Решение №035/06/34-102/2020 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «КС-Строй» н... от 21 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

25.02.2020 №

Заказчик:

Департамент ЖКХ мэрии г.Череповца

162608 Вологодская обл., г.Череповец

Пр-т Строителей, 4А

e-mail: Terr1.djkh@cherepovetscity.ru

 

Заявитель:

ООО «КС-Строй»

656037, Алтайский край, г. Барнаул,

ул. Горно-Алтайская, д. 15, оф. 433

e-mail: zk_7777@mail.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «ЕЭТП»

115114, г. Москва, Кожевническая улица,

д.14 стр. 5

 

РЕШЕНИЕ № 035/06/34-102/2020

 

21.02.2020г.                                                                                                             г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в  составе:

<…> – председатель комиссии, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

<…> – член комиссии, старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

<…> – член комиссии, специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

рассмотрев жалобу ООО «КС-Строй» (далее – Заявитель) на положения документации электронного аукциона «Выполнение работ по объекту: ««Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Череповце. I этап», «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Череповце. II этап»», извещение № 0130300000120000002, в котором Заказчик – Департамент ЖКХ мэрии г.Череповца

в присутствии представителя Заказчика <…> (по доверенности от 03.02.2020 № 1),

в отсутствие представителей Заявителя (о дате и времени рассмотрения жалобы извещен)

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.02.2020 поступила жалоба ООО «КС-Строй» на положения документации электронного аукциона «Выполнение работ по объекту: ««Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Череповце. I этап», «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Череповце. II этап»», извещение № 0130300000120000002, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

В жалобе Заявитель приводит следующие доводы.

В п. 8.4 проекта контракта ответственность сторон установлена Заказчиком с нарушением требований ст. 34 Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, пришла к следующему выводу.

22.01.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение №   0130300000120000002 о проведении аукциона в электронной форме.

30.01.2020 в ЕИС размещен документ «Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 30.01.2020 № ИИ1».

Начальная (максимальная) цена контракта:583 169 652,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок:

17.02.2020  10:30.

Закупка проводится в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги».

20.02.2020 в заседании Комиссии УФАС в связи с неявкой сторон и необходимостью представления дополнительных документов и пояснений, имеющих значение для принятия решения по существу, был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 21.02.2020.

В соответствии со ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с чч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 настоящего Федерального закона;

5) дата проведения такого аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 68 настоящего Федерального закона;

6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;

9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 25 ст. 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями ст.34 Закона о контрактной системе  в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

В разделе 8 проекта контракта Заказчиком ответственность Заказчика и Подрядчика указана с нарушением  требований ст.34 Закона о контрактной системе.

Довод Заявителя признан обоснованным.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой  при проведении аукциона выявлены следующие нарушения.

1. В соответствии с  ч.1 ст.66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с чч. 2 и 2.1 ст. 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с ч. 13 ст. 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Ч. 12 ст. 24.2 Закона о контрактной системе установлено в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с чч 2 и 2.1 ст.31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 13 ст. 24.2 Закона о контрактной системе в  течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с ч. 12 настоящей статьи электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:

1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;

2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст.31 настоящего Федерального закона;

б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 15 настоящей статьи, при направлении таких документов (или их копий).

Оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного ч. 13 настоящей статьи. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения".

В то же время в абзаце 4 Введения аукционной документации Заказчик указывает:

«Подача заявок на участие в любых электронных процедурах (в т.ч. в настоящем электронном аукционе) осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе (далее – ЕИС) и аккредитованными на электронной площадке, в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ».

Кроме того, в п. 13 Информационной карты аукционной документации место и порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе определены Заказчиком следующим образом:

«Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе (далее – ЕИС) и аккредитованными на электронной площадке, с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Заявка на участие в закупке направляется участником путем ее формирования на электронной площадке, адрес которой указан в извещении и пункте 12 настоящей документации, в соответствии с типовой формой заявки на участие в электронных процедурах, предусмотренной частью 5 статьи 24.1 Федерального закона №44-ФЗ и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. № 1401 (Типовая форма заявки на участие в электронном аукционе).».

Комиссия УФАС пришла к выводу, что Заказчиком при установлении порядка подачи заявки на участие в аукционе нарушена ст.66 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с пп. «б» п.2 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) лишь при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по объекту: «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Череповце. I этап», «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Череповце. II этап».

В пп. 5 п. 32 Информационной карты «Требования к составу первой части заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению» указано:

«Указания на товарный знак, в случаях установленных Законом и требованиями к содержанию первой части заявки на участие в аукционе, должно осуществляться следующим способом.

Каждое указание на товарный знак должно содержаться в отдельной строке (графе, пункте, столбце, ячейке) с пояснением (названием), сообщающем о характере указываемых сведений.

Каждое указание на товарный знак должно позволять идентифицировать принадлежность каждого из указываемых сведений о товаре к товарному знаку.».

В п.33 Информационной карты аукционной документации указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующую информацию:

«- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (в приложении №1 к Техническому заданию части III «Описание объекта закупки») и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Примечание: при формировании первой части заявки на участие в аукционе следует руководствоваться инструкцией по ее заполнению, изложенной в приложении №1 к Техническому заданию «Максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, используемого при выполнении работ товара» части III «Описание объекта закупки».

Таким образом, Заказчиком в нарушение положений ст. 66 Закона о контрактной системе установлены излишние требования к составу заявки на участие в аукционе.

3. В соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В п.1.1 Приложения № 1 к муниципальному контракту  указано:

«- укладка стыковочной ленты «БРИТ-А» размером 50х5 см (или аналог)».

В то же время Законом о контрактной системе обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент". Понятие «аналог» не предусмотрено контрактным законодательством.

Приложение № 1 к Техническому заданию аукционной документации содержит указание на необходимость соответствия товаров (материалов), используемых при выполнении работ ГОСТ 31015-2002  «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные».

В соответствии с ГОСТ 31015-2002  щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:

ЩМА-20 - с наибольшим размером зерен до 20 мм;

ЩМА-15 - »         »                  »             »      »     15 мм;

ЩМА-10 - »         »                  »             »      »     10 мм.

В то же время по позиции 1 Приложения № 1 к Техническому заданию указана марка ЩМАС-15, что не соответствует ГОСТ 31015-2002.

Кроме того, ГОСТ Р 52289-2004, указанный в п.13 Приложения 2 к Техническому заданию, утрачивает силу с 1 апреля 2020 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст. С учетом сроков выполнения работ по контракту требование применения ГОСТ Р 52289-2004 недопустимо.

Таким образом, Заказчиком нарушена ст.33 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с ч.16 ст.34 Закона о контрактной системе Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" (далее - Постановление № 1087) установлен закрытый перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла.

Заключение контрактов жизненного цикла на текущий ремонт и содержание автодорог не предусмотрено Постановлением № 1087.

Таким образом, осуществлять заключение контрактов жизненного цикла в случаях, не предусмотренных Постановлением № 1087, неправомерно.

Указанная позиция подтверждается письмом Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1110.

В то же время в соответствии с п.7 Информационной карты  и п.1.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, исполнение контракта осуществляется в 2 этапа:

I этап: Начало работ с 15 апреля 2020 г. Окончание работ: по 31 октября 2020 г. включительно.

II этап: Начало работ с 15 апреля 2021 г. Окончание работ: по 31 октября 2021 г. включительно.

В соответствии с п. 10 Информационной карты аукционной документации источником финансирования являются, в том числе, бюджетные средства 2021 года.

Комиссия УФАС пришла к выводу, что проводимая Заказчиком закупка не соответствует квалифицирующим признакам закупки на заключение контракта жизненного цикла, предусмотренным Постановлением Правительства № 1087, что, в свою очередь, не соответствует ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Кроме того, исходя из смысла ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе, усматривается, что заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла только в том случае, если контрактом предусмотрены закупка не только товара или работы, но и последующие обслуживание, ремонт поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Таким образом, Заказчиком нарушена ч.16 ст. 34 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «КС-Строй» обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим ст. 33, 34, 66 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц Заказчика к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

                                   <…>

 

<..>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны