Решение №035/10/18.1-254/2023 Решение по результатам рассмотрении жалобы гражданина <...> ... от 26 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


       

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172) 72-99-70

факс: (8172) 72-46-64, e-mail: to35@fas.gov.ru

 

                                                                                         

 

                    <>

Администрация городского поселения поселок Шексна

/Единая конкурсная и аукционная комиссия

162560, Вологодская обл.,

Шекснинский район, п. Шексна,

ул. Гагарина, д. 16

gpsheksna@yandex.ru

 

РЕШЕНИЕ № 035/10/18.1-254/2023

 

26 апреля 2023 года                                                                                              г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Ростиславова А.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии;

Сучков О.Н. – помощник руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии;

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии,

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу <…> на действия Администрации городского поселения поселок Шексна, Единой конкурсной и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка государственная собственность не разграничена, категория земель «Земли населенных пунктов» с кадастровым номером 35:23:0205019:64, площадью 4725 кв.м. (размещен на сайте http://www.torgi.gov.ru номер извещения 22000015800000000004 (лот № 3),

в присутствии руководителя администрации городского поселения поселок Шексна <…>, представителей администрации городского поселения поселок Шексна <…> (по доверенности), являющихся членами Единой конкурсной и аукционной комиссии, в отсутствии <…> уведомлена надлежащим образом),

 

 УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области  (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению жалоба (вх № 1923-ИП/23 от 10.04.2023) <…> (далее — Заявитель) на действия Администрации городского поселения поселок Шексна (далее – Организатор торгов), Единой конкурсной и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка государственная собственность не разграничена, категория земель «Земли населенных пунктов» с кадастровым номером 35:23:0205019:64, площадью 4725 кв.м. (размещен на сайте http://www.torgi.gov.ru номер извещения 22000015800000000004; далее — аукцион, торги).

Доводы жалобы сводятся к тому, что Едина конкурсная и аукционная комиссия в нарушении положений статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации неправомерно не допустила Заявителя до участия в торгах.

В соответствии с уведомлением Управления от 14.04.2023 рассмотрение жалобы назначено на 18.04.2023. Ввиду необходимости получения дополнительной информации в соответствии с уведомлением от 18.04.2023 срок рассмотрения жалобы продлен.

            Жалоба рассмотрена посредством использования системы видеоконференц-связи. Решение по жалобе принято 26.04.2023.

От Организатора торгов поступили письменные возражения, поддержанные на заседании Комиссии, согласно которым он считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях.

Комиссия, изучив представленные материалы и документы, заслушав пояснения представителей Организатора торгов, членов Единой конкурсной и аукционной комиссии, установила следующее.

Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка определен нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Администрацией принято постановление от 22.02.2023 № 86 «О проведении  торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 35:23:0205019:64».

Согласно решению Совета городского поселения от 25.08.2022 № 32 земельный участок с кадастровым номером 35:23:0205019:64 включен в перечень муниципального имущества городского поселения поселок Шексна, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства).

Постановлением Администрации городского поселения поселок Шексна от 20.03.2015 № 49 (в редакции постановления от 18.10.2021 № 405) утверждено положение о Единой конкурсной и аукционной комиссии.

Организатором торгов 27.02.2023 на официальном сайте ГИС ТОРГИ http://torai.gov.ru/ и на официальном сайте администрации городского поселения поселок Шексна http://шексна-адм.рф/ размещены аукционная документация, проект договора, информационное сообщение, постановление о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды.

В соответствии с извещением на аукцион выставлено право на заключение договора аренды:

Лот №3 - Земельный участок государственная собственность не разграничена, категория земель «Земли населенных пунктов» с кадастровым номером 35:23:0205019:64, площадью 4725 кв.м., расположенный по адресу: Вологодская область, Шекснинский р-н, п. Шексна, ул. Труда, разрешенное использование: магазины, торговые комплексы, филиалы торговых домов; обременений не зарегистрировано.

Начальный размер годовой арендной платы: начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается в размере ежегодной арендной платы и составляет:

Лот №3 – 131813,79 (сто тридцать одна тысяча восемьсот тринадцать) рублей, 79 копеек.

Участником аукциона могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Для участия в аукционе претендентами представляются следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона.

В случае подачи заявки с прилагаемыми к ней документами представителями претендента, доверенным лицом предъявляется надлежащим образом оформленный документ, удостоверяющий его право действовать от имени претендента.

Заявки на участие в аукционе принимаются с 28.02.2023 года по 31.03.2023 года, ежедневно кроме выходных и праздничных дней с понедельника по четверг с 8.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.15, в пятницу с 8.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00 в кабинете № 8 администрации городского поселения поселок Шексна, по адресу: п. Шексна, ул. Гагарина, д.16 (тел.2-27-64). Рассмотрение заявок на участие в аукционе состоится по месту проведения торгов «03» апреля 2023 г., по Лоту № 3 в 13 часов 40 минут. Аукцион состоится «05» апреля 2023 года по Лоту № 3 в 15 часов 00 минут, актовый зал.

            Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 03.04.2023, сведений, представленных Комиссии, Заявителем 22.03.2023 для участия в аукционе представлены следующие документы:

            -заявка на участие в аукционе;

            - опись представленных документов, прилагаемых к заявке;

            - согласие на обработку персональных данных;

            - копия паспорта РФ;

            - чек о внесении задатка;

            - справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход от 14.01.2023.

В заявке на участие в аукционе указано, что Заявитель является физическим лицом, самозанятым.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 03.04.2023 Заявитель признан не допущенным к аукциону по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, в соответствии с поданной заявкой (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ).

 В протоколе отсутствует указание на то, какие конкретно сведения не представлены Заявителем или какие из представленных сведений являются недостоверными.

Представитель Организатора торгов, члены Единой конкурсной и аукционной комиссии в обоснование принятия решения об отказе в  допуске Заявителю до участия в аукционе, пояснили со ссылкой на пункт 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ, часть 5 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства, Приказ Минэкономазвития России от 10.03.2016 № 113, что данный претендент не заявил о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства – не представил заявление, установленной формы.

Указанные Организатором торгов, Единой конкурсной и аукционной комиссией основания для отказа заявителям в допуске к участию в аукционе не соответствуют нормам действующего законодательства ввиду следующего.

Пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ предусмотрено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Согласно пункту 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Закон о развитии предпринимательства, заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 185-ФЗ).

 Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 3 статьи 39.12 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

В пункте 1 статьи 3 Закона о развитии предпринимательство закреплено определение субъектов малого и среднего предпринимательства, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства как следует из части 1 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

С учетом части 1.1 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства в целях отнесения указанных выше хозяйствующих субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, к субъектам малого и среднего предпринимательства, должны выполняться условия относительно не превышения установленных предельных значений среднесписочной численности работников и величины дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности.

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности: микропредприятия - 120 млн. рублей, малые предприятия - 800 млн. рублей, средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Согласно части 1 статьи 4.1 Закона о развитии предпринимательства сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона о развитии предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, предусмотренные частью 3 статьи 4.1. Закона о развитии предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о развитии предпринимательства оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Частью 1 статьи 14.1 Закона о развитии предпринимательства предусмотрено, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - физические лица, применяющие специальный налоговый режим), вправе обратиться в порядке и на условиях, которые установлены частями 2 - 6 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства, за оказанием поддержки, предусмотренной статьями 17 - 21, 23, 25 Закона о развитии предпринимательства, и поддержки, предоставляемой корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, корпорацию развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества.

Положения Закона о развитии предпринимательства, как следует из части 4 статьи 27 Закона о развитии предпринимательства, касающиеся оказания поддержки, предусмотренной данным законом, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Закон о проведении эксперимента).

Частью 7 статьи 2 Закона о проведении эксперимента уставлено, что физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (часть 7 статьи 2 Закона о проведении эксперимента).

Налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 4 Закона о проведении эксперимента).

Не вправе применять специальный налоговый режим лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях, а также налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей (пункты 4, 8 части 7 статьи 2 Закона о проведении эксперимента).

Управлением Федеральной налоговой службы по Вологодской области представлено разъяснение от 25.04.2023 № 14-08/03/04641, в котором указано, что в целях применения Закона о развитии предпринимательства налогоплательщики налога на профессиональный доход, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В мобильном приложении «Мой налог» и в веб-кабинете «Мой налог», размещенном на сайте www.npd.nalog.ru, для указанных налогоплательщиков реализована возможность сформировать в электронной форме справку о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (КНД 1122035). Данная справка может применяться в целях подтверждения постановки на учет в качестве соответствующего налогоплательщика.

Частью 5 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства установлено, что при обращении за оказанием поддержки, предусмотренной Законом о развитии предпринимательства, вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 Закона о развитии предпринимательства, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Законом о развитии предпринимательства, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

Приказом Минэкономазвития России от 10.03.2016 № 113 утверждена форма заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – заявление).

При этом, ни частью 5 статьи 4 Закона о развитии предпринимательства, ни приказом Миэкономразвития России, не предусмотрено распространение соответствующих положений на физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Представитель Организатора торгов при рассмотрении жалобы пояснил, что представление только одно заявления без одновременного предъявления справки о постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход потребует дополнительной проверки сведений, поскольку одно лишь заявление само по себе не позволяет определить правовой статус лица, имеющего право на получение мер поддержки.

Пунктом 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ для заявителей предусмотрено альтернативное предъявление документов: предоставление сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства либо заявление о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Данная норма введена до принятия Закона о проведении эксперимента и может распространяться исключительно на субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из совокупных положение действующих правовых норм следует, что для физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, не установлена необходимость дополнительно декларировать о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Такая обязанность распространяется только на вновь созданных юридических лиц и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Правовой статус физического лица, применяющего специальный налоговый режим, с учетом максимально возможной величины дохода и отсутствием наемных рабочих уже предполагает его соответствие всем необходимым условиям для получения установленных мер поддержки, предусмотренных законодательством.

Таким образом, предоставление справки о постановке на учет (снятии с учета) в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход является надлежащим документом, подтверждающим правовой статус физического лица, применяющего специальный налоговый режим, и его соответствие всем необходимым условиям для получения установленных мер поддержки, предусмотренных законодательством.

Ввиду выше изложенного, у Единой конкурсной и аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для отказа Заявителю в допуске к участию в аукционе.

Согласно протоколу о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 05.04.2023 определен победитель аукциона.

Заключение договора аренды земельного участка приостановлено.

С учетом установленных обстоятельств и имеющихся в материалах жалобы документов, Комиссия считает необходимым выдать Организатору торгов, Единой конкурсной и аукционной комиссии обязательные для исполнения предписания.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <…>  на действия Организатора торгов, Единой конкурсной и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка государственная собственность не разграничена, категория земель «Земли населенных пунктов» с кадастровым номером 35:23:0205019:64, площадью 4725 кв.м. (размещен на сайте http://www.torgi.gov.ru номер извещения 22000015800000000004 (лот № 3) обоснованной.

2. Признать Единую конкурсную и аукционную комиссию нарушившей пункт 8 статьи 39.12 ЗК РФ.

3. Признать Единую конкурсную и аукционную комиссию нарушившей часть 1 статьи 14.1 Закона о развитии предпринимательства.

4. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения  предписание.

5. Выдать Единой конкурсной и аукционной комиссии обязательное для исполнения  предписание.

5. Передать материалы жалобы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

6. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                    

 

  А.А. Ростиславова

 

Члены Комиссии:                                                                                        

                                   

                                  О.Н. Сучков

 

 

                                         И.А. Смышляева

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны