Решение №035/06/33-657/2019 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «…» (вх. № 59... от 16 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

     

«16» декабря 2019  №

 

 

Заявитель:

ООО «…»

301121, Тульская обл., р-н. Ленинский,

д. Харино, ул. Дорожная, д. 4А

E-mail: Lawyer3@fin-trust.ru

 

Заказчик:

Государственное учреждение – …

160001, Вологодская область,

г. Вологда, пр. Победы, д. 33

E-mail: info@ro35.fss.ru      

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23-А

E-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 035/06/33-657/2019

 

«11» декабря 2019 г.                                                                                                        г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия Управления) в составе:

«…»  – начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления,

«…»  – старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,

«…» – государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,

рассмотрев жалобу ООО «…» (далее – Заявитель) на действия Заказчика –  Государственное учреждение Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона, предмет закупки –  оказание услуг по обеспечению в 2019 году инвалидов с нарушением слуха слуховыми аппаратами, извещение № 0230100000119000216, в присутствии представителей:

от Заказчика – «…» (по доверенности от 15.11.2019 № 269),  «…» (по доверенности от 30.05.2019 № 154),

от Заявителя – «…» (по доверенности от 20.08.2019 № СРО2),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.12.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) поступила жалоба от ООО «…» (вх. № 5943 от 05.12.2019) на положения документации об электронном аукционе, предмет закупки – оказание услуг по обеспечению в 2019 году инвалидов с нарушением слуха слуховыми аппаратами, извещение  № 0230100000119000216 (далее – электронный аукцион), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе содержит нарушения Закона о контрактной системе, а именно:

  1. Заказчик неправомерно определил место оказания услуг;
  2. В разделе III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе Заказчиком установлены  необоснованные и несоответствующие ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и испытания» характеристики, в частности такие как: «Частотный диапазон» – не уже 0,1- 7,0 кГц., «Частотный диапазон» – не уже 0,1-7,3 кГц.;
  3. В документации об электронном аукционе Заказчиком не установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 10.07.2019 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878). Кроме того, Заказчиком не размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленное п. 5 Постановления № 878.

Представители Заказчика с жалобой не согласны, представили письменные возражения (исх. № 11-19/3511-18343 от 10.12.2019) (далее – Возражения).

Комиссия Управления, рассмотрев представленные документы в их совокупности, заслушав представителей  Заявителя и Заказчика, установила следующее.

28.11.2019 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона от 28.11.2019 № 0230100000119000216.

Начальная (максимальная) цена контракта: 706 413, 23 руб.

Дата и время начала подачи заявок: 28.11.2019 17 ч. 54 мин.

Дата и время окончания подачи заявок: 06.12.2019 09 ч. 00 мин.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 06.12.2019.

Дата проведения электронного аукциона: 09.12.2019.

1. В отношении первого довода Заявителя установлено следующее.

В п. 7 информационной карты раздела I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе Заказчик установил, что услуги получателям оказываются по месту осуществления Исполнителем (Соисполнителем) лицензируемой деятельности в Вологодской области или по месту жительства получателей (по выбору получателей). Аналогичное положение установлено и в разделе III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

Пунктом 8 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности) – объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Таким образом, из системного толкования нормы следует, что лицензируемая медицинская деятельность осуществляется по адресу, указанному в лицензии.

Вместе с тем, в силу ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации (в том числе слуховые аппараты) предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Таким образом, Заказчиком обеспечено исполнение норм права по установлению места оказания услуг, а именно и для исполнителей услуг (организации, осуществляющие лицензируемую медицинскую деятельность) и для получателей (инвалиды).

Следовательно, первый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. В отношении второго довода Заявителя установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В разделе III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям, в частности такой показатель как «Частотный диапазон»:

 

№ п/п

Наименование изделия

Описание изделия

Количество

Цена

 

1

Слуховой аппарат цифровой внутриушной мощный

 

Максимальный ВУЗД 90 – не менее 108 дБ, не более 130 дБ,

Максимальное акустическое усиление – 38-70 дБ,

Частотный диапазон – не уже 0,1- 7,0 кГц,

Количество каналов цифровой обработки звука - многоканальная (не менее 9 каналов цифровой обработки) или бесканальная обработка сигнала

Динамическая компрессия в широком частотном диапазоне – наличие,

Система подавления обратной акустической связи – наличие,

Система автоматического шумоподавления – наличие,

Настройка по предпочтениям пользователя - наличие,

Система дополнительного усиления речи – наличие,

Система регистрации данных о режимах работы слухового аппарата – наличие.

 

17

29301,50

2

Слуховой аппарат цифровой внутриушной средней мощности

 

Максимальный ВУЗД 90 – не более 120 дБ

Максимальное акустическое усиление – не более 51 дБ

Частотный диапазон – не уже 0,1-7,3 кГц

Количество каналов цифровой обработки звука - многоканальная (не менее 4 каналов цифровой обработки) или бесканальная обработка сигнала

Динамическая компрессия в широком частотном диапазоне – наличие

Система подавления обратной акустической связи – наличие

Система автоматического шумоподавления – наличие

 

7

29755,39

 

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

В разделе IV «Инструкция по заполнению заявки участником Аукциона» документации об электронном аукционе установлено следующее: «2.1. Предложение участника в отношении объекта закупки, не должно сопровождаться словами: «аналог», «аналогичного типа», «должен», «должен быть», «типа», «ранее», «не шире», «не ранее», «не хуже», «хуже», «уже», «не уже», «ориентировочно», «приблизительно» (и их производные) и другими словами в случаях, описанных в настоящей инструкции по заполнению заявки. Указанные участником закупки в первой части заявки значения показателей с вышеперечисленными словами указывают на характеристики, которые не являются конкретными. При этом в заявке допускается указание слов «тип», «типы».

2.2. При указании показателя по минимальному и максимальному значению показателей вида «от «x»» и «до «y»», где «x» - нижнее числовое значение, а «y» - верхнее числовое значение, участник закупки должен указать числовые значения показателей, входящих в этот диапазон, при этом минимальное и максимальное значения «x» и «y» могут быть использованы.

Если одновременно минимальные и максимальные числовые значения разделены «тире» или «дефисом», участником закупки в первой части заявки данные показатели минимальных и максимальных   значений   могут быть использованы».

Раздел IV «Инструкция по заполнению заявки участником Аукциона» документации об электронном аукционе Заказчиком позволяет потенциальному участнику закупки сформировать предложение относительно предлагаемого к поставке товара.

Из буквального толкования положений ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Аналогичная позиция содержится в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Заказчик в Возражениях указал, что слуховые аппараты, реализуемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и испытания», что также отражено в разделе III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

Кроме того Заказчик в Возражениях пояснил, что при указании в разделе III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе такого показателя как «Частотный диапазон» он руководствовался положениями ст. 33 Закона о контрактной системе и п. 3.47 ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и испытания», однако данный ГОСТ не устанавливает числовых значений данного показателя, поэтому Заказчик сформировал значения данного показателя исходя из проведенного анализа рынка слуховых аппаратов и сложившихся потребностей получателей услуг (инвалидов).

Комиссией Управления установлено, что характеристики закупаемых слуховых аппаратов не противоречат ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и испытания».

В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Заявитель в составе своей жалобы и на заседание комиссии Управления не предоставил доказательств, подтверждающих неправомерное установление Заказчиком в разделе III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе такого показателя как «Частотный диапазон» и его значений.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что второй  довод Заявителя не обоснован.

  1. В отношении третьего довода Заявителя установлено следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Пунктом 2 Постановления № 878 установлен Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень).

Пунктом 4 Постановления № 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Пунктом 5 Постановления № 878 предусмотрено, что подтверждением случая, установленного п. 4 Постановления № 878, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением № 878, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Согласно сведениям из ЕИС объектом рассматриваемой закупки является, в том числе поставка слуховых аппаратов.

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлен код ОКПД2 26.60.14.120 «Аппараты слуховые».

Вышеуказанный Перечень содержит код ОКПД2 26 «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое»,  который включает в себя «Аппараты слуховые».

Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе не содержат ограничение, предусмотренное Постановлением № 878, при этом обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением № 878 Заказчиком в ЕИС также не размещено.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, третий довод Заявителя обоснован.

Согласно п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Административный регламент), утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

По окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки.

В силу ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.

Руководствуясь вышеизложенным, Комиссия Управления приняла решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления провела внеплановую проверку, по результатам которой иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «…» частично-обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание не выдавать.
  4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
  5. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, отменить.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

«…»

«…»

«…»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны