Решение б/н РЕШЕНИЕ № 5-2/111-15 от 2 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28.05.2015 г. № 2625

 

Заказчик:

Государственное учреждение – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

160001, г. Вологда, проспект Победы, д. 33

тел. 8 (8172) 724385

факс 8 (8172) 727922

e-mail: info@ro35.fss.ru

 

Заявитель:

ООО «Гарант»

192283, г. Санкт-Петербург, Загребский бульвар, д. 43, лит. А, пом. 33Н

тел./факс 89818436215

e-mail: guarantor.ltd@gmail.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4

тел. 8 (495) 7872997 / 99

факс 8 (495) 7872998

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ № 5-2/111-15

 

25 мая 2015 г.                                                                                                       г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Мерзлякова Н.В. – председатель комиссии, руководитель Управления;

Суслова Е.А. - член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных закупок;

Васянович Ю.Р. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля государственных закупок,

рассмотрев жалобу ООО «Гарант» на действия Заказчика - ГУ - Вологодское РО Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:

от Заказчика –  Шилова С.А. по доверенности № 219 от 25.05.2015, Морозова С.В. по доверенности № 220 от 25.05.2015,

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ООО «Гарант» (далее – Заявитель) на действия ГУ - Вологодское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона № 0230100000115000106 на выполнение работ для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2015 году корсетами, головодержателями и реклинаторами, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, а именно: по мнению Заявителя, указанные в аукционной документации требования противоречат позиции Федеральной антимонопольной службы России, изложенной в Письме о направлении разъяснений ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок технических средств реабилитации (бандажей, корсетов и реклинаторов) № АК/18070/15 от 14.04.2015. Заявитель считает, что при размещении заказа, были нарушены правила описания объекта закупки, выразившиеся в установлении требований к комплектации и материалам, из которых должны быть изготовлены корсеты и реклинаторы, что является нарушением ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Представитель Заявителя на рассмотрения жалобы не явился. Заявитель о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Считают, что документация об электронном аукционе составлена в соответствии с законодательством о контрактной системе.

 Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, пришла к следующему выводу.

08.05.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) была опубликована закупка № 0230100000115000106.

Способ определения подрядчика: электронный аукцион.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 488 440, 00 рублей.

Наименование объекта закупки: выполнение работ для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2015 году корсетами, головодержателями и реклинаторами.

Заказчиком при описании объекта закупки в разделе IV. «Техническое задание» аукционной документации использовал такие характеристики товара, как «хлопчатобумажная ткань», «металлические планшетки» и т.д.

Вместе с тем в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) решение об обеспечении инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду ТСР, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 5.2.107 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" Минтруд России самостоятельно принимает перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР.

В соответствии с приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 998н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР" корсетами и реклинаторами обеспечиваются инвалиды со следующими медицинскими показаниями: стойкие умеренные, выраженные или значительно выраженные нарушения статодинамических функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития; при этом относительными медицинскими противопоказаниями являются: выраженные и значительно выраженные психические расстройства в стадии обострения с ограничением способности контролировать свое поведение. Бандажами обеспечиваются инвалиды со следующими медицинскими показаниями: стойкие умеренно выраженные статодинамические нарушения вследствие заболеваний, последствий травм, деформаций опорно-двигательного аппарата; сосудов верхних и нижних конечностей; грыжи различных локализаций, опущение органов брюшной полости; при этом абсолютными медицинскими противопоказаниями являются: ущемленные грыжи, не вправляемые грыжи; относительным медицинским противопоказанием является: индивидуальная непереносимость материала, из которого изготовлено изделие.

В соответствии со статьей 11 Закона о защите инвалидов индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным ТСР или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Согласно Порядку выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, компенсация выплачивается на основании классификации ТСР в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 N 214н (далее - Приказ N 214).

В соответствии с Приказом N 214 классификация ТСР не содержит указание на материалы, из которых изготавливается ТСР, комплектацию и способ крепления.

Таким образом, инвалиду подлежит выплата компенсации за ТСР, соответствующее исключительно виду ТСР, рекомендованного ИПР инвалида.

Порядок обеспечения инвалидов и ветеранов ТСР определяется Правилами обеспечения инвалидов ТСР и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила обеспечения ТСР).

Согласно пункту 2 Правил обеспечения ТСР обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ИПР инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Форма ИПР инвалида утверждена приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04.08.2008 N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации".

Форма ИПР инвалида содержит раздел "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)", согласно которому указывается перечень ТСР, без указания специалистами МСЭ материалов, из которых должны быть изготовлены ТСР, чем должны комплектоваться и какими способами должны крепиться.

Из ответа Минтруда России на запрос ФАС России следует, что ТСР, в которых нуждается инвалид, определяются специалистами МСЭ в рамках ИПР инвалида с учетом имеющегося у инвалида реабилитационного потенциала, для определения которого оценивается анатомно-функциональное состояние организма в целом. Такие оценки выполняются на основании данных, представленных специалистами лечебно-профилактического учреждения по форме N 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 77.

Форма Заключения об обеспечении ветерана ТСР (Форма N 88-1/у) и порядок его заполнения утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.07.2008 N 370н "Об утверждении формы и заключения врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями и порядка ее заполнения".

Форма N 88-1/у содержит наименование рекомендованного протеза, протезно-ортопедического изделия, без указания специалистами врачебных комиссий медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам, материалов, из которых должны быть изготовлены ТСР, чем должны комплектоваться и какими способами должны крепиться. Кроме того, в соответствии с пунктом "з" порядка заполнения Формы N 88-1/у, в таблице в графе "Наименование рекомендованного протеза, протезно-ортопедического изделия" указываются виды протезов, протезно-ортопедических изделий, в которых нуждается ветеран в целях восстановления способности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" в процессе государственной регистрации медицинского изделия подтверждается его качество, эффективность и безопасность. Зарегистрированное медицинское изделие отвечает установленным требованиям качества, эффективности, безопасности и может применяться по назначению.

Применительно к исключительной ситуации, описанной в относительных медицинских противопоказаниях к применению бандажей, индивидуальная непереносимость материала, из которого изготовлено изделие, может служить основанием для признания антимонопольным органом таких изделий иным товарным рынком для целей реабилитации и восстановления функций организма определенного потребителя, у которого зафиксирована индивидуальная непереносимость материала, при этом относительное противопоказание должно быть предоставлено специалистами медицинской организации с указанием материалов, вызывающих индивидуальную непереносимость, и подтверждаться медико-социальной экспертизой.

Для таких пациентов с выявленной индивидуальной непереносимостью материалов закупки бандажей с указанием материала, из которого могут быть изготовлены ТСР, не вызывающие индивидуальную непереносимость, должны осуществляться отдельным лотом от других бандажей, закупаемых для обеспечения остальных инвалидов.

В связи с вышеизложенным установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, вплоть до соответствия товару одного производителя, приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки, под которое подпадают товары различных производителей, приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.

Таким образом, при осуществлении закупок корсетов, бандажей и реклинаторов недопустимо устанавливать требования к комплектации и способам крепления ТСР (для всех групп инвалидов), а также к материалам, из которых должны быть изготовлены ТСР (за исключением случаев обеспечения бандажами инвалидов, имеющих индивидуальную непереносимость материала).

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

На основании изложенного Заказчик, установив требования к комплектации и материалам, из которых должны быть изготовлены корсеты и реклинаторы, нарушил правила описания объекта закупки, что является нарушением ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 14.04.2015 N АК/18070/15 "О направлении разъяснений ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок технических средств реабилитации (бандажей, корсетов и реклинаторов)"

Таким образом, жалоба ООО «Гарант» обоснованна.

Вместе с тем при подготовке закупки Заказчик провел мониторинг рынка работ аналогичным требованиям документации об электронном аукционе и было выявлено несколько соответствующих требованиям Заказчика исполнителей. Коммерческие предложения пяти организаций было использованы при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

В жалобе Заявителя  отсутствует обоснование того, что указанные нарушения повлияли или могут повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также Заявитель  не представил доказательств нарушения его прав.

Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Комиссией не установлено достаточных оснований для выдачи предписания.

Вместе с тем Комиссия в соответствии с ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку, было установлено наличия в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно частей 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которым при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений, а также включение в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Комиссия на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Гарант» обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание не выдавать.
  4. Передать материалы дела в отдел контроля органов власти УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Вологодской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

Н.В. Мерзлякова

 

 

Е.А. Суслова

 

Ю.Р. Васянович

 

А.А. Жирнов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны