Решение №035/10/18.1-665/2020 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Развитие» н... от 27 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

от 30.11.2020г. № 5371

┌                                                                                                ┐

Организатор торгов:

Департамент природных ресурсов

и охраны окружающей среды

Вологодской области

160035, г. Вологда, ул. Зосимовская, 65 

priroda@gov35.ru 

 

Аукционная комиссия:

Комиссия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды

Вологодской области по проведению аукциона на право пользования

участками недр

160035, г. Вологда, ул. Зосимовская, 65 

priroda@gov35.ru 

 

Участник торгов, податель жалобы:

ООО «Развитие»

160011, г. Вологда,

ул. Герцена, д. 56, оф. 31

SarkisovAlbert@mail.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е № 035/10/18.1-665/2020 (04-01/42-18.1-20)

 

27.11.2020г.                                                                                                                  г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                             Вологодской области (далее - Комиссия Управления) в утвержденном составе:

ХХХХ – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления;

ХХХХ – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления;

ХХХХ – начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,

рассмотрев жалобу ООО «Развитие» (далее – Заявитель) на действия/бездействие Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее – Департамент, Организатор торгов) и Комиссии Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее – Комиссия Департамента) по проведению аукциона на право пользования участками недр с целью геологического изучения, разведки и добычи песков и песчано-гравийного материала на участке недр «Парково» в Устюженском районе Вологодской области (лот № 3) и  с целью разведки и добычи песков и песчано-гравийного материала на участке недр «Большое Вербово» в Кадуйском районе Вологодской области (лот № 7) (далее – торги, аукцион),

в присутствии:

-от Комиссии Департамента ХХХХ главного консультанта отдела организационно-правовой, кадровой работы и мониторинга Департамента, члена Комиссии Департамента, ХХХХ начальника отдела геологии и использования недр Департамента, заместителя председателя Комиссии Департамента;

-от Организатора торгов ХХХХ главного консультанта отдела организационно-правовой, кадровой работы и мониторинга Департамента, ХХХХначальника отдела геологии и использования недр Департамента (доверенности не представлены);

 -от Заявителя ХХХХ директора ООО «Развитие» (решение учредителя от 23.04.2020г. № 1),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) уведомлением от 23.11.2020г. № 528 принята к рассмотрению жалоба Заявителя                   (вх. № 6507 от 19.11.2020г.) на действия/бездействие Организатора торгов и Комиссии Департамента при проведении торгов.

Информация о жалобе размещена на сайте Управления - https://vologda.fas.gov.ru.

Информация и документация о торгах размещена на сайте - https://torgi.gov.ru (извещение № 091020/2632136/01).

С учетом письма ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27895/20 лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, сообщено о возможности рассмотрения жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет». Соответствующая ссылка направлена лицам, участвующим в рассмотрении жалобы. Право для участия и предоставления пояснений (документов) всем лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, предоставлено. Возражений по рассмотрению жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи в Комиссию Управления от лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, не поступало.

27.11.2020г. жалоба рассмотрена в дистанционном режиме с участием представителей Заявителя, Департамента и членов Комиссии Департамента.

По доводам, приведенным в жалобе, Заявитель не согласен с решениями Комиссии Департамента (протокол Комиссии Департамента от 13.11.2020г. № 1-20-1) и Департамента (письмо Департамента от 16.11.2020г. № их.08-8581/20) об отказе в приеме и допуске заявок ООО «Развитие» к участию в торгах по лотам № 3 и № 7.

Организатор торгов (письменные пояснения от 26.11.2020г. № их.08-8907/220) и члены Комиссии Департамента не согласились с доводами жалобы полагая, что решения об отказе в приеме и допуске заявок ООО «Развитие» принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Комиссия Управления, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив представленные письменные пояснения и документы, установила следующее.

Порядок организации и проведения аукционов на право пользования участками недр регламентирован Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) и Положением о порядке и условиях проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Вологодской области (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 11.08.2003 № 756 «О порядке и условиях проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Вологодской области».

В соответствии со статьей 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992                      № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.

В статье 14 Закона о недрах установлен исчерпывающий перечень оснований для отказ в приеме заявки на участие в аукционе. Так, отказ в приеме заявки на участие в аукционе может последовать только в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;

5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.

Пунктом 3.1 Положения закреплено, что для участия в аукционе Заявитель представляет в Уполномоченный орган (Департамент) в установленный в объявлении срок заявку по утвержденной форме и документы согласно Приложению к Положению (Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в аукционе). Все листы заявки и прилагаемые к ней документы с их описью должны быть прошиты и пронумерованы, подписаны Заявителем или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью Заявителя (при наличии).

В соответствии с пунктом 7 Перечня документов, прилагаемых к заявке на участие в аукционе (приложение к Положению) к заявке предоставляются данные о технических, технологических и кадровых возможностях Заявителя и/или хозяйствующих субъектов, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе сведения о кадровом составе, о квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания, копии трудовых договоров, копии дипломов квалифицированных специалистов), подписанные уполномоченным лицом Заявителя и/или хозяйствующего субъекта, привлекаемого в качестве подрядчика.

В силу пункта 3.5 Положения Уполномоченный орган не вправе требовать от Заявителя представления документов, не предусмотренных пунктом 3.1 Положения, а также документов, которые находятся в распоряжении Уполномоченного органа, государственных органов.

Согласно пункту 3.12 Положения в течение 7 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок Комиссия Департамента проверяет заявку, прилагаемые к ней документы на наличие оснований для отказа, предусмотренных статьей 14 Закона о недрах, и принимает решение:

-о принятии заявки и допуске к участию в аукционе в случае отсутствия оснований для отказа, предусмотренных статьей 14 Закона о недрах;

-об отказе в приеме заявки в случае наличия оснований, предусмотренных статьей 14 Закона о недрах.

Пунктом 3.15 Положения установлено, что в случае если на основании результатов рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.

Протоколом Комиссии Департамента от 13.11.2020г. № 1-20-1 и письмом Департамента от 16.11.2020г. № их.08-8581/20 в соответствии с пунктами 3.12, 3.15 Положения Заявителю отказано в приеме и допуске к участию в торгах по лотам № 3 и № 7 в связи с тем, что заявочные материалы ООО «Развитие» «не соответствуют установленным требованиям абзаца 4 пункта 7 приложения к Положению и приложения 4 к Условиям аукциона, а именно в сведениях о кадровом составе, о квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр, отсутствуют следующие документы: копия штатного расписания, копии трудовых договоров, подписанные уполномоченным лицом заявителя и/или хозяйствующего субъекта, привлекаемого в качестве подрядчика. Кроме того, Соглашение о намерениях от 20.10.2020 не позволяет определить достоверность его заключения». Аукцион признан несостоявшимся.

Вместе с тем, в протоколе Комиссии Департамента от 13.11.2020г. № 1-20-1 и письме Департамента от 16.11.2020г. № их.08-8581/20 не указано основание для отказа, предусмотренное статьей 14 Закона о недрах, отсутствует ссылка на конкретный пункт статьи 14 Закона о недрах.

Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в аукционе (приложение к Положению) о кадровых возможностях заявителя и предприятий, привлекаемых в качестве подрядчиков, не является исчерпывающим.

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и численности организации и не является обязательным для применения. Негосударственные организации вправе использовать формы первичных учетных документов, разработанные ими самостоятельно (письма Роструда от 09.01.2013 № 2-ТЗ, от 23.01.2013 № ПГ/409-6-1, от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1).

Заявителем представлено соглашение о намерениях от 20.10.2020г. с индивидуальным предпринимателем Кувшинниковым Е.Г., который обладает лицензией от 16.12.2015г. № ПМ-28-005011 на осуществление производства маркшейдерских работ. Факт заключения соглашения о намерениях подтвержден письмом индивидуального предпринимателя Кувшинникова Е.Г. от 16.11.2020г. Департаментом и Комиссией Департамента не представлено доказательств, свидетельствующих о недействительности/ничтожности соглашения. Соглашение о намерениях от 20.10.2020г. представлено в составе заявок и указано в описи. Заявка и представленные документы ООО «Развитие» прошиты и пронумерованы.

Согласно Положению о лицензировании производства маркшейдерских работ (далее – Положение о лицензировании), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 257, лицензируемая деятельность по производству маркшейдерских работ включает в себя выполнение следующих работ и услуг:

а) пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;

б) наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ;

в) ведение горной графической документации;

г)  учет и обоснование объемов горных разработок;

д) определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, проектирование маркшейдерских работ.

Пунктом 4 Положение о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности (лицензиату) является наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по специальности «маркшейдерское дело» (высшего профессионального образования и профессиональной переподготовки с получением квалификации по указанной специальности), удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ), и стажа работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет.

В составе заявок Заявителя представлены документы на специалистов, так, в частности, на бурового мастера, имеющего соответствующие удостоверения на машиниста буровой установки и диплом об образовании, а также представлены документы о наличии технических средств и документы на трактористов-машинистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр.

Наличие соглашения о намерениях от 20.10.2020г., лицензии у индивидуального предпринимателя Кувшинникова Е.Г. на осуществление производства маркшейдерских, документов о наличии технических средств и документов на специалистов/работников подтверждает, что Заявитель будет обладать квалифицированными специалистами.

Департаментом и Комиссией Департамента не представлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии/недействительности/ничтожности документов Заявителя.

Заявитель подтвердил, что ООО «Развитие» обладает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. Данные обстоятельства также подтверждаются справкой о предыдущей деятельности по освоению месторождений (участков недр). Департаментом не представлены сведения, свидетельствующие о недостоверности информации Заявителя.

Таким образом, жалоба ООО «Развитие» является обоснованной.

В силу статьи 17 Закона о недрах запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, направленные на ограничение вопреки условиям аукциона доступа к участию в них юридических лиц, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с Законом о недрах, а также на уклонение от предоставления лицензий победителям на аукционе.

Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросам котировок цен на товары, запросам предложений.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к нарушению порядка определения победителя или победителей торгов.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организатором торгов или заказчиком являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается не предусмотренное федеральными законами и иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Анализ положений статьи 17 Закона о защите конкуренции и статьи 17 Закона о недрах свидетельствует о том, что запреты, предусмотренные антимонопольным законодательством и законодательством о недрах, являются безусловными и имеют императивный характер. Законодатель не ставит наступление ответственности в зависимость от количества лиц, права которых были нарушены, в том числе ввиду необоснованного ограничения доступа к участию в торгах.

Правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Нарушение в отношении даже одного из потенциальных участников торгов является безусловным основанием для признания действий организатора торгов - необоснованным ограничением доступа к участию в торгах.

Открытые торги, к которым относится и аукцион на право пользования недрами, проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников, в связи с чем не предусмотренное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

В рамках рассмотрения жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, проведен анализа состояния конкуренции на аукционе.

В ходе проведенного анализа состояния конкуренции на аукционе выявлено следующее:

1) временной интервал: с 09.10.2020г. (дата публикации извещения о проведении торгов на официальном сайте торгов - https://torgi.gov.ru) до 16.11.2020г. (дата принятия решения об отказе в приеме и допуске заявок Заявителя).

2) предмет торгов: право пользования участками недр с целью геологического изучения, разведки и добычи песков и песчано-гравийного материала на участке недр «Парково» в Устюженском районе Вологодской области (лот № 3) и с целью разведки и добычи песков и песчано-гравийного материала на участке недр «Большое Вербово» в Кадуйском районе Вологодской области (лот № 7).

3) состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: по лоту № 3 - ООО «Развитие» и индивидуальный предприниматель Холмогорский, по лоту № 7 - ООО «Развитие».

По результатам анализа состояния конкуренции на аукционе установлено, что действия Департамента и Комиссии Департамента, связанные с отказом в принятии заявок Заявителя на участие в аукционе по лотам №№ 3 и 7 создают условия нарушения порядка определения победителей аукциона, что противоречит требованиям статьи 17 Закона о недрах, пункта 3 части 1 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Департамент и Комиссия Департамента нарушила статьи 14, 17 Закона о недрах, пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, незаконно отклонив заявки ООО «Развитие» и ограничив доступ к участию в аукционе по лотам №№ 3 и 7 на право пользования участками недр.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 22 и 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Развитие» обоснованной.
  2. Признать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и Комиссию Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области нарушившими статьи 14, 17 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

ХХХХ

Члены Комиссии:

 

 

ХХХХ

ХХХХ

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны