Решение б/н Решение № 05/2009 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Турбюро «Сильвер»
160019, г. Вологда,
Ул. Энгельса, 58 - 14
 
Сеть туристических агентств
«БЕЛКА-ТУР»
160001, г. Вологда,
ул. Батюшкова, 7, оф. 12
 
Туристические агентства (по списку)
 

РЕШЕНИЕ № 05/2009
 
   27 марта 2009 г.                                                                                                                         г. Вологда
 
 
      Комиссия Управления ФАС по Вологодской области по рассмотрению дела по признакам нарушения ООО «Туристическое бюро «Сильвер» законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
      Щепелин В.П. – заместитель руководителя Управления, председатель комиссии;
      Докшин М.И. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии;
     Лукова И.С. – ведущий  специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного  контроля, член комиссии,
     Шишелова С.А. - ведущий  специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного  контроля, член комиссии,
      при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело: Малахова Николая Валентиновича (по доверенности от 11.02.2009г.), Денисовой Татьяны Сергеевны (по доверенности от 06.02.2009г.);
      от заявителя: Алексеева Сергея Александровича (по доверенности от 11.02.2009г.), Сизовой Екатерины Николаевны (по доверенности от 11.02.2009г.), Шубиной Анны Сергеевны (по доверенности от 11.02.2009г.);
      от заинтересованных лиц: Скобелицина Вячеслава Александровича (генерального директора ООО «Формула отпуска»), Сергеевой Татьяны Ивановны (директора ООО «Бэст-Травел», Коваленко Лилии Аркадьевны (директора ООО «Восьмое небо-тур»),
     рассмотрев дело № 05/2009 по признакам нарушения ООО «Туристическое бюро «Сильвер»п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»,
 
УСТАНОВИЛА:
В Вологодское УФАС России поступило заявление Сети туристических агентств «Белка-тур»  о факте распространения на стр. 83 № 41 (678) от 17.10.2008 г. газеты «Городокъ+» рекламы, привлекающей внимание к услугам туроператора ООО «НАТАЛИ ТУРС» с указанием адреса туристического агентства  «Сильвер», что вводит потребителей в заблуждение.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 13.03. 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.
Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламодателем указанной рекламной информации, то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, согласно договору № 452/Г+ от 9 января 2008 г., является ООО «Турбюро «Сильвер», зарегистрированное в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1043500050120.
Правоотношения в области туризма имеют определенную специфику.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туроператорской деятельностью является деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).
Турагентской деятельностью является деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туагентом).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Турбюро «Сильвер» требований п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
 Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потребителей к туроператору ООО «НАТАЛИ ТУРС» и его услугам. Об этом свидетельствуют использование товарного знака ООО «НАТАЛИ ТУРС» с указанием – 16 лет на рынке, его электронный адрес: www.natalie-tours.ru, а также следующие выражения: «Натали турс – всегда удачный выбор», «Компания «Натали турс» является одним из ведущих Российских туроператоров».
Кроме перечисленного, в данной рекламе указан адрес: г. Вологда, ул. Ленинградская, 100, т. 52-77-44, 52-78-44, ТЦ «Форум», 3 этаж и наименования стран: Испания, Греция, Кипр, Италия.
На заседании комиссии, представители заявителя поддержали свои требования об устранении нарушения требований рекламного законодательства, пояснили, что потребители туристских услуг вводятся в заблуждение рассматриваемой рекламой, т. к. считают, что рекламодателем данной рекламы выступает туроператор «НАТАЛИ ТУРС», и по указанному в рекламе адресу находится именно туроператор, а не туристическое агентство. В доказательство чего, на одном из заседаний комиссии Управления, представлен отзыв туриста о поездке, из которого следует, что турист воспринимал офис, расположенный по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, 100, как офис туроператора «НАТАЛИ ТУРС», и только после посещения данного офиса понял, что по данному адресу находится туристическое агентство.
Представители ООО «Сильвер» пояснили, что изготовителем и продавцом рекламируемого товара (услуги) в данном случае является ООО «НАТАЛИ ТУРС». Указанное общество является международным туроператором, формирует туристский продукт и реализует его на основе агентских договоров. ООО «Турбюро «Сильвер» также работает с ООО «НАТАЛИ ТУРС» по агентскому договору № 072304-24 от 23.04.2007г., по которому ООО «Турбюро «Сильвер» обязуется реализовывать туристский продукт, сформированный ООО «НАТАЛИ ТУРС». ООО «Турбюро «Сильвер» выступает в данных правоотношениях в роли посредника, а не продавца и не изготовителя товара, в связи с чем, по мнению Денисовой Т.С., к Обществу «Сильвер» не может быть применен п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Однако, в соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Данные о продавце и изготовителе туристского продукта – ООО «НАТАЛИ ТУРС» в рекламе содержатся и являются недостоверными, поскольку адрес, указанный в рекламе, не соответствует адресу ООО «НАТАЛИ ТУРС», к услугам которого направлена реклама.
Комиссией установлено, что по данному адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, 100, ТЦ «Форум», 3 этаж (указанному в рекламе), согласно договору аренды помещений от 7 августа 2008г., заключенному между ИП Роздуховым М.Е. и ООО «Турбюро «Сильвер», свою фактическую деятельность осуществляет ООО «Турбюро «Сильвер», о котором в рекламе не упоминается, а ООО «НАТАЛИ ТУРС» находится по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Представители ООО «Сильвер» признали, что в спорном рекламном объявлении не имеется достаточных сведений о продавце туристского продукта, однако пояснили, что при этом не искажается смысл информации и потребители рекламы в заблуждение не вводятся, т. к. с каждым потребителем туристских услуг ООО «Турбюро «Сильвер» заключает договор, в котором содержится весь объем сведений о туроператоре «НАТАЛИ ТУРС» и самом туристском продукте.
Однако, в силу статьи 3 ФЗ «О рекламе», потребителями рекламы являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Следовательно, круг потребителей рекламы гораздо шире, нежели круг потребителей туристских услуг ООО «Турбюро «Сильвер».
ФЗ «О рекламе» распространяет свои требования на рекламу, а не на гражданско- правовые отношения, связанные с условиями договора, а значит именно реклама должна соответствовать требованиям законодательства РФ о рекламе. Следовательно, объяснения представителей Общества «Сильвер» о том, что отсутствующие сведения о туроператоре – ООО «НАТАЛИ ТУРС», турагенте – ООО «Турбюро «Сильвер» и об условиях приобретения туристского продукта указаны в договорах, заключаемых между ООО «Турбюро «Сильвер» и туристом, комиссией отклоняются.
По мнению комиссии, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения туристского прдукта через посредника (агента) – ООО «Турбюро «Сильвер».
Согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение частей 2 – 8 статьи 5 названного Федерального закона несет рекламодатель.
Таким образом, ООО «Турбюро «Сильвер» в нарушение требований п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», разместило на стр. 83 № 41 (678) от 17.10.2008 г. газеты «Городокъ+» ненадлежащую рекламу, привлекающую внимание к услугам туроператора ООО «НАТАЛИ ТУРС» с указанием адреса, по которому осуществляет свою фактическую деятельность ООО «Турбюро «Сильвер», в которой отсутствует информация об Обществе «Сильвер», как о лице, реализующем туристский продукт, сформированный туроператором ООО «НАТАЛИ ТУРС».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 36 ФЗ «О рекламе», в соответствии с п. 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.    Признать ненадлежащей рекламу, привлекающую внимание к услугам туроператора ООО «НАТАЛИ ТУРС» с указанием адреса, по которому осуществляет свою фактическую деятельность иное юридическое лицо - ООО «Турбюро «Сильвер», в которой отсутствует информация об Обществе «Сильвер», как о лице, реализующем туристский продукт, сформированный туроператором ООО «НАТАЛИ ТУРС», размещенную на стр. 83 № 41 (678) от 17.10.2008 г. газеты «Городокъ+», поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», а рекламодателя - ООО «Туристическое бюро «Сильвер» нарушившим п. 20 ч. 3 ст. 5и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
2.    Выдать ООО «Туристическое бюро «Сильвер» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
      Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
      Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
 
 
 
        Председатель комиссии                                                                  В.П. Щепелин
 
 
 Члены комиссии:                                                                         М.И. Докшин
                                                                                                          И.С.Лукова
                                                                                                          С.А. Шишелова

Связанные организации

Связанные организации не указаны