Решение №035/01/10-723/2023 Решение о прекращении рассмотрения дела дела № 035/01/10-723... от 26 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

26 января 2024 года                                                                                                      г. Вологда

 

Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 января 2024 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Смирновой Н.Н. – председателя комиссии, заместителя руководителя,

Власова А.А. - члена комиссии, начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,

Полетаевой Ю.Н. – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,

Докшина М.И. – члена комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы,

Скребкова Н.В. – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и рекламы (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 035/01/10-723/2023 по признакам нарушения ООО ПКФ «Вест-Маркет» (ИНН 3528009800, место нахождения: 162611, Вологодская область,  г. Череповец, ул. Стройиндустрии, д. 4 стр. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ),

при участии от ООО ПКФ «Вест-Маркет» директора <…>., представителей <…>  по доверенности от 01.12.2023 № 2, <…> по доверенности от 19.12.2023 № 10, <…>  по доверенности от 19.01.2024 № 1, <…>  по доверенности от 19.01.2024 № 2,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ООО ПКФ «Вест-Маркет» занимается мелкооптовой продажей нефтепродуктов автомобильных бензинов Аи-92, Аи-95 и дизельного топлива на территории Вологодской области.

В рамках исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 05.09.2023 № 8400-П41-ММ/5, а также поручения руководителя ФАС России М.А. Шаскольского от 08.09.2023 № МШ/72884-ПР/23 по результатам проведенного мониторинга и проверки цен мелкооптовой реализации моторного топлива с нефтебаз, а также сопутствующих услуг, включаемых в конечную цену для потребителей, Вологодским УФАС России (далее — Управление) установлено, что ООО ПКФ «Вест-Маркет» заключает договоры на поставку нефтепродуктов в порядке, предусмотренном Правилами проведения организованных торгов в Секции» Нефтепродукты» АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа».

По данным АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа», в период с 15.09.2023 по 02.10.2023 оптовая цена на автомобильный бензин марки Аи-92 снизилась на 19,1 % (с 70 372 руб. до 56 945 руб. за тонну), марки Аи-95 – на 22,7 % (с 75 892 руб. до 56 695 руб. за тонну). Цена дизельного топлива летнего снизилась за период с 19.09.2023 по 02.10.2023 на 20,9 % (с 74 779 руб. до 59 130 руб. за тонну).

Письмом ФАС России от 26.09.2023 № ВК/78497-ПР/23 нефтяным компаниям рекомендовано обеспечить поставку нефтепродуктов на внутренний рынок по ценам не выше сформированных на биржевых торгах.

Установлено, что цены мелкооптовой реализации нефтепродуктов ООО ПКФ «Вест-Маркет» на территории Вологодской области соответствуют уровню биржевых цен середины сентября 2023 года. Темп снижения цен на автомобильные бензины Аи-92 и АИ-95, а также дизельного топлива в октябре 2023 года составил не более чем 4%, что ниже соответствующего темпа снижения оптовых биржевых цен.

Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО ПКФ «Вест-Маркет» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высоких цен на автомобильные бензины марок Аи-92, Аи-95 и дизельного топливо в сентябре 2023 года, в связи с чем Управлением издан приказ от 09.10.2023 № 106 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

ООО ПКФ «Вест-Маркет» считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Подробно доводы ООО ПКФ «Вест-Маркет» изложены в соответствующих письменных возражениях.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции к злоупотреблению доминирующим положением отнесено установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона № 135-ФЗ).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.

При этом согласно статье 6 Закона № 135-ФЗ установление монопольно высокой цены возможно лишь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев (часть 2 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Частью 7 статьи 44 Закона о защите конкуренции определено, что при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы.

Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Управлением проведен ретроспективный анализ состояния конкуренции на оптовых рынках автомобильных бензинов АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива за 2022 год и три квартала 2023 года.

Установлено, что доля ООО ПКФ «Вест-Маркет» на данных рынках в указанный период составляет менее 50%, следовательно, положение данного хозяйствующего субъекта на них нельзя признать доминирующим.

Кроме того, из представленной ООО ПКФ «Вест-Маркет» документов следует, что оптовые цены на автомобильные бензины АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо установлены им на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

В каждый конкретный период времени ООО ПКФ «Вест-Маркет» определяет отпускные цены исходя их цены закупки и торговой наценки, обеспечивающей рентабельность продаж в диапазоне 4-5% (без учета расходов) и 1-2% (с учетом прочих расходов и доходов).

Как поясняли представители ответчика на заседания Комиссии, изменение оптовых цен ООО ПКФ «Вест-Маркет» обусловлено временным лагом, поскольку находятся в прямой зависимости от времени отгрузки (получения для последующей продажи покупателям) нефтепродуктов, ранее оплаченных через АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа».

Так, в соответствии с условиями заключенных через АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» договоров поставки в среднем такая задержка составляет 20-30 дней (по отгрузке – переход права собственности на товар) и 30-45 календарных дней (по фактическому получению товара на месте). Соответственно, нефтепродукты, закупленные в период с 19.09.2023 по 02.10.2023 поступят на нефтебазу ООО ПКФ «Вест-Маркет» не ранее, чем через 30 дней, при этом непосредственно в этот период поступают и реализуются нефтепродукты, закупленные во второй половине августа 2023 года.

При таких обстоятельствах в действиях ООО ПКФ «Вест-Маркет» отсутствуют признаки нарушения пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № 035/01/10-723/2023, возбужденного в отношении ООО ПКФ «Вест-Маркет» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель комиссии                                                                              Н.Н. Смирнова                                               

 

Члены комиссии:                                                                                    А.А. Власов

 

                                                                                                                  М.И. Докшин

 

                                                                                                                          Ю.Н. Полетаева

 

                                                                                                                 Н.В. Скребков

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа (статья 52 Закона о защите конкуренции).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны