Решение б/н Решение № 44-16/11 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ № 44-16/11

                                                                    г. Вологда 

Резолютивная часть решения оглашена 5 октября 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено  19 октября 2011 года

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Хлевчук Вячеслав Тихонович – зам. руководителя управления, председатель  Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Кораблев Алексей Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Лукичева Виктория Андреевна – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Гасымова Виктория Имрановна – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 44-16/11 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства Администрации г. Вологды, расположенным по адресу: г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, 6а, ОАО Банк ВТБ, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 29, ООО «Городской расчетный центр», расположенным по адресу: г. Вологда, ул. Яшина, 3а, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление гражданина Маслова Александра Ивановича на заключение Департаментом городского хозяйства Администрации г. Вологды (далее – Департамент) соглашения о взаимодействии при осуществлении перечислений с расчетного счета ООО «Городской расчетный центр» (далее – ГРЦ).

Заявитель считает, что, заключив указанное соглашение Департамент предоставил ГРЦ исключительное право на перечисление платы населения за коммунальные услуги на свой расчетный счет, что создает условия для ограничения доступа на рынок посреднических услуг и устанавливает доминирующее положение ГРЦ на этом рынке.

Ответчики с доводами заявителя не согласны, указывают, что данное соглашение заключено для обеспечения контроля за своевременностью осуществления населением оплаты коммунальных услуг. Ответчики указывают, что на день рассмотрения дела соглашение расторгнуто.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено следующее.

Между Департаментом городского хозяйства Администрации г. Вологды, ОАО Банк ВТБ и ООО «Городской расчетный центр» 6 апреля 2011 года заключено соглашение о взаимодействии при осуществлении перечислений с расчетного счета ООО «Городской расчетный центр».

Указанное соглашение заключено в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения города Вологды в качественных коммунальных и эксплуатационных услугах, а именно, в развитии жилищно-коммунального хозяйства города и совершенствовании системы коммунальных платежей.

Согласно пункту 3 соглашения ГРЦ предоставляет Департаменту право контролировать поступление, наличие и расходование денежных средств по счетам №№ 40702810200540000722 и 40702810200540000721, открытым в Банке ВТБ.

ГРЦ создано 30 декабря 2010 года на основании Устава, утвержденного 20 декабря 2010 года решением общего собрания учредителей.

На момент рассмотрения дела ГРЦ имело одного участника – Кавелич Любовь Владимировну, 1976 года рождения, которой принадлежит 100% уставного капитала общества. Кавелич Л.В. является генеральным директором общества.

Основным направлением деятельности общества является прием коммунальных платежей населения по безналичному расчету, посредством заключения соответствующих договоров с кредитными организациями, управляющими компаниями, с последующим аккумулированием собранных денежных средств на сводном счете общества и распределением данных средств на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций.

ГРЦ фактически осуществляет свою деятельность с 1 марта 2011 года. Обществом заключен 31 договор на информационно-расчетное обслуживание, в т.ч. с 18 управляющими компаниями из 44 управляющих компаний города, включая МАУ «Управление городского хозяйства города Вологды», остальные договоры заключены с ТСЖ.

Кроме того, ГРЦ заключены договоры на информационно-расчетное обслуживание с МУП «Вологдагортеплосеть», МУП «Вологдагорводоканал».

Предметом данных договоров является организация и ведение базы данных лицевых счетов и расчетов по ним, расчет ежемесячных денежных компенсаций, выпуск и доставку счетов-извещений абонентам, организацию приема денежных средств от населения, контроль их перечисления. Стоимость услуг общества составляла 1.5%, а с 1 июля 2011 года – 0.01% от оплаченной суммы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Таким образом, собственники помещений многоквартирного дома обязаны оплатить предоставленные коммунальные услуги непосредственно управляющей организации. Передача функций, связанных с начислением, приемом и учетом платежей иным организациям Жилищным кодексом РФ не предусмотрена.

Заключение договоров на информационно-расчетное обслуживание ресурсоснабжающими организациями с ГРЦ также является неправомерным. Ресурсоснабжающие организации в рассматриваемом случае не имеют необходимости в услугах ГРЦ, т.к. имеют договорные отношения по поставке коммунальных услуг с управляющими организациями и ТСЖ, а не с гражданами, и, именно, на управляющие организации и ТСЖ возложена обязанность по сбору денежных средств с населения и перечислению их ресурсоснабжающим организациям. Следовательно, в данном случае, имеет место экономически необоснованные расходы со стороны ресурсоснабжающих организаций по оплате услуг ГРЦ, которые будут учитываться в установлении тарифа на услуги, что приведет к завышению тарифов и ущемлению интересов потребителей. Кроме того, указанным договором ГРЦ передается право на ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг, в то время как само общество эти услуги населению не предоставляет и не имеет право ограничивать или приостанавливать их подачу.

ГРЦ является коммерческой организацией, основная цель которой состоит в извлечении прибыли.

Решением Вологодского городского суда от 15 июля 2011 года, вступившим в законную силу, деятельность ГРЦ в части организации и приема денежных средств от населения, организации и контроля перечисления денежных средств получателям платежа прекращена.

Генеральный директор общества, а также единственный его участник, Кавелич Л.В. является помощником депутата Вологодской городской Думы – Соколовой Татьяны Александровны. Руководство деятельностью помощника осуществляет непосредственно депутат.

В свою очередь Соколова Татьяна Александровна является руководителем СРО некоммерческая организация «Региональная ассоциация Управляющих компаний», члены которой заключили договоры на информационно-расчетное обслуживание с ГРЦ, а также женой Соколова Евгения Викторовича, заместителя начальника Департамента городского хозяйства, который согласно должностному регламенту непосредственно координирует деятельность отдела организации содержания и капитального ремонта жилищного фонда, организует содержание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, осуществляет полномочия по представлению собственника муниципальных жилых помещений на общем собрании собственников помещений, а также по проведению собраний собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляет полномочия собственника муниципальных помещений при заключении договоров управления многоквартирным домом, договоров оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, договоров об оказании коммунальных услуг.

Таким образом, Департамент имел возможность оказывать влияние на деятельность ГРЦ.

При этом необходимо отметить, что договоры на информационно-расчетное обслуживание с ГРЦ из ресурсоснабжающих организаций заключили только муниципальные предприятия, подконтрольные Департаменту.

Таким образом, в результате согласованных действий Департамента и ГРЦ общество получило без конкурентной борьбы рынок посреднических услуг по организации и контролю перечисления денежных средств получателям платежей, а также возможность получить сверхприбыль за счет возмещения муниципальными ресурсоснабжающими организациями части затрат по сбору платежей за коммунальные услуги с населения, что может привести к ограничению конкуренции на рынке посреднических услуг по организации и контролю перечисления денежных средств получателям платежей.

Указанные действия ответчиков нарушают статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления осуществлять согласованные действия, заключать соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению или ограничению конкуренции.

Ответчики на заседание комиссии представили соглашение от 20 сентября 2011 года о расторжении соглашения о взаимодействии при осуществлении перечислений с расчетного счета ООО «Городской расчетный центр», деятельность общества в части организации и приема денежных средств от населения, организации и контроля перечисления денежных средств получателям платежа прекращена. Тем самым ответчики устранили допущенные нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

 

РЕШИЛА:

1. Признать Департамент городского хозяйства Администрации г. Вологды и ООО «Городской расчетный центр», нарушившими статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Дело прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства и устранением его последствий.

 Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

 

_________________

 

В.Т. Хлевчук

 

Члены Комиссии:

_________________

 

Т.Б. Тихомирова

 

 

_________________

 

 

А.С. Кораблев

 

 

отсутствует

 

 

В.А. Лукичева

 

 

_________________

 

 

Д.С. Анпилов

 

 

_________________

 

 

В.И. Гасымова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны