчика, договора  на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов, на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок-бланков строгой отчетности;
  13. заключение договора на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих Заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии возможности заключения договора непосредственно с подрядчиком, исполнителем указанных в настоящем подпункте работ, услуг заказчик вправе заключить договор, предусматривающий оплату стоимости указанных в настоящем подпункте работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных ему на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, указанных в настоящем пункте;
  14. заключение договора на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений, съездов, форумов, конференций, семинаров, выставок, конкурсах, совещаниях и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей). При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наём жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;
  15. заключения договора с оператором электронной площадки

Оператор электронной площадки должен будет обеспечивать конфиденциальность информации:

о содержании заявок, окончательных предложений до окончания срока их подачи;

- о подавших заявки участниках до предоставления комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к заявкам (ко вторым частям заявок, направляемым заказчику в соответствии с п. 3 ч. 22 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в случае осуществления закупки, участниками которой могут быть только субъекты МСП).

  1. заключение договора на приобретение товара, оказание услуг, выполнение работ, необходимую для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  2. заключение договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, включенных в установленную Правительством Российской Федерации конкретную закупку, перечень и (или) группу товаров, работ, услуг, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС;
  3. заключение договора аренды недвижимого имущества для обеспечения нужд Заказчика;
  4. заключение договора на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
  5. осуществление закупки товаров, работ, услуг вследствие признания ранее проведенной конкурентной закупки несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок или вследствие признания ранее проведенной повторной конкурентной закупки несостоявшейся по причине отклонения всех поданных заявок или по причине отсутствия поданных заявок. При этом не допускается изменение предмета закупки (включая детальные требования к предмету закупки и его характеристикам), а также не допускается изменение объема закупаемых товаров, работ, услуг в сторону его увеличения относительно условий, указанных в документации конкурентной закупки или, в случае проведения закупки способом запроса котировок, в извещении о проведении запроса котировок.

Повторная конкурентная закупка, для признания ее таковой в целях применения настоящего подпункта, должна соответствовать критериям, указанным в пункте 11.6 настоящего Положения.

Заказчик вправе заключить договор на основании настоящего подпункта не позднее чем через 10 (десять) рабочих дней со дня размещения в ЕИС протокола о признании хронологически последней конкурентной закупки несостоявшейся.

Заказчик вправе заключить договор на основании настоящего подпункта в случае признания ранее проведенной конкурентной закупки несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок только после согласования с органом, осуществляющим полномочия учредителя Заказчика.

В случае проведения закупки на основании настоящего подпункта (вне зависимости от суммы сделки) заказчик обязан разместить в ЕИС сведения о такой закупке в плане закупки, извещение о закупке и документацию (за исключением запроса котировок) о закупке не позднее чем через 1 (один) рабочий день со дня заключения договора, а также разместить сведения о договоре, заключенном по результатам такой закупки, в реестре договоров;

  1. заключение договора с единственным участником конкурса, запроса котировок, запроса предложений, аукциона, а также заключение договора с участником аукциона, подавшим заявку ранее остальных, при условии, что этап проведения аукциона не был проведен;
  2. заключение договора, предметом которого является организации проведения культурных и образовательных проектов, мероприятий, посвященных праздничным и памятным датам, гастролей, фестивалей в рамках реализации федеральных целевых программ и государственных программ;
  3. заключение договора в рамках реализации грантов;
  4. осуществляется закупка на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении интеллектуальной собственности для нужд Заказчика, обусловленных производственной необходимостью, если единственному поставщику принадлежит исключительное право на интеллектуальную собственность или право ее использования, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставлять сублицензии;
  5. заключение договора на оказание услуг по размещению рекламы для нужд Заказчика;
  6. заключение договора с физическим лицом с использованием личного труда на оказание услуг по содержанию государственного имущества и имущества вверенного Заказчику;
  7. заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  8. заключение договора в целях осуществления процедуры сертификации согласно требованиям аккредитованной FSC системы сертификации;
  9. заключение договора в целях оказания финансовых услуг в рамках обеспечения  заключенного ранее Заказчиком кредитного договора.

Заказчик вправе заключить договор на основании настоящего подпункта по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Заказчика. Порядок такого согласования устанавливается указанным органом;

30) заключение договора о повышении квалификации (обучении) по профилю, соответствующему направлению деятельности эксперта, включенному в перечень, установленный Минстроем России, для нужд заказчика путем прохождения очно-заочного обучения;

31) закупка услуг по организации питания обучающихся и работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Вологда»;

32) закупка продуктов питания с целью организации питания обучающихся и работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Вологда»;

33) закупка услуг специализированного склада при организации питания обучающихся и работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Вологда»;

34) закупка технологического оборудования, посуды, инвентаря и моющих средств с целью организации питания обучающихся и работников Заказчика;

35) закупка мебели и оборудования, а также недвижимого имущества для организации образовательного процесса;

           36)  закупка товаров (работ, услуг), необходимых для организации деятельности учреждения, включая оснащение сантехническим, теплоэнергетическим, электромонтажным оборудованием и материалами, подрядные работы по строительству, реконструкции и ремонту, в том числе капитальному, зданий и помещений учреждения;

37) заключение договора на приобретение бывших в употреблении техники или оборудования для обеспечения нужд Заказчика;

38) заключение договора на приобретение средств защиты информации, услуг, связанных с их использованием;

39) закупка товаров, работ, услуг в целях устранения последствий аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, ликвидации аварийной ситуации, устранения нарушений технологического режима работы объектов;

40) заключение договора на оказание и оплату образовательных услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ  в рамках системы персонифицированного финансирования.

41) осуществление закупки товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) с целью выполнения заказчиком установленной минимальной доли закупок товаров российского происхождения во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».

           42) осуществление закупки на поставку продуктов питания по договорам, заключенным с сельскохозяйственными товаропроизводителями и товаропроизводителями, осуществляющими деятельность на территории Вологодской области.

         43) если проведение иных способов закупки является нецелесообразным и неэффективным т.к. товарный рынок по конкретному товару, работе, услуге ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне.

         44) у Заказчика возникла срочная потребность в товарах, работах или услугах, приобретение, выполнение или оказание которых необходимо осуществить в короткие сроки.

         45) закупка товаров, работ, услуг в целях исполнения принятых договорных обязательств в качестве исполнителя (поставщика, подрядчика).

В соответствии с уставом МАУ «ЦСП», утвержденным постановлением Администрации города Вологды от 10.08.2010 № 4161 (в редакции от 11.11.2022 № 209), учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях содействия организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, пропаганды принципов здорового и полноценного питания. Учреждение вправе осуществлять следующие виды деятельности: содействие муниципальным образовательным учреждениям в организации питания, в том числе по закупке, хранению, расфасовке и доставке продуктов питания в муниципальные образовательные учреждения и муниципальные учреждения дополнительного образования; совершенствование существующей системы и дальнейшее внедрение современных технологий организации питания в муниципальных образовательных учреждения и муниципальные учреждения дополнительного образования (пункты 2.1, 2.2 устава).

С учетом целей, для достижения которых создано Учреждение, и осуществляемых для их реализации видов деятельности, МАУ «ЦСП» имеет постоянную потребность в приобретении соответствующих товаров, работ услуг.

Муниципальные образовательные учреждения и муниципальные учреждения дополнительного образования являются образовательными организациями и в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» организуют питание обучающихся. Из этого следует, что данные учреждения в соответствующий период осуществления образовательной деятельности имеют постоянную потребность в приобретении услуг по организации питания обучающихся, а закупка этих услуг является ежегодной.

Управление в связи с установлением в Положении о закупке (в ред. от 30.06.2021г.) в качестве случаев закупки у единственного поставщика закупки услуг по организации питания обучающихся и работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Вологда», закупки продуктов питания с целью организации питания обучающихся и работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Вологда» (подпункты 31, 32 пункта 5.5 раздела 5 Положения о закупке), которые создают возможность привлечения исполнителя без проведения конкурентных процедур при любых потребностях заказчика независимо от наличия конкурентного рынка, что может приводить к дискриминации и ограничению конкуренции, выдало 26.05.2022 директору МАУ «ЦСП» предостережение № 16/2022 о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В ответ на предостережение МАУ «ЦСП» пояснило (исх. письмо от 29.08.2022 № 261), что в целях недопущения нарушений действующего законодательства в сфере закупок Учреждением в настоящее время проводится работа по внесению изменений в Положение о закупке и организации проведения закупок продуктов питания для организации питания обучающихся муниципальных образовательных учреждений конкурентным способом.

На запрос Управления № АР/2578/23 от 31.08.2023 о предпринятых Учреждением в соответствии с предостережением № 16/2022 мерах, направленных на недопущение совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, МАУ «ЦСП» письмом от 08.09.2023 сообщило, что в Положение о закупке внесено изменение – утвержден дополнительный способ конкурентной закупки «конкурентные переговоры» (протокол Наблюдательного совета № 4 от 19.09.2022).

Между тем, конкурентных переговоров на оказание услуг по организации и поставке питания после внесения соответствующих изменений в Положение о закупке МАУ «ЦСП» ни разу не провело.

После выдачи Управлением предостережения № 16/2022, возбуждения настоящего дела МАУ «ЦСП» в качестве дополнительных оснований для закупки у единственного поставщика в Положение о закупке включило подпункты 42-45 (протокол Наблюдательного совета № 4 от 19.09.2022, протокол Наблюдательного совета № 2 от 10.10.2023, протокол Наблюдательного совета № 3 от 29.12.2023).

При рассмотрении дела № 035/01/17-766/2023 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

По результатам исследования состояния конкуренции во временном интервале в период с января 2021 по декабрь 2023гг. установлено, что рынки поставки продуктов питания, оказания услуг по организации питания являются высоко конкурентными с наличием большого количества хозяйствующих субъектов.

Краткий отчет (обзор) по результатам исследования состояния конкуренции приобщен к материалам настоящего дела.

Из анализа закупочной деятельности МАУ «ЦСП» следует, что конкурентных закупок на оказание услуг по организации питания обучающихся Учреждение в 2021-2023 годах не проводило.

На основании подпункта 31 пункта 5.5 раздела 5 Положения о закупке МАУ «ЦСП» в 2021 году заключило двухсторонние договоры на организацию питания с ООО «Общепит» для организации питания в 19 школах на общую сумму 143 118 558,00 руб., с ООО «Стиль Вологды» для организации питания в 6 школах на общую сумму 28 373 179,35 руб.,  с ИП Фроловой Н.Н. для организации питания в 1 школе на сумму 8 768 814,41 руб. Итого, соглашений с единственным поставщиком на организацию питания в 2021 году заключено на сумму 180 260 551,76 руб.

МАУ «ЦСП» с муниципальными общеобразовательными организациями заключены договоры о предоставлении Учреждению имущества в безвозмездное пользование в целях организации питания обучающихся и работников и работников образовательных организаций. Согласно условиям данных договоров МАУ «ЦСП» обеспечивает реализацию договорных обязательств собственными либо привлеченными силами и средствами (подпункт 2.4.3 договоров).

В 2022 году на основании подпункта 31 пункта 5.5 Положения о закупке МАУ «ЦСП» для организации питания в школах заключило 19 трехсторонних договоров с ООО «Общепит» и образовательными учреждениями на общую сумму 165 156 340,00 руб., 6 трехсторонних договоров с ООО «Стиль Вологды» и образовательными учреждениями на общую сумму 28 468 471,40 руб., 1 трехсторонний договор с ИП Фроловой Н.Н. и образовательным учреждением на сумму 11 066 089,00 руб. Итого, соглашений с единственным поставщиком на организацию питания в 2022 году заключено на сумму 204 690 900,40руб.

Все вышеуказанные трехсторонние договоры в 2022 году заключены на неопределенный срок и действовали до конца 2023 года.

В 2023 году общая сумма по трехсторонним договорам с участием ООО «Общепит» составила 198 368 682,00 руб., с ООО «Стиль Вологды» - 44 683 413,00 руб., с ИП Фроловой Н.Н. – 15 680 666,6 руб. Итого общая сумма по договорам с единственным поставщиком на организацию питания в 2023 составила 258 732 761,00 руб.

Указанные выше расчеты стоимости договорных услуг по организации питания предоставлены МАУ «ЦСП» (письма вх. №№ 4653-ЭП/23 от 08.09.2023, 215/24 от 15.01.2024), администрацией города Вологды (письмо вх. № 4674/23 от 11.09.2023).

В 2021-2023 годах на организацию питания детей в образовательных учреждениях города Вологды в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий выделены бюджетные средства и доведены до МАУ «ЦСП».

Директор МАУ «ЦСП» на заседании Комиссии пояснил, что договоры на организацию питания заключались исключительно с ООО «Общепит», ООО «Стиль Вологды», ИП Фроловой Н.Н. ввиду того, что данные хозяйствующие субъекты давно работают в сфере организации питания, в том числе обеспечивают процесс питания в соответствующих образовательных учреждениях.

Комиссия отмечает, что согласно условиям трехсторонних договоров исполнитель (организация питания) обязан возмещать заказчику (образовательному учреждению) помесячно в период с сентября по май (за июнь – в случае проведения лагеря на базе заказчика) стоимость услуг водоснабжения и водоотведения в сумме 125,62 рублей, электроэнергии в сумме 2912,20 рублей в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости размера возмещения стоимости коммунальных услуг при организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях № 390-12/2021 от 23.12.2021г. Сумма возмещения подлежит увеличению при индексации тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, электроэнергии (пункты 2.4.27 договоров).

Между тем, несмотря на индексацию тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, электроэнергии, указанная в договорах сумма возмещения ни разу не увеличивалась.

Из сведений, размещенных в ЕИС, следует, что заказчики Вологодской области осуществляют закупки на оказание услуг по организации питания обучающихся (например, БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»: извещение 0830500000223003626, БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А.А. Лепехина»: извещение 0830500000223003797, участник – ООО «Агрос»; БПОУ ВО «Губернаторский колледж народных промыслов», ГКУ ВО «Центр закупок»: извещение 0830500000223003719, участник – ООО «Стандарт вкуса»; БПОУ ВО «ЧМК»: извещение 0830500000223003713 , участник ИП Щелкунова Л.М.; БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум», ГКУ ВО «Центр закупок»: извещение 0830500000223003720, участник – ООО «Индустрия еды»; БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж», БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей», ГКУ ВО «Центр закупок»: извещение 0830500000223003712,  0830500000223003676, участник –  ИП Буренин М.В.; БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж», ГКУ ВО «Центр закупок»: извещение  0830500000223003683, участник – ИП Никифорова А.Ю.; БПОУ ВО «Грязовецкий политехнический техникум», ГКУ ВО «Центр закупок»: извещение, участник – ООО «Общепит плюс»).

В соответствии с информацией, предоставленной Вологдастатом, на территории Вологодской области зарегистрировано 285 хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД56.1), 59 хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности предприятий общественного питания по прочим видам (ОКВЭД56.29).

Рынок организации питания является высоко конкурентным, с большим количеством хозяйствующих субъектов. При проведении конкурентных процедур любой хозяйствующий субъект, имеющий возможность оказать услугу по организации питания может быть рассмотрен в качестве участника соответствующей закупки.

Из анализа закупочной деятельности МАУ «ЦСП» следует, что Учреждением в 2021г. проведены конкурсы в электронной форме на поставку: мяса сельскохозяйственной птицы охлажденное (извещение 32110120413, 32110324526), полуфабрикатов мясных и мясосодержащих охлажденных (извещение 32110120400, 32110324470), субпродуктов пищевых крупного рогатого скота замороженных (фасовка) (извещение 32110120395, 32110324517),  яиц куриных в скорлупе свежих (извещение 32110120383, 32110324369), сахара белого свекловичного в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок (извещение 32110120377, 32110324412), яблок (извещение 32110120364, 32110324404).

В 2022г. МАУ «ЦСП» проведен запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку масла подсолнечного рафинированного, дезодорированного (извещение 32211722925).

МАУ «ЦСП» приняло участие в организованных ГКУ ВО «Центр закупок» совместных аукционах в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку: овощей в феврале- июне 2023 года (извещение 32211959498), фруктов в феврале- июне 2023 года (извещение 32211959490), бакалеи в феврале- июне 2023 года (извещение 32211959475).

В 2023г. МАУ «ЦСП» проведен аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку фруктов в феврале-мае 2024 года (извещение  32313051932).

МАУ «ЦСП» приняло участие в организованных ГКУ ВО «Центр закупок» совместных аукционах в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку: бакалеи в июле-декабре 2023 года (извещение 32312386554), бакалеи в январе-апреле 2024 года (извещение 32312932856).

В данных закупках принимали участие один и более участников: ООО «Север-Продукт», ПО «ФрутЛэнд», ИП Агафонова О.Н., ООО «Хладокомбинат города Череповца», ИП Никофорова А.Ю., ИП Гагарина Н.А., ООО «Вологодский мясодел», ООО «ЭкоПрод», ООО «Малина», ООО «Роса Плюс», ООО «ВологдаВолок», ООО «ПК «Регион», ООО «Меркурий», ООО «Планета», ИП Иофин И.З.

В соответствии с информацией, предоставленной Вологдастатом, на территории Вологодской области зарегистрировано 35 хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности по торговле оптовой пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (ОКВЭД46.3), 79 хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности по торговле оптовой фруктами и овощами (ОКВЭД46.31); 42 хозяйствующих субъекта по торговле оптовой мясом и мясными продуктами (ОКВЭД46.32); 34 хозяйствующих субъекта по торговле оптовой молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами (ОКВЭД46.33); 18 хозяйствующих субъектов по торговле оптовой сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями (ОКВЭД46.36); 26 хозяйствующих субъектов по торговле оптовой прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков (ОКВЭД46.38), 13 хозяйствующих субъектов по торговле розничной замороженными продуктами в неспециализированных магазинах (ОКВЭД47.11.1); 14 хозяйствующих субъектов по торговле розничной незамороженными продуктами, включая напитки, табачные изделия, в неспециализированных магазинах (ОКВЭД47.11.2).

На основании подпунктов 32, 42 пункта 5.5 раздела 5 Положения о закупке МАУ «ЦСП» систематически в течение всего интервала исследования товарного рынка осуществляет закупки продуктов питания у единственного поставщика без учета наличия конкурентного товарного рынка (например, заключены договоры с ИП Гагарина Н.А., ПО «ФрутЛэнд», ИП Малышев А.С.. ООО «Тепличный регион», ООО «НЭКСТ», ООО «Вариант-76», ИП Роздухов М.Е., АО «Вологодский мясокомбинат», ООО «Васильевский МК-35», ЗАО «Агромясопром», ООО «ВологдаВолок», АО «Племзавод Родина», ООО «Тондо», ООО «ТД «Дар солнца», ООО «Азия», ИП Смирнов Р.С., ООО «Манго», ООО «Славянский хлеб», ООО «Мегаполис», ООО «Торговая компания «Шоколад», ООО «ЭкоПрод», ООО «Петербалт Сервис», ООО «Торговый дом «КТК», ИП Стратонников Е.С., ООО «Транспортная экспедиция», ООО «ФрутХолдинг», ООО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов», ИП Краснов В.Б., ООО «Тотемский пекарь», ООО «Доктор ягода», ООО «Атлантика», ООО «Роса плюс», СХПК «Племзавод Майский», ООО «Вента», ООО «Хлеб Сабурово», ООО «Русагрообъединение»).

С учетом сведений, предоставленных МАУ «ЦСП» (письма вх. №№ 4653-ЭП/23 от 08.09.2023, 215/24 от 15.01.2024), администрацией города Вологды (письмо вх. № 4674/23 от 11.09.2023), Учреждением:

 на основании подпункта 32 пункта 5.5 Положения о закупке МАУ «ЦСП» в 2021г. заключило 83 договора на поставку продуктов питания на общую сумму 306 272 518,70 руб., в 2022г. заключило 114  договоров на поставку продуктов питания на общую сумму 352 465 785,45 руб., в 2023г. – 1 договор на сумму 5 198 000,00 руб.

на основании подпункта 42 пункта 5.5 Положения о закупке МАУ «ЦСП» в 2023 году заключило 75 договоров на поставку продуктов питания на общую сумму 413 391 081,10 руб.

Финансирование расходов на закупку продуктов питания в период 2021 – 2023 год осуществлялось за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Как следует из письменных пояснений МАУ «ЦСП» от 16.11.2023 № 01-07/376, приобщенных к материалам настоящего дела, Учреждение периодически, начиная с 2019 года, принимало участие в организованных ГКУ ВО «Центр закупок»  централизованных аукционах и конкурсах на поставку продуктов питания, по результатам которых итоговые цены были значительно выше относительно цен, согласованных с единственными поставщиками. Закупка продуктов питания у единственного поставщика является более эффективной, чем электронный аукцион, так как позволяет следить за качеством продуктов и значительно эффективнее конкурса, поскольку позволяет снизить цену и уложиться в стоимость одного дня питания. Выбор единственного поставщика делается в пользу местных товаропроизводителей по причине удобной логистики. При закупке у единственного поставщика осуществляется технологическая отработка, которая оформляется актом технологической отработки сырья.

Поставка продуктов питания согласно условиям договоров, заключаемых по результатам проведения централизованных конкурентных закупок, осуществляется с использованием инфраструктуры распределительно-логистического центра (далее – РЛЦ).

При анализе Учреждением цен на поставку продуктов питания цена услуг РЛЦ учтена в общей стоимости продуктов. Между тем, в соответствии с соглашениями МАУ «ЦСП» с Управлением образования Администрации города Вологды №№ 199, 200 от 20.01.2023 (с дополнениями) Учреждению предоставлена субсидия на приобретение услуг РЛЦ в 100-% размере их стоимости.

Представленный МАУ «ЦСП» анализ цен на поставку продуктов питания в 2023г. свидетельствует о том, что цены на продукты питания, сформированные посредством проведения конкурентных процедур, в ряде случаев ниже закупочных цен у единственного поставщика.

При осуществлении конкурентной закупки, с учетом части 5 статьи 4 Закона о закупках обязательному размещению в единой информационной системе подлежит проект договора, который является неотъемлемой частью извещения и документации о конкурентной закупке. Условия проекта договора, в том числе в части прав и обязанностей сторон, могут быть сформированы заказчиком при соблюдении требований действующего законодательства, исходя из собственных потребностей и интересов. Проведение конкурентного способа закупки не препятствует договорному регулированию вопросов контроля качества продуктов питания, технологической отработки продукции.

Довод МАУ «ЦСП» о том, что закупки продуктов питания на основании подпункта 42 пункта 5.5 Положения о закупке проводилась во исполнение поручения Губернатора Вологодской области СОВ.01-178/22 от 04.05.2022, ПГ.01-507/23 от 17.05.2023 (письмо МАУ «ЦСП» от 08.11.2023 № 01-07/361, вх. № 5832/23 от 08.11.2023) не свидетельствует о наличии объективных оснований для проведения соответствующих закупок у единственного поставщика на высоко конкурентном товарном рынке.

Кроме того, именно Заказчик несет ответственность за содержание Положения о закупке и его соответствие обязательным требованиям Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии директор МАУ «ЦСП» указал на то, что договоры на поставку продуктов питания, заключенные по результатам проведения конкурентных процедур, исполняются контрагентами ненадлежащим образом.

Комиссия отмечает, что Учреждение ни разу не направило в антимонопольный орган обращения в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках, о включении сведений об участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в реестр недобросовестных поставщиков.

МАУ «ЦСП» представлена информация о ненадлежащем исполнении ООО «Малина» обязательств по договорам, заключенным по результатам проведения аукционов в электронной форме на поставку фруктов в феврале-июне 2023 года (номер извещения в ЕИС 32211959490), поставку овощей в феврале-июне 2023 года (номер извещения в ЕИС 32211959498).

Между тем, МАУ «ЦСП» с ООО «Малина» на основании подпункта 42 пункта 5.5 Положения о закупке заключило: 29.08.2023 договор № 154 на поставку овощей и фруктов (пункт плана закупки № 2220628532) на сумму 15 973 500 рублей; 04.01.2024 договор № 40 на поставку овощей и фруктов (пункт плана закупки № 2230721904) на общую сумму 18 304 000 рублей; на основании подпункта 45 пункта 5.5 Положения о закупке – 04.01.2024 договор № 36 на поставку фруктов и овощей (пункт плана закупки № 2230721904) на общую сумму 1 374 800,00 рублей.

С учетом установленных обстоятельств, Ответчик не представил в материалы настоящего дела доказательств, свидетельствующих о наличии объективной необходимости осуществления закупок у единственного поставщика при любых потребностях на высоко конкурентных товарных рынках.

В рамках рассмотрения дела № 035-01/17-766/2023 Комиссия установила, что включение в соответствии с протоколом Наблюдательного совета МАУ «ЦСП» № 3 от 29.12.2023 в Положение о закупке подпункта 45 (закупка товаров, работ, услуг в целях исполнения принятых договорных обязательств в качестве исполнителя (поставщика, подрядчика)) осуществлено без учета требований статьи 2 Закона о закупках, а также постановления Администрации города Вологды от 02.10.2020 № 1516 «Об осуществлении закупки товаров, работ, услуг, услуг для муниципальных бюджетных автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий городского округа города Вологды», предусматривающего исчерпывающий перечень случаев закупок у единственного поставщика.

На основании подпункта 45 пункта 5.5 Положения о закупке МАУ «ЦСП» в январе 2024 года заключило 6 договоров на поставку продуктов питания на общую сумму 18 763 850,00 руб.

Мотивированного правового обоснования включения всех оснований закупки
у единственного поставщика в Положение о закупках Учреждением не  представлено.

Закрепленный в пункте 5.5 Положения о закупке перечень оснований для закупки у единственного поставщика позволяет в ряде случаев (например, подпункты 31, 32, 42, 45) осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка и создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что препятствует расширению возможностей участия юридических и физических лиц в закупке для нужд заказчика, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки и приводит к отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к потенциальным участникам закупки.

Право заказчика самостоятельно определять порядок осуществления закупочной деятельности не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о закупках в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективности использования денежных средств, в том числе бюджетных, развития добросовестной конкуренции, соблюдения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Положение о закупке, разработанное в порядке Закона о закупках, не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального законодательства в сфере антимонопольного регулирования. При этом положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, чтобы исключить  возможность неэффективного расходованию бюджетных средств.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. В то же время при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным. В свою очередь необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение договора.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Указанные выше нормы Положения о закупке могут привести к злоупотреблению со стороны заказчика при осуществлении закупки у единственного поставщика.

Пунктами 1 и 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не проведение торгов, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и, как следствие, о соглашениях, направленных на ограничение конкуренции.

Праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует его обязанность обеспечить возможность участия юридических лиц и физических лиц в закупке, стимулировать такое участие, развитие добросовестной конкуренции, обеспечить гласность и прозрачность закупки, что следует из требований Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 1 Закона о закупках.

В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что нарушение антимонопольных запретов государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, допущенное в связи с их участием в гражданском обороте, в том числе при заключении (исполнении) договоров, в зависимости от характера допущенного нарушения квалифицируется по соответствующим положениям Закона о защите конкуренции (в частности, положениям статей 10, 11, 17 и 17.1), иных законодательных актов (например, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 23.12.2022 № 57-П, торги - специфический способ совершения сделки посредством проведения конкурса или аукциона. Использование в определенных случаях конкурентных процедур отбора контрагентов является общемировой практикой и обусловлено: необходимостью удовлетворить интерес заказчика в заключении договора на лучших для него условиях и с лучшим контрагентом; задачами защиты конкуренции; целью профилактики коррупционных правонарушений. Конститутивным элементом торгов, как регулируемых гражданским законодательством, так и проводимых в соответствии с нормами иных отраслей права, служит состязательность, конкурентная борьба. Целью торгов как юридической процедуры является выявление претендента на заключение договора, который способен предложить наиболее приемлемую - высокую или низкую - цену (при проведении аукциона) или лучшие условия договора (при проведении конкурса) и тем самым наиболее полно удовлетворить интересы как организатора торгов, так и победителя, а в некоторых случаях и третьих лиц. Осуществляя регулирование экономической деятельности, законодатель, как правило, наряду с принципом свободы договора ориентируется и на конституционное требование поддержки конкуренции. Так, в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Хотя лица, осуществляющие закупки в соответствии с Законом о закупках, не являются органами публичной власти, наличие публичных элементов в их статусе или в составе участников либо выполнение ими публично значимых функций во всяком случае предполагают повышенные требования к урегулированности правоотношений с их участием с учетом применимости к таким закупкам требования о поддержании доверия к действиям публичных субъектов. Не должны создаваться и условия для ограничения конкуренции, для произвольного усмотрения в правоотношениях, в которых затрагиваются интересы иных лиц - потенциальных поставщиков товаров, работ, услуг, порождающего в том числе коррупционные риски. Соответственно, условием реализации указанных принципов является отсутствие в положении о закупке предписаний, создающих условия для дискриминации участника торгов и нарушения его прав.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Положение о закупке, разработанное в порядке Закона о закупках, не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального законодательства в сфере антимонопольного регулирования. При этом положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, чтобы исключить  возможность неэффективного расходованию бюджетных средств.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-11589).

Однако подобные обстоятельства, оправдывающие необходимость отмеченного вида закупки у единственного поставщика, в Положении о закупке в качестве требуемого по закону условия применения неконкурентного способа закупки не определены.

Именно Учреждение несет ответственность за содержание Положения о закупке и его соответствие обязательным требованиям Закона о закупках и Закона о защите конкуренции. Типовое положение не ограничивает заказчика в определении случаев закупки у единственного поставщика (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2021 по делу № А75-20056/2020).

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела № 035/01/17-766/2023 Комиссия, установив нарушение антимонопольного законодательства в действиях Ответчика, приняла заключение об обстоятельствах дела, в связи с чем вынесла определение об отложении рассмотрения дела № 035/01/17-766/2023 от 27.02.2024. Заключение об обстоятельствах дела № 035/01/17-766/2022 от 27.02.2024 направлено Ответчику.

Пояснений, доводов на заключение об обстоятельствах дела от МАУ «ЦСП» в адрес Управления не поступило.

На заедании Комиссии 15.03.2024 представитель Ответчика указал, что согласен с необходимостью устранить выявленное Управлением правонарушение.

Исследовав материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела.

С учетом изложенного, действия МАУ «ЦСП» по включению в Положение
о закупке случаев закупок у единственного поставщика, в том числе
и на высоко конкурентных рынках, нарушают требования части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку не обусловлены ни характером таких товаров, работ и услуг в связи с исключительностью их исполнения единственным поставщиком, ни особыми целями и принципами (оспариваемое действие заказчика не направлено на развитие добросовестной конкуренции и фактически ограничивает право потенциальных участников на участие в конкурентных процедурах).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу МАУ «ЦСП» не внесены изменения в Положения о закупке, устраняющие нарушение антимонопольного законодательства.

Ввиду данного обстоятельства Комиссия считает необходимым выдать Ответчику обязательное для исполнения предписание.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Закона о защите  конкуренции,

РЕШИЛА:

 

            1. Признать Муниципальное автономное учреждение «Центр социального питания» (сокращенное наименование: МАУ «Центр социального питания», ОГРН: 1103525011754, ИНН: 3525245239,  адрес: 160024, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Пугачева, д. 83) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Выдать Муниципальному автономному учреждению «Центр социального питания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем внесения изменений в Положение о закупке с учетом действующего законодательства и принятого Комиссией решения.

            3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 Председатель Комиссии                                                                                   А.А. Ростиславова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                     О.Н. Сучков

 

И.А. Смышляева

 

Е.А. Косоногова

 

                                                                                 

 

            Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      МАУ «Центр социального питания»

   

      160024, г. Вологда, ул. Пугачева, д. 83

       myprt18vologda@yandex.ru

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 035/01/17-766/2023

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

22 марта 2024г.                                                                                                                    г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Ростиславова А.А. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Сучков О.Н. – помощник руководителя Управления,

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления,

Косоногова Е.А. – старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной  антимонопольной службы по Вологодской области,

руководствуясь частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 035/01/17-766/2023 от 22 марта 2024г. (далее – решение Комиссии), вынесенного по результатам рассмотрения дела № 035/01/17-766/2023 в отношении Муниципального автономного учреждения «Центр социального питания» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Муниципальному автономному учреждению «Центр социального питания» прекратить нарушения антимонопольного законодательства и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем внесения изменений в Положение о закупке с учетом действующего законодательства и принятого Комиссией решения.
  2. Предписание подлежит исполнению в срок до 17 апреля 2024г. включительно.
  3. О выполнении предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в срок до 19 апреля 2024г. включительно.

 

Председатель Комиссии                                                                                    А.А. Ростиславова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                     О.Н. Сучков

 

И.А. Смышляева

 

Е.А. Косоногова

 

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.

Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (статья 51 Закона о защите конкуренции).

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны