Решение №035/10/18.1-477/2023 (04-09/67-23) 26.06.2023г. жалоба Заявителя поступила в Управление Федерал... от 18 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

 

от 18.07.2023г. № 04-09/67-23

┌                                                                            ┐

Заявитель/Участник торгов:

 

Организатор торгов:

Администрация Никольского

муниципального района

 

Комиссия по проведению торгов

 

Оператор электронной площадки:

АО «ЕЭТП»

 

Участник торгов/Заинтересованное лицо:

ООО «Дор»

 

Р Е Ш Е Н И Е № 035/10/18.1-477/2023 (04-09/67-23)

 

13.07.2023г.                                                                                                                            г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                             Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в утвержденном составе:

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

рассмотрев жалобу (вх. № 334-ИП/23 от 26.06.2023г.) ХХХХХХ (далее – Заявитель, Участник торгов) на действия Администрации Никольского муниципального района                          (далее – Организатор торгов, Продавец), Комиссии по проведению торгов при проведении аукциона в электронной форме по продаже земельного участка с кадастровым номером 35:16:0301026:656 площадью 20 859 кв.м. (размещен на сайте http://www.torgi.gov.ru                           (далее – ГИС Торги) номер извещения 22000018660000000028; далее – аукцион, торги),

в присутствии представителя Организатора торгов,  секретаря Комиссии по проведению торгов ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ,

в отсутствии Заявителя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

26.06.2023г. жалоба Заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление, антимонопольный орган).

Заявитель не согласен с решением Организатора торгов и Комиссии по проведению торгов по отклонению его заявки на участие в аукционе. По мнению Заявителя, его заявка была подана через функционал личного кабинета Оператора электронной площадки (АО «ЕЭТП», далее – ЭТП). Все необходимые документы, включая заявку, загружены в файл в формате .zip (архив), подписаны соответствующей электронной цифровой подписью и через ЭТП направлены Организатору торгов. Заявитель считает, что действовал с учетом требований извещения об аукционе и регламента ЭТП.

Заявитель указывает на то, что Комиссия УФАС при рассмотрении его первоначальной  жалобы (вх. № 3026-ИП/23 от 08.06.2023г.) на действия Организатора, Комиссии по проведению торгов не оценивала данные доводы, выводы антимонопольного органа, изложенные в решении от 21.06.2023г. № 035/10/18.1-434/2023, противоречат фактическим обстоятельствам и нарушают его права.

В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. ч. 2, 4, 5 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006                        № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии (далее – субъекты контроля) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися. Действия (бездействие) указанных субъектов контроля могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Обжалование действий (бездействия) субъектов контроля в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 07.06.2023г. торги признаны несостоявшимися, Комиссией по проведению торгов принято решение о признании только одного претендента участником торгов ООО «Дор». Протоколом от 08.06.2023г.  процедура торгов была признана несостоявшейся, принято решение о признании только одного претендента участником  ООО «Дор». Указанные протоколы размещены в ГИС Торги 07.06.2023г. и 08.06.2023г. соответственно.

Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 35:16:0301026:656 площадью 20 859 кв.м. подписан Продавцом и Покупателем (ООО «Дор») 23.06.2023г. регистрация право собственности осуществлена 28.06.2023г.

Решением Комиссии УФАС от 21.06.2023г. № 035/10/18.1-434/2023 первоначальная  жалоба (вх. № 3026-ИП/23 от 08.06.2023г.) Заявителя признана необоснованной в связи с отсутствием достаточных доказательств, свидетельствующих о подписании заявки и прилагаемых к ней документов электронной подписью.

С учетом изложенного, на основании положений п. 1 ч. 1, ч. ч. 2, 4, 5 ст. 18.1 Закона                 № 135-ФЗ, в связи с признанием торгов несостоявшимися, отсутствием информации о заключении и регистрации договора купли-продажи, жалоба Заявителя (вх. № 334-ИП/23                   от 26.06.2023г.) принята к рассмотрению. Уведомлением от 27.06.2023г. № 1951/23 Заявителю, Организатору торгов,  Комиссии по проведению торгов сообщено о дате и времени рассмотрения жалобы на 04.07.2023г. Правовые основания для возврата или прекращения рассмотрения жалобы отсутствовали.

В соответствии с ч. ч. 14, 14. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ срок принятия решения по жалобе продлен. Жалоба рассмотрена Комиссией УФАС путем видеоконференц-связи (ВКС) 04.07.2023г., 11.07.2023г., 13.07.2023г. с участием представителя Организатора торгов,  секретаря Комиссии по проведению торгов. Право на участие в рассмотрении жалобы предоставлено всем заинтересованным лицам.

В пределах полномочий антимонопольного органа Комиссией УФАС установлено следующее.

Согласно извещению об аукционе предметом торгов является земельный участок, площадью 20 859 кв.м., с кадастровым номером 35:16:0301026:656, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – производственная деятельность, расположенный по адресу: Российская Федерация, Вологодская область, р-н Никольский, с/п Краснополянское (далее – земельный участок).

 Начальная цена продажи земельного участка 398 198 (Триста девяносто восемь тысяч сто девяносто восемь) рублей 31 копейка. Размер задатка 79 639 (Семьдесят девять тысяч шестьсот тридцать девять) рублей 66 копеек. Шаг аукциона 11 945 (Одиннадцать тысяч девятьсот сорок пять) рублей 94 копейки.

Способ продажи: аукцион в электронной форме. Состав участников аукциона в электронной форме: открытый. Форма подачи предложений о цене открытая.

Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 07.06.2023г. Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе ввиду отсутствия собственноручной либо электронной цифровой подписи в заявке на участие в аукционе. Документы, подаваемые совместно с заявкой не подписаны электронной цифровой подписью, согласно требованиям, указанным в аукционной документации.

Решением Комиссии УФАС от 21.06.2023г. № 035/10/18.1-434/2023 было установлено, что ЭТП в Управление представлены письменные пояснения и документы, из которых следует, что заявка на участие в торгах подписана Заявителем электронной подписью. Техническая возможность подать заявку без подписания электронной подписью на электронной площадке отсутствует. Между тем, при подаче заявки участником, документы, прилагаемые в составе заявки, оператор электронной площадки на наличие электронной подписи не проверяет.

Комиссия УФАС по жалобе Заявителя (вх. № 334-ИП/23 от 26.06.2023г.)  проанализировала фактические обстоятельства и представленные документы, в том числе от ЭТП, и установила следующее.

В силу п. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)  для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3)  надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Согласно п. 6 ст. 39.13 ЗК РФ заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в п.п. 2 - 4 п. 1, п. 1.1 ст. 39.12 ЗК РФ. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

В извещении об аукционе указано:

«Для обеспечения доступа к участию в аукционе в электронной форме претендентам необходимо пройти процедуру регистрации на электронной площадке. Регистрация на электронной площадке осуществляется без взимания платы. Регистрации на электронной площадке подлежат Претенденты, ранее не зарегистрированные на электронной площадке или регистрация которых на электронной площадке была ими прекращена. Регистрация на электронной площадке проводится в соответствии с Регламентом оператора электронной площадки.».

«Для участия в аукционе (лично или через своего представителя) одновременно с заявкой на  участие  в  аукционе  (Приложение)  претенденты  представляют  электронные образы следующих документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенных электронной подписью:».

Перечень документов для участников торгов приведен в извещении об аукционе.

В извещении установлен порядок подачи заявок на участие в аукционе, а именно:

«Подача  заявки  на  участие  в  аукционе  в  электронной  форме  осуществляется претендентом из личного кабинета посредством штатного интерфейса. Заявки подаются путем заполнения в открытой части электронной площадки форм в соответствии с Приложением к настоящему информационному сообщению с приложением электронных образов документов в соответствии с перечнем, указанным в настоящем информационном сообщении, на сайте электронной торговой площадки www.roseltorg.ru.Одно лицо имеет право подать только одну заявку. Заявки подаются, начиная с даты и времени начала приема заявок до даты и времени окончания приема заявок, указанных в настоящем информационном сообщении. Заявки подаются и принимаются одновременно с полным комплектом требуемых для участия в аукционе в электронной форме документов.

При приеме заявок от Претендентов Оператор электронной площадки обеспечивает регистрацию заявок и прилагаемых к ним документов в журнале приема заявок. Каждой заявке присваивается номер с указанием даты и времени приема.

В течение одного часа со времени поступления заявки Оператор электронной площадки сообщает Претенденту о ее поступлении путем направления уведомления с приложением электронных копий зарегистрированной заявки и прилагаемых к ней документов.

Заявки с прилагаемыми к ним документами, а также предложения о цене имущества, поданные с нарушением установленного срока, на электронной площадке не регистрируются.

Претендент вправе не позднее дня окончания приема заявок отозвать заявку путем направления уведомления об отзыве заявки на электронную площадку.

В случае отзыва Претендентом заявки уведомление об отзыве заявки вместе с заявкой в течение одного часа поступает в «Личный кабинет» Продавца, о чем Претенденту направляется соответствующее уведомление.».

На запрос Комиссии УФАС от 11.07.2023г. ЭТП письмом от 12.07.2023г. № 4448-Д/23 сообщил, что заявки, поданные на участие в процедуре, подписаны электронной подписью с помощью функционала электронной площадки. ЭТП не уполномочено на оценку соответствия действий претендентов, подавших заявки на участие в процедуре, требованиям ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В документах ЭТП «Система проведения процедур в электронной форме. Приватизация и аренда имущества. Руководство пользователя» (версия 27.04.2023, версия 21.06.2023) указано:

«Срок представления (приема) заявок на участие в процедуре определяется Продавцом. Срок представления (приема) заявок может быть продлен или сокращен Продавцом по необходимости, в данном случае система автоматически уведомит всех аккредитованных Участников, подавших заявки на участие в такой процедуре.

Заявка на участие в процедуре должна содержать:

-согласие на покупку имущества, в соответствии с документацией о процедуре;

-документы (копии документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае наличия таких требований, и при условии, что предоставление таких документов предусмотрено документацией о процедуре);

-сведения о Претенденте (данные и реквизиты организации Претендента).

Претендент вправе подать заявку на участие в процедуре закупки в любой момент, начиная с момента размещения на сайте площадки извещения о проведении процедуры, и до предусмотренных документацией о процедуре даты и времени окончания срока подачи заявок. Заявки на участие в процедуре направляются Претендентом Оператору электронной площадки в форме электронных копий документов, подписанных с помощью ЭП.

Заявку на участие в процедуре невозможно подать в следующих случаях:

-Заявка не подписана ЭП;

-Заявка получена Оператором после момента окончания срока подачи заявок.

-Одновременно Оператор уведомляет Претендента об основаниях отклонения заявки.

Оператор электронной площадки обеспечивает конфиденциальность данных о Претендентах, подавших заявки на участие в процедуре закупки, и конфиденциальность сведений, содержащихся в заявках до размещения на электронной площадке протокола проведения процедуры закупки.

Для подачи заявки на участие в процедуре закупки найдите нужную процедуру и нажмите на иконку « » («Подача заявки на участие») в строке, соответствующей выбранному лоту процедуры. Откроется страница с общими сведениями о лоте и формой заполнения заявки на участие в процедуре.

Заполните поля формы и прикрепите копии требуемых документов. При необходимости приостановки работы над заявкой сохраните заявку как черновик, используя кнопку «Сохранить».

Для направления заявки необходимо нажать на кнопку «Подписать и направить». На следующем шаге откроется форма с текстом заявки.

Обязательно перечитайте текст и, при необходимости, отредактируйте направляемые данные.

Для продолжения нажмите на кнопку «Подписать».

Откроется диалоговое окно со списком сертификатов ЭП. Выберите необходимый сертификат и нажмите на кнопку «Выбрать».

Через непродолжительное время заявка будет отправлена, и появится сообщение об успешной отправке заявки.

На электронный адрес пользователя и в его Личный кабинет также будет направлено сообщение о подаче заявки на участие в процедуре с указанием порядкового номера данной заявки.».

Из представленных ЭТП информация по аукциону, следует, что заявка ХХХ заявка и прилагаемые к ней документы представлены одним пакетом электронных документов в формате .zip (архив), который подписан электронной подписью.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов. Исключение составляют случаи, когда в состав пакета электронных документов лицом, подписавшим пакет, включены электронные документы, созданные иными лицами (органами, организациями) и подписанные ими тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов. В этих случаях электронный документ, входящий в пакет, считается подписанным лицом, первоначально создавшим такой электронный документ, тем видом электронной подписи, которым этот документ был подписан при создании, вне зависимости от того, каким видом электронной подписи подписан пакет электронных документов.

Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что заявка ХХХХ и прилагаемые к ней документы оформлены и подписаны электронной подписью через функционал ЭТП надлежащим образом, у Комиссии по проведению торгов отсутствовали основания для отклонения такой заявки. Аналогичным образом неправомерно отклонены заявки других участников торгов.

Вместе с тем, допущенная заявка ООО «Дор» с прилагаемыми к ней документами оформлены и подписаны идентичным образом по сравнению с другими участниками аукциона, которым отказано в допуске к участию в торгах.

Указание в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 07.06.2023г. об отсутствии собственноручной подписи является излишним, так как в извещении об аукционе такое требование отсутствует.

В силу ч. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

-кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

-на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

-продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

-были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

-были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ наряду с установленными ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В рамках рассмотрения жалобы Заявителя в соответствии с п. п. 1.3, 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции.

В ходе проведенного анализа состояния конкуренции выявлено следующее:

1)    временной интервал: с 05.05.2023г. (дата публикации извещения о проведении торгов в ГИС Торги) до 08.06.2023г. (дата принятия решения об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в аукционе, протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 07.06.2023г., протокол о результатах аукциона от 08.06.2023г.);

2)    предмет закупки: продажа земельного участка, площадью 20 859 кв.м., с кадастровым номером 35:16:0301026:656, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – производственная деятельность, расположенный по адресу: Российская Федерация, Вологодская область, Никольский район, с/п Краснополянское;

3)    состав лиц, участвующих в торгах: ХХХХХХХХХХХХ (согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 07.06.2023г.).

С учетом изложенного, Организатор торгов и Комиссия по проведению торгов допустили нарушения п. 8 ст. 39.12, п. 6 ст. 39.13 ЗК РФ, ч. 1 ст. 449 ГК РФ, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, выразившиеся в неправомерном и необоснованном отказе в допуске к участию в аукционе участников торгов, созданию ООО «Дор» преимущественных условий для допуска/участия в торгах, что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушению порядка определения победителя торгов.

Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона № 135-ФЗ.

В связи с заключением и регистрацией договора купли-продажи земельного участка основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия УФАС

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ХХХХХХХХ обоснованной.
  2. Признать Организатора торгов и Комиссию по проведению торгов нарушившими п. 8 ст. 39.12, п. 6 ст. 39.13 ЗК РФ, ч. 1 ст. 449 ГК РФ, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.
  3. Предписание не выдавать.

     Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

ХХХХХХХХХХ

 

Члены Комиссии:

 

 

 

ХХХХХХХХХХ

 

ХХХХХХХХХХ

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны