Решение №035/06/32-327/2024 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Проект» на п... от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявитель:

ООО «Проект»

 

Заказчик:

ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства»

 

Оператор электронной площадки:

РОСЭЛТОРГ (АО«ЕЭТП»)

 

 

РЕШЕНИЕ № 035/06/32-327/2024 (04-11/115-24)

 

12 апреля 2024г.                                                                                                              г. Вологда

   

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в составе:

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии;

Кузнецова Ю.Н. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии,

Косоногова Е.А. – старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Проект» на положения извещения об открытом конкурсе в электронной форме на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск на участке км 165+000 - км 180+000, Ярославская область» (реестровый номер извещения в ЕИС  0330100010524000015; далее – конкурс, закупка),

при участии представителей Заявителя, Заказчика,

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.04.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещена жалоба Заявителя на положения извещения об открытом конкурсе в электронной форме, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель в качестве обоснования довода свое жалобы указал, что поскольку предусмотренный Заказчиком показатель оценки «Качественные характеристики объекта закупки» не содержит определений слов «полное», «подробное», «структурированное», конкурсная комиссия по своему усмотрению может присваивать или не присваивать баллы. Заявитель полагает, что Описание объекта закупки /Задание не содержит перечень, позволяющий определить, какие именно сведения и в каком структурированном виде подлежат описанию в заявке участниками закупки, а Задание дает лишь понимание, на каких условия должен исполняться контракт.

Кроме того, по мнению Заявителя, полно и подробно описать процесс выполнения работ не представляется возможным, поскольку в составе описания объекта закупки отсутствует информация об объеме и содержании всех работ (например, в пункте 12 Описания объекта закупки/Задания непонятно какие работы необходимо выполнить в отношении моста).

Заявитель также полагает, что потенциальные участники закупки не понимают предлагаемых условий выполнения работ и сроки получения ими оплаты. В соответствии с извещением, финансовое обеспечение закупки предполагает оплату работ в размере 6 000 000,00 рублей в 2024 году и 24 498 000,00 рублей в 2025 году, аванс не предусмотрен. Для оплаты части работ в 2024г. календарным планом работ должны быть предусмотрены выполнение и приемка работ в 2024 году. Однако, в соответствии с календарным планом работ (Приложение №2 к проекту контракта), установлен только один срок выполнения работ для всех видов работ – 14.11.2025 г. Это означает, что приемка и оплата работ будут единовременными в 2025 г.

По мнению Заявителя, расчет начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям действующего законодательства.

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу, согласно которым он считает доводы жалобы необоснованной по основаниям, указанным в возражениях.

В соответствии с уведомлением от 08.04.2024 рассмотрении жалобы назначено на 12.04.2024. Рассмотрение жалобы проведено посредством использования видеоконференц-связи. Решение по жалобе принято 12.04.2024.

Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы и документы, сведения, размещенные в ЕИС (http://zakupki.gov.ru), заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

19.03.2024 в ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Предмет закупки – выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск на участке км 165+000 - км 180+000, Ярославская область".

Начальная (максимальная) цена контракта – 30 498 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 05.04.2024.

Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (приложение № 5 к извещению) предусмотрено:

II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке

Критерий оценки

Значимость критерия оценки, процентов

Показатель оценки

Значимость показателя оценки, процентов

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки

Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов

Формула оценки или шкала оценки

1.

Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги

60

-

-

-

-

       Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. №2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение).     

2.

Характеристики объекта закупки

 

5

Качественные характеристики объекта закупки

 

100

Соответствие предложения участника закупки о качестве работ, представленного в составе заявки на участие в конкурсе, требованиям Задания на разработку проектной документации (Приложение № 1 к Контракту, далее по тексту – Задание), нормативных документов, указанных в Задании

 

 

 

100

      Оценка заявок осуществляется согласно требованиям пункта 22 Положения по шкале оценки:

100 баллов – предоставление полного подробного структурированного описания в составе заявки участника закупки последовательности и порядка выполнения работ (оказания услуг) на объекте с учетом выполнения всех требований Задания (Приложение № 1 к проекту государственного контракта) по объекту закупки;

          0 баллов – участником закупки не предоставлено описание последовательности и порядка выполнения работ (оказания услуг) или предоставление в составе заявки участника закупки только скопированного Задания (повторение исключительно формулировок требований) или (и) при наличии в представленных предложениях противоречий, несоответствий  Задания (Приложение № 1 к проекту государственного контракта),  (предложения не отвечают потребностям Заказчика), недостоверной информации (не в совокупности) или (и) представление не полной информации по показателю,  предложения представлены без учета требований    Задания (Приложение № 1 к проекту государственного контракта) по объекту закупки.

3.

Квалификация участников закупки

35

Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта

100

Общее количество исполненных участником закупки договоров

100

         Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом «б» пункта 20 Положения:

 

в случае, если лучшим является наибольшее значение квалификации участников закупки:

 

где:

 

Хmax - максимальное значение квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

 

Хi - значение квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

 

Хmin - минимальное значение квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки».

 

III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа

Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3

Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки

2.

Критерий оценки:

Характеристики объекта закупки

 

Показатель оценки:

Качественные характеристики объекта закупки

 

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки:

Соответствие предложения участника закупки о качестве работ, представленного в составе заявки на участие в конкурсе, требованиям Задания на разработку проектной документации (Приложение № 1 к Контракту, далее по тексту – Задание), нормативных документов, указанных в Задании

 

        1. Исходя из положений статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 3 Положения для оценки заявок при проведении конкурса применяется критерий оценки «характеристики объекта закупки».

2. Значимость критерия оценки установлена в размере 5% (коэффициент 0,5).

         3. В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки» применяется показатель оценки «качественные характеристики объекта закупки».

4.  Значимость показателя оценки «качественные характеристики объекта закупки» составляет 100% (коэффициент значимости показателя - 1,0).

5. Детализирующий показатель оценки – «Соответствие предложения участника закупки о качестве работ, представленного в составе заявки на участие в конкурсе, требованиям Задания на разработку проектной документации (Приложение № 1 к Контракту, далее по тексту – Задание), нормативных документов, указанных в Задании».

         6. Значимость показателя оценки по детализирующему показателю составляет 100% (коэффициент 1).

7. Значение количества баллов по детализирующему показателю осуществляется согласно требованиям пункта 22 Положения по следующей шкале:

100 баллов – предоставление полного подробного структурированного описания в составе заявки участника закупки последовательности и порядка выполнения работ (оказания услуг) на объекте с учетом выполнения всех требований Задания (Приложение № 1 к проекту государственного контракта) по объекту закупки;

0 баллов – участником закупки не предоставлено описание последовательности и порядка выполнения работ (оказания услуг) или предоставление в составе заявки участника закупки только скопированного Задания (повторение исключительно формулировок требований) или (и) при наличии в представленных предложениях противоречий, несоответствий  Задания (Приложение № 1 к проекту государственного контракта),  (предложения не отвечают потребностям Заказчика), недостоверной информации (не в совокупности) или (и) представление не полной информации по показателю,  предложения представлены без учета требований    Задания (Приложение № 1 к проекту государственного контракта) по объекту закупки.

          Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

        Оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

            Согласно части 2 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

            Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).

            Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

            Пунктом 16 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) качественные характеристики объекта закупки;

б) функциональные характеристики объекта закупки;

в) экологические характеристики объекта закупки.

Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки (пункт 17 Положения).

Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением № 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Положения).

В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением № 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки (пункт 22 Положения).

Приложение № 3 к извещению, приложение № 1 к проекту контракта содержат Описание объекта закупки /Задание от 23.11.2023 № 7 на разработку проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» Москва – Ярославль - Вологда – Архангельск на участке км 165+000 – км 180+000, Ярославская область».

Из пояснений Заказчика следует, что поскольку Задание является документом, имеющим не только определенную структуру, но и состав, а также исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ, описание выполнения работ в соответствии с Заданием и будет являться полным подробным структурированным описанием в составе заявки участника закупки последовательности и порядка выполнения работ. При этом, не допустимо предоставление в целях оценки только скопированного Задания.

Материалами жалобы установлено, что на участие в конкурсе подано 7 (семь) заявок, допущенных до участия в закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке от 09.04.2024 по критерию оценки «Характеристики объекта закупки» 5 (пяти) заявкам присвоено 100 баллов. При этом, 2 (двум) заявкам присвоено по данному критерию по 0 баллов ввиду того, что одна из них содержит общие данные, и отсылки к национальным стандартам, нормам и правилам, а в другой отсутствует содержание описания последовательности и методологии выполнения проектных и изыскательских работ по объекту.

С учетом установленных обстоятельств, Заявителем не представлено доказательств того, что предусмотренный Заказчиком показатель оценки позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять начисление баллов участникам закупки.

Таким образом, спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.

В пункте 12 Задания приведена таблица с основными техническими параметрами участка дороги до и после капитального ремонта (в таблице основных технических параметров указано количество мостов и их длина с неизменными параметрами до капитального ремонта и после, то есть мост останется без изменений). В пункте 14.15 Задания предусмотрено, что на искусственных дорожных сооружениях (мосты, эстакады, путепроводы, тоннели и т.д.) в случае необходимости предусмотреть только замену покрытия.

В соответствии с пунктом 3.19 ГОСТ Р 59120-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования»: «Покрытие дорожной одежды: верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов».

Согласно пояснениям Заказчика из Задания следует, что в отношении приведенного в жалобе в качестве примера моста требуется выполнить только замену существующего верхнего слоя асфальтобетона только при необходимости, для чего на этапах сбора исходных данный и проведения изысканий потребуется определить состояние покрытия и согласовать необходимость его замены с Заказчиком, и в случае подтверждения такой необходимости, в дальнейшем, уточнить ширину покрытия, его толщину и длину, а также классифицировать составляющий его асфальтобетон. На этапах проектирования и определения сметной стоимости необходимо подсчитать объем снимаемого материала и укладываемого на замену, выбрать замещающий материал покрытия и определить технологию выполнения данных работ и их стоимость.

Следовательно, при прочтении Задания участник закупки, имеющий соответствующую квалификацию и опыт, может определить объем и содержание проектно- изыскательских работ в отношении приведенного в жалобе моста.

В извещении указана информация о финансовом обеспечении закупки. Условия сдачи, приемки и оплаты работ определены разделами 3, 5 проекта контракта. С учетом положений пунктов 5.1, 5.2 проекта  контракта крайним сроком выполнения работ в 2024г. является 13 декабря. Пунктом 3.8 проекта контракта предусмотрено, что оплата поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта, поставка (выполнение, оказание) которых приходится: на дату с 1 по 20 декабря финансового года включительно, осуществляется в соответствующем финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета на указанный финансовый год, и не позднее чем за один рабочий день до окончания этого финансового года либо в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год; на дату с 21 по 31 декабря финансового года включительно, осуществляется в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

Данные возражения Заказчика принимаются Комиссией УФАС.

Комиссия УФАС отмечает, что за весь установленный срок подачи заявок Заявитель не воспользовался своим правом на направление запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. От иных участников закупки запросы также не поступали.

Жалоба в антимонопольный орган направлена Заявителем в день окончания подачи заявок на участие в закупке.

Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

            Возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в закупке, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения закупки.

            Заявитель с учетом доводов жалобы, не представил доказательств того, что положения извещения об осуществлении закупке препятствовали подаче заявки на участие в конкурсе, что кто-либо из участников был введен в заблуждение, а также получил необоснованные преимущества и (или) поставлен в неравные условия с учетом установленных Заказчиком критериев оценки.

Таким образом, ввиду совокупности установленных обстоятельств, доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, довод жалобы о том, что расчет начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям действующего законодательства, остается Комиссией УФАС без рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений при проведении аукциона не установлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу необоснованной.
  2. Требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии УФАС

 

Члены Комиссии УФАС:

                                            И.А. Смышляева

                                      

                                            Ю.Н. Кузнецова

                                    

                                            Е.А. Косоногова

 

                                     

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны