Решение б/н РЕШЕНИЕ № 60-10АМЗ/16 от 14 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

___________№____________

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

  

 

 

 

Адресатам (по списку)

РЕШЕНИЕ № 60-10АМЗ/16

 

 

Резолютивная часть оглашена 07 февраля 2017 г.

Решение в полном объеме изготовлено 13февраля 2017 г.                                    г. Вологда

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель Комиссии:

Мерзлякова Наталия Валерьевна – руководитель Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Наталия Ивановна – начальник отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Смышляева Ирина Александровна – заместитель начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Смирнова Наталия Николаевна – главный специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Дьяков Станислав Владимирович – ведущий специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Полетаева Юлия Николаевна – ведущий специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

рассмотрев дело № 60-10АМЗ/16 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» (сокращенное наименование: ООО «Водоканал», юридический адрес: Российская Федерация, 161200, Вологодская обл., г. Белозерск, ул. Набережная, д. 40; ИНН 3503012512) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

при участии в рассмотрении дела от ООО «Водоканал» директора Соловьева А.Н., представителя по доверенности Афанасьева Н.Н., от Обособленное подразделение «Верхневолжское» Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» представителя по доверенности Грущенко А.П.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление от Обособленного подразделения «Верхневолжское» Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» антимонопольного законодательства, выразившиеся в неправомерном отказе заключить с заявителем договор по транспортировке питьевой воды, необходимый для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения.

Данное заявление, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, послужило основанием для возбуждения настоящего дела, о чем Управлением издан приказ от 30.11.2016 № 275 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал»  (далее – Ответчик, Общество); в качестве заявителя - Обособленное подразделение «Верхневолжское» Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Заявитель, Подразделение).

По результатам изучения материалов настоящего дела, заслушивания доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия приходит к выводу об установлении в действиях Ответчика нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.

 

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (часть 1 статьи 10 Закона).

По результатам проведенного Управлением Обзора состояния конкурентной среды рынка услуг холодного водоснабжения от 03.11.2016 № 24 установлено, что Общество, являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения в границах технологической инфраструктуры (сетей), расположенных в г. Белозерска и сельского поселения Глушковское Белозерского района.

Основное правовое регулирование отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения осуществляется Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее – Правила № 644).

В данных нормативных правовых актах используются, в том числе следующие основные понятия: водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам; водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (статья 2 Законе № 416-ФЗ); транзитная организация - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод (пункт 3 Правил № 644).

 

Общество в соответствии с Постановлением Администрации города Белозерск от 04.09.2013 № 253-1 определено в качестве гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Белозерск».

Согласно статье 2 Закон № 416-ФЗ гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Присвоение статуса гарантирующей организации предусматривает не только права, но и возлагает на гарантирующую организацию определенные обязанности, связанные с обеспечением надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения потребителей (абонентов).

Так, частью 4 статьи 12 Закона № 416-ФЗ установлено, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Также пунктом 6 Правил № 644 установлено, что если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией.

В целях реализации данной публичной обязанности гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона № 416-ФЗ).

Одновременно с этим организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (часть 5 статьи 12 Закона № 416-ФЗ).

Пунктом 46 Правил № 644 также предусмотрено, что заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным. Данные договора подлежат заключению в соответствии с утвержденной типовой формой (пункт 45 Правил № 644).

По договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества (часть 1 статьи 16 Закона № 416-ФЗ, пункт 47 Правил № 644).

 

Подразделение на законных основания владеет сетями водопроводно-канализационного хозяйства, расположенными в г. Белозерске, в/г 1. и осуществляет транспортировку коммунальных ресурсов (водоснабжение) по соответствующим объектам города. Соответствующие распорядительные документы (распоряжение Правительства РФ от 11.06.2015 г. № 1089-р, приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 21.09.2015 № 2134, договор о передаче недвижимого имущества во временное безвозмездное пользование № 243 от 05.10.2015 г.) приобщены к материалам настоящего дела.

 Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее – РЭК Вологодской области) № 718 от 02.12.2015 г. Заявителю для потребителей г. Белозерска установлен тариф на транспортировку воды на период с 2016-2018 гг. с календарной разбивкой.

Из обстоятельств дела следует, что Подразделение в целях оформления договорных отношений с гарантирующей организацией письмом от 21.03.2016 г. № 725/исх/25 направило в адрес Общества проект договора по транспортировке холодной воды № 35/ТрХВ/02 от 01.01.2016 г., полученного по данным последнего 13.04.2016 г.

При рассмотрении инициированного Подразделением предложения о заключении договора по транспортировке питьевой воды Общество со ссылкой на то, что на его услуги для населения уже установлен единый тариф и оно не может работать с иными тарифами, отказало в заключении данного обязательного договора, предложив Заявителю заключить договора по транспортировке воды напрямую с населением (письмо от 26.05.2016 № 189). 

Вместе с тем, приказом РЭК Вологодской области № 786 от 11.12.2015 г. Обществу для потребителей г. Белозерска установлен тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) также на период с 2016-2018 гг. с календарной разбивкой.

По данным Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, РЭК Вологодской области при установлении данных тарифов не учтены расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых Подразделением,  поскольку Общество их не заявляло. Вместе с тем, Общество в соответствии с подпунктом «к» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, вправе представить в Департамент расчет экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов, в том числе и расходов, которые оно понесет в текущем периоде регулирования на оплату услуг Подразделения.

С учетом этого, комиссия полагает, что довод Ответчика об отсутствии возможности заключить договор с Заявителем является формальным. Кроме того, действующие правовые нормы в сфере холодного водоснабжения не предполагают при определении соответствующей гарантирующей организации населению (потребителям) и осуществляющим эксплуатацию объектов водоснабжения организациям напрямую регулировать вопросы, связанные с обеспечением водоснабжения. Данная обязанность возложена на гарантирующую организацию. Также из закрепленного в Законе № 416-ФЗ нормативного понимания договора на транспортировку холодной вод, следует, что данный договор может быть заключен транзитной организацией с гарантирующей организацией или с иной организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, но не с потребителем или абонентом.

Принимая во внимание вышеуказанные положения законодательства в сфере водоснабжения, Общество, как гарантирующая организация обязана заключить с Подразделением - организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов центральной системы холодного водоснабжения, договор по транспортировке питьевой воды, необходимый для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения потребителей.

Обязательность заключения данного договора со стороны Ответчика обусловлена как необходимостью соблюдения прав и законных интересов Заявителя в сфере осуществления своей предпринимательской деятельности по транспортировки соответствующего коммунального ресурса, так и реализацией нормативно закрепленной гарантии обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения потребителей, что соответствует одной из целей Закона № 135-ФЗ – создание условий для эффективного функционирования товарных рыков.

Соответственно отказ Ответчика от заключения договора по транспортировке холодной воды приводит к ущемлению законных интересов Заявителя в сфере его предпринимательской деятельности, а также создает угрозу нарушения процесса обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения потребителей данных услуг.

Таким образом, Общество, игнорируя публичную обязанность совершить установленные законодательными нормами определенные действия по заключению необходимого договора, вышло за допустимые пределы реализации своих гражданских прав по отказу в заключении соответствующего договора и допустило факт злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, а именно при наличии возможности заключить обязательный договор, необоснованно этого не сделало, что привело к ущемлению законных интересов Заявителя в сфере его предпринимательской деятельности, а также создало угрозу нарушения процесса обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения потребителей данных услуг.

Комиссией в действиях Ответчика установлено наличие состава антимонопольного нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.

Главой 9 Закона о защите конкуренции,  а также  пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса РФ  предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона № 135-ФЗ комиссия, при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

В соответствии с информацией, представленной как Заявителем, так и Ответчиком, в период рассмотрения настоящего дела комиссий, со стороны Общества договор по транспортировке холодной воды был подписан и направлен в адрес Подразделения, который получен адресатом 20.01.2017 г.

С учетом совершения Ответчиком до вынесения решения по настоящему делу конкретных необходимых действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства, комиссия полагает, что основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона № 135-ФЗ, комиссия 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание по настоящему делу не выдавать ввиду совершения Обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» необходимых действий, направленных на устранение нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

Председатель комиссии                                                                        Н.В. Мерзлякова

 

Члены комиссии:                                                                                                 И.А. Смышляева

 

                                                                                                                      Н.И. Проничева

 

                                                                                                                                 Н.Н. Смирнова

 

                                   Ю.Н. Полетаева

                                  

С.В. Дьяков

 

 

 

Примечание.

 

Решения и предписания антимонопольного органа обязательны к исполнению в установленный такими решениями и предписаниями срок (ст. 36 Закона о защите конкуренции).

Привлечение к ответственности лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа (ч. 2 ст. 37 Закона о защите конкуренции).

За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания  антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны