Решение б/н РЕШЕНИЕ № 55-10АМЗ/16 от 19 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

      

РЕШЕНИЕ № 55-10АМЗ/16

 

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 сентября 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзляковой Н.В. – руководителя Управления, председателя комиссии,

Минаева А.Б. – главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена комиссии,

Полетаевой Ю.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена комиссии,

Фаниной О.С. – государственного инспектора отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена комиссии,

рассмотрев дело № 55-10АМЗ/16 по признакам нарушения ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии от ООО «НРТел» адвоката Райляна А.А. по доверенности от 06.06.2016, от ПАО «Ростелеком» Царевой Л.В. по доверенности от 07.04.2014 № 0202/29/64-14, от ООО «Агровикт» адвоката Райляна А.А. по доверенности от 27.06.2016, от ООО «ТЛТ РУС» адвоката Райляна А.А. по доверенности от 27.06.2016, от ПАО «Мегафон» Уткиной Е.Е. по доверенности от 04.12.2015 № 5-5753,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление ООО «НРТел» на действия ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, далее - Общество).

Как следует из заявления, оператор связи ПАО «Ростелеком» в лице Вологодского филиала, оказывая услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, на территории г. Вологды Вологодской области, 21.06.2016 ограничил доступ к сети связи общего пользования двум своим абонентам, а именно: со стороны ПАО «Ростелеком» введено отключение исходящих вызовов с абонентских номеров, выделенных ООО «ТЛТ РУС» (г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 9, диапазон номеров (8172) 564300-564359) и ООО «Агровикт» (г. Вологда, ул. Мира, д. 22, диапазон номеров (8172) 783700-783759 и ул. Кирова, д. 21, диапазон номеров (8172) 764440-764499), проходящих через транзитную сеть местной телефонной связи оператора связи ПАО «МегаФон» на абонентские номера ООО «ГРИН» (диапазон номеров (8172) 202500-202749), выделенные оператором связи ООО «НРТел».

Данные действия, по мнению ООО «НРТел», свидетельствуют о злоупотреблении ПАО «Ростелеком» своим доминирующим положением на рынке по оказанию услуг телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, результатом которого является ущемление прав и законных интересов его абонентов – ООО «Агровикт» и ООО «ТЛТ РУС».

На основании приказа Управления определением от 23 июня 2016 года возбуждено дело № 53-10АМЗ/16 по признакам нарушения ПАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 11 июля 2016 года из дела № 53-10АМЗ/16 в отдельное производство выделено дело № 55-10АМЗ/16 по признакам нарушения ПАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части правоотношений ПАО «Ростелеком» с ООО «Агровикт» и ООО «ТЛТ РУС».

ПАО «Ростелеком» в письменных пояснениях и возражениях на заключение об обстоятельствах дела указало, что ООО «Агровикт», ООО «ТЛТ РУС» допущены нарушения пункта 3.3.7 Правил оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» юридическим лицам. Системами мониторинга Вологодского филиала ПАО «Ростелеком» был зафиксирован факт начала круглосуточной генерации трафика с телефонных номеров ООО «Агровикт» и ООО «ТЛТ РУС» на телефонные номера оператора связи ООО «НРТел», присоединенного на местном уровне к сетям ПАО «Мегафон». При выполнении тестовых наборов происходило моментальное соединение при отсутствии признаков действий, совершаемых реальными абонентами, что, по мнению Общества, свидетельствует о наличии признаков автоматизированного выбора основных направлений исходящего трафика. Указывает на наличие значительного ночного телефонного трафика. На основании статистических данных ПАО «Ростелеком» проведена оценка загрузки каналов и пропуска трафика на сеть оператора ПАО «Мегафон», которая показала, что существует превышение нормы нагрузки.

Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях и возражениях на заключение об обстоятельствах дела.

ООО «Агровикт», ООО «ТЛТ РУС» и ООО «ГРИН» в отзывах на заявление поддержали требования ООО «НРТел».

Управлением Роскомнадзора по Вологодской области отзыв на заявление не представлен. Вместе с тем на заседании комиссии представитель Управления Роскомнадзора по Вологодской области пояснил, что действия ПАО «Ростелеком» противоречат требованиям действующего законодательства о связи.

Представители ООО «ГРИН» и Управления Роскомнадзора по Вологодской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседание комиссии не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО «ГРИН» и Управления Роскомнадзора по Вологодской области.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 4 и 8 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; создание дискриминационных условий.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ).

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 4 названного Закона указано на то, что им регулируется в том числе деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг общедоступной электросвязи.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ПАО «Ростелеком» является деятельность в области электросвязи (код ОКВЭД 64.20).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

В указанный Перечень включены, в том числе предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов); предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Общества имеет лицензию № 135990 на осуществление услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, со сроком действия до 27.01.2021.

Таким образом, ПАО «Ростелеком», оказывая данные услуги физическим и юридическим лицам, являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, на территории г. Вологды Вологодской области.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ оказание услуг связи подлежит лицензированию.

Закон о связи устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан, в частности: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательным платежам; статьей 29 Закона о связи предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи подлежит обязательному лицензированию. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии и соответствующие перечни лицензионных условий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 135990 установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства от 09.12.2014 № 1342, оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования услугами телефонной связи 24 часа в сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 44 указанных Правил предусмотрено, что оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, в отношении которых этим абонентом допущены нарушения требований, установленных Федеральным законом «О связи», настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи. При этом оператор связи вправе приостановить предоставление абоненту возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб только в случае, если технико-технологические особенности средств связи сети связи этого оператора связи не позволяют сохранить такую возможность одновременно с приостановлением оказания абоненту услуг телефонной связи.

Согласно пункту 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 135990 ПАО «Ростелеком» обязано обеспечить предоставление абоненту: а) доступ к сети связи лицензиата; б) абонентской линии в постоянное пользование; в) местных телефонных соединений для: передачи голосовой информации, передачи факсимильных сообщений, передачи данных; г) доступа к телематическим услугам связи и услугам внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, а также к услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; д) доступа к системе информационно-справочного обслуживания; е) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.

Приказом Роскомнадзора от 08.02.2013 № 155 Общество включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

В соответствии с пунктом 6 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 135990 ПАО «Ростелеком» обязано при оказании услуг связи соблюдать правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденные Правительством Российской Федерации, при присоединении сети (сетей) местной телефонной связи лицензиата других сетей связи, осуществлении учета и пропуска трафика в сети (сетях) местной телефонной связи лицензиата, учета и пропуска трафика от (на) сетей связи других операторов.

Пунктом 1 Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденного приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08.08.2005 № 98, определено, что пропуск трафика при оказании услуг местной телефонной связи осуществляется в следующем порядке: 1) между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети (сетям) местной телефонной связи: а) пользовательское (оконечное) оборудование; б) узлы связи сети (сетей) местной телефонной связи, функционирующие в пределах территории муниципального образования, являющегося городским или сельским поселением, муниципальным районом, либо города федерального значения; в) пользовательское оконечное оборудование; 2) между оконечным элементом сети местной телефонной связи и абонентской станцией (абонентским устройством), подключенной к сети подвижной связи, когда дополнительный абонентский номер <...> идентифицирующий оконечный элемент данной сети местной телефонной связи, и номер вызываемого абонента сети подвижной связи входят в ресурс нумерации, соответственно географически определяемой и географически не определяемой зон нумерации, закрепленный за одним и тем же субъектом Российской Федерации: а) оконечный элемент сети местной телефонной связи; б) узлы связи сети подвижной связи; в) абонентская станция (абонентское устройство).

Как указано в пункте 22 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 161 оператор сети местной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика: 1) между сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения; 2) между сетями передачи данных и сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения; 3) между сетями зоновой телефонной связи, функционирующими в пределах территории субъекта Российской Федерации, и сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования.

ООО «Агровикт» и ООО «ТЛТ РУС» являются абонентами ПАО «Ростелеком», что подтверждается заключенными договорами об оказании услуг связи от 29.12.2015 № 235000047002 и от 24.05.2016 № 235000049182. В соответствии с пунктом 1.1 договоров оператор связи оказывает абоненту услугу связи и выполняет работы, связанные с установкой и подключением оборудования для предоставления услуг, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами оказания услуг связи, лицензиями и договором, а абонент оплачивает услуги и работы в соответствии с действующими на момент оказания услуг (выполнения работ) прейскурантом оператора связи.

Пунктами 3.2.1 определено, что оператор связи обязан оказывать абоненту услуги и выполнять работы в течение срока действия договора/спецификации на отдельную услугу в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами оказания услуг связи, лицензиями и договором.

Общество ссылается на нарушение ООО «Агровикт», ООО «ТЛТ РУС» пункта 3.3.7 Правил оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» юридическим лицам, в соответствии с которым абонент обязан не допускать использования средств связи, пользовательского (оконечного) устройства и иного оборудования, в том числе систематического совершения вызовов без цели голосовой и/или не голосовой информации для преднамеренного создания другим абонентам условий, затрудняющих пользование услугами, а также создания помех для нормального функционирования сети связи, не совершать действий, наносящих вред оператору, не совершать действий, препятствующих нормальному функционированию сети связи, не использовать услуги без дополнительного письменного согласования с оператором установки шлюзов для доступа к сети электросвязи и Интернет-телефонии.

Вместе с тем доказательств, подтверждающих, нарушение ООО «Агровикт», ООО «ТЛТ РУС» пункта 3.3.7 Правил оказания услуг связи ПАО «Ростелеком» в материалы дела не представлено.

Довод ПАО «Ростелеком» о превышении норм нагрузки на сеть оператора ПАО «Мегафон» комиссия находит несостоятельными, поскольку нормами действующего законодательства о связи, условиями договора об оказании услуг связи нормы нагрузки на абонентскую линию и пределы ее интенсивности не установлены, каких-либо ограничений по объему исходящего трафика, создаваемого абонентом, также не предусмотрено.

Таким образом, Общество, ограничив доступ к сети связи общего пользования двум своим абонентам, нарушило требования, установленные частью 1 статьи 46 Закона о связи, пункты 6 и 44 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342, пункт 1 Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденного приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 08.08.2005 № 98, пункт 22 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 161, пункты 4, 5, 6 лицензии № 135990 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.

При таких обстоятельствах комиссия приходит к выводу о нарушении Обществом пунктов 4 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ПАО «Ростелеком» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением вынесено предупреждение от 11.07.2016 № 4 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Письмом от 22.07.2016 № 0202/05/2710-16 ПАО «Ростелеком» в лице Вологодского филиала сообщило об исполнении предупреждения путем возобновления оказания ООО «Агровикт» и ООО «ТЛТ РУС» услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, в полном объеме с 22.07.2016.

В связи с исполнением предупреждения производство по делу в части нарушения Обществом пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подлежит прекращению.

Вместе с тем из представленных ООО «Агровикт» и ООО «ТЛТ РУС» письменных пояснений следует, что несмотря на снятие ограничений ООО «Агровикт» из 120 номеров может одновременно использовать не более 43 номеров, ООО «ТЛТ РУС» из 60 номеров – не более 22 номеров, что позволяет комиссии сделать вывод о ненадлежащем оказании ПАО «Ростелеком» своим абонентам услуг местной телефонной связи. Доказательств обратного Обществом не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ПАО «Ростелеком» предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

признать ПАО «Ростелеком» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем ограничения доступа к сети связи общего пользования двум своим абонентам, а именно: отключения исходящих вызовов с абонентских номеров, выделенных ООО «ТЛТ РУС» и ООО «Агровикт», проходящих через транзитную сеть местной телефонной связи оператора связи ПАО «МегаФон» на абонентские номера ООО «ГРИН», выделенные оператором связи ООО «НРТел». В оставшейся части производство по делу подлежит прекращению.

Выдать ПАО «Ростелеком» предписание.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 55-10АМЗ/16

 

16 сентября 2016 года                                                                                        г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзляковой Н.В. – руководителя Управления, председателя комиссии,

Минаева А.Б. – главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена комиссии,

Полетаевой Ю.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена комиссии,

Фаниной О.С. – государственного инспектора отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена комиссии,

на основании решения от 16 сентября 2016 года, вынесенного по результатам рассмотрения дела № 55-10АМЗ/16 по признакам нарушения ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ПАО «Ростелеком» обеспечить надлежащее качество оказываемых ООО «Агровикт» и ООО «ТЛТ РУС» услуг связи, позволяющее в полном объеме использовать данным абонентам выделенную по договорам от 29.12.2015 № 235000047002 и от 24.05.2016 № 235000049182 номерную емкость.

2. ПАО «Ростелеком» исполнить предписание в срок до 30 сентября 2016 года.

3. ПАО «Ростелеком» сообщить в Вологодское УФАС России о выполнении предписания в срок до 05 октября 2016 года.

 

Председатель Комиссии                                                                         Н.В. Мерзлякова

Связанные организации

Связанные организации не указаны