Решение №035/05/28-296/2022 Решение по делу по признакам нарушения ч. 14 ст. 28 Федераль... от 23 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

«____» августа 2022 г. № ________

 

 

 

 

 

КПО «Юнион Финанс»

192007, г. Санкт- Петербург,

Вн.тер. г. Муниципальный округ Волковское, ул. Курская, д. 14, лит. А, пом. 5-Н, офис 5/1

info@kpo-uf.ru

contact@union-finance.ru

 

 ООО «Пан-Медиа»

199004, г. Санкт-Петербург

ЛН. 2-Я В.О., д.25, помещ.10Н

kv@pan-media.info

 

ООО «Ремикс»

160013, г. Вологда, пер. Индустриальный, д.15, кв.20

 

Северо-Западное ГУ Банка России

191038, г. Санкт – Петербург,

наб. реки Фонтанки, д. 68

 

 

РЕШЕНИЕ № 035/05/28-296/2022

 

Резолютивная часть оглашена 23 августа 2022 г.

Изготовлено в полном объеме 25 августа 2022 г.                                                               г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Смирновой Н.Н.  -  председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;

Власов А.А. – член комиссии, начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы;

Докшин М.И. – старший госинспектор отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,

           рассмотрев дело № 035/05/28-296/2022 по признакам нарушения ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также - Закон «О рекламе»), выразившихся в  размещении реклама КПО «Юнион Финанс» свидетельствующей о привлечении Кооперативом денежных средств во вклады,

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – КПО «Юнион Финанс». КПО «Юнион Финанс» неоднократно направлялись документы о времени и месте рассмотрения дела, вместе с тем представитель КПО «Юнион Финанс» на рассмотрение дела не явился. Северо-Западное ГУ Банка России, ООО «Пан-Медиа», извещены о времени и месте рассмотрения дела, вместе с тем своих представителей не направили. В присутствии директора ООО «Ремикс» *********,

 

 

 

                                                           УСТАНОВИЛА:

 

           В Вологодское УФАС России  (далее также – Управление) 01.02.2021 поступило обращение Северо-Западного ГУ Банка России о признаках нарушения рекламного законодательства в отношении КПО «Юнион Финанс».

           29.03.2021 Управлением по обращению Северо-Западного ГУ Банка России было принято решение об отказе в возбуждении дела.

           Не согласившись с принятым решением, Северо-Западное ГУ Банка России обжаловало решение об отказе в возбуждении дела в Арбитражном суде Вологодской области.

 В соответствии с решением Арбитражного суда Вологодской области от 01.04.2022 по делу № А13-708/2022 указанная реклама КПО «Юнион Финанс» имеет признаки нарушения ч. 14 ст. 28 Закона «О рекламе».

 Согласно материалам дела в выпусках газеты «Вологда.рф» от 16.12.2020 № 48 (193) и от 23.12.2020 № 49 (194)  размещалась реклама КПО «Юнион Финанс» следующего содержания: «Юнион Финанс.. уютное предложение.. доходность до 12%.. *кооператив потребительского общества «Юнион Финанс» ОГРН 1157847371945. *Прибыль в год только по договору займа только для членов потребительского общества..kpo-uf.ru».

    В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

    Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

    В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

    Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

    Согласно части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей в спорный период), финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, определены Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Согласно преамбуле указанного закона основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

В соответствии со статьей 1 Закона № 3085-1, потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Абзацем 20 статьи 1 Закона № 3085-1 участие в хозяйственной деятельности потребительского общества определено как приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

Таким образом, участие в хозяйственной деятельности потребительского общества, в соответствии с Законом № 3085-1 (несмотря на наличие в уставе кооператива такого вида деятельности как привлечение заемных средств от пайщиков и других лиц) не предполагает размещения денежных средств под проценты.

Из буквального восприятия текста рекламы ее потребитель, который является менее защищенной категорией, может предположить, что в ней предлагается любому лицу разместить денежные средства под определенный процент в год, но для этого необходимо вступить в кооператив, на что указывает информация, размещенная в качестве сноски мелким шрифтом: «Прибыль в год по договору займа только для членов потребительского общества (для ф/л вступительный взнос - 10 руб., паевой - 100 руб.)». При этом основная цель деятельности кооператива в рекламе не указана, тогда как участие в хозяйственной деятельности потребительского общества должно осуществляться в целях удовлетворения материальных и иных потребностей именно его членов, и не предполагает размещения денежных средств под проценты.

Информация, изложенная в рекламе, должна восприниматься целиком, а отдельные фразы не могут быть взяты из общего контекста рекламы, а также должна быть четко, ясно доведена до потребителей, восприниматься ими однозначно, и не приводить к искажению смысла рекламы.

Опубликованная информация может создать у потребителей впечатление о рекламировании кооперативом услуг по приему денежных средств во вклады на условиях срочности, возвратности, платности, с гарантией их страхования.

При этом, несмотря на наличие в объявлениях ссылки: «*Прибыль в год по договору займа только для членов потребительского общества.», их публикация в средстве массовой информации свидетельствует о том, что данное предложение фактически адресовано неопределенному кругу лиц и имеет своей целью продвижение участия в финансовой деятельности кооператива среди населения.

Согласно пункту 1 статьи 835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.

Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте Банка России кооператив не является кредитной или некредитной финансовой организацией, следовательно, законом ему не предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

 С учетом вышеизложенного, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 14 статьи 28 Закона о рекламе.

КПО «Юнион Финанс» был представлен агентский договор № 14/20-АД от 25.04.2020 заключенный с ООО «Феникс», предметом которого является осуществление (проведение) рекламных компаний КПО «Юнион Финанс». В соответствии с условиями данного договора рекламная компания проводится ООО «Феникс» на основании заявок КПО «Юнион Финанс».

 ООО «Феникс» был представлен  агентский договор  0306/20-1 заключенный с ООО «Пан – Медиа». По условиям указанного договора, где  ООО «Пан – Медиа» выступает агентом, а ООО «Феникс» принципалом, принципал несет полную ответственность за содержание рекламной информации и ее соответствие требованиям действующего законодательства РФ.

 В соответствии с информацией представленной ООО «Ремикс» Общество осуществляло размещение модульной информации в выпусках  газеты «Вологда.рф» от 16.12.2020 и от 23.12.2020. Непосредственно заказчиком размещения данных модулей выступало ООО  «Пан – Медиа». Макет для размещения в газете предоставило ООО  «Пан – Медиа», правок или корректировок в макете ООО «Ремикс» не делало.

          В силу положений части 6 статьи 38 Закона о рекламе, в настоящем случае КПО «Юнион Финанс» является рекламодателем рекламы, а значит, именно оно несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ч.14. ст. 28 Закона о рекламе), поэтому заключенный агентский договор с ООО «Феникс» не является обстоятельством, исключающим вину кооператива.  

           В отношении ООО «Ремикс», ООО «Пан – Медиа» рассмотрение дела подлежит прекращению ввиду отсутствия в их действиях признаков нарушения части 14 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-49, Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

«Юнион Финанс.. уютное предложение.. доходность до 12%.. *кооператив потребительского общества «Юнион Финанс» ОГРН 1157847371945. *Прибыль в год только по договору займа только для членов потребительского общества..kpo-uf.ru». поскольку она не соответствует требованиям, части 14 статьи 28 Закона «О рекламе».

2. В связи с нераспространением ненадлежащей рекламы в настоящее время предписание КПО «Юнион Финанс» не выдавать.

            3. В отношении ООО «Ремикс», ООО «Пан – Медиа» рассмотрение дела прекратить.

            4. Оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  не усматривается на основании ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ.

              Решение  изготовлено  в  полном объеме 25.08.2022.

              Решение может быть  обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                      _______________:  Н.Н. Смирнова

 

 

                                                                                                   _________________:   А.А. Власов

 

                                                                                                  ________________:   М.И. Докшин

 

                                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны