Решение б/н РЕШЕНИЕ № 46-10АМЗ/16 от 11 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 46-10АМЗ/16

 

Резолютивная часть оглашена 25 апреля 2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 04 мая 2016 г.                                           г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель Комиссии:

Мерзлякова Наталия Валерьевна – руководитель Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Наталия Ивановна – начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Смышляева Ирина Александровна – заместитель начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

рассмотрев дело № 46-10АМЗ/16 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Экспресс» (162480, г. Бабаево, ул. 1 мая, д. 76) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании генерального директора ООО «Экспресс» А.Н. Смелкова,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление <…>  (далее также – Заявитель) о признаках нарушения антимонопольного законодательства Общества с ограниченной ответственностью «Экспресс» (далее – Ответчик, Общество), выразившихся в незаконном и непредусмотренном законодательством взимании сбора за предварительную продажу билетов для проезда в междугородном сообщении.

         В обоснование своих доводов Заявитель указал, что 02.11.2015 года им в кассе автостанции г. Бабаево был приобретен билет (копия кассового чека представлена в материалы дела) для проезда на автобусе по междугородному маршруту Бабаево – Вологда (отправление 04.11.2015 года.). При продаже билета с Заявителя помимо стоимости самого проезда в размере  597, 80 рублей дополнительно были взысканы денежные средства в размере 40 рублей в качестве комиссионного сбора за услуги по предварительной продаже этого билета, в билете именуемая как оплата резервирования, так как приобретение проездного документа осуществлялось не в день отправления автобуса. Заявитель полагает, что взимание Обществом дополнительной платы за услуги предварительного оформления проездных документов («оплаты резервирования») является незаконным и нарушает антимонопольное законодательство.

Ответчик в письменных объяснениях, имеющихся в материалах настоящего дела, а также на заседании комиссии пояснил, что действительно в соответствии с приказом Общества № 3 от 10.01.2014 г. был установлен комиссионный сбор при предварительной продаже билетов в размере 40 рублей за 1 билет. Данный сбор с 01.12.2015 г. был отменен приказом Общества № 50 от 30.11.2015 г. Сумма сбора отражалась кассирами в ежедневных кассовых отчета и составила: за 2014 г. – 9 280 рублей; за 2015 г. – 13 440 рублей.

         Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

  В соответствии с аналитическим отчетом № 6 от 14.03.2016 г, составленным Вологодским УФАС России по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по продаже билетов для проезда автобусом по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении в кассах автостанции г. Бабаево, Общество на указанном товарном рынке занимает доминирующее положение.

Обществом приказом № 3 от 10.01.2014 «О введении комиссионного сбора при предварительной продаже билетов» был установлен соответствующий сбор в размере 40 рублей за 1 билет.

Приказом Общества № 50 от 30.11.2015 г. «Об отмене комиссионного сбора при предварительной продаже билетов» данной сбор был отменен с 01.12.2015 г.

        Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

         В соответствии с ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы: услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (далее - услуги по перевозке); услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

         Услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя: услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т. п.); информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т. п.); оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т. п.; предоставление санитарно-гигиенических услуг; услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т. п.).

        Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется Правилами перевозок пассажиров.

         На основании пунктов 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.

         В силу п. 3.1 ГОСТ Р 51825-2001 оформление билета является частью услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств.

         В соответствии с п. 50 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

         Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

         Таким образом, указанными актами не предусмотрена предварительная продажа билетов как основание для взимания за нее каких - либо сборов.

         В соответствии с п.1 ст.789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

         Услуги по продаже билетов, в том числе и по предварительной, предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу ч. 2 ст. 789 ГК РФ является публичным договором.

         Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

          Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

         Стоимость перевозки независимо от места приобретения пассажиром билета в кассе автовокзала или у водителя автобуса, а также независимо от времени покупки проездного билета должна быть одинакова.

Устанавливая плату за предварительную продажу билетов, Общество нарушает требования законодательства, предъявляемые к публичным договорам, ущемляет интересы неопределенного круга потребителей, пользующихся соответствующими услугами, и нарушает запрет, установленный ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что в период действия приказа Общества № 3 от 10.01.2014 г. Ответчиком получен доход за предварительную продажу билетов в общем размере 22 720 (двадцать две тысячи семьсот двадцать) рублей. Указанный доход получен Обществом вследствие нарушения антимонопольного законодательства и подлежит перечислению в федеральный бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции», 

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Экспресс»  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс» предписание о перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны