Решение №035/10/18.1-809/2023 Решение по результатам рассмотрения жалобы ИП Германова Н.В.... от 16 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


       

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172) 72-99-70

факс: (8172) 72-46-64, e-mail: to35@fas.gov.ru

 

                                                                                         

Заявитель: ИП Германов Никита Вячеславович


Заказчик: АУК ВО "Вологодский драматический театр"

Аукционная комиссия
160000, г. Вологда, Советский пр-т, д.1

mail@dramtheater.ru  

drama35@mail.ru

 

Организатор аукциона:

КУ ВО «Центр закупок»

160000, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 7

cz@cz.gov35.ru

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 035/10/18.1-809/2023

 

 

16 ноября 2023г.                                                                                                                    г.Вологда                      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии;

Сучков О.Н. – помощник руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии;

Косоногова Е.А. – старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии,

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ИП Германова Н.В. на действия Автономного учреждения культуры Вологодской области «Вологодский ордена «Знак Почета» государственный драматический театр», Аукционной комиссии при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке прилегающих территорий к зданию Автономного учреждения культуры Вологодской области «Вологодского ордена «Знак Почета» государственный драматический театр (номер извещения на сайте ЕИС 32312888309),

в присутствии ИП Германова Н.В. (до перерыва), представителя АУК ВО «Вологодский драматический театр», являющегося членом Аукционной комиссии Ларюшкиной А.В., представителя КУ ВО «Центр закупок», являющегося членом Аукционной комиссии Румянцева А.В.,

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области  (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) принята к рассмотрению жалоба (вх. № 5818-ЭП/23 от 08.11.2023) ИП Германова Н.В. (далее – Заявитель) на действия Автономного учреждения культуры Вологодской области «Вологодский ордена «Знак Почета» государственный драматический театр» (далее – Заказчик), Аукционной комиссии при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке прилегающих территорий к зданию Автономного учреждения культуры Вологодской области «Вологодского ордена «Знак Почета» государственный драматический театр (номер извещения на сайте ЕИС 32312888309; далее – закупка).

Антимонопольный орган с учетом порядка, определенного статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в том числе, по основаниям осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положения о закупке такого заказчика.

В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничивается только доводами, составляющими предмет обжалования.

По мнению Заявителя, Аукционная комиссия неправомерно допустила до участия в аукционе заявки ИП Колачевой А.А., ИП Довгалева А.Н., информация о которых отсутствует в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

От Заказчика, КУ ВО «Центр закупок» (Организатор аукциона) поступили письменные возражения, согласно которым считают жалобу необоснованной по основаниям, указанным в возражениях.

Уведомлением Управления от 08.11.2023 № 3277/23 рассмотрение жалобы назначено на 14.11.2023. Информация о принятии к рассмотрению настоящей жалобы опубликована на сайте Управления.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации в соответствии с уведомлением от 14.11.2023 в рассмотрении жалобы объявлен перерыв.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством использования видеоконференц-связи. Решение по жалобе принято 16.11.2023.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,  установила следующее.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным распоряжением Департамента культуры Вологодской области от 29.08.2023 № 228-р.

Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки  (положением о закупке).

Частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ установлено, что конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 Закона № 223-ФЗ и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частями 13, 14 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе: количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены; оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.

Частью 27 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

На основании пункта 2 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 утверждено Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение № 1352).

Подпунктом «б» пункта 4 Положение № 1352 в закупках установлено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке торгов, иных способов закупки участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 7.8 Положения о закупке предусмотрено, что особенности проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также особенности формирования отчетности об участии таких субъектов, устанавливаются Законом № 223-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 1352 и настоящим Положением.

Рассмотрение заявок, поданных на участие в аукционе, осуществляется комиссией (пункт 15.2.1 Положения о закупке).

Согласно пункту 15.2.3 Положения о закупке в рамках рассмотрения заявок выполняются следующие действия:

  1. проверка состава заявок на соблюдение требований извещения и (или) аукционной документации;
  2. проверка участника закупки на соответствие требованиям извещения и (или) аукционной документации;
  3. принятие решений о допуске, отказе в допуске (отклонении заявки) к участию по соответствующим основаниям.

Если заявка участника не соответствует указанным в извещении и (или) аукционной документации требованиям, такая заявка подлежит отклонению от участия в аукционе (пункт 15.2.4 Положения о закупке). Если заказчиком выявлен факт указания в поданной участником закупки заявке недостоверных сведений, такая заявка подлежит отклонению на любом этапе проведения закупки (пункт 15.2.5 Положения о закупке).

Согласно пункту 15.2.6 Положения о закупке по результатам проведения процедуры рассмотрения заявок комиссией оформляется протокол по результатам этапа закупки (протокол рассмотрения заявок), в соответствии с пунктом 13.5.2 настоящего Положения.

24.10.2023 на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) размещены извещение, документация о проведении аукциона.

Согласно аукционной документации:

Предмет договора: Оказание услуг по уборке прилегающей территории к зданию Автономного учреждения культуры Вологодской области «Вологодский ордена «Знак Почета» государственный драматический театр».

Cведения о начальной (максимальной) цене договора: 992 000,04 рублей.

Заявки на участие в закупке принимаются с «24» октября 2023 года и до окончания срока подачи заявок - до 08 ч. 00 мин. (по московскому времени) «01» ноября 2023 года.

По результатам проведения этапов аукциона в электронной форме (рассмотрение первых частей заявок, проведение аукциона, рассмотрение вторых частей заявок, подведение итогов), комиссией оформляется и подписывается соответствующий протокол, за исключением случаев, предусмотренных Положением о закупке товаров, работ, услуг Заказчика.

Участниками аукциона в электронной форме могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, а также самозанятые (физические лица (кроме индивидуальных предпринимателей), применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»).

Статус субъекта малого и среднего предпринимательства или самозанятого подтверждается наличием соответствующей информации на сайте Федеральной налоговой службы (https://www.nalog.ru). В случае, если на сайте Федеральной налоговой службы (https://www.nalog.ru) отсутствует подтверждающая информация о том, что участник закупки является субъектом малого и среднего предпринимательства или самозанятым на дату окончания подачи заявок, то заявка такого участника подлежит отклонению от участия в закупке (пункт 7 раздела 2 Информационной карты аукционной документации).

На участие в закупке поступило 6 заявок. В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 01.11.2023, протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 03.11.2023, протоколом подведения итогов аукциона от 03.11.2023 все участники допущены до участия в аукционе и признаны его участниками.

Решение Аукционной комиссии о допуске ИП Колачевой А.А., ИП Довгалева А.Н. к участию в закупке не основано нормах действующего законодательства с учетом следующего.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляет Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), который также определяет понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (статьи 1-3).

Пунктом 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в реестр в соответствии с данной статьей.

Сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в реестр 10 числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).

Законом № 209-ФЗ определено, что субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 3).

Таким образом, законодатель закрепил юридическое подтверждение статуса такого субъекта фактом включения сведений о нем в реестр. Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.04.2021 по делу № А46-398/2020.

Согласно пункту 11 Положения № 1352 в закупках подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), предусмотренного подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения, к субъектам малого и среднего предпринимательства является наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), предусмотренного подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения, предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 12 Положения № 1352 в закупках предусмотрено, что при осуществлении закупок в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящего Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки в случае отсутствия информации об участнике закупки, субподрядчике (соисполнителе), предусмотренными подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящего Положения, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как следует из материалов жалобы, а также пояснений Заказчика, Организатора аукциона, членов Аукционной комиссии, ИП Колачевой А.А., ИП Довгалева А.Н. являются вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями (дата регистрации 25.10.2023).

На даты окончания подачи заявок на участие в аукционе, рассмотрения заявок, подведения итогов аукциона сведения о ИП Колачевой А.А., ИП Довгалева А.Н. в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовали.

Таким образом, на дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок Аукционной комиссией ИП Колачевой А.А., ИП Довгалева А.Н. не соответствовали нормативному определению субъекта малого и среднего предпринимательства, а также требованиям пункта 11 Положения № 1352, которые дают равную легальную возможность признания участником закупки, проводимой исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Существующие требования правовых норм исключают возможность их иного толкования.

С учетом требований пункта 12 Положения № 1352, пунктов 7.8, 15.2 Положения о закупке, пункта 7 раздела 2 Информационной карты аукционной документации заявки указанных участников подлежали отклонению от участия в закупке.

У Аукционной комиссии имелись основания для отказа в допуске к участию в закупке ИП Колачевой А.А., ИП Довгалева А.Н., ввиду чего решение о допуске до участия в аукционе и признании его участниками на момент рассмотрения заявок и подведения итогов аукциона является неправомерным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 03.11.2023 ИП Колачева А.А. с предложением о цене договора 287 679,32 руб. присвоен первый номер, ИП Довгаеву А.Н. с предложением о цене договора 337 279,32 руб. присвоен второй номер, Заявителю с предложением о цене договора 664 639,38 руб. присвоен пятый номер. ИП Колачева А.А. признана победителем аукциона.

Из документов, приобщенных к материалам настоящей жалобы, следует, что сведения в отношении ИП Колачевой А.А., ИП Довгалева А.Н. 10.11.2023 внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 15 статьи 223-ФЗ предусмотрено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В течение периода, установленного для заключения договора по результатам аукциона, принадлежность победителя закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства подтверждена.

Принимая во внимание данное обстоятельство, Комиссии считает возможным не выдавать Заказчику, Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Германова Н.В. на действия Автономного учреждения культуры Вологодской области «Вологодский ордена «Знак Почета» государственный драматический театр», Аукционной комиссии при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке прилегающих территорий к зданию Автономного учреждения культуры Вологодской области «Вологодского ордена «Знак Почета» государственный драматический театр (номер извещения на сайте ЕИС 32312888309) обоснованной.

2. Признать Аукционную комиссии по нарушившей части 1, 6 статьи 3, части 13, 14 статьи 3.2, части 1, 27 статьи 3.4, Закона № 223-ФЗ, пункт 12 Положения № 1352.

 3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

4.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              И.А. Смышляева

 

Члены Комиссии:                                                                                                          О.Н. Сучков

 

         Е.А. Косоногова

                                                                                                                                           

                                                                                        

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны