Решение №035/10/18.1-743/2022 Решение по результатам рассмотрения жалобы филиала ФГУП «Охр... от 28 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172) 72-99-70

факс: (8172) 72-46-64, e-mail: to35@fas.gov.ru

 

                                                                                         

 

Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Вологодской области

160000, г. Вологда,

ул. Зосимовская, д. 63Б

vologda@fgup-ohrana.ru

 

МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал»

160012, г. Вологда, Советский пр-кт,

д. 128

zakupki@volwater.ru

volwater@mail.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

info@roselttorg.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 035/10/18.1-743/2022

 

 

28 декабря 2022 года                                                                                                    г. Вологда     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии;

Сучков О.Н. – помощник руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии;

Косоногова Е.А. – старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии,

рассмотрев жалобу филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Вологодской области на действия МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» при проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» (номер извещения на сайте в ЕИС 32211946127),

в присутствии:

представителя ФГУП «Охрана» Росгвардии по Вологодской области –  Бараева С.Н. (по доверенности от 09.06.2022 № 40/03),

представителей – МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» Смирновой Ю.С. (по доверенности от 19.12.2022 № 121), Молкановой-Фомичевой Н.Л. (по доверенности от 01.12.2022 № 117),

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области  (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению жалоба филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Вологодской области (далее – Заявитель) на действия (бездействие) МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» (далее – Заказчик)  при проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» (номер извещения на сайте в ЕИС 32211946127; далее - аукцион).

По мнению Заявителя, извещение и аукционная документация не соответствует установленным требованиям законодательства Российской Федерации ввиду того, что частных охранные организации не имеют права оказывать охранные услуги на объектах Заказчика, в документации установлены требования для государственных охранных организаций.

Антимонопольный орган с учетом статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе, по основанию проведения закупки с нарушением требований Закона о закупках.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничивается только доводами, составляющими предмет обжалования.

Уведомлением Управления № 3834/22 от 16.12.2022 рассмотрение жалобы назначено на 21.12.2022г. Ввиду необходимости получения дополнительной информации в соответствии с уведомлением от 22.12.2022г. срок принятия решения по жалобе продлен.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством использования видеоконференц-связи. Решение по жалобе принято 28.12.2022г.

От Заказчика поступили письменные возражения от 16.12.2022г., 26.12.2022г., поддержанные на заседании Комиссии, согласно которым считает жалобу необоснованной на том основании, что объекты, подлежащие охране, не относятся к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется, и соответственно, не подлежат обязательной государственной охране.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы, заслушав пояснения сторон, установила следующее.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», утвержденным генеральным директором 21.09.2022г.

Извещение о проведении аукциона и аукционная документация размещены Заказчиком 12.12.2022 года в Единой информационной системе на сайте https://zakupki.gov.ru и на сайте Единой электронной торговой площадки по адресу в сети «Интернет»: http://com.roseltorg.ru. В аукционную документацию 14.12.2022г. внесены изменения.

Статьей 11 Закона № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (далее - Закон № 57-ФЗ), а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона № 57-ФЗ установлено, что к объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, определенные данным Федеральным законом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с данным Федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.

Составляющей государственной охраны является деятельность по защите охраняемых объектов.  Охраняемые объекты - здания, строения, сооружения (в том числе отдельные помещения), прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения, сооружения и земельные участки, предоставленные органам государственной охраны (ст. 1 Закона № 57-ФЗ).

Объекты, которые подлежат охране исключительно силами государства, приведены в перечне объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее – Перечень), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

В соответствии с пунктом 17 Перечня, частная охранная деятельность не распространяется на гидротехнические сооружения, каскад гидротехнических сооружений, расположенных на одной реке (за исключением таких сооружений и каскадов, входящих в состав объекта топливно-энергетического комплекса), коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки, предназначенные для обеспечения хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации, населенных пунктов, на территориях которых расположены системообразующие и градообразующие организации, осуществляющие деятельность, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также закрытых административно-территориальных образований.

В соответствии с аукционной документацией (пункт 10 «Информационная карта», пункт 1 «Техническое задание») объектами охраны Заказчика являются: административное здание по адресу: г. Вологда, Советский пр., 128 и очистные сооружения канализации по адресу: г. Вологда, ул. Промышленная, 1.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 года № 1467 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения (далее – Требования к антитеррористической защищенности).

В соответствии с пунктом 12 требований к антитеррористической защищенности, распоряжением Губернатора Вологодской области от 31.10.2017 № 183-р утвержден Перечень объектов водоснабжения и водоотведения Вологодской области, подлежащих категорированию и паспортизации, в который включены следующие объекты:

1. Очистные сооружения водопровода города (г. Вологда, ул. Клубова, д. 54);

2. Очистные сооружения канализации города (г. Вологда, ул. Промышленная, д.1);

           3. Водозаборные сооружения с насосной станцией 1 подъема и гидроузел на реке Вологде у деревни Михальцево;

4. Водозаборные сооружения с насосной станцией «Кубенское» у деревни Погорелово;

5. Административное здание управления МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» (г. Вологда, Советский пр-т, д. 128).

В соответствии с пунктом 31 Требований к антитеррористической защищенности, решение о привлечении частных охранных организаций или ведомственной охраны для обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения принимается руководителем организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим частную охранную деятельность и ведомственную охрану.

Таким образом, объект Заказчика не относятся к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется, и которые подлежат исключительно государственной охране.

Довод Заявителя в данной части является необоснованным.

В пункте 16 аукционной документации с учетом внесенных изменений от 14.12.2022г. указано:

Участниками аукциона могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки. При проведении закупок Заказчик устанавливает следующие единые обязательные требования к участникам закупки:

  1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

1.1. Для частных охранных организаций:

1.1.1. участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 04.05.2011г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Законом РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

1.1.2. участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»), и обладать разрешением на хранение и использование оружия и патронов к нему по месту нахождения объектов охраны;

1.2. Для государственных охранных организаций:

- документ (копия документа), подтверждающий полномочия участника закупки на охрану объектов и (или) имущества на объектах в соответствии с требованиями, установленными в разделе II «Техническое задание (описание предмета закупки) аукционной документации.

  1. непроведение ликвидации участника процедуры закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
  2. неприостановление деятельности участника процедуры закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
  3. отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
  4. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  5. участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  6. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договоров на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
  7. отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы Заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
  8. участник закупки не является офшорной компанией;
  9. отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации;
  10. отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  11. отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ.

Если Заказчиком выявлен факт указания в поданной участником закупки заявке недостоверных сведений, такая заявка подлежит отклонению на любом этапе проведения закупки.

Участники аукциона самостоятельно должны отслеживать опубликованные в единой информационной системе разъяснения и изменения в извещение и документацию об аукционе в электронной форме, информацию о принятых в ходе аукциона решениях Заказчика и комиссии.

Заявитель пояснил, что при внесении изменений допущена техническая ошибка в описании требования к участникам закупки «Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки». Отражена расшифровка данного требования не только для частных охранных организаций, но и для государственных охранных организаций.

Остальные положения документации указаний на возможность участия государственных охранных организаций не содержат.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Частью 8 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено право Правительства Российской Федерации установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупки должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Законодательство о закупках не допускает возможность заказчика устанавливать противоречивые, взаимоисключаемые, невыполнимые требования к участникам закупки.

При осуществлении закупки заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Таким образом, установление в документации о закупке требований для государственных охранных организаций не соответствует положениям частей 1, 6 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Позицией 529 годового плана закупок Заказчика предусмотрено закупка на оказание услуг по охране объектов МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» (способ закупки: аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).

Участником, принявшим участие в аукционе, является ООО «ЧОП «Служба спасения». Данное общество имеет статус микропредприятия.

С учетом установленных особенностей проведения закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания не имеется.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Вологодской области на действия (бездействие) МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» при проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объектов МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» обоснованной.

2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

3. Передать материалы жалобы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Председатель Комиссии

 И.А. Смышляева  

 

Члены Комиссии:                                                                                                  

                                                                                   О.Н. Сучков                    

 

                                                Е.А. Косоногова

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны