Решение б/н РЕШЕНИЕ № 54-10АМЗ/16 от 17 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 54-10АМЗ/16

 

 

Резолютивная часть оглашена октября 2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 14 октября 2016 г.                                    г. Вологда

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель Комиссии:

Мерзлякова Наталия Валерьевна – руководитель Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Наталия Ивановна – начальник отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Смышляева Ирина Александровна – заместитель начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

Скребков Николай Вадимович – главный специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Дьяков Станислав Владимирович – ведущий специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Полетаева Юлия Николаевна – ведущий специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Фанина Ольга Сергеевна – государственный инспектор отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

рассмотрев дело № 54-10АМЗ/16 по признакам нарушения Акционерным обществом «Газпром газораспределение Вологда» (юридический адрес: ул. Саммера, д. 4А, г. Вологда, Российская Федерация, 160014; ИНН 3525025360) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании от Акционерного общества «Газпром газораспределение Вологда» Рычкова А.В., Мухина А.С. (по доверенности); от Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Отделстрой» Павловой Е.С. (по доверенности), председателя колхоза имени Суворова Соколова Н.А., гр. Ураскова Л.Н.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление от Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Отделстрой» (далее – Заявитель), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Акционерного общества «Газпром газораспределение Вологда» в лице филиала Шекснинской РЭС (далее – Ответчик, Общество) в процедуре согласования (проверки) проектной документации газоснабжения объектов заказчиков.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 27.06.2016 № 132 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в рассмотрении настоящего дела в качестве Заинтересованных лиц привлечены: Администрация сельского поселения Сиземское, Колхоз имени Суворова, гр. Урасков Леонид Алексеевич.

В обоснование своих доводов Заявителем было указано на то, что Ответчик, являясь газораспределительной организацией, осуществляет рассмотрение проектной документации на строительство объекта газификации в части ее соответствия выданным техническим условиям. При этом предметом заключаемого Ответчиком договора для реализации указанных действий является не согласование проектной документации, как это было до недавнего времени, а проверка документации, что противоречит п. 6.1.4 ГОСТ Р54961-2012 и выходит за пределы установленных полномочий. Вместе с тем, при проверке проектов, Ответчиком предъявляются необоснованные замечания к их содержанию, приводящие к затягиванию сроков согласования проектной документации.

Ответчик с указанными доводами Заявителя не согласился, полагая, что рассматриваемые действия осуществляются им в рамках действующих правовых норм, выход за допустимые пределы осуществления гражданских прав, который мог бы привести к нарушению антимонопольного законодательства, с его стороны не допущен.

         Исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к  следующему.

  В соответствии с обзором состояния конкуренции на товарном рынке № 17 Ответчик, являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по трубопроводам в границах Вологодской области, в том числе в границах Шекснинского муниципального района.

         Ответчик ввиду осуществления указанного вида деятельности на рынке, находящимся в состоянии естественной конкуренции, выдает заказчикам технические условия на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети.

            Комиссией с учетом письменных пояснений Ответчика и представленных документов установлено, что Общество осуществляет как процедуру по согласованию проектной документации, так и процедуру по проверке проектной документации. До 01.12.2015 г. Общество заключало с заказчиками договора на согласование проектной документации, согласно которым оно осуществляло согласование проектной документации на соответствие ее выданным техническим условиям. Для подтверждения данного факта к материалам настоящего дела приобщен договор № 15-18/17-000123 от 10.09.2015 г. на согласование проекта, заключенный с Администрацией сельского поселения Сиземское.

После указанной даты Общество заключает с заказчиками договора на проверку проектной документации, согласно которым оно осуществляет проверку разделов «Наружный газопровод», «Газоснабжение (внутренние устройства)» проектной документации на соответствие действующим нормативным документам в части, касающейся газоснабжения. Типовые формы договора на проверку проекта отдельно с юридическим лицом и с физическим лицом утверждены приказом Общества № 1015 от 24.11.2015 г. К материалам настоящего дела приобщен договор № 15-18/17-000005 от 21.03.2016 г. на проверку проекта, заключенный с гр. Урасковым Л.А.

Проверка проектной документации проводится на возмездной основе, в соответствии с утвержденным прейскурантом (раздел 11 «Проверка проектной документации»). Заявки на заключение договора на проверку проекта подаются заказчиками в адрес Общества совместно с проектной документацией, которая проверяется в срок не более 30 дней. В случае обнаружения замечаний к проекту подготавливается письменное заключение о выявленных недостатках, заключается соотвествующий договор на проверку проекта. По завершению проверки проекта стороны договора подписывают акт сдачи-приемки оказанных услуг.

Вместе с тем, согласование проектной документации на соответствие ее выданным техническим условиям осуществляется Обществом без заключения договора и без взимания платы.

Комиссией установлено, что одним из видов деятельности Заявителя является разработка проектно-сметной, конструкторской и технической документации. Заявителем (Подрядчик) с Администрацией сельского поселения Сиземское (административное здание), колхозом имени Суворова (3-х квартирный жилой дом), гр. Урасковым Л.Н. (индивидуальный жилой дом) (Заказчики) заключены договора на выполнение проектных работ по газоснабжению объектов Заказчиков.

Указанными Заказчиками в Общество поданы заявления на согласование проектов, заключены договора на проверку проектов в части соответствия действующим нормативным документам по газоснабжению. Доводы Заявителя о нарушении Ответчиком антимонопольного законодательства непосредственно связаны с возникшими сложностями при рассмотрении разработанных Заявителем проектов для названных Заказчиков.

Существующие правоотношения сторон регулируются нормами законодательства о градостроительной деятельности, газоснабжении, а также нормами гражданского законодательства.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с частью 5 стати 48 ГрК РФ лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, отвечающие требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи.

Частью 15 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

Норма части 16 статьи 48 ГрК РФ не допускает требование согласования проектной документации, заключения на проектную документацию и иных документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 3 статьи 48 ГрК РФ установлено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен соответствующими Правилами, утвержденными Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее – Правила № 1314).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);

б) выдача технических условий;

в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);

г) заключение договора о подключении;

д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;

е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);

ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (пункт 3 Правил № 1314).

Требования к содержанию технических условий установлены пунктами 28, 37 Правил № 1314. Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, который должен содержать в числе прочих установленных существенных условий, такое как перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий (пункты 59, 83 Правил № 1314).

 Мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:

а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;

б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

г) проверку исполнителем выполнения заявителем технических условий;

д) осуществление исполнителем фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа (пункт 97 Правил № 1314).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 98 Правил № 1314 исполнитель обязан проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

При этом действующим законодательством не предусмотрено, что проверка фактического соответствия сетей газопотребления, в том числе правилам безопасности, возможна исключительно только при наличии проекта газоснабжения.

Подпунктом «б» пункта 10 Правил № 1314 также предусмотрено, что заявитель обязан представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Пункт 104 Правил № 1314 запрещает навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

Как Заявитель, так и Ответчик в письменных пояснениях, приобщенных к материалам настоящего дела, со ссылкой на ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» указали, что технические условия присоединения предоставляются заказчику для организации разработки проектной документации и выполнения строительно-монтажных работ на участке строительства объекта газификации (п. 6.1.4). Проектная документация на строительство объекта газификации должна быть согласована с газораспределительной организацией и газоснабжающей организацией в части ее соответствия выданным техническим условиям. Проектная документация согласовывается с заинтересованными организациями (п. 5.1.1).

            Вместе с тем, в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 22.08.2012 г. № 251-ст указанный национальный стандарт с введением в действие с 01.01.2013 г. утвержден для добровольного применения.

            Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 403 «Об исчерпывающем перечне в сфере жилищного строительства» с учетом изменяющих документов таких процедур как согласование либо проверка проекта газоснабжения газораспределительной организацией не предусмотрено (далее – Постановление № 403).

С учетом приведенных норм Комиссия приходит к выводу, что только в установленных законом случаях проектная документация является необходимым и обязательным документом, при наличии которого возможно строительство газопровода и осуществление процедуры присоединения к газораспределительным сетям. Проектная документация разрабатывается на основании технических условий, выдаваемых исключительно Ответчиком.

 В технических условиях, выданных Ответчиком за период с 01.01.2014 г. по 01.12.2015 г. преимущественно физическим лицам для газоснабжения жилых домов, а также Администрации сельского поселения Сиземское (ТУ № 065 от 31.03.2014 г.), в качестве общих инженерно-технических требований предусмотрено, что газоснабжение осуществить согласно проекту; проект газоснабжения выполнить силами специализированной проектной организации; проект согласовать с эксплуатирующей организацией (ПУ «Шекснарайгаз» (Шекснинской РЭС)). Ответчиком также представлена справка об оплате контрагентами услуг Общества по согласованию проектов за указанный выше период. Вместе с тем, Заявителю в указанный период технические условия на подключение не выдавались, договора на согласование проектов с ним не заключались.

Комиссия отмечает тот факт, что в период с 01.01.2014 г. по 01.12.2015 г. (при соблюдении срока давности для возможности возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства) Ответчик без учета положений ГрК РФ, Правил № 1314, Постановления № 403 в выдаваемые заказчикам технические условия включал требования о разработке проектной документации, а также ее согласовании, которое осуществлял со своей стороны на платной основе и без выполнения которого, при соблюдении установленного порядка подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения, невозможно было осуществить подключение объектов заказчиков.

Между тем, Комиссия при оценке данного факта принимает во внимание то обстоятельство, что данный круг потребителей (заказчиков), которому выдавались соответствующие технические условия, несмотря на свою значительность, не является неопределенным (их перечень установлен исчерпывающим образом). Обращения со стороны хозяйствующих субъектов, интересы которых в сфере предпринимательской деятельности ущемлены либо могли быть ущемлены рассматриваемыми действиями Ответчика, отсутствуют.

В выдаваемых Ответчиком после 01.12.2015 г. технических условиях подключения объектов капитального строительства к газораспределительной сети, имеющихся в материалах дела: ТУ № 11/00130 от 29.12.2015 г. для Ураскова Л.А. на подключение индивидуального жилого дома; ТУ № 11/00004 от 13.01.2016 г. для Колхоза имени Суворова на подключение 3-х квартирного жилого дома (выделены Комиссией с учетом доводов Заявителя и участия в деле соответствующих Заинтересованных лиц), требований об осуществлении газоснабжения согласно проекту, выполнении проекта газоснабжения силами специализированной проектной организации, согласовании проекта с эксплуатирующей организацией не содержится. Также данные технические условия не содержат требования о проверке проекта газоснабжения. Вместе с тем, содержащиеся в ТУ № 11/00130 от 29.12.2015 г. на подключение индивидуального жилого дома конкретного потребителя ссылки на ряд условий, связанных с наличием проекта, в силу диспозиции части 1 статьи 10 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», не могут быть оценены Комиссией на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства со стороны Ответчика.

С Заявителем договоров на проверку проектов Обществом не заключалось. Каких-либо доказательств о навязывании со стороны Ответчика процедуры проверки проекта газоснабжения неопределенному кругу потребителей либо иным лицам (хозяйствующим субъектам) в сфере предпринимательской деятельности не представлено. Заявитель также в соответствии с направленным в адрес Комиссии ходатайством фактически указывает на отсутствие возможного ущемления его интересов действиями Ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действий со стороны Ответчика, подпадающий под указанный запрет, Комиссией не установлено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № 54-10АМЗ/16 по признакам нарушения Акционерным обществом «Газпром газораспределение Вологда» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях Ответчика нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 Председатель Комиссии                                                                                   Н.В. Мерзлякова                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны