Решение №035/10/18.1-40/2020 Решение по результатам рассмотрения жалобы <…> на действия ... от 20 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

исх. № 236

от 23 января 2020 года

┌                                                                                              ┐

Администрация Шекснинского муниципального района

162560, Вологодская обл.,

п. Шексна, ул. Пролетарская, д.14 
(81751) 2-14-85, 2-19-91,

sheksna@gov35.ru 

scheksna2011@yandex.ru

 

<>

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 035/10/18.1-40/2020 (04-01/1-18.1-20)

 

20.01.2020г.                                                                                                                              г. Вологда

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                             Вологодской области (далее - Комиссия Управления) в утвержденном составе:

Ростиславова А.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления;

Сучков О.Н. – начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления;

Шпякина М.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии Управления,

рассмотрев жалобу <…> на действия Администрации Шекснинского муниципального района по проведению открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Шекснинского муниципального района,

в присутствии:

-представителей Администрации Шекснинского муниципального района Соловьева А.В. (доверенность от 09.01.2020 № 02-2020), Дороговой С.В. (доверенность от 09.01.2020 № 01-2020), Ильинской А.Г. (доверенность от 14.01.2020 № 20-2020);

-в отсутствии <…>, извещенного о дате и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее –Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) уведомлением от 27.12.2019 № 5793 принята к рассмотрению жалоба <…> (далее – Заявитель) на действия Администрации Шекснинского муниципального района (далее - Организатор торгов) по проведению открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Шекснинского муниципального района (далее – торги).

Информация о жалобе размещена на сайте Управления - vologda.fas.gov.ru.

Информация о торгах размещена 16.12.2019г. на сайте Организатора торгов - https://sheksnainfo.ru/deyatelnost/konkursy-i-auktsiony (далее – официальный сайт Организатора торгов).

Рассмотрение жалобы назначено на 09.01.2020г., в соответствии с частями 14 и 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения жалобы был продлен, рассмотрение отложено на 15.01.2020г. и 20.01.2020г.

В своей жалобе Заявитель не согласен с требованиями документации о торгах, а именно: в пункте 3 примечания к критерию «Количество дорожно-транспортных происшествий…» приложения № 6 «Перечень критериев оценки участников открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Шекснинского муниципального» документации о торгах установлено, что данный показатель (критерий) не применяется в случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют регулярные перевозки менее года, предшествующего дате размещения извещения, либо не осуществляли регулярные перевозки в течение года, предшествующего дате размещения извещения.

Заявитель как потенциальный участник торгов в жалобе указал, что данное условие в документации о торгах ограничивает его право на участие в торгах и не позволяет получить соответствующие баллы (оценку) по данному критерию.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Следовательно, основания для рассмотрения жалобы Заявителя по существу у Комиссии Управления имеются.

Комиссия Управления, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив представленные письменные пояснения и документы, установила следующее.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регламентированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).

Администрацией Шекснинского муниципального района во исполнение Закона № 220-ФЗ постановлением от 25.11.2019 № 1386 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Шекснинского муниципального района» (в редакции постановления от 11.12.2019 № 1464) утвержден Порядок проведения открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Шекснинского муниципального района (далее – Порядок проведения торгов).

Распоряжением Администрации Шекснинского муниципального района от 16.12.2019 № 353 утверждена Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Шекснинского муниципального района (далее – документация о торгах).

Документация о торгах утверждена с учетом требований, предусмотренных Порядком проведения торгов.

Извещение и документация о торгах по трем лотам в отношении шестнадцати муниципальных маршрутов опубликованы 16.12.2019г. на официальном сайте Организатора торгов.

Срок подачи конвертов с заявками на участие в торгах: с «16» декабря 2019 года по «23» января 2020 года (включительно).

Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах: 162560, п. Шексна, ул. Пролетарская, д.14, каб. 21, «28» января 2020 года в 14 часов 00 минут.

Место и дата рассмотрения заявок на участие в торгах установлены: 162560, п. Шексна, ул. Пролетарская д. 14, каб. 21, «30» января 2020 года в 14 часов00 минут.

Место и дата подведения итогов торгов:162560, п. Шексна, ул. Пролетарская д. 14, каб. 21, «13» февраля 2020 года в 14 часов 00 минут.

В документации о торгах (пункт 9 извещения о торгах) установлено, что к участию в торгах допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику торгов права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные документацией о торгах, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в торгах;

3) непроведение ликвидации участника торгов - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника торгов - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника торгов задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);

6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Закона № 220-ФЗ.

Установленные в документации о торгах требования к участникам торгов соответствуют требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ.

 

Согласно части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В документации о торгах установлено:

-по критерию «Количество дорожно-транспортных происшествий…»: «В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют регулярные перевозки менее года, предшествующего дате размещения извещения, либо не осуществляли регулярные перевозки в течение года, предшествующего дате размещения извещения, данный показатель не оценивается» (пункт 3 примечания к критерию «Количество дорожно-транспортных происшествий…» приложения № 6 документации о торгах);

-по критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок…»: «Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества - исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником» (примечание к критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок…» приложения № 6 документации о торгах).

Аналогичные требования установлены в приложении № 6 Порядка проведения торгов.

Согласно пункту 1 части 3 и части 4.1 статьи 24 Закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в торгах по критерию «Количество дорожно-транспортных происшествий…» осуществляется исходя из количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших в течение года, предшествующего дате размещения извещения о торгах.

В пункте 2 части статьи 24 Закона № 220-ФЗ определено, что заявка на участие в торгах должна содержать среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.

В части 4.2 статьи 24 Закона № 220-ФЗ закреплено, что среднее количество транспортных средств, учитываемое при определении критерия, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, рассчитывается исходя из общего количества в течение года, предшествующего дате размещения извещения, дней действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности в отношении указанных в заявке на участие в открытом конкурсе транспортных средств, отнесенного к количеству дней в соответствующем году.

Таким образом, федеральный законодатель установил возможность участия в торгах и оценку заявок, лиц, осуществляющих регулярные перевозки менее года. Анализ приведенных норм Закона № 220-ФЗ позволяют Организатору торгов установить в документации о торгах расчет оценки критериев «Количество дорожно-транспортных происшествий…» и «Опыт осуществления регулярных перевозок…» к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки менее года, предшествующего дате размещения извещения.

Таким образом, доводы жалобы являются обоснованными.

 

Кроме того, согласно части 4 статьи 24 Закона № 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Организатором торгов не представлены обоснования (расчет, пояснения с учетом местных условий) по установлению значений в критерии «Количество дорожно-транспортных происшествий…», в частности, от 0 до 0,03 (включительно) – 30 баллов; свыше 0,03 до 0,05 (включительно) – 20 баллов; свыше 0,05 до 0,08 (включительно) – 10 баллов; свыше 0,08 – 0 баллов (столбец 2 и 3 к критерию «Количество дорожно-транспортных происшествий…» приложения № 6 документации о торгах).

Объективных обоснований установления в документации о торгах пороговых значений 0,03; 0,05; 0,08 в Порядке проведения торгов, документации о торгах и материалах жалобы Организатором торгов не представлено.

Данные значения и их расчет не отвечает принципам разумности и целесообразности, так как изначально Организатор торгов установил необоснованно завышенные пороговые значения расчета показателей по критерию «Количество дорожно-транспортных происшествий…».

 

Таким образом, не применяя критерии «Количество дорожно-транспортных происшествий…» и «Опыт осуществления регулярных перевозок…» к потенциальным участникам, осуществляющим регулярные перевозки менее года, и установив необоснованные завышенные пороговые значения оценки заявок потенциальных участников, Организатор торгов создал условия нарушения прав потенциальных участников торгов, что создает условия для недопущения, ограничения, устранения конкуренции и может привести к нарушениям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Пунктом 4 приложения № 6 документации о торгах определен критерий оценки участников торгов «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок». В примечании к пункту 4 приложения № 6 документации о торгах установлено, что данный показатель определяется по представленным данным участника торгов о принятии обязательства по форме согласно приложению № 8 документации о торгах.

Приложением № 8 документации о торгах установлена форма «Обязательства по максимальному сроку эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок» (далее – обязательство по максимальному сроку эксплуатации транспортных средств).

В подпункте «л» пункта 10 «Перечень документов, предъявляемых для участия в конкурсе» документации о торгах установлено, что для участия в торгах претенденты представляют Организатору торгов обязательство по максимальному сроку эксплуатации транспортных средств по форме согласно Приложению 8 к документации о торгах.

Закон № 220-ФЗ не содержит требования о предоставлении участником торгов обязательств по максимальному сроку эксплуатации транспортных средств.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ участник торгов принимает на себя обязательства в случае предоставления участнику торгов права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в торгах.

 

Кроме того, в документации о торгах отсутствует формула (обоснование) расчета критерия «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств…» в случае предоставления участником торгов в составе заявки сведений о транспортных средствах согласно приложению № 3 «Перечень транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров на муниципальных маршрутах в границах Шекснинского муниципального района» документации о торгах.  В документации о торгах отсутствует расчет (формула) по оценке заявки участника торгов по данному критерию в случае предоставления таких сведений о транспортных средствах с учетом всего срока действия свидетельства об осуществлении перевозок.

Аналогичные требования установлены в подпункте «л» пункта 3.2 и приложениях № 6 и № 8 Порядка проведения торгов.

 

 

Таким образом, установленные требования по предоставлению обязательства по максимальному сроку эксплуатации транспортных средств и отсутствие расчета оценки критерия «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств…» противоречат требованиям Закона № 220-ФЗ, создают условия необоснованного препятствования осуществления деятельности путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам и могут привести к нарушению прав потенциальных участников торгов, что может привести к нарушениям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В форме заявки на участие в торгах (приложение № 1 документации о торгах) указано, что участник торгов принимает на себя обязательство приступить к осуществлению регулярных перевозок по маршруту не позднее чем через сорок календарных дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия последнего из ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному маршруту.

В пункте 11.8 документации о торгах указано, что в течение тридцати календарных дней со дня подписания протокола результатов торгов Организатор торгов осуществляет проверку наличия у победителя торгов (участника торгов, которому предоставлено право на получение свидетельства) транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в торгах.

Аналогичные требования установлены в пункте 4.8 и приложении № 1 Порядка проведения торгов.

Вместе с тем, согласно части 4 статьи 21 Закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдано по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия последнего из ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному маршруту.

 

 

Таким образом, установленные требования в форме заявки на участие в торгах и пункте 11.8 документации о торгах противоречат требованиям части 4 статьи 21 Закона № 220-ФЗ и создают условия необоснованного препятствования осуществления деятельности путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, что может привести к нарушениям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

С учетом вышеизложенного, выявленные нарушения требований Закона № 220-ФЗ и наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Организатора торгов не позволяют достичь целей развития конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и максимального удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах.

 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства), принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В материалы жалобы 20.01.2020г. Организатором торгов представлено распоряжение от 17.01.2020 № 3 «Об отмене открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Шекснинского муниципального района». Таким образом, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу <…> обоснованной.
  2. Обязательное для исполнения предписание не выдать.
  3. Передать материалы дела № 04-01/1-18.1-20 должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
  4. Передать материалы дела № 04-01/1-18.1-20 должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для рассмотрения вопроса о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.        

          Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

А.А. Ростиславова

Члены Комиссии:

 

 

О.Н. Сучков

 

М.А. Шпякина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны