Предупреждение б/н П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е о прекращении действий (бездейст... от 2 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

         ┌                                                                                     ┐

Мэрия города Череповца

 

Мэру города Череповца

 

Кузину Ю.А.

 

пр. Строителей, д. 2,

г. Череповец, 162608

 

 

 

 

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по результатам рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя Петрова П.Л. по вопросу ограничения конкуренции при заключении договора о размещении нестационарного объект (торгового павильона) и об установлении платы за размещение данного объекта, в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере экономической (предпринимательской) деятельности, а также ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, в соответствии со статьей 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» принято решение выдать Мэрии города Череповца настоящее предупреждение об отмене (внесении изменений) муниципальных нормативных правовых актов Мэрии города Череповца, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, выразившихся в следующем:

 

Решением Череповецкой городской Думы от 01.02.2011 № 7 утверждены Правила размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города Череповца (в редакции решений Череповецкой городской Думы от 25.09.2012 № 159, от 06.10.2015 № 162, далее – Правила).

Правила разработаны в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению, создания условий для улучшения организации и качества торгового и бытового обслуживания населения города Череповца, установления единого порядка размещения, а также обеспечения дальнейшего содержания нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению (пункт 1.1.).

Действие Правил распространяется на нестационарные торговые объекты и нестационарные объекты по оказанию услуг населению (пункт 1.2.). Размещение, проектирование и установка нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города осуществляются в соответствии с действующим законодательством, нормами и правилами (пункт 1.3.).

Под нестационарным торговым объектом согласно Правилам понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 2).

Нестационарные торговые объекты на территории города размещаются на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, разрабатываемой и утверждаемой в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной государственной власти Вологодской области (пункт 3.1.).

Нестационарные объекты размещаются на основании договора аренды земельного участка либо договора о размещении объекта. Размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению и требования к ним регулируются постановлением Мэрии города Череповца (пункт 3.2.).

Мэрией города Череповца принято постановление от 09.06.2011 № 2469                            «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города» (в редакции постановлений Мэрии города Череповца от 14.12.2011 № 5504, от 27.12.2011 № 5810, от 01.03.2012 № 1095, от 22.03.2012                      № 1532, от 10.12.2012 № 6382, от 08.02.2013 № 493, от 19.06.2013 № 2809, от 15.08.2013 № 3883, от 15.05.2014 № 2641, от 30.12.2014 № 7165, от 02.12.2015 № 6304,                             от 12.01.2016 № 46, от 28.09.2016 № 4260).

Указанным постановление Мэрии города Череповца утверждены Положение о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (далее – Положение о размещении нестационарных торговых объектов), Порядок определения размера платы за размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (далее – Порядок определения размера платы), Положение о рабочей группе по размещению нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города.

Постановлением Мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 также утверждены коэффициенты специализации, типа нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города, коэффициенты выравнивания, форма разрешения на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли, акт соответствия размещенного нестационарного торгового объекта или нестационарного объекта по оказанию услуг населению требованиям конкурсной (аукционной) документации, условиям Договора о размещении и согласованному управлением архитектуры и градостроительства Мэрии города Череповца архитектурному решению.

Положение о размещении нестационарных торговых объектов регулирует правоотношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города, за исключением земельных участков, принадлежащих на праве собственности юридическим и/или физическим лицам (пункт 1.1.).

В частности, в Положении о размещении нестационарных торговых объектов указано, что нестационарные торговые объекты размещаются на основании утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов, нестационарные объекты по оказанию услуг населению размещаются на основании утвержденной дислокации (пункт 1.3.).

Нестационарные объекты не относятся к недвижимому имуществу, не являются объектами капитального строительства. Эксплуатация нестационарного объекта носит временный характер (пункт 3.1.).

Размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению, за исключением объектов разносной и развозной торговли, осуществляется на основании договора о размещении нестационарного объекта (далее – договор о размещении). Размещение объектов развозной и разносной торговли осуществляется на земельных участках, не обремененных правами третьих лиц, на основании разрешения на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли (далее – разрешение). Размещение нестационарных объектов на земельном участке, предоставленном в аренду физическим и юридическим лицам, допускается в случае, если это предусмотрено договором аренды (пункт 4.1.).

Размещение нового нестационарного объекта осуществляется по результатам проведения торгов на право заключения таких договоров, за исключением размещения дополнительного оборудования. Договор о размещении дополнительного оборудования заключается без проведения торгов на основании положительного решения Рабочей группы, принятого по результатам рассмотрения заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в объекте торговли или общественного питания, на прилегающей территории к которому размещается дополнительное оборудование.

Торги проводятся в виде конкурсов или аукционов в порядке, установленном Положением о размещении нестационарных торговых объектов.

Обязательными условиями договора о размещении являются: местоположение нестационарного объекта; вид нестационарного объекта, специализация торговой деятельности; срок размещения нестационарного объекта; ответственность сторон; благоустройство прилегающей к нестационарному объекту территории; условия и сроки внесения платы за размещение нестационарного объекта, а также размер пени за несвоевременную уплату; условия, указанные в извещении о проведении конкурса или аукциона (если договор о размещении заключен по результатам конкурса или аукциона); условия досрочного расторжения договора о размещении.

Действие Договора о размещении прекращается досрочно в одностороннем порядке в случае невнесения владельцем объекта оплаты по договору о размещении в соответствии с условиями Договора о размещении (пункт 4.2.).

Договор о размещении заключается комитетом по управлению имуществом города на срок, указанный в конкурсной (аукционной) документации (до десяти лет). Договор о размещении продлевается комитетом по управлению имуществом города на очередной срок (до десяти лет) на основании заявления владельца нестационарного объекта, рассмотренного на заседании Рабочей группы, только при соответствии нестационарного объекта требованиям настоящего Положения и при условии продления срока размещения нестационарного объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов (пункт 4.3.).

Для получения разрешения заявители обращаются с заявлениями в управление экономической политики Мэрии города Череповца. Заявителями могут являться юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие намерение разместить нестационарные торговые объекты развозной и разносной торговли, а также их представители, полномочия которых подтверждены в соответствии с действующим законодательством.

Управление экономической политики Мэрии города Череповца рассматривает заявления в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли, утвержденным постановлением Мэрии города Череповца от 29.05.2012 № 2993 (далее – Административный регламент), и выдает разрешение либо мотивированный отказ в срок не позднее 10 рабочих дней с момента поступления заявления (пункт 4.5.).

Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для лиц, обратившихся за получением муниципальной услуги, который устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли.

Муниципальная услуга «Выдача разрешений на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли» включена в Перечень муниципальных услуг, предоставляемых Мэрией города Череповца, услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, утвержденный постановлением Мэрии города Череповца от 14.11.2014 № 6165.

Основанием для начала эксплуатации владельцем объекта нестационарного объекта на территории города является акт приемочной комиссии по форме согласно приложению 8 к постановлению Мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 (акт соответствия размещенного нестационарного торгового объекта или нестационарного объекта по оказанию услуг населению требованиям конкурсной (аукционной) документации, условиям Договора о размещении и согласованному управлением архитектуры и градостроительства Мэрии города Череповца архитектурному решению). Данное требование не распространяется на нестационарные торговые объекты развозной и разносной торговли.

Для осмотра нестационарного торгового объекта приемочной комиссией владелец объекта направляет в управление экономической политики Мэрии города соответствующее обращение. Приемочная комиссия в целях осмотра нестационарного торгового объекта созывается в 10-дневный срок с момента обращения. В случае если нестационарный объект эксплуатируется без акта приемочной комиссии, действие договора о размещении прекращается, а нестационарный объект подлежит демонтажу (пункт 4.8.).

Из приведенного следует, что Положением о размещении нестационарных торговых объектов установлены требования:

- по оплате за размещение нестационарного объекта;

- по выдаче разрешений на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли;

- по осуществлению осмотра нестационарного торгового объекта приемочной комиссией Мэрией города Череповца с составлением соответствующего акта.

 

До 01.01.2016 размер платы за размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с Порядком определения размера платы (в редакции постановления Мэрии города Череповца от 02.12.2015 № 6304) определялся формуле: П = С x Кн x Кк, где:                    П - годовая плата за размещение объекта; С - базовая ставка за размещение объекта;                Кн - коэффициент назначения объекта; Кк - коэффициент коммерческой привлекательности места размещения объекта.

Согласно Порядку определения размера платы (в редакции постановления Мэрии города Череповца от 28.09.2016 № 4260, действующая редакция, которая распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016) размер платы за размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города определяется по следующей формуле:

 

П - годовая плата за размещение объекта; С - среднее значение кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания» по городу Череповцу; S - площадь объекта; Кс - коэффициент специализации объекта; Кт - коэффициент типа объекта;                Кв - коэффициент выравнивания (не применяется при расчете платы за размещение летних кафе, киосков); Т - период размещения (календарных дней); I - коэффициент инфляции, установленный исходя из уровня инфляции на соответствующий год, равный предельному уровню инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, с учетом накопленной инфляции начиная с 2017 года. На 2016 год I = 0.

Указанная формула расчета размера платы первоначально была установлена постановлением Мэрии города Череповца от 12.01.2016 № 46, которое было опубликовано в городской газете «Речь», № 6, от 19.01.2016. Данное постановление распространялось на правоотношения, возникшие с 01.01.2016.

Постановление Мэрии города Череповца от 28.09.2016 № 4260 было опубликовано в городской газете «Речь», № 184, от 04.10.2016, и распространялось на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, которым Порядок определения размера платы был изложен в новой редакции: в наименовании Порядка исключалось слово «торговых»; по неприменению коэффициента выравнивания (Кв)  при расчете платы за размещение дополнено словом «киосков»; в значении Т - период размещения слово «(месяцев)» заменено на слова «(календарных дней)».

Таблица «Коэффициенты выравнивания» изложена в новой редакции:

 

Площадь объекта,

кв. м

Значение Кв

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Более 150

0.3

0.4

0.6

0.8

1.0

100 - 149

0.4

0.5

0.6

0.8

1.0

Менее 100

0.6

0.7

0.8

0.9

1.0

 

 

Анализ редакций постановлений Мэрии города Череповца от 12.01.2016 № 46 и               от 28.09.2016 № 4260 показывает, что в таблицу «Коэффициенты выравнивания» были внесены уточнения: значение «Площадь объекта, кв. м» с «150-200» заменено на «более 150»; с «60-99» на «менее 100»; значение Кв с 2016 по 2017 годы не изменены или снижены (по значению «Площадь объекта, кв.м» более 150 по 2017 году снижена с 0,5 до 0,4; от 100 до 149  с 0,6 до 0,5; менее 100 с 0,8 до 0,7); по значению Кв дополнено значениями до 2020 года. Значение Кв в постоянной прогрессии увеличивается на 0,1 или 0,2 единицы и к 2020 году по всем значениям «Площадь объекта, кв.м» будет равняться 1,0.

Значение С - среднее значение кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания» по городу Череповцу, определяется в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области».

Согласно приложению № 3 к указанному приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области «Средние значения кадастровой стоимости 1 кв.м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Вологодской области» по земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания по городу Череповцу средние значения кадастровой стоимости 1 кв.м установлена в размере 3450,63 руб.

 

Установив указанные требования к нестационарным торговым объекта в городе Череповце, оценив письменные пояснения и документы Мэрии города Череповца на предмет соответствия требованиям законодательства Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области приходит к выводу о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны Мэрии города Череповца.

В соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона                            от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009                  № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ).

Целями Закона № 381-ФЗ являются: обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Закон № 381-ФЗ регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Согласно статье  2 Закона № 381-ФЗ под торговой деятельностью (торговля) понимается как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; под нестационарным торговым объектом - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 381-ФЗ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (статья 3 Закона № 381-ФЗ).

В силу статьи 6 Закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Требования, устанавливающие особенности размещения нестационарных торговых объектов, определены статьей 10 Закона № 381-ФЗ.

Данная статья устанавливает, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований области схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Вологодской области утвержден приказом Департамента экономического развития Вологодской области от 21.03.2014 № 74-О.

Статья 10 Закона № 381-ФЗ не содержит требований по установлению оплаты за размещение нестационарного торгового объекта, по выдаче разрешений на размещение нестационарного торгового объекта и по осуществлению осмотра (приемки) нестационарного торгового объекта.

Частью 3 статьи 17 Закона № 381-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;  разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования в торговой деятельности является исчерпывающим.

Таким образом, Закон № 381-ФЗ не устанавливает право органов местного самоуправления по установлению оплаты за размещение нестационарного торгового объекта, по выдаче разрешений на размещение нестационарного торгового объекта и по осуществлению осмотра (приемки) нестационарного торгового объекта.

 

Следует отметить, что разрешительный порядок размещения нестационарных торговых объектов, выдача органами местного самоуправления каких-либо разрешений на торговлю, а также осмотр нестационарных торговых объектов не предусмотрены действующим законодательством, как федеральным, так и региональным.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65                             «О свободе торговли» закреплено, что предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.

 

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33. Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.

Пунктом 2 статьи 39.33. Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа, то есть никакого специального разрешения для размещения нестационарных объектов не требуется.

В соответствии с частью 1 статьи 39.36. Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом № 381-ФЗ.

Как отмечено выше, годовая плата за размещение нестационарного торгового объекта в городе Череповце устанавливается с учетом среднего значения кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания по городу Череповцу.

Согласно действующему законодательству кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1  Федерального закона от 29.07.1998                           № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (см.
постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28  «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Кадастровая стоимость с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации может применяться при заключении договора купли-продажи земельного участка (статья 39.4.), а также при определении начальной цены аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (статья 39.4.).

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации также не устанавливает каких-либо требований к размещению нестационарных торговых объектов, в том числе по оплате за размещение нестационарных торговых объектов и выдаче каких-либо разрешений.

Перечень оснований, определяющих принцип платности земель, является исчерпывающим.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении такого вида предпринимательской деятельности как оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Постановлением Череповецкой городской Думы от 25.10.2005 № 114 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе на розничную торговлю, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети; по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей; по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

В этой связи указанные виды предпринимательской деятельности подлежат налогообложению, когда как постановлением Мэрии города Череповца от 09.06.2011                  № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города» дополнительно к указанному виду налогообложения предусмотрена плата за размещение нестационарного торгового объекта.

 

В Уставе города Череповца, утвержденном постановлением Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 № 84 и зарегистрированном в Правительстве Вологодской области 10.08.2005 № 864 (далее – Устав города Череповца) определено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей города Череповца услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 14 статьи 8).

Пунктом 42 части 1 статьи 40 Устава города Череповца установлено, что вопросы местного значения городского округа по созданию условий для обеспечения жителей города Череповца услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относятся к полномочиям Мэрии города Череповца.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Статьей 7 Закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Согласно статье 10 Устава города Череповца в систему муниципальных правовых актов входят: Устав города Череповца, правовые акты, принятые на городском референдуме; нормативные и иные правовые акты городской Думы; правовые акты главы городского округа - Мэра города Череповца, исполнительно-распорядительного органа городского округа - Мэрии города Череповца; правовые акты председателя городской Думы; правовые акты председателя контрольно-счетной палаты города Череповца; приказы и распоряжения заместителей мэра города, руководителей органов мэрии города.

Мэр города Череповца в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом города Череповца и решениями городской Думы, издает постановления Мэрии города Череповца по вопросам местного значения городского округа.

Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания либо в указанный в правовом акте срок, если иной порядок не установлен федеральными законами. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием правовых актов считается первая публикация их текста в городских газетах «Речь» или «Голос Череповца». Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу города Череповца, законам, иным нормативным правовым актам Вологодской области.

 

На основании изложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области считает, что постановление Мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города», Перечень муниципальных услуг, предоставляемых мэрией города,                                 услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, утвержденный постановлением Мэрии города Череповца от 14.11.2014 № 6165, и Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли, утвержденный постановлением Мэрии города Череповца от 29.05.2012 № 2993, приняты с превышением полномочий органов местного самоуправления, не соответствуют федеральному законодательству и нарушают права организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере экономической (предпринимательской) деятельности.

 

В соответствии с пунктами 1, 2 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона                       от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в связи с изложенными обстоятельствами усматривает в действиях Мэрии города Череповца наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области предупреждает Мэрию города Череповца о необходимости в срок                                          до «01» марта 2017 года:

  1. внести изменения в постановление Мэрии города Череповца от 09.06.2011  № 2469 «О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города», исключив из него требования по оплате за размещение нестационарного торгового объекта, по выдаче разрешений на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли и по осуществлению осмотра нестационарного торгового объекта приемочной комиссией Мэрией города Череповца с составлением соответствующего акта.
  2. внести изменения в Перечень муниципальных услуг, предоставляемых мэрией города, услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, утвержденный постановлением Мэрии города Череповца от 14.11.2014 № 6165, исключив из него муниципальную услугу «Выдача разрешений на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли»;
  3. отменить Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли, утвержденным постановлением Мэрии города Череповца от 29.05.2012 № 2993;
  4. принять меры по устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения прав индивидуального предпринимателя Петрова П.Л., и по устранению последствий такого нарушения.

 

В соответствии с частями 5-8 статьи 39.1. Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение антимонопольного органа подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

О выполнении настоящего предупреждения Мэрии города Череповца следует сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в установленный срок.

Копию настоящего предупреждения для сведения направить в Прокуратуру Вологодской области, Управление Министерства юстиции по Вологодской области и в Департамент экономического развития Вологодской области.

 

 

Руководитель Управления                                                                      Н.В. Мерзлякова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старший государственный инспектор

отдела контроля органов власти и закупок

Вологодского УФАС России

Сучков Олег Николаевич

(8172) 72-99-58, to35-suchkov@fas.gov.ru.

Связанные организации

Связанные организации не указаны