Решение №035/01/10-234/2020 Решение по результатам рассмотрения дела по признакам наруше... от 19 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

19 июля 2022 года                                                                                                                    г. Вологда

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2022 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 035/01/10-234/2020 по признакам нарушения ООО «Управление Севергаз» (ИНН 3528081483, место нахождения: г. Вологда, Ленинградское шоссе, 6 км) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006                   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Вологодское УФАС России (далее – Управление) поступили заявления в связи с повышением стоимости доставки сжиженного углеводородного газа в баллонах для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

В ходе рассмотрения данных заявлений в действиях ООО «Управление Севергаз» выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем приказом от 24.04.2020 № 46 Управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заявителей заместитель Губернатора Вологодской области А.Е. Стрижов, Законодательное собрание Вологодской области, <…>, в качестве ответчика ООО «Управление Севергаз», в качестве заинтересованных лиц (лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах) Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, Прокуратура Белозерского района, Сокольская межрайонная прокуратура, Прокуратура Кичменгско-Городецкого района, Прокуратура Сямженского района, ООО «Еврогаз», ООО «ВТК», ООО «Харовскнефтегаз», ООО «УстюггазСтрой».

ООО «Управление Севергаз» считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Подробно доводы ООО «Управление Севергаз» изложены в соответствующих письменных возражениях.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции к злоупотреблению доминирующим положением отнесено установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершал действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Постановлением Правительства Вологодской области от 11.11.2019 № 1047 уполномоченной газоснабжающей организацией по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на территории Вологодской области на 2020 год определено ООО «Управление Севергаз».

При таких обстоятельствах, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО Управление Севергаз», являясь единственным продавцом на рынке услуг по продаже сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд населению, занимает доминирующее положение на соответствующем рынке в границах Вологодской области.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

Особенности продажи бытового газа в баллонах регламентированы в разделе XIV Правил.

Пунктом 79 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за доставку бытового газа в баллонах к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя – продавца бытового газа в баллонах.

Приказом ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд» с 01.01.2020 полностью исключена возможность установления предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ в баллонах с учетом доставки до потребителя.

Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области на 2020 год для ООО «Управление Севергаз»  установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению для бытовых нужд, без учета доставки до потребителя: с 01.01.2020 - 37,34 руб./кг (746,8 рублей за баллон 50 л); с 01.07.2020 – 38,46 руб./кг (769,2 рублей за баллон 50 л).

Таким образом, с 01.01.2020 установление размера платы за доставку бытового газа в баллонах потребителям определялось газоснабжающей организацией самостоятельно.

Сжиженный углеводородный газ, реализуемый в предпринимательских целях, также не подлежит государственному регулированию.

Из представленных заявителями кассовых чеков следует, что для конечных потребителей установлены следующие цены: доставка сжиженного газа в баллоне от ГНС до промежуточного склада, - 453,2 рублей/баллон емкостью 50 л; доставка сжиженного газа в баллоне от промежуточного склада до потребителя, 200 рублей /баллон емкостью 50 л.

Таким образом, общая стоимость баллона сжиженного газа емкостью 50 л с учетом доставки до промежуточного склада с 01.01.2020 составила для граждан 1200 рублей, с учетом доставки от промежуточного склада до потребителя – 1400 рублей.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что доставка сжиженного газа населению Вологодской области осуществлялась ООО «Еврогаз», ООО «Харовскнефтегаз», ООО «ВТК» и иными организациями, осуществляющими реализацию сжиженного углеводородного газа в баллонах в предпринимательских целях.

Представители ответчика в заседаниях Комиссии пояснили, что ООО «Управление Севергаз» самостоятельно не доставляет сжиженный углеводородный газ ни непосредственно потребителям, ни любым другим покупателям, не имеет заключенных договоров на доставку сжиженного углеводородного газа в баллонах для бытовых нужд населения с третьими лицами (в том числе ООО «Еврогаз», ООО «Харовскнефтегаз», ООО «ВТК»), не владеет необходимыми транспортными средствами, не имеет в штате водителей. Соответствующий прейскурант ООО «Управление Севергаз» не утверждался.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства заявителями доказательств обратного не представлено, Управлением соответствующие факты не установлены.

Кроме того, в настоящее время необходимо учитывать следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2021 № 93 признан утратившим силу пункт 79 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Приказом ФАС России от 25.03.2021 № 156/21 внесены изменения в Методические указания, в соответствии с которыми государственному регулированию в том числе подлежит стоимость доставки сжиженного углеводородного газа в баллонах до потребителя. Приказ вступил в силу 23.04.2021.

ООО «Управление Севергаз» в качестве уполномоченной газоснабжающей организации по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на территории Вологодской области после 31.12.2020 Правительством Вологодской области не утверждалось.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № 035/01/10-234/2020, возбужденного в отношении ООО «Управление Севергаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение также может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии                                                                                  <…>

 

Члены комиссии:                                                                                         <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны