Решение б/н РЕШЕНИЕ № 5-2/313-14 от 8 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

08.12.2014 г. № 6673

 

Заказчик:

Администрация города Сокол

162130, Вологодская обл., г. Сокол, ул. Советская, д. 73

Факс: 8 (81733) 2-35-22

 

Участник закупки:

ООО «Специализированная консалтинговая организация «Северо-Западный Тендерный Центр»

160002, г. Вологда, ул. Гагарина, д. 62Б

Факс: 8 (8172) 70-17-83

 

Оператор электронной площадки

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 9

Факс: +7(495)787-29-98

РЕШЕНИЕ № 5-2/313-14

 

03 декабря 2014 г.                                                                                            г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Мерзлякова Н.В. – председатель комиссии, руководитель Управления;

Суслова Е.А. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля закупок;

Тур Л.Н. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля закупок;

Васянович Ю.Р. - член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля закупок,

рассмотрев жалобу ООО «Специализированная консалтинговая организация «Северо-Западный Тендерный Центр» на действия Заказчика – Администрации города Сокола при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:

от Заказчика – Тютин Л.Н. по доверенности от 03.12.2014 № 54, Кудрявцева А.Н. по доверенности от 03.12.2014 № 55, Гусева по доверенности от 03.12.2014 № 56;

от ООО «Специализированная консалтинговая организация «Северо-Западный Тендерный Центр» - Виканова В.А. по доверенности от 03.12.2014,

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ООО «Специализированная консалтинговая организация «Северо-Западный Тендерный Центр» (далее – Заявитель) на действия Администрации города Сокола (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона № 0130300029714000024 на выполнение работ по строительству малоэтажных жилых домов «под ключ», предусмотренных муниципальной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Сокола на 2013, 2014, 2015 годы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, а именно:

1. Считает, что Заказчиком предъявлены повышенные требования к участникам закупки, в частности наличие лицензии на осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на виды работ, которые, по утверждению Заявителя, не предусмотрены техническим заданием.

2. Считает, что установление в техническом задании требования к селикатным пазогребневым блокам – «М150» приводит к ограничению круга участников данной закупки.

3. Представитель Заявителя утверждает, что в документации об электронном аукционе не установлен срок оплаты за фактически выполненные строительные монтажные работы.

4. Представитель Заявителя утверждает, что в проекте муниципального контракта не предусмотрены и не установлены размеры неустойки.

Также Заявитель утверждает, что Заказчик исполнил требования о разъяснении положений документаций б электронном аукционе в несоответствии с Законом о контрактной системе.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной. Считают, что документация об электронном аукционе полностью соответствует Закону о контрактной системе.

Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, пришла к следующему выводу.

12.11.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) была опубликована закупка № 0130300029714000024.

Способ определения подрядчика: электронный аукцион.

Начальная (максимальная) цена контракта: 250 091 880, 00 рублей.

Наименование объекта закупки: выполнение работ по строительству малоэтажных жилых домов «под ключ», предусмотренных муниципальной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Сокола на 2013, 2014, 2015 годы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

1. В соответствии с документацией об электронном аукционе, с п.п. 4 п. 23 раздела II. Информационная карта, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Работы и услуги, составляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»:

 а) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

 б) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

 в) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

г) выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;

д) монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

Согласно документации об электронном аукционе в объект закупки входит: изготовления эскизного проекта, инженерно-геологические изыскания, рабочий проект с разработкой чертежей и сметной документацией, строительство жилого дома и ввод в эксплуатацию. Также в соответствии с документацией об электронном аукционе подрядчик должен руководствоваться, в том числе СП 54.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»).

В п. 4.5 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» установлено, что в жилых зданиях следует предусматривать: хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, канализацию и водостоки в соответствии с СП 30.13330 и СП 31.13330; отопление, вентиляцию, противодымную защиту - в соответствии с СП 60.13330. Противопожарный водопровод, противодымную защиту следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130 и СП 7.13130.

Таким образом, при изготовлении рабочего проекта с разработкой чертежей и сметной документацией подрядчик должен предусмотреть указанные выше работы.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся, в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее - контракт).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В тоже время в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

В Положении о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, содержится перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В перечни прописаны, в том числе вышеуказанные виды работ.

Вместе с тем, в соответствии с не обжалуемым положением п.п. 4 п. 23 раздела II. Информационная карта, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Виды работ в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624.

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в рассматриваемом случае не являются объектом закупки.

Согласно статье 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В п.п. 4 п. 23 раздела II. Информационная карта содержится примечание: «Предоставление копии вышеуказанной лицензии необходимо исключительно в случае выполнения таких работ лично (самостоятельно). В случае привлечения иных лиц (субподрядчиков) для осуществления деятельности подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании, предоставление копии указанного документа на привлекаемое лицо необходимо только при исполнении договора».

Таким образом, генеральный подрядчик вправе привлекать для выполнения ряда работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией. Данная позиция отражена в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А05-6086/2014.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО «Специализированная консалтинговая организация «Северо-Западный Тендерный Центр» в данной части необоснованна.

2. В разделе III. «Техническое задание (описание объекта закупки)», в п. 7 «Технические характеристики» таблицы «Общие требования к выполнению работ», в том числе указано: «7.2. Наружные, внутренние стены – силикатные пазогребневые блоки М150 с облицовкой из силикатного кирпича (решить проектом)».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

М150 – марка по прочности на сжатие. Не является характеристикой конкретного производителя, служит для стандартного обозначения показателя прочности.

Таким образом, жалоба ООО «Специализированная консалтинговая организация «Северо-Западный Тендерный Центр» в данной части необоснованна.

3. Частью 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В п. 2 «Цена контракта и порядок расчетов» раздела V. Проект муниципального контракта, в том числе указанно:

«2.4. Основанием для Подрядчиком за истекший месяц строительных работ являются справка о стоимости выполненных оплаты в соответствии с п. 2.1. контракта выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и прилагаемая к ней расшифровка по видам работ (форма № КС-2), акт приема-передачи оборудования в монтаж, счет, счет-фактура; оплата проектных работ производится на основании акта приема-передачи проектной продукции, накладной, счета, счета-фактуры.

В качестве стоимости временных, непредвиденных, иных затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам, принимается фактическая стоимость данных затрат по документально подтвержденным сведениям Подрядчика, но не выше стоимости, принятой в смете муниципального контракта.

Оплата за фактически выполненные строительно-монтажные работы осуществляется, исходя из стоимости, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, но не более стоимости, определенной в п. 2.1. муниципального контракта.

            2.5. Оплата осуществляется в форме безналичного расчета путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика за фактически выполненные работы в течение 90 (девяноста) банковских дней  на основании счета-фактуры (счета), акта приемки выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма № КС-3), подписанных обеими сторонами.

Авансовые платежи не предусмотрены».

Таким образом, Заказчик выполнил требования Закона о контрактной системе, в части указания срока оплаты за фактически выполненные работы. Жалоба ООО «Специализированная консалтинговая организация «Северо-Западный Тендерный Центр» в данной части необоснованна.

4. Также в разделе V. Проект муниципального контракта, п. 7 «Ответственность сторон», в том числе указанно:

«7.3. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, (в том числе гарантийного обязательства), размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - _______________.

7.4. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - ______________».

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.

На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:

- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;

- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;

- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;

- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.

При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Кроме того, следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.

Данная позиция также изложена в письме ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей".

Таким образом, жалоба ООО «Специализированная консалтинговая организация «Северо-Западный Тендерный Центр» в данной части обоснованна.

Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Установлено, что Заказчик выполнил вышеуказанные требования Закона о контрактной системе, разместив 25.11.2014 в 16:54 разъяснения положений документации об электронном аукционе.

Таким образом, жалоба ООО «Специализированная консалтинговая организация «Северо-Западный Тендерный Центр» в данной части необоснованна.

Вместе с тем, Комиссия в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку и выявила следующие нарушения.

В разделе V. Проект муниципального контракта, в п. 7 «Ответственность сторон», в том числе указанно:

«7.9. В случае, если просрочка исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, привела к неисполнению или ненадлежащему исполнению Заказчиком обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в виде просрочки исполнения обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и размер рассчитанной в соответствии с настоящим контрактом неустойки (штрафа, пеней) за просрочку исполнения Подрядчиком своих обязательств не компенсирует Заказчику суммы, определенной исходя из расчета 5000 (пять тысяч) рублей за каждое жилое помещение в аварийном доме за каждый день просрочки исполнения обязательств по переселению граждан, Подрядчик обязуется уплатить Заказчику недостающую разницу в течение 10 календарных дней с момента предъявления Заказчиком требования об уплате указанной разницы».

Вместе с тем, в ст. 34 Закона о контрактной системе и в Правилах указана ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, иной ответственности законодательством о контрактной системе не установлено. Следовательно, включение в проект муниципального контракта положений, изложенных в п.п. 7.9 не соответствует Закону о контрактной системе.

Комиссия на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Специализированная консалтинговая организация «Северо-Западный Тендерный Центр» частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны