Постановление №035/04/9.21-122/2021 Постановление о назначении административного наказания АО «В... от 29 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172)72-99-70, факс: (817-2) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru; http://vologda.fas.gov.ru

 

 

Исх. № ____  от ___.04.2021 г.                                                 АО «Вологодская областная

  энергетическая компания»

160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 99

 

ИП Ларионову Андрею Александровичу

                                                                                     <>

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

по делу № 035/04/9.21-122/2021 об административном правонарушении

 

29 апреля 2021 года                                                                                              г. Вологда

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.

 

Я, временно исполняющий обязанности руководителя Вологодского УФАС России А.А. Ростиславова, рассмотрев протокол и материалы дела № 035/04/9.21-122/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Акционерного общества «Вологодская областная энергетическая компания» (ИНН 3525372678, ОГРН 116325064955, место нахождения: Вологодская область, г. Вологда, ул. Горького, д. 99) по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ,

в присутствии представителей Акционерного общества «Вологодская областная энергетическая компания» <…> и <…> по доверенности от 20.04.2021 № 21/210,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

16.02.2021 в Вологодское УФАС России (далее по тексту - антимонопольный орган, Управление) поступило заявление индивидуального предпринимателя Ларионова Андрея Александровича на действия АО «Вологодская областная энергетическая компания» (далее – Общество, АО «Вологдаоблэнерго»), выраженные в нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), при заключении договора на технологическое присоединение к сетям Общества ВРУ деревообрабатывающего станка Ларионова А.А.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Основным видом деятельности АО «Вологдаоблэнерго» в настоящее время являются услуги по передаче электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код ОКВЭД – 35.12), которые согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Таким образом, Общество является субъектом естественной монополии.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил № 861).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 – 7 Правил любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Согласно пункту 15 Правил № 861 (в редакции до 31.03.2021) в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении заявления ИП Ларионова А.А. Управлением установлено следующее.

03.12.2020 ИП Ларионов А.А. обратился в адрес АО «Вологдаоблэнерго» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям Общества деревообрабатывающего станка, расположенного на участке, находящемся во владении и пользовании заявителя по договору субаренды недвижимости № 20/М-ЗУ от 26.11.2020, по адресу: Вологодская область, поселок Чагода, ул. Черный Ручей, д. 1 А, максимальная мощность энергопринимающих устройств – 150 кВт при напряжении 0,4 кВ, заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств – III.

Письмом от 07.12.2020 № 714 АО «Вологдаоблэнерго» отказало заявителю в заключении договора, сославшись на факт однократности технологического присоединения в отношении одного и того же земельного участка.

Как следует из письма АО «Вологдаоблэнерго», 02.12.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:18:0101006:3 подана заявка на технологическое присоединение индивидуальным предпринимателем Масечко М.П.

Вместе с тем, в ходе проведения проверки сведений, изложенных в заявлении ИП Ларионова А.А., было установлено, что последний на основании договора субаренды земельного участка № 20Л-ЗУ от 26.11.2020 получил во временное владение пользование не весь земельный участок с кадастровым номером 35:18:0101006:3 общей площадью 30000,00 кв. м, а часть такого участка с кадастровым номером 35:18:0101006:3 площадью 2500,00 кв. м.

В отношении энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке, полученном ИП Ларионовым А.А. в субаренду, технологического присоединения к электрическим сетям осуществлено не было.

Кроме того, в материалы административного дела Обществом была представлена заявка ИП Масечко М.П. с приложенными к ней документами, из которых следует, что ИП Масечко М.П. также является субарендатором части земельного участка с кадастровым номером 35:18:0101006:3 общей площадью 30000,00 кв. м.

В отношении энергопринимающих устройств ИП Масечко М.П., расположенных на земельном участке площадью 2500,00 кв. м, полученном ИП Масечко М.П. в субаренду, АО «Вологдаоблэнерго» заключен договор технологического присоединения № ТП-21/00055 от 25.01.2021.

Указанные выше обстоятельства полностью противоречат позиции АО «Вологдаоблэнерго», изложенной в письме «О предоставлении дополнительных пояснений», поступившем в Управление 27.04.2021 вход. № 1839 и приобщенном к материалам настоящего административного дела, об отсутствии у Общества возможности заключать договоры технологического присоединения в отношении части земельного участка.

Ссылка АО «Вологдаоблэнерго» на письмо ФАС России от 19.01.2012 № АГ/1219 «О рассмотрении обращения» не может быть принята во внимание, поскольку в данном письме указаны иные обстоятельства, послужившие появлению указанного письма, нежели те обстоятельства, которые были установлены в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

При этом антимонопольный орган отмечает, что присоединение энергопринимающих устройств ИП Ларионова А.А. в будущем, после осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ИП Масечко М.П. к сетям Общества, опосредованно через объекты электросетевого хозяйства ИП Масечко М.П., как пояснили представителями АО «Вологдаоблэнерго» при рассмотрении административного дела 28.04.2021, не представляется возможным для заявителя, поскольку такое технологическое присоединение носит долгосрочный характер, ставит заявителя в зависимость от исполнения технических условий со стороны ИП Масечко М.П. и не дает полной гарантии такого технологического присоединения, поскольку опосредованное технологическое присоединение является волеизъявлением сторон, а не их обязанностью.

При этом для ИП Ларионова А.А. существуют риски, связанные с расторжением либо прекращением ИП Масечеко М.П. договора технологического присоединения № ТП-21/00055 от 25.01.2021, риски прекращения ИП Масечко М.П. своей хозяйственной деятельности, а также риски отсутствия необходимой мощности для подключения энергопринимающих устройств ИП Ларионова А.А. через объекты электросетевого хозяйства ИП Масечко М.П.

Вместе с тем, ИП Ларионов А.А. имеет законное право на присоединение своих энергопринимающих устройств непосредственно напрямую к сетям АО «Вологдаоблэнерго».

В силу норм, указанных в пункте 3 Правил № 861, АО «Вологдаоблэнерго» независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя обязано было заключить договор с ИП Ларионовым А.А.

АО «Вологдаоблэнерго» нарушило установленные Правилами № 861 сроки направления проекта договора на технологическое присоединение ИП Ларионову А.А.

При рассмотрении настоящего административного дела Управление руководствуется не только положениями Правилами № 861, но и общими нормами гражданского права, закрепленными в Гражданском кодексе Российской Федерации, в частности статьей 426.

Действие нормы статьи 426 ГК РФ, согласно которой отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, направлено на защиту гражданских прав контрагента договора, которым является либо физическое лицо, либо лицо, профессионально не занимающееся тем видом деятельности, который в обязательном порядке должна исполнять коммерческая организация в договорах, подпадающих под признаки публичных. В силу частей 1 и 3 статьи 426 ГК РФ коммерческая организация обязана заключить договор с каждым, кто к ней обратится.

Антимонопольный орган также отмечает, что такие действия АО «Вологдаоблэнерго», как отказ ИП Ларионову А.А. в заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям, противоречат общим направлениям внутренней политики Российской Федерации, озвученным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 21.04.2021 в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации, в части поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации. В частности, ИП Ларионов А.А. не может начать осуществлять свою предпринимательскую деятельность без осуществления технологического присоединения своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям, в связи с чем заявитель несет убытки в виде неполученных доходов (упущенной выгоды) за время простоя приобретенного им оборудования.

С учетом изложенного, в действиях АО «Вологдаоблэнерго» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере электроэнергетики.

Объективную сторону правонарушения составляет нарушение АО «Вологдаоблэнерго» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Субъектом административного правонарушения является АО «Вологдаоблэнерго».

Субъективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, состоит в наличии вины.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил № 861.

Срок давности привлечения АО «Вологдаоблэнерго» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

По факту совершенного административного правонарушения 14.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении в присутствии представителя АО «Вологдаоблэнерго», с составом вменяемого правонарушения Общество не согласно, вину не признало.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, а именно: в отсутствии должного контроля за соблюдением Правил № 861.

Обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, с учетом фактических обстоятельств дела и руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, положениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Части 3 этой же статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В данном случае, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, непринятие Обществом мер по устранению допущенных нарушений, его имущественное и финансовое положение, АО «Вологдаоблэнерго» следует назначить административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, которое способно обеспечить достижение целей административного наказания и с учетом обстоятельств дела соразмерно совершенному административному правонарушению.

 

На основании статей 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, части 1 статьи 9.21, статей 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

признать АО «Вологдаоблэнерго» (ИНН 3525372678, место нахождения: Вологодская область, г. Вологда, ул. Горького, д. 99) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об  административном правонарушении  может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока, установленного   для обжалования постановления по делу об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении  штрафа в законную  силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель платежа: УФК по Вологодской области

(Вологодское УФАС России, л/с 03301113740)

ИНН 3525048696

КПП 352501001

Номер казначейского счета: 03100643000000013000

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС: 40102810445370000022

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОЛОГДА БАНКА РОССИИ//УФК ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ г Вологда

БИК: 011909101

КБК 16111601091010021140

УИН 16100500000000951589

ОКТМО 19701000.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (8172) 724664.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

 

 

Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления                                                                           А.А. Ростиславова

Связанные организации

Связанные организации не указаны