Решение №035/10/18.1-920/2023 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Т-Строй» (да... от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 035/10/18.1-920/2023

 

 

15 декабря 2023г.                                                                                                                  г. Вологда                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии;

Сучков О.Н. – помощник руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии;

Косоногова Е.А. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии,

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Т-Строй» на действия ООО «Западная котельная» при проведении запроса котировок на выполнение работ по ремонту водогрейного котла ПТВМ 30М №3, рег. № 02801, зав. № 742 ООО «Западная котельная» (номер извещения на сайте ЕИС 32313041769),

в присутствии директора ООО «Западная котельная» <…> , в отсутствии ООО «Т-Строй», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

 

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области  (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению жалоба (вх. № 6560-ИП/23 от 07.12.2023) ООО «Т-Строй» (далее - Заявитель) на действия ООО «Западная котельная» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок на выполнение работ по ремонту водогрейного котла ПТВМ 30М №3, рег. № 02801, зав. № 742 ООО «Западная котельная» (номер извещения на сайте ЕИС 32313041769; далее – запрос котировок, закупка).

Антимонопольный орган с учетом порядка, определенного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в том числе, по основаниям осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положения о закупке такого заказчика.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничивается только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно доводам жалобы, Заявитель выражает несогласие с требованиями к участнику закупки о наличии всех разрешительных документов и допусков на выполнение работ на техническом устройстве в составе опасного производственного объекта, а также о наличии свидетельства, действующего на весь период работ, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (СРО). Заявитель указывает, что Заказчиком не размещено обоснование начальной (максимальной) цены договора, что свидетельствует о нарушении Закона о закупках.

От Заказчика поступили письменные возражения, согласно которым он считает жалобу необоснованной по основаниям, указанным в возражениях.

Уведомлением Управления от 08.12.2023 № 3695/23 рассмотрение жалобы назначено на 12.12.2023. Информация о принятии к рассмотрению настоящей жалобы опубликована на сайте Управления. Ввиду необходимости получения дополнительной информации в соответствии с уведомлением от 12.12.2023 объявлен перерыв в рассмотрении жалобы.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством использования видеоконференц-связи. Решение по жалобе принято 15.12.2023.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,  установила следующее.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденной решением единственного участника ООО «Западная котельная» 29.12.2022 (далее – Положение о закупке).

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 1 Закон о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки  (положением о закупке).

С учетом части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытость закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из пунктов 2, 7, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки, обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктом 6.1.1 Положения о закупке Организатор закупки в ходе ее подготовки в каждом случае заранее определяет требования к участникам, требования к составу и оформлению заявок.

Пунктом 6.1.4 Положения о закупке предусмотрено, что Организатор должен исключить возможность установления избыточных требований к участникам конкурентных процедур в целях необоснованного ограничения конкуренции по отношению к потенциальным участникам закупки и созданию необоснованных преимуществ для определенного участника (группы участников).

Претендовать на заключение договора с Заказчиком, либо на реализацию иного права, возникающего в результате выбора победителя, могут только участники, соответствующие требованиям документации о закупке и допущенные к участию в закупке (пункт 6.2.1 Положения о закупке).

Из пункта 6.3.1 Положения о закупке следует, что к участникам закупки предъявляются обязательные требования, в том числе о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Согласно пункту 7.2.2 Положения о закупке в документации о закупке по выбору Заказчика могут быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 7.3.1 Положения о закупке заявка должна содержать документы (копии документов), подтверждающие соответствие участника установленным требованиям и условиям допуска к участию в закупке, иные документы или копии документов, сведения, перечень которых определён закупочной документацией.

В извещении о проведении запроса цен (запроса котировок) должны содержаться  требования, предъявляемые к участникам запроса цен (запроса котировок), и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок (пункт 8.6.4 Положения о закупке).

Пунктом 10.8 Положения о закупке предусмотрено, что участник не допускается закупочной комиссией к участию в закупке, в том числе при непредставлении определенных закупочной документацией документов либо наличии в таких документах недостоверных сведений об участнике или о товарах, работах, услугах, на закупку которых размещается заказ; при несоответствии участника предъявляемым требованиям.

04.12.2023 на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок.

В извещении о проведении запроса котировок, Техническом задании указаны следующие сведения:

Место подачи заявок: 160028, г. Вологда, Окружное шоссе, д. 13.

Дата начала срока подачи заявок: 04.12.2023.

Дата и время окончания подачи заявок: 08.12.2023 13:00.

Требования:

1. Поставку материалов, необходимых комплектующих для выполнения работ производит «Подрядчик».

2. «Подрядчик» предоставляет все необходимые сертификаты качества на применяемые трубы, материалы и комплектующие экранов котла, материалы и комплектующие для обмуровки котла

3. Трубы поставляемых для замены экранов должны соответствовать требованиям ГОСТ 33229-2015 «Трубы для котельного и теплообменного оборудования» 4. «Подрядчик» обеспечивает выполнение работ необходимыми оборудованием и механизмами.

5. Наличие у «Подрядчик» действующего на весь период работ свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (СРО).

6. Наличие у «Подрядчик» всех необходимые разрешительных документов и допусков на выполнение работ на техническом устройстве в составе опасного производственного объекта, в том числе:

- документы, подтверждающие квалификацию специалистов и персонала «Подрядчика»: удостоверения специалистов сварочного производства «Подрядчика»;

- квалификационные удостоверения специалистов неразрушающего контроля;

- свидетельства НАКС об аттестации сварочных материалов в соответствии с требованиями РД 03-613-03;

- свидетельства НАКС об аттестации сварочного оборудования в соответствии с требованиями РД 03-614-03;

- свидетельства НАКС о готовности «Подрядчика» к использованию аттестованной технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615-03.

В соответствии с Техническим задание требуется выполнить ремонт водогрейного котла ПТВМ 30М уст. № 3, рег. № 02801, зав. № 742 в том  числе:

1. Выполнить демонтаж существующей обмуровки котла в составе:

- обмуровка задних (промежуточных) экранов З-1 и З-2 с коллекторами;

- обмуровка задних экранов конвективной части Б-5 и Б-6 с коллекторами;

- обмуровка конвективных блоков с коллекторами.

2. Выполнить ремонт трубной части котла, в составе:

- замена (демонтаж существующих труб Дн 60х3 мм, установка новых труб Дн 60х3 мм) трубной части задних (промежуточных) экранов З-1 и З-2 (без коллекторов) – по 32 трубы;

- замена (демонтаж существующих труб Дн 60х3 мм, установка новых труб Дн 60х3 мм) трубной части задних экранов Б-5 и Б-6 (без коллекторов) -  по 32 трубы;

- замена (демонтаж существующего, установка нового) конвективного блока котла в количестве 2 (двух) блоков, (стояки конвективного блока труба Дн 83х3,5 мм, змеевик конвективной части труба Дн 28х3 мм)

3. Выполнить обмуровку котла на элементах котла:

- обмуровка задних (промежуточных) экранов З-1 и З-2 с коллекторами;

- обмуровка задних экранов конвективной части Б-5 и Б-6 с коллекторами;

- обмуровка конвективных блоков с коллекторами.

4. Выполнить гидравлическое испытание котла после выполнения работ по трубной части до нанесения обмуровки.

Отношения в сфере обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регулируются федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности).

            В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Материалами жалобы установлено, что Заказчик эксплуатирует опасный производственный объект «Система теплоснабжения 5 района г. Вологды» на основании свидетельства о  регистрации А28-01454, выданного Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.10.2019, регистрационный номер объекта А-001454-0001, дата регистрации 29.03.2004, класс опасности III.

Из сведений, характеризующих ОПО (пункт 8 раздел 6) следует, что в состав ОПО входит площадка котельной с наименованием опасного вещества, тип; марка, модель – природный газ Водогрейный котел ПТВМ-30М № 3 зав. № 742 рег. № 02801.

Следовательно, работы по ремонту водогрейного котла ПТВМ-30М подконтрольны Ростехнадзору и лицо, их выполняющее, должно иметь аттестованную технологию сварки, специалистов, прошедших подготовку и проверку знаний по промбезопасности.

Проанализировав представленные Заказчиком документы, а также свидетельство о регистрации ОПО, Комиссия приходит к выводу, что данные требования установлены Заказчиком правомерно.

Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Извещением о проведении закупки, Техническим заданием установлена необходимость наличия у подрядчика действующего на весь период работ свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (СРО).

Заказчиком представлены пояснения, согласно которым предметом закупки является средний ремонт водогрейного котла ПТВМ-30М в соответствии с ГОСТ 18322-2016. Межгосударственный стандарт. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения (далее – ГОСТ 18322-2016).

Пунктом 2.3.6 ГОСТ 18322-2016 предусмотрено, что плановый ремонт (scheduled repair): ремонт, постановка на который планируется в соответствии с требованиями документации.

Плановые ремонты по объему выполняемых работ, трудоемкости и периодичности проведения подразделяются на капитальные, средние и текущие.

Средний ремонт (medium repair): плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса объекта с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния объекта в объеме, предусмотренном в документации.

            Техническое задание выполнено в соответствии с РД 10-69-94 «Типовые технические условия на ремонт паровых и водогрейных котлов промышленной энергетики», утвержденные Госгортехнадзором России 04.07.1994.

В обоснование требования о наличии у подрядчика свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (СРО), Заказчик сослался на положение части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

            В письменных пояснениях, поддержанных на заседании Комиссии, Заказчик указал, что «Неточность формулировки по п. 5 Извещения о проведении закупки в части предоставления свидетельства, не лишает лицо, направляющее заявку на участие в закупке, предоставить документ, подтверждающий членство организации в СРО с указанием прав на осуществление определенной деятельности, а именно выписку из реестра членов СРО.».

Заявитель в жалобе правомерно указал на то, что законодательством в сфере градостроительной деятельности не предусмотрено наличие (существование) такого документа, как свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (СРО).

            В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

            Между тем, предметом закупки является средний ремонт водогрейного котла ПТВМ-30М, соответственно требования части 2 статьи 52 ГрК РФ об обязательном членстве подрядчика в СРО в данном случае не применимы.    

            Предъявляемые Заказчиком требования к участникам закупки должны быть обоснованными, должны соответствовать предмету закупки, предъявляться в равной мере ко всем участникам и не должны ставить кого-то в заведомо преимущественное положение.

            В данном случае требование Заказчика о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (СРО), а равно выписки из реестра членов СРО, является избыточным, не предусмотренным действующим законодательством и не относящимся к предмету закупки, а также создающим преимущества для хозяйствующих субъектов, имеющих членство в СРО.

На основании пункта 10.8 Положения о закупке участник, не предоставивший определенные закупочной документацией документы, не соответствующий предъявляемым требованиям, не допускается к участию в закупке, что с учетом установленных обстоятельств, приводит или может привести к необоснованному ограничению в допуске к участию в закупке.

Довод Заявителя в данной части является обоснованным.

Положение о закупке Заказчика в нарушение требований части 2 статьи 2 Закона о закупках не содержит порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

Положения Закона о закупках возлагают на заказчика вышеуказанную обязанность по соблюдению закупочной деятельности.

Согласно пояснениям Заказчика для расчета начальной максимальной цены договора по закупке были получены и проанализированы коммерческие предложения потенциальных поставщиков (подрядчиков). Копии документов приобщены к материалам настоящей жалобы.

Между тем, в нарушение пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация не содержит обоснования начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Довод Заявителя в данной части подтвержден.

            В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание причины, основания и последствия допущенных правонарушений, Комиссия считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении закупки.

При не устранении допущенных правонарушений антимонопольным органом может быть дополнительно рассмотрен вопрос о наличии признаков нарушения  антимонопольных требований к торгам, предусмотренных статьей 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Т-Строй» на действия ООО «Западная котельная» при проведении запроса котировок на выполнение работ по ремонту водогрейного котла ПТВМ 30М №3, рег. № 02801, зав. № 742 ООО «Западная котельная» (номер извещения на сайте ЕИС 32313041769) обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 3, часть 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Заказчику выдать обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

5.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            И.А. Смышляева

 

Члены Комиссии:                                                                                                        О.Н. Сучков

 

        Е.А. Косоногова

Связанные организации

Связанные организации не указаны