Решение №04-11/34-19 Рассмотрение жалобы ООО «Центр правового содействия» на пол... от 22 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

27.02.2019 № 663

 

Заказчик:

БУЗ ВО «Вологодская областная станция переливания крови №1»

160011, г. Вологда, ул. Ветошкина, 55

goszakupkispk1@mail.ru

Участник закупки:

ООО «Центр правового содействия»

160009, г. Вологда, ул. Чехова, д.18

pravovoicentr@yandex.ru

Уполномоченный орган:

Комитет государственного заказа Вологодской области

160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52

kgz@gov35.ru

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

119435, г. Москва, ул. Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

факс 8 (495) 7872998

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/34-19

 

22 февраля 2019 г.                                                                                                       г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в  составе:

<…> – председатель комиссии, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

<…> – член комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

<…>– член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу ООО «Центр правового содействия» (далее - Заявитель) на положения документации электронного аукциона,  

в присутствии представителей:

от Заказчика – <…> (по доверенности от 21.02.2019 № 2), <…> (по доверенности от 21.02.2019 № 1), <…> (по доверенности от 21.02.2019 № 4), <…> (по доверенности от 21.02.2019 № 3),

от Уполномоченного органа – <…> (по доверенности от 10.01.2019 № 2),

в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим способом о времени и месте рассмотрения жалобы),

 

УСТАНОВИЛА:

15.02.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) Заявитель направил жалобу на положения документации электронного аукциона «Поставка расходных материалов для диагностических исследований 1».

По мнению Заявителя, Заказчик нарушил ст. 16, ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.20016 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), т.к. в состав лота включены расходные материалы технологически и функционально не связанные между собой, в том числе:

- 1-4 контрольные сыворотки для контроля правильности и воспроизводимости результатов биохимических исследований (в техническом задании нет информации для реагентов какого производителя и на каком оборудовании могут быть использованы контрольные материалы. В паспорте любой контрольной сыворотки, любого производителя есть информация о методиках, для которых она аттестована и на каком оборудовании может быть использована);

- 5, 6, 7 Контрольные материалы для контроля за качеством систем и результатов при выявлении парентеральных гепатитов В и С;

- 8-9Контрольные материалы для контроля выявления возбудителя сифилиса иммуноферментным методом;

- 10-13 Реагент и контрольные материалы для выявления возбудителя сифилиса реакцией микропреципитации;

- 14 средство для обработки иммуноферментного анализатора «EVOLIS»;

- 15 устройство для определения скорости оседания эритроцитов (СОЭ);

- 16 раствор для биохимического анализатора А-15;

- 17-20 контрольные материалы и растворы для работы при определении фракций различных белков на многофункциональной системе капиллярного электрофореза MINICAP Sebia Франция;

- 21 Моющий реагент для обслуживания технического и лабораторного оборудования (в техническом задании нет ссылок какого конкретно оборудования);

- 22 реагент для гематологического анализатора «Абакус+»;

- 23 реагент гематологического анализатора Micros60;

- 24 реагент для очистки и дезинфекции анализатора (техническое задание не содержит информации о конкретном оборудовании);

- 25 контрольная кровь для гематологических анализаторов Micros60 и «Абакус+»;

- 26, 27, 28 красители применяются при окраске препаратов крови;

- 29 стекло предметное;

- 30 -32 индикаторы работы автоклава.

Также, Заявитель в жалобе указал, что в техническом задании представлены:

  1. Характеристики реагентов и расходных материалов для 5 различных анализаторов – 5 производителей. По мнению Заявителя, технологически анализаторы между собой не связаны, так как: используют различные по физико-химическому состоянию биопробы (цельная стабилизированная ЭДТА кровь, плазма, сыворотка) и  измеряют различные показатели биопроб.

2.  Характеристики контрольных материалов, расходных материалов, стекла, индикаторов технологически  между собой не связаны. В своей жалобе Заявитель отметил, что Заказчик осознанно создает преимущественные условия в закупке для конкретного участника.

В результате, Заявитель просит отменить закупку, возбудить дело по данному факту и привлечь виновных лиц к ответственности.  

Заказчик направил в Вологодское УФАС России отзыв на жалобу (исходящий номер <...> -18/91 от 20.02.2019), в котором просит признать её необоснованной по следующим основаниям:

  1. Закон о защите конкуренции не содержит ограничений по включению в состав лота расходных материалов технологически и функционально не связанных между собой. Согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лота товаров технологически и функционально не связанных с товарами, поставка которых является предметом торгов. Заказчик пояснил, что в данном случае, предмет торгов определен, как поставка расходных материалов для диагностических исследований. В составе лота – расходные материалы для диагностических исследований. Следовательно, предмет торгов технологически и функционально связан с составом лота.
  2. По мнению Заказчика, техническое задание документации об электронном аукционе сформировано в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции и с учетом производственных потребностей Заказчика. Заказчик отметил, что Закон о контрактной системе не содержит требований о том, что Заказчик обязан проводить отдельные закупки расходных материалов для каждого конкретного прибора или оборудования, имеющихся у Заказчика.
  3. В отзыве на жалобу Заказчик указал, что согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Поставка расходных материалов небольшими партиями не позволит организовать бесперебойную работу клинико - диагностической лаборатории. Заказчик пояснил, что такие обстоятельства могут привести к нарушению существующих производственных циклов и, как следствие, оказанию населению несвоевременной и некачественной медицинской помощи.
  4. Заказчик установил объект закупки - поставка расходных материалов для диагностических исследований, а не их производство.  Расходные материалы не ограничены в обороте на территории Российской Федерации, за исключением процедуры государственной регистрации такого товара. По мнению Заказчика, любой участник аукциона имеет возможность поставить необходимый Заказчику товар.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа поддержали доводы отзыва на жалобу в полном объеме.

На основании п. 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее по тексту – Административный регламент) председатель Комиссии УФАС объявил перерыв рассмотрения жалобы с 21.02.2019 на 22.02.2019 для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.

Рассмотрение дела назначено на 11 час. 15 мин. 22.02.2019 по адресу: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25, каб. № 125.

Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика и Уполномоченного органа, пришла к следующему выводу.

В Единой информационной системе в сфере закупок 12.02.2019 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0130200002419000123 «Поставка расходных материалов для диагностических исследований 1» с начальной (максимальной) ценой контракта 921 436,50 руб.

На рассмотрении жалобы Заказчик предоставил руководства пользователя и паспорта на приборы и оборудование, для которых закупаются расходные материалы для проведения диагностических исследований: 1) Анализатор ABX micros 60; 2) Гематологический анализатор + Мочевой модуль Abacus +; 3) Прибор  MINICAP FLEX-PIERCING; 4) Анализатор иммуноферментный автоматический «Еволис»; 5) Автоматический биохимический анализатор А-15.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 30 ч. 8 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 26.01.2010 № 29 «Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии» под техническими средствами, используемыми в трансфузионно-инфузионной терапии понимаются предметы медицинского назначения (контейнеры полимерные, системы, устройства и приспособления однократного применения, в том числе для соединения полимерных магистралей), используемые при заготовке, переработке, хранении, транспортировке, применении донорской крови и ее компонентов.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей/нужд Заказчика.

В ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссией УФАС установлено, что основной задачей БУЗ ВО «Вологодская областная станция переливания крови №1» является заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и её компонентов с целью удовлетворения потребности государственных организаций здравоохранения в компонентах донорской крови.

Электронный аукцион проводится на поставку расходных материалов для проведения диагностических исследований по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и её компонентов для оборудования, принадлежащему Заказчику.

Как отмечалось ранее, закупка расходных материалов направлена на своевременное и качественное выполнение задач и целей Заказчика.

Поскольку ООО «Центр правового содействия» не представило доказательств того, что требования технического задания документации об электронном аукционе нарушают права и законные интересы участников аукциона, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке, Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.

Кроме того, материалами дела установлено, что начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована Заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Заказчик получил от трех потенциальных поставщиков коммерческие предложения, которые содержат намерения о готовности поставщиков выполнить условия контракта в соответствии с техническим заданием документации об аукционе. Указанные данные свидетельствуют о том, что товар, требуемый Заказчику, находится в свободном доступе на рынке продаж на территории Российской Федерации.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (исполнителя, подрядчика), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика (исполнителя, подрядчика) лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Центр правового содействия» необоснованной.
  2. Передать материалы дела должностному лицу Вологодского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

<…>

 

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны