Решение №035/06/54.3-239/2021 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Ориент» на п... от 12 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

«___» ________  2021 № _____

Заявитель:

ООО «Ориент»

197183, г. Санкт-Петербург, ул. Полевая Сабировская, д.43а, лит. А, пом.2Н

vmt.orient@gmail.com

 

Заказчик:

ГКУ ВО «Служба единого заказчика»

160000, г.Вологда, ул.Герцена, 27

gky35@mail.ru

 

Уполномоченный орган:

КУ ВО «Центр закупок»

160009, г. Вологда, ул. Козленская, д. 8

     kgz@gz.gov35.ru

 

Оператор электронной площадки:

     ООО «РТС-тендер»

     ko@rts-tender.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 035/06/54.3-239/2021

 

«12» апреля 2021 г.                                                                                                 г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в  составе:

<…>

рассмотрев жалобу ООО «Ориент» на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение работ по разработке проектной документации по строительству объекта: «Поликлиника БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №3»,  извещение № 0830500000221000397 (далее – открытый  конкурс), заказчик в котором – ГКУ ВО «Служба единого заказчика»  (далее – Заказчик), уполномоченное учреждение – КУ ВО «Центр закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) с участием представителей:

от  Заказчика – <…> (доверенность № 14 от 09.04.2021),

от Заявителя  - <…> (доверенность №02/07-04/21 от 07.04.2021),

от Уполномоченного учреждения – <…> (директор, выписка из распоряжения о назначении №40-л от 27.01.2021), <…> (доверенность №5 от 16.03.2021),

УСТАНОВИЛА:

 

05.04.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступила жалоба ООО «Ориент» на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение работ по разработке проектной документации по строительству объекта: «Поликлиника БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №3»,  извещение № 0830500000221000397, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены показатели нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «Квалификация участника закупки»): «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг». А также проект контракта содержит неточную информацию об оплате за выполненные работы (сведения об авансировании) и в извещении не указана информация об авансовой оплате. Все это, по мнению Заявителя, влечет за собой ограничение конкуренции.

Представители Уполномоченного учреждения и Заказчика на заседании Комиссии УФАС поддержали возражения на доводы жалобы, с жалобой не согласны.

Жалоба рассмотрена посредством видеоконференцсвязи.

Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы  и документы, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) в их совокупности установила следующее.

17.03.2021 в ЕИС размещены сведения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0830500000221000397.

Начальная (максимальная) цена контракта:  23 241 952,00 руб.

В соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Исходя из приведенных норм, следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки в соответствие с целями закупки и потребностями учреждения.

Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик закупаемого товара, работы, предоставляемой услуги устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, параметрам, не предусматривает ограничения по включению в документацию требований, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к услугам.

Согласно ч.3 ст.24 закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, а том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

В соответствии с п. 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пункт 27 Правил устанавливает, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»  могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных п. 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Таким образом, Правилами предусмотрена возможность выбора из пяти показателей нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».  Выбор показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки, принадлежит заказчику. Следовательно, заказчик может по своему усмотрению включить в конкурсную документацию такие показатели нестоимостных критериев оценки заявок, которые отвечают его потребностям и необходимы для определения возможностей потенциальных подрядчиков (исполнителей) с целью исполнения заключаемого по результатам проведения конкурса контракта (с учетом особенностей закупки), а также выбора наилучшего предложения.

Как установлено Комиссией УФАС, Заказчиком в «Порядке оценки заявок на участие в конкурсе» документации об открытом конкурсе, установлено, что в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении открытого конкурса конкурсная комиссия (в соответствии с Постановлением № 1085) оценивает заявки участников конкурса по следующим критериям:

- «Цена контракта»;

- «Квалификация участника закупки».

Для оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки» устанавливаются следующие показатели:

 «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

 «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг».

В силу п. 3.2.1. Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наличие большего положительного опыта по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

В соответствии с п. 3.2.2. Под работами (услугами) сопоставимого характера и объема понимаются работы (услуги) по разработке проектной документации на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта) в сфере здравоохранения (поликлиники, больницы и т.п.) с получением положительного заключения  государственной экспертизы проектной документации.

По п. 3.3.1 оценивается наличие в штате участника закупки квалифицированных специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, имеющих высшее инженерно-техническое образование, и находящихся в Национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ).

Согласно п. 3.2.4 учитываются контракты (договоры), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с положительным заключением экспертизы проектной документации, при этом стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится данная закупка.

На заседании Комиссии УФАС представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что предметом закупки, согласно документации открытого конкурса является выполнение работ по разработке проектной документации по строительству объекта: «Поликлиника БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №3». Работы, являющиеся предметом закупки, имеют свою специфику, соответственно, к потенциальным участникам открытого конкурса должны быть предъявлены соответствующие требования.

Кроме того, требование о том, что опыт должен подтверждаться контрактами (договорами), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», сформировалось у Заказчика по итогам собственного негативного опыта: исполнители без необходимого опыта  сталкивались с трудностями при выполнении контрактов, которые негативно сказывались на качестве выполнения работ.

Представитель Заказчика пояснил, что представление в качестве подтверждения опыта контрактов (договоров), содержащихся  в реестре контрактов, представление комплектов документов, подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов, позволяет конкурсной комиссии оценить достоверность, представляемых Участниками закупок документов и сведений, а также позволяет определить наиболее квалифицированного участника закупки.

Из требований ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, пп. «б» п. 27 Правил следует, что опыт выполнения работ участником закупки определяется выполнением работ, связанных с предметом контракта, а также успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила не содержат ограничений относительно вида договоров/контрактов, которые могут быть представлены в качестве подтверждения такого опыта.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Установление по показателям «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» критерия «Квалификация участника закупки» требования о наличии опыта выполнения контрактов (договоров) в сфере здравоохранения, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», требование о наличии в штате квалифицированных  специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования не ставит в преимущественное положение потенциальных участников открытого конкурса, имеющих опыт выполнения указанных работ и квалифицированных сотрудников, перед потенциальными участниками открытого конкурса, которые такого опыта не имеют, а направлено на выявление такого поставщика (подрядчика, исполнителя), который предложит лучшие условия исполнения контракта, а также обусловлено потребностью Заказчика.

Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также «Порядок оценки заявок на участие в конкурсе» документации об открытом конкурсе соответствуют ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе и положениям Постановления № 1085.

Данный довод Заявителя признан необоснованным.

Согласно п. 13 раздела I. Информационная карта документации об открытом конкурсе размер аванса, устанавливаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Пункт 2.3.2 раздела IV Проект контракта документации об открытом конкурсе предусматривает варианты оплаты за выполненные работы:

Вариант 1:

2.3.2. Настоящим контрактом предусмотрен аванс в размере 20 (двадцати) процентов цены контракта.

Выплата аванса производится единовременно в течение в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты заключения контракта.

Расчеты за выполненные работы производятся единовременно с учетом размера выплаченного аванса на основании  выставленного Подрядчиком  счета/счета-фактуры в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.

Вариант 2

2.3.2. В соответствии с требованиями части 13 статьи 37 Закона аванс не предусмотрен.

Расчеты за выполненные работы производятся единовременно на основании  выставленного Подрядчиком  счета/счета-фактуры в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.

В соответствии с примечанием 1 к п. 2.3.2 проекта контракта вариант оплаты выбирается Заказчиком при заключении контракта.

Согласно примечанию  к п. 2.3.2 проекта контракта к варианту 1: данный вариант оплаты применяется при исполнении контракта, за исключением случая, когда контракт заключается с участником закупки, предложившим цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

В своих возражениях на жалобу Заказчик и Уполномоченное учреждение пояснили, что согласно требованиям Постановления Правительства Вологодской области от 25.05.2015 № 434 размещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о   контрактной системе осуществляется посредством Информационной системы «Закупки Вологодской области» (далее – РИС ЗВО). Информация об авансе была указана в заявке и  установлена в РИС ЗВО. Вместе с тем, информация об авансе не указана в извещении из-за ошибки интеграции ЕИС и РИС ЗВО. По данному вопросу Уполномоченное учреждение направило обращение в  АО «Комита» (исх. от 08.04.2021 № ИХ.КУВОЦЗ-00063/21).

Комиссией УФАС установлено, что согласно письму АО «Комита» (исх. от 09.04.2021 № 142) в РИС ЗВО в извещении по данной закупке содержится информация о проценте аванса в требованиях Заказчика. Вследствие некорректной работы РИС ЗВО информация об авансе не передалась из РИС ЗВО в ЕИС.

На основании  вышеизложенного, Комиссия УФАС установила, что техническая ошибка при формировании извещения по закупке в ЕИС не повлияла и не могла повлиять на результаты определения исполнителя. При формировании проекта контракта Заказчик будет руководствоваться положениями  п. 13 раздела I. Информационная карта документации об открытом конкурсе и п. 2.3.2  раздела IV Проект контракта документации об открытом конкурсе.

Комиссия Управления считает необходимым отметить, что на участие в открытом конкурсе подано 14 заявок. Факт ограничения конкуренции Заявителем не доказан.

Довод Заявителя признан необоснованным.

Руководствуясь п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, комиссия Управления провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений не установлено.

На основании вышеизложенного, комиссия Управления, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Ориент» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, отменить.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны