Решение №035/01/15-39/2020 Решение по результатам рассмотрения заявления с уточнениями ... от 9 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

 

 

от 09.07.2020г. № 3577

┌                                                                                ┐

Заявители:

ООО «Вологодская неотложка»

160013, г. Вологда, ул. Можайского, д. 60

тел.: 89114411855

ANSmirnov-Lex@yandex.ru

 

Ответчик:

Правительство

Вологодской области

160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Government@gov35.ru

 

Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Вологодской области

160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Government@gov35.ru, vologdauzo@gov35.ru 

 

Заинтересованное лицо:

Департамент здравоохранения

Вологодской области

160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19

vologdauzo@gov35.ru 

 

БУЗ ВО «Вологодская станция скорой медицинской помощи» имени Н.Л. Турупанова»

160009, г. Вологда, ул. Чехова, д. 6

 vlg-ccmp@mail.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

ПО ДЕЛУ № 035/01/15-39/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» июня 2020г.

В полном объеме решение изготовлено «09» июля 2020г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Управления) в утвержденном составе:

-Ростиславова А.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления;

-Сучков О.Н. – начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления;

-Шпякина М.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,

рассмотрев дело № 035/01/15-39/2020 по признакам нарушения Правительством Вологодской области (160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500884395, дата присвоения ОГРН 24.10.2002г., ИНН 3525115247, орган регистрации – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области, далее – Правительство области), Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Вологодской области (состав утвержден Постановлением Правительства Вологодской области от 21.11.2011 № 1451, далее – Комиссия ОМС) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

-от ООО «Вологодская неотложка» Смирнова А.Н. (доверенность от 04.02.2020г. № 04-02/2020-1);

-от Правительства области Бучук А.П. (доверенность от 07.02.2020г. № их01-1773/20), так же представляющей интересы Комиссии ОМС (доверенность от 06.02.2020г. № 1) и Департамента здравоохранения Вологодской области (доверенность от 21.02.2020г. № 4-1-38/25);

в отсутствии представителей БУЗ ВО «Вологодская станция скорой медицинской помощи» имени Н.Л. Турупанова»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области                               (далее – Управление) поступило заявление с уточнениями ООО «Вологодская неотложка»                       (далее – Заявитель, Общество) на действия (бездействие) Комиссии ОМС и Правительства области при распределении объемов скорой медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Вологодской области на 2019 год и выделении Обществу на 2019 год незначительного объема по скорой медицинской помощи в размере 439 вызовов в год.

В ходе рассмотрения заявления и представленных в Управление документов было установлено, что Общество имеет лицензию от 30.07.2018 № ЛО-35-01-002610 на осуществление медицинской деятельности, в том числе при оказании скорой медицинской помощи, и было исключено из Реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Вологодской области в 2019 году. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию между Обществом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2019 год не заключен.

Учитывая данные обстоятельства, в соответствии с пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Обществу было отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Общество обжаловало решение Управления от 10.04.2019г. об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в Арбитражном суде Вологодской области. Арбитражный суд Вологодской области (дело № А13-8261/2019) признал решение Управления                  от 10.04.2019г. об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства недействительным и обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019г. решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.06.2019г. по делу № А13-8261/2019 оставлено без изменения.

Суды указали, что согласно статье 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) медицинские организации имеют право на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с пунктом 10 статьи 36 Закона № 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации                  от 28.02.2011 № 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее – Правила ОМС, действовавшие до 27.05.2019г.), приложением 1 к которым является Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее – Положение № 1).

Согласно пункту 8 Положения № 1 комиссия на заседаниях по представленным секретарем комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.

В обоснование своих доводов Общество в суде указало на создание дискриминационных условий доступа на товарный рынок скорой медицинской помощи, а именно:

-в выделении объема скорой медицинской помощи на 2019 год в 23 раза меньше запрашиваемого): 439 вызовов, при заявленных 10 000 вызовов;

-выделенный объем составляет 0,12 % от общего объема скорой медицинской помощи, распределенного всем медицинским организациям Вологодской области, 0,38 % от общего объема скорой медицинской помощи, выделенного медицинским организациям города Вологды (1,2 вызова в сутки).

То есть практически 100 % объема скорой медицинской помощи выделены медицинским организациям, подведомственным Департаменту здравоохранения Вологодской области (далее – Департамент). Кроме того, Общество указало на то, что рынок услуг скорой медицинской помощи, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, является конкурентным.

Исходя из данных таблицы «Плановые объемы по скорой медицинской помощи на 2019 год», являющейся Приложением к решению комиссии от 18.12.2018г., на данном рынке работают 28 медицинских организаций, из которых единственной частной организацией является Общество, а остальные 27 медицинских организаций подведомственны Департаменту.

Суды указали, что согласно анализу рынка услуг оказания скорой медицинской помощи БУЗ ВО «Вологодская станция скорой медицинской помощи имени Н.Л. Турупанова» (далее – Учреждение) и Общество находятся в конкурентных отношениях на рынке услуг скорой медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования в границах Вологды.  Комиссия ОМС выделила Учреждению 116 369 вызовов в год, то есть 9 697 вызовов в месяц, 323 вызова в сутки. По сведениям официального сайта Учреждения, количество бригад скорой медицинской помощи на станции - 32.  Таким образом, на 1 бригаду Учреждения приходится 10 вызовов в день, что значительно превышает количество вызовов (1,2 в день), выделенное Обществу.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506, установлены нормативы финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования – 2 314 руб.

Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства области от 28.12.2018 № 1297, средние нормативы финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования составляют 2 625 руб. 20 коп.

Общество в суд представило расчет средств, возмещаемых за счет обязательного медицинского страхования в расчете на 1 бригаду скорой медицинской помощи Учреждения и Общества, согласно которому такой объем выделенных вызовов за 2019 год причинил бы Обществу убытки в размере 6 515 162 руб. 40 коп. В связи с незначительным количеством выделенных вызовов скорой помощи, а также расчетом возможных убытков Общество вынуждено было отказаться от участия в программе обязательного медицинского страхования.

Суды констатировали, что Общество приняло решение не осуществлять деятельность на рынке услуг скорой медицинской помощи в связи с выделением незначительного объема вызовов по сравнению с иными участниками рынка таких услуг и возможностью возникновения значительных убытков, которые могут привести к банкротству Общества.

Выводы суда не опровергнуты и не оспорены Комиссией ОМС, Департаментом и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее - Фонд ОМС). С учетом статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные судом фактические обстоятельства имеют преюдициальное значение и не подлежат доказываются вновь.

В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

 

Рассмотрев материалы заявления Общества и учитывая выводы Арбитражного суда Вологодской области, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А13-8261/2019, в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Комиссии ОМС и Правительству Вологодской области было выдано предупреждение от 21.11.2019г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждение). Комиссия ОМС и Правительство области должны были в срок до 31.12.2019г. распределить/перераспределить плановые объемы оказания скорой медицинской помощи между медицинскими организациями (включая организации частной формы собственности) на недискриминационной основе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Вологодской области.

Письмом Комиссии ОМС (вх. № 6394 от 31.12.2019г.) и письмом Заместителя Губернатора Вологодской области от 31.12.2019г. № их.01-17136/19 (вх. № 6395 от 31.12.2019г.) в Управление было сообщено, что решением Комиссии ОМС от 26.12.2019г. распределены плановые объемы оказания медицинской помощи, в том числе объемы скорой медицинской помощи, на 2020 год между организациями, в соответствии с установленным действующим законодательством порядком распределения объемов медицинской помощи между медицинскими организациями.

13.01.2020г. от Общества поступило заявление (вх. № 96 от 13.01.2020г.), в котором сообщалось, что 26.12.2019г. Комиссия ОМС распределила плановые объемы скорой медицинской помощи на 2020 год и Обществу объемы по скорой медицинской помощи не были выделены. По мнению Заявителя, Комиссия ОМС и Правительство области нарушили часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

В целях выяснения фактических обстоятельств, Управление направило соответствующие запросы Заявителю, Комиссии ОМС и Правительству области.

Рассмотрев представленные документы и информацию, Управление установило следующее.

Общество 12.08.2019г. включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Вологодской области.

17.09.2019г. Общество в установленном порядке направило в Комиссию ОМС предложения о планируемых к выполнению объемов медицинской помощи на 2020 год в размере 10 000 (Десять тысяч) вызовов.

Комиссия ОМС и Заместитель Губернатора Вологодской области Л.В. Каманина в Управление представили протокол заседания Комиссии ОМС от 29.12.2019г. № 19, согласно которому Обществу не выделены объемы скорой медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Вологодской области на 2020 год.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 10 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции определением от 28.01.2020г. возбуждено дело № 035/01/15-39/2020 по признакам нарушения Правительством Вологодской области и Комиссией ОМС части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

В ходе рассмотрения дела № 035/01/15-548/2019 установлены следующие обстоятельства.

Заявитель в установленном порядке письмом от 17.09.2019г. № 80 направил в Комиссию ОМС предложения о планируемых к выполнению объемов медицинской помощи на 2020 год и запросил на 2020 год объем скорой медицинской помощи – 10 000 (Десять тысяч) вызовов, указав, что обладает двумя круглосуточными общепрофильными фельдшерскими бригадами скорой медицинской помощи и 1 круглосуточной педиатрический врачебной бригадой скорой медицинской помощи.  В предложениях Общество указало, что район (зона) обслуживания находится в зоне нахождения центральной станции (г. Вологда, ул. Можайского, д. 60), предположительно Завокзальный микрорайон. Общество просило Комиссию ОМС при распределении объемов в микрорайнах г. Вологды (Лукьяново, ПЗ-23), находящихся на значительном удалении от места базирования станции, учитывать невозможность соблюдения норматива «доезда» (прибытия) до пациента бригады скорой медицинской помощи (20 минут).

Парк автомобилей Общества состоит из четырех автомобилей скорой медицинской помощи класса «А» и трех автомобилей скорой медицинской помощи класса «В». С целью соблюдения норматива «доезда» (прибытия) до пациента бригады скорой медицинской помощи (20 минут) Общество может увеличить количество круглосуточных общепрофильных фельдшерских бригад скорой медицинской помощи до трех.

Исходя из протокола заседания Комиссии ОМС от 26.12.2019г. № 19 Обществу фактически было отказано в осуществлении деятельности скорой медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Вологодской области (далее – Территориальная программа ОМС) на 2020 год.

 

Согласно письменным пояснениям от 07.02.2020г. и от 20.02.2020г. Комиссии ОМС постановлением Правительства области от 27.12.2019 № 1329 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее – Программа).

Средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе (Раздел VI «Средние нормативы объема медицинской помощи») определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по Территориальной программе ОМС - в расчете на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи (на 1 жителя, на 1 застрахованное лицо) на 2020 - 2022 годы составляют для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, в рамках Территориальной программы ОМС на 2020 - 2022 год - 0.29 вызова на 1 застрахованное лицо.

По мнению Комиссии ОМС, выделение медицинской организации объема оказания скорой медицинской помощи гражданам в рамках Территориальной программы ОМС определяется исходя от количества застрахованных, проживающих в зоне обслуживаемой медицинской организации с учетом норматива, установленного Программой. В силу раздела VIII «Порядок и условия предоставления медицинской помощи» Программы определение зоны обслуживания медицинской организации осуществляется Департаментом.

В письменных пояснениях от 07.02.2020г. Комиссия ОМС сообщила, что «оказание первичной медико-санитарной помощи гражданам Завокзального микрорайона, в том числе по территориально-участковому принципу осуществляет БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 3» (далее – Учреждение). Численность прикрепленного к Учреждению населения составляет 9077 человек. Таким образом, с учетом порядка определения объемов оказания скорой медицинской помощи в Завокзальном микрорайоне, при закреплении указанной территории за медицинской организацией, количество выделенных объемов оказания скорой медицинской составит 2 632 вызова, что значительно ниже заявленных ООО «Вологодкая неотложка» предложений. Указанное обстоятельство, не позволяет Комиссии выделить ООО «Вологодская неотложка» заявленное количество объемов оказания скорой медицинской помощи».

Вместе с тем, в письменных пояснениях Департамента от 13.03.2020г. № 4-1-3/472 было указано, что «Численность лиц, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования и прикрепленных к БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 3» на 1 января 2020 года составляет 80 704 человека».

С учетом установленного среднего норматива объема медицинской помощи (Раздел VI «Средние нормативы объема медицинской помощи» Программе – 0,29) объем оказания скорой медицинской помощи в зоне обслуживания БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 3» должен составлять 23 404 вызова (80 704 х 0,29=23 404,16).

В силу раздела VIII «Порядок и условия предоставления медицинской помощи» Программы определение зоны обслуживания медицинской организации осуществляется Департаментом.

В письменных пояснениях от 20.02.2020г. № 4-1-3/314 Департамент сообщил, что «Поскольку территория города Вологды входит в зону обслуживания одной медицинской организации, внутригородские зоны обслуживания не устанавливались».

Общество в своих письменных пояснениях от 27.04.2020г. № 102 дополнительно указало, что «с учетом количества заявленных 26 бригад скорой медицинской помощи и норматива 1 бригада на 10 тысяч взрослого населения БУЗ ВО «Вологодская станция скорой медицинской помощи имени Н.Л. Турупанова» может обслуживать 26х10000=260 000 человек. Следовательно, 393410-260000=133410 застрахованных учреждением обслуживает сверх норматива, что приводит к превышению по вызовам в размере 133410х0,29=38689».

В свою очередь, Общество просило Комиссию ОМС выделить объем скорой медицинской помощи в размере 10 000 вызовов.

Таким образом, при распределении объемов скорой медицинской помощи медицинским организациям Комиссия ОМС имела возможность выделить Обществу, запрашиваемый объем скорой медицинской помощи, но не сделала этого.

Документов, подтверждающих обоснованность и правомерность принятия Комиссией ОМС решения об отказе Обществу в осуществлении деятельности скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС на 2020 год (протокол Комиссии ОМС от 26.12.2019г.  № 19), Комиссией ОМС, Правительством области и Департаментом не представлено.

 

Довод Правительства области о том, что Комиссия ОМС не является структурным подразделением Правительства области и Правительство области не наделено правомочиями в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) не состоятелен по следующим основаниям.

В соответствии с частью 9 статьи 36 Закона № 326-ФЗ для разработки проекта территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы ОМС, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – Положение № 2), являющимся приложением к Правилам обязательного медицинского страхования (действующее с 27.05.2019г.), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н.

В соответствии с частью 10 статьи 36 Закона № 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные Территориальной программой ОМС, распределяются решением Комиссии ОМС, указанной в части 9 статьи 36 Закона № 326-ФЗ, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи. Объемы предоставления медицинской помощи, установленные Территориальной программой ОМС субъекта Российской Федерации, в котором застрахованным лицам выдан полис ОМС, включают в себя объемы предоставления медицинской помощи данным застрахованным лицам за пределами территории этого субъекта Российской Федерации.

Комиссия ОМС не является юридическим лицом. В соответствии с пунктом 15 Положения               № 2 персональный состав Комиссии ОМС утверждается правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Вологодской области состав Комиссии ОМС утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 21.11.2011 № 1451 «О Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Вологодской области».

Поскольку Комиссия ОМС учреждена в силу прямого указания Закона № 326-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти Вологодской области, наделена функциями органов государственной власти, в частности, по принятию решений, обязательных к исполнению хозяйствующими субъектами, в том числе путем распределения объемов предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, Комиссия ОМС является органом, осуществляющим функции  Правительства в сфере ОМС.

Таким образом, Правительство области как орган, утвердивший состав Комиссии ОМС, и Комиссия ОМС несут ответственность за принимаемые решения.

 

В силу части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке оказания населению услуг скорой медицинской помощи, установлено следующее.

1.  Временной интервал исследования: с 18.12.2018 по настоящее время.

2.  Продуктовые границы товарного рынка - оказание населению услуг скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС.

3.  Географические границы товарного рынка совпадают с географическими границами территории города Вологды, установленные Законом Вологодской области от 06.12.2004 № 1103-ОЗ «Об установлении границ муниципального образования «Город Вологда» и наделении его статусом городского округа».

4.  Товарный рынок является конкурентным: на территории города Вологды оказывают населению услуги скорой медицинской помощи государственная медицинская организация – БУЗ ВО «Вологодская станция скорой медицинской помощи имени Н.Л. Турупанова» (Учреждение) и частная медицинская организация – ООО «Вологодская неотложка» (Общество).

Действия (бездействие) Комиссии ОМС и Правительства области не обосновано препятствуют Обществу оказывать населению услуги скорой медицинской помощи в сфере ОМС и создают преимущественные условия Учреждению на товарном рынке оказания населению услуг скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС при распределении/перераспределении объемов скорой медицинской помощи на 2019 – 2020 годы.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (далее – Национальный план), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» во всех отраслях экономики Российской Федерации необходимо достичь присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу, особенно важно исполнение данного требования на рынке оказания медицинских услуг населению.

С учетом установленных фактических обстоятельств дела Правительством области и Комиссией ОМС требования Национального плана, а также Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р, не выполняются.

 

Таким образом, действия/бездействие Комиссии ОМС и Правительства области по распределению/перераспределению объемов скорой медицинской помощи на 2019 – 2020 годы не обосновано препятствуют Обществу оказывать населению услуги скорой медицинской помощи в сфере ОМС и создают преимущественные условия государственной медицинской организации на товарном рынке оказания населению услуг скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит требованиям части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

06.05.2020г. Комиссия Управления приняла заключение об обстоятельствах дела                       № 035/01/15-39/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

В Комиссию Управления поступили возражения от Правительства области (письмо от17.06.2020г. № их.01-8537/20), Комиссии ОМС (письмо от 16.06.2020г. № б/н) и Общества (письмо от 09.06.2020г. № 104, от 19.06.2020г. № 105) на заключение об обстоятельствах дела.

По мнению Правительства области и Комиссии ОМС нарушения антимонопольного законодательства не допущено, Предупреждение Управления исполнено. Обществу выделены соответствующие объемы оказания скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС. Правительство области и Комиссия ОМС считают, что дело о нарушении антимонопольного законодательство возбуждено с нарушением срока, установленного частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Управления, оценив возражения Правительства области и Комиссии ОМС на заключение об обстоятельствах дела, не находит оснований для изменения выводов, содержащихся в заключении об обстоятельствах дела № 035/01/15-39/2020 о нарушении антимонопольного законодательства. Доводы Правительства области и Комиссии ОМС по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств, установленных материалами дела № 035/01/15-39/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и решениями арбитражных судов по делу                        № А13-8261/2019.

Выделение Обществу объемов оказания скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС 25.05.2020г. (протокол Комиссии ОМС от 25.05.2020г. № 8) и 11.06.2020г. (протокол Комиссии ОМС от 11.06.2020г. № 10) не свидетельствует об исполнении Предупреждения в установленный срок.

Статья 48 Закона о защите конкуренции содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, основание для прекращения рассмотрения дела в связи с исполнением предупреждения входе рассмотрения дела до вынесения решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства отсутствует.

В соответствии с частями 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Таким образом, основания для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют, довод Правительства области и Комиссии ОМС подлежит рассмотрению в части наличия или отсутствия основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Довод Правительства области и Комиссии ОМС о нарушении срока возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства не состоятелен. В силу части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В Предупреждении указано, что о выполнении Предупреждения Правительство области и Комиссия ОМС обязаны сообщить в Управление в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

Правительство области (письмо от 31.12.2019г. № их.01-17136/19) и Комиссия ОМС (письмо от 31.12.2019г. вх. № 6394) сообщили об исполнении Предупреждения, при этом подтверждающие документы не представлены.

13.01.2020г. от Общества поступило заявление (вх. № 96 от 13.01.2020г.) о невыполнении Правительством области и Комиссией ОМС Предупреждения. 15.01.2020г. Управлением в адрес Правительства области и Комиссии ОМС направлении запрос (запрос от 15.01.2020г. № 122). В целях установления факта о включении Общества в реестр медицинских организаций, об обращении Общества в Комиссию ОМС с заявлением о выделении объемов оказания медицинской помощи Управлением в адрес Общества направлен запрос (запрос от 15.01.2020г. № 123).

Правительство области (письмо от 22.01.2020г. № их.01-0850/20) и Комиссия ОМС (письмо от 24.01.2020г. вх. № 394) на запрос Управления представили протокол заседания Комиссии ОМС от 26.12.2020г. № 19, из которого следовало, что объемы оказания скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС Обществу не выделены.

На запрос Управления Общество (письмо от 16.01.2020г. № 96) сообщило, что 12.08.2019г. включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС. 17.09.2019г. Общество обратилось в Комиссию ОМС с заявлением о выделении на 2020 год объемов скорой медицинской помощи – 10 000 вызовов.

По результатам анализа представленных документов Управлением принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Таким образом, срок возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства соблюден.

В возражениях от 09.06.2020г. № 104 и отзыве на возражения Правительства области и Комиссии ОМС от 19.06.2020г. № 105 Общество сообщило, что протоколами Комиссии ОМС                     от 25.05.2020г. № 8 и от 11.06.2020г. № 10 Обществу выделены объемы оказания скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС: 593 вызова скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС. Приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 25.05.2020 № 286 Обществу установлены зоны обслуживания на территории поселений, расположенных в Вологодском муниципальном районе.

По мнению Общества, «выделение незначительного объема в размере 593 вызова в незапрашиваемом Вологодской районе, населенные пункты которого находятся на расстоянии от 15 до 27 км от подстанции общества, носит дискриминационный характер, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции». Общество также указало на отсутствие объективных критериев и методики распределения объемов предоставления медицинской помощи, что относится к компетенции Правительства области. Бездействие Правительства области «привело к необоснованным действиям Комиссии ОМС по распределению объемов медицинской помощи между конкурентами одного товарного рынка (медицинскими организациями), в результате которых одному из участников рынка выделены наибольшие объемы медицинской помощи (предоставлены преимущества), а другому участнику объемы сначала 2020 года не выделены вообще, а затем сокращены до минимума (созданы дискриминационные условия)».

Действия Комиссии ОМС по отказу в выделении объемов в начале 2020 года (протокол от 26.12.2020г. № 19) и выделении незначительного объема на 2, 3 и 4 кварталы 2020 года (протоколы от 25.05.2020г. № 8 и от 11.06.2020г. № 10) не обоснованы.

Изначально Общество заявлялось в систему ОМС на 2020 год с объемом 10 000 вызовов скорой медицинской помощи в городе Вологде, который в полном объеме покрывал бы затраты Общества. Комиссия ОМС имела возможность выделить запрашиваемый объем скорой медицинской помощи на территории города Вологды, но приняла решение об отказе в выделении соответствующего объема.

 25.05.2020г. Комиссия ОМС выделила Обществу с 01.05.2020г. объем скорой медицинской помощи в размере 424 вызовов (протокол от 25.05.2020г. № 8) на территории Вологодского муниципального района.

16.06.2020г. Общество, самостоятельно ознакомившись на сайте Территориального фонда ОМС с протоколом от 11.06.2020г. № 10, узнало об увеличении объема скорой медицинской помощи на 169 вызовов.

Обществом в материалы дела представлен расчет средств, возмещаемых за счет ОМС в расчете на 1 бригаду скорой медицинской помощи в БУЗ ВО «Вологодская станция скорой медицинской помощи имени Н.Л. Турупанова» и ООО «Вологодская неотложка», который подтверждает возникновение при незначительном объеме выделенных вызовов причинение убытков Обществу в размере 6 090 755 руб. на 2020 год.

Действия (бездействие) Правительства области и Комиссии ОМС по отказу в начале 2020 года в выделении заявленного Обществом объема скорой медицинской помощи и в последующем выделении  Обществу незначительного объема скорой медицинской помощи на территории Вологодского муниципального района, вместо заявленной территории города Вологды, могут привести к невозможности исполнения Обществом выделенных вызовов скорой медицинской помощи, а также  к негативным последствиям (убыткам, санкциям) и отказу Общества от участия в Территориальной программе ОМС.

Для квалификации признаков нарушения антимонопольного законодательства применительно к Закону о защите конкуренции обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создании определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом (решением) и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.

В силу пунктов 4, 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под препятствиями доступа на рынок понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, экономического, технологического и финансового характера, препятствующие вступлению новым хозяйствующих субъектам на данный товарный рынок и на равных условиях конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами. Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими.

В совокупности представленных материалов дела в действиях (бездействии) Правительства области и Комиссии ОМС подтверждается факт ограничения Обществу доступа на товарный рынок (оказание населению услуг скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС) и создание дискриминационных условий по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (БУЗ ВО «Вологодская станция скорой медицинской помощи имени Н.Л. Турупанова»).

В связи с выделением объемов оказания скорой медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС основания для выдачи обязательного для исполнения предписания отсутствуют.

Комиссия Управления, руководствуясь статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать Правительство Вологодской области (160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500884395, дата присвоения ОГРН 24.10.2002г., ИНН 3525115247, орган регистрации – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области Вологодской области) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Вологодской области (постановление Правительства Вологодской области от 21.11.2011 № 1451 «О Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Вологодской области») нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
  5. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии (отсутствии) признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) Правительства области в связи с отсутствием утвержденных объективных критериев и методики распределения объемов предоставления медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии Управления:

 

подпись

А.А. Ростиславова

Члены Комиссии Управления:

подпись

О.Н. Сучков

 

 

подпись

 

М.А. Шпякина

 

 

 

                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны