Решение б/н РЕШЕНИЕ № 5-2/75-16 от 27 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 5-2/75-16

 

«25» апреля 2016 г.                                                                                    г. Вологда

 

Резолютивная часть решения вынесена 25.04.2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 26.04.2016 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Анпилов Д.С. – председатель комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

Ягольницкая Д.С. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;

Васянович Ю.Р. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля государственных закупок;

рассмотрев жалобу ООО «ГОЛОС» на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту тротуаров на территории города Вологды и села Молочное города Вологды (№ 0330300019316000025),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступила жалоба от ООО «ГОЛОС» на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту тротуаров на территории города Вологды и села Молочное города Вологды (№ 0330300019316000025), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

По мнению Участника закупки, положения документации об аукционе противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Представители Заказчика (Чибирова Т.В. по доверенности № 13-0-4/4946 от 25.04.2016 и Задорожная С.А. по доверенности № 13-0-4/4945 от 25.04.2016) не согласны с доводами жалобы.

Комиссия по контролю в сфере закупок, выслушав объяснения представителей стороны, рассмотрев материалы, пришла к следующему выводу.

28 марта 2016 года Заказчик опубликовал извещение о проведении аукциона в электронной форме №  0330300019316000025 в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru. 04 апреля 2016 года Заказчиком внесены изменения в извещение и в документацию.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 99 999 900 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Одним из способов определения поставщика является аукцион в электронной форме.

По части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

На основании части 2 статьи 60 Закона о контрактной системе документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.

Документация разработана на основе статьи 64 Закона о контрактной системе.

Первый довод Участника закупки сводится к не указанию конкретного места выполнения работ и срока начало работ.

В пункте 2 раздела III «Техническое задание» документации об аукционе определен объем работ:

 Выполнение работ по ремонту тротуаров на территории города Вологды и села Молочное города Вологды в объеме 54 054,00 кв.м. включает в себя:

- подготовительные работы, включающие в себя подготовку основания под устройство покрытия тротуаров в соответствии с требованиями нормативных документов;

- устройство покрытия тротуара;

- выполнение работ по регулировке люков колодцев под верх устраиваемого покрытия.

Камни БР 100*30*15 - 6645 п.м.,  камни БР 100*20*8 - 37 942 п.м.

Установка бортовых камней: камни БР 100*30*15 - 6645 п.м, камни БР 100*20*8 - 37 942 п.м, бетон  по норме.

Подготовка основания: песок -  17 842,155 м3, щебень  фракции 40-70 мм - 10 216,206 м3, щебень фракции 20-40 мм - 810,81 м3, цемент по норме.

Устройство покрытия тротуаров: а/б покрытие - 45 383,2 м2,  битум - по норме, брусчатка - 8670,8 м2.

Нормы расхода материалов (бетон, цемент и битум) определяются согласно сборникам территориальных единичных расценок Вологодской области.

В пункте 3 раздела III «Техническое задание» документации об аукционе установлено, что работы должны выполняться согласно представляемым Заказчиком перечням мест производства работ по результатам обследования тротуаров на территории города Вологды и села Молочное города Вологды.

По пункту 2.2.2 проекта контракта Заказчик обязан представлять Подрядчику перечень мест производства ремонтных работ по результатам обследования, согласовывать объем ремонтных работ по каждому объекту.

Комиссия по контролю в сфере закупок, проанализировав положения документации об аукционе, приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

По части 1 статьи 8 Конституции в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

На основании статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) этот Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

Исходя из буквального толкования и смысла положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Определение «конкуренции» приводится в статье 4 Закона о защите конкуренции - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В своей закупочной деятельности Заказчик должен руководствоваться принципами открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

По части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под участником закупки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4 статьи 3 Закона о контрактной системе).

Также стоит отметить, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

Во исполнение принципа обеспечения конкуренции и признания закупкой эффективной и результативной, заказчиком описывается объект закупки по статье 33 Закона о контрактной системе.

По пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В документации об аукционе содержатся следующие сведения: работы по ремонту тротуаров на территории города Вологды и села Молочное города Вологды; начало выполнения работ - с даты заключения муниципального контракта и после представления Подрядчику перечня мест производства ремонтных работ по результатам обследования и согласования объема ремонтных работ по каждому объекту. Работы необходимо выполнить к 01 сентября 2016 года.

Вместе с тем, формирование лота без указания адреса выполнения работ (проспектов, улиц и др.) свидетельствует об очевидной утрате интереса к торгам у значительного числа потенциальных участников закупки.

Комиссия по контролю в сфере закупок приходит к выводу о том, что сформированная таким образом аукционная документация не позволяет потенциальному участнику аукциона на стадии подачи заявок для участия в аукционе достоверно установить место, сроки выполнения работ и сформировать свое ценовое предложение.

Информация, размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной, о чем сказано в части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок вменяет нарушение части 3 статьи 7 и пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в ограничении возможности участников закупки подать заявки на участие в аукционе в электронной форме, а именно, не указание в документации места выполнения работ, сроков начала выполнения работ. Информация об объекте закупки не является полной и не может признаваться объективной.

Следует отметить, что  объединение в один лот выполнения работ по ремонту тротуаров, находящихся в разных районах города Вологды и в селе Молочном имеет признаки ограничения конкуренции.

Объединение в один лот работ не свидетельствуют о правомерности такого объединения, поскольку оценка привлекательности того или иного лота может быть дана только потенциальным участником торгов, исходя из конкретных обстоятельств, в том числе с учетом территориального расположения и стоимости предмета торгов.

Негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота проявляет себя в ограничении состава участников закупки поскольку фактически создало дополнительные требования к участникам о необходимости наличия большего объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, и привело к вытеснению малых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.

Первый довод жалобы признается обоснованным.

Комиссия по контролю в сфере закупок считает необходимым выдать предписание и аннулировать аукцион в электронной форме. Данное действие направлено на перспективу совершенствования положений аукционной документации с целью большей объективности, прозрачности, определенности и доступности большего количества участников закупки при организации и проведении торгов.

Второй довод жалобы сводится к тому, что при описании объекта закупки не установлены значения показателей на товар, в частности на песок и цемент:

Песок

Вид

Природный

назначение

для строительных работ

Требование к качеству

ГОСТ 8736-2014

Цемент

Назначение 

Для строительных растворов

Требование к качеству

ГОСТ 25328-82

Необходимо отметить, что в данной части Заказчиком исполнен пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

На участие в аукционе в электронной форме поступила одна заявка от участника закупки ООО «Магистраль», в которой продекларирован товар в соответствии с разделом III «Техническое задание» документации об аукционе. Заявка соответствует требованиям документации об аукционе.

Комиссия по контролю в сфере закупок признает довод Участника закупки необоснованным. Также Участник закупки не указал какие показатели должны быть представлены при описании объекта закупки.

Третьим доводом является то, что извещение и аукционная документация не содержат в себе ограничения на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Данное ограничение введено с 01 января 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457.

Довод признается необоснованным. Вышеуказанное ограничение установлено в пункте 2.4.13 проекта контракта.

Комиссия по контролю в сфере закупок, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ГОЛОС» частично-обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 5-2/75-16

 

«25» апреля 2016 г.                                                                                       г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Анпилов Д.С. – председатель комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

Ягольницкая Д.С. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;

Васянович Ю.Р. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля государственных закупок;

рассмотрев жалобу ООО «ГОЛОС» на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту тротуаров на территории города Вологды и села Молочное города Вологды (№ 0330300019316000025),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения единственной заявки в срок до 29 апреля 2016 года.
  2. Заказчику аннулировать аукцион в электронной форме в срок до 29 апреля 2016 года.
  3. Заказчику сообщить об исполнении предписания в Вологодское УФАС России в срок до 04 мая 2016 г.

  

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Вологодской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Часть 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны