Решение б/н РЕШЕНИЕ № 5-2/255-15 от 15 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

14.10.2015 г. № 4840

 

Заказчик:

Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва – Архангельск Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Холмогоры»)

160001, г. Вологда, проспект Победы, д.33

тел./факс 8 (8172) 723755, 723268

e-mail: bykovamv@holmogory.ru

 

Заявитель:

ООО «Империя»

355003, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 158, оф. 622

тел./факс 8 (8652) 230426

e-mail: imperia.stv@mail.ru

 

РЕШЕНИЕ № 5-2/255-15

 

09 октября 2015 г.                                                                                                      г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Осипов С.В. – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области – начальник отдела контроля государственных закупок;

Суслова Е.А. – член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных закупок;

Васянович Ю.Р. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля государственных закупок,

рассмотрев жалобу ООО «Империя» на действия Заказчика - ФКУ Упрдор «Холмогоры» при проведении открытого конкурса, в присутствии представителей:

от Заказчика – Ветров О.Н. по доверенности от 09.12.2013,

 УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ООО «Империя» (далее – Заявитель) на действия Упрдор «Холмогоры» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса № 0330100010515000083 на осуществление строительного контроля на объекте: «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск на участке км 640+000 – км 670+000 в Вологодской области», противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, а именно установление требование к участникам закупки о наличии документа, подтверждающего соответствия собственной испытательной лаборатории участника закупки требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, а также о не обязательности применения Заказчиком, по мнению Заявителя, национальных стандартов.

Представитель Заявителя на рассмотрения жалобы не явился. Заявитель о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Считает, что документация об электронном аукционе составлена в соответствии с законодательством о контрактной системе, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Представитель Заказчика пояснил, что проведение организацией, осуществляющей строительный контроль по договору с заказчиком, лабораторных испытаний материалов с использованием собственной лаборатории является обязательным требованием и обоснованно включено ФКУ Упрдор «Холмогоры» в конкурсную документацию.

Также, по мнению Заказчика, применение национальных стандартов является его прямой обязанностью, необходимой для защиты жизни или здоровья граждан (путем обеспечения безопасности дорожного движения), имущества физических или юридических лиц (как участников дорожного движения), государственного имущества (приведение автомобильной дороги, как объекта федерального имущества, в нормативное состояние)

 Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителя Заказчика, пришла к следующему выводу.

14.09.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) была опубликована закупка № 0330100010515000083.

Способ определения подрядчика: электронный аукцион.

Начальная (максимальная) цена контракта: 17 986 590, 00  рублей.

Наименование объекта закупки: осуществление строительного контроля на объекте: «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск на участке км 640+000 – км 670+000 в Вологодской области».

Согласно п. 3.1.4 технического задания конкурсной документации обязанностью исполнителя является проверка входного контроля подрядчика на соответствие применяемых строительных материалов, конструкций и изделий требованиям рабочей документации, проведение выборочных испытаний поставляемых на объект материалов, конструкций и изделий, в соответствии с п. 3.1.7 - контроль качества дорожно-строительных работ в объёмах, определенных техническим заданием заказчика, в том числе выборочный операционный контроль соответствия применяемых дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций утвержденной рабочей документации.

Пунктом 3.1.10 технического задания конкурсной документации установлено, что проведение испытаний исполнителем в собственной лаборатории, компетентной в проведении данных работ, в объеме 20% от объема образцов (проб), установленных контрактом между заказчиком и генеральными подрядчиками. Допускается привлечение субподрядной исполнительной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте. Объем субподряда не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний. Компетентность испытательной лаборатории должна быть установлена специализированной системой оценки соответствия компетентности испытательных лабораторий и может быть проверена заказчиком или Росавтодором.

Согласно п. 4.1.3 технического задания конкурсной документации документами, подлежащие постоянному контролю при проведении строительного контроля являются результаты лабораторных испытаний материалов, выполненных испытательной лабораторией подрядчика.

В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки предусматривается использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно подпункту «г» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ, в том числе требованиям технических регламентов.

В соответствии с п. 3 Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Положения о проведении строительного контроля), строительный контроль проводится:

- лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);

- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

Согласно подпункту «е» п. 6 Положения о проведении строительного контроля, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение иных мероприятий в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

Таким образом, с учетом положений подпункта «е» пункта 6 вышеприведенной нормы, перечень контрольных мероприятий, проводимых заказчиком, не является закрытым  и исчерпывающим.

Также проведение строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования, регламентируется и нормативно-техническими документами, регламентами, национальными и межгосударственными стандартами, основным из которых является ГОСТ 32731-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля (Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2014 г. N 1199-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32731-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2015 г.) (далее по тексту ГОСТ, ГОСТ 32731-2014).

Согласно пункта 3.1. указанного выше национального стандарта, основной целью осуществления строительного контроля при строительстве автомобильных дорог является недопущение приемки дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением требований проектной документации, утвержденной в установленном порядке, и требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011).

Пунктом 3.4. ГОСТ 32731-2014 установлено, что одной из основных задач при осуществлении строительного контроля является оценка соответствия качества строительства и объемов работ проектным требованиям, в том числе проведение контрольных измерений и испытаний готовых конструкций, а также применяемых материалов и изделий.

Пунктом 5.1. ГОСТ 32731-2014 установлены требования к организации, осуществляющей строительный контроль, одними из которых являются:

- наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. Компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика;
- выполнение необходимых контрольных измерений и лабораторных испытаний в объемах, не менее предусмотренных техническим заданием к договору (контракту), с оценкой соответствия результатов требованиям утвержденной рабочей документации;
- выполнение силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 N 159 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) (Приложение № 2 к Решению).

Целит и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

В целях исполнения вышеуказанным норм, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2012 г. N 143-ст был введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 51000.4-2011, устанавливающий общие требования к порядку (процедуре) аккредитации испытательных лабораторий (испытательных центров) (далее - испытательные лаборатории) (пункт 1 ГОСТа).

Согласно п. 4.1. ГОСТ Р 51000.4-2011 критерии аккредитации испытательных лабораторий и требования к ним устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, согласно ГОСТ ИСО/МЭК 17025. Пунктом 5.1. указанного ГОСТа установлено, что область аккредитации испытательной лаборатории должна однозначно определяться перечнем видов продукции и видами испытаний в соответствии с требованиями нормативных и других документов. С этой целью в области аккредитации следует устанавливать возможно более точное определение проводимых испытаний с указанием испытуемой продукции, работ, услуг (далее - продукция), проверяемых характеристик (свойств) и используемых методов испытаний. Область аккредитации оформляют в виде документа установленной формы как приложение к аттестату аккредитации испытательной лаборатории.

Таким образом, ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 является документом, определяющим критерии аккредитации испытательных лабораторий.

Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о техническом регулировании настоящий закон также определяет права и обязанности участников, регулируемых Законом о техническом регулировании отношений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе  защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В соответствии с конкурсной документации, проведение строительного контроля будет осуществляться при капитальном ремонте автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск, которая является собственностью Российской Федерации, то есть федеральной собственностью.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации регулируются положениями Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ст. 1 задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

 Статьей 5 указанного федерального закона установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Таким образом, нарушений норм Закона о контрактной системы Комиссией не установлено, жалоба ООО «Империя» необоснованна.

Комиссия в соответствии с ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Нарушений не установлено.

Комиссия на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Империя» необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Вологодской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

С.В. Осипов

 

 

Е.А. Суслова

 

Ю.Р. Васянович

 

А.А. Жирнов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны