Решение №035/06/24-346/2020 Решение по результатам рассмотрения жалобы на положения доку... от 3 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

«08» июня 2020     №   

Заявитель:

СПАО «Ингосстрах» в лице филиала

СПАО «Ингосстрах» в

Вологодской области

160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, д. 4

E-mail: filial@vologda.ingos.ru

 

Заказчик:

КУ ПБ ВО «Противопожарная служба Вологодской области»

160028, г. Вологда, Окружное шоссе,

д. 13 «б»

E-mail: ps_vo@mail.ru

 

Уполномоченный орган:

Комитет государственного заказа

Вологодской области

160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52

     E-mail: kgz@gz.gov35.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

119435, г. Москва, ул. Большой

Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

    E-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ № 035/06/24-346/2020

«03» июня 2020 г.                                                                                                   г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – комиссия Управления) в составе:

«…» – председатель комиссии Управления, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

«…» – член комиссии Управления, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

«…» – член комиссии Управления, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

рассмотрев  с использованием видео-конференц-связи (http://vcs02fas.cloud.rt.ru/service/join/?confid=615161&confpass=1067) жалобу СПАО «Ингосстрах» на положения документации об электронном аукционе, предмет закупки – оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (извещение № 0130200002420001427) (далее – электронный аукцион), Заказчик –  КУ ПБ ВО «Противопожарная служба Вологодской области», Уполномоченный орган – Комитет государственного заказа Вологодской области, при участии,

представителя Заявителя – «…» (по доверенности от 14.01.2020 № 35 АА 1487000),

представителя Заказчика – «…» (по доверенности от 31.12.2019 № 689),

представителя Уполномоченного органа – «…» (по доверенности от 22.11.2019 № 27),

представителя АО «МАКС» (победитель электронного аукциона) – «…» (на основании приказа от 11.02.2000 № 65/к),

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.05.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) поступила жалоба Заявителя (вх. № 2887 от 27.05.2020) на положения документации об электронном аукционе, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом выбран способ определения поставщика в виде электронного аукциона. Заявитель полагает, что закупку, предметом которой является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) необходимо проводить путем открытого конкурса.

Заказчик представил возражения на  жалобу (исх. № 737 от 02.06.2020) (далее – Возражения), в которых указал, что считает жалобу необоснованной.

Представитель Заказчика при рассмотрении жалобы поддержал доводы, указанные в Возражениях.

Представитель Уполномоченного органа при рассмотрении жалобы пояснил, что считает жалобу необоснованной.

Комиссия Управления, рассмотрев представленные материалы в их совокупности, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, Уполномоченного органа и  АО «МАКС» пришла к следующему выводу.

20.05.2020 в единой информационной системе в сфере закупок  (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона от 20.05.2020 № 0130200002420001427.

Начальная (максимальная) цена контракта: 780 016,42 руб.

Дата и время начала срока подачи заявок: 20.05.2020  в 10 ч. 04 мин.

Дата и время окончания срока  подачи заявок: 29.05.2020  в 08 ч. 00 мин.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе:

01.06.2020.

Дата  и время проведения электронного аукциона: 02.06.2020 в 11 ч. 30 мин.

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также  закрытые электронные процедуры).

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Согласно ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе, под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе).

Частью 5 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Согласно ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе, заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе перечни.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее Перечень), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.03.2016 № 471-р.

Код 65.12.21.000 – «Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств» по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2) в Перечень не включен.

Следовательно, при осуществлении закупки услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств  (ОСАГО) заказчик вправе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе осуществить определение поставщика путем проведения электронного аукциона.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.                                                   

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона о контрактной системе, тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются положениями Указания Банка России от 04.12.2018 № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» (далее – Постановление № 19) установлено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.

Таким образом, при проведении закупки на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)  заказчик формирует начальную (максимальную) цену контракта с учетом положений Постановления № 19, обосновывая указанную цену контракта посредством применения тарифного метода, как указано в ст. 22 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, комиссия Управления отмечает тот факт, что Законом о контрактной системе не установлены ограничения относительно возможности применения минимального значения предельного размера базовой ставки страховых тарифов для обоснования начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Кроме того, позиция комиссии Управления подтверждается письмом ФАС России от 01.12.2014 № АД/48891/14, в котором указано, что страховщики, осуществляющие оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), могут устанавливать тарифы в рамках их минимальных и максимальных значений, что позволяет государственным заказчикам использовать такие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), как запрос котировок и аукцион в электронной форме.

Относительно выбора способа закупки Заказчик в Возражениях пояснил следующее: «Применение иного способа осуществления закупки считаем невозможным по следующей причине. Базы РСА обновляются ежегодно 1 апреля, то есть КБМ для осуществления страхования транспортных средств становится известен только 1 апреля, соответственно Заказчик не может внести изменения в план-график ранее указанной даты. На следующий день Заказчик формирует позицию в Реестре закупок и создает заявку на закупку. В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 26 декабря 2013 года № 1395 у Комитета государственного заказа Вологодской области есть от 16 до 24 рабочих дней на проверку документов и публикацию закупки с момента получения заявки от Заказчика, и закупки публикуются только в следующем месяце с момента получения заявки. Поскольку проведение запроса котировок невозможно по причине превышения максимально возможной суммы и во избежание дробления закупки, а конкурс процедура слишком длительная (около 1,5 месяцев), Заказчиком выбрана оптимальная по времени процедура электронный аукцион. Помимо вышесказанного, такая процедура как конкурс не применяется Заказчиком еще и по причине своей субъективности, так как критерии установленные Заказчиком не смогут устроить всех участников закупки, и, соответственно, есть риск поступления жалобы и приостановления закупки, что приведет к потере времени, чреватой для Заказчика, являющегося экстренной оперативной службой. По сути, используемые в конкурсах критерии не носят объективный характер еще и потому, что Заказчику важно лишь застраховать свои транспортные средства и получить страховую выплату в случае дорожно- транспортного происшествия».

Из Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.06.2020 № 0130200002420001427-1 следует, что на участие в электронном аукционе подано шесть заявок.

Частью 4 ст. 68 Закона о контрактной системе предусмотрено, что электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном ст. 59 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 6 ст. 68 Закона о контрактной системе, величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее – «шаг аукциона») составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

 В соответствии с ч. 7 ст. 68 Закона о контрактной системе, при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».

Согласно Протоколу о признании электронного аукциона несостоявшимся от 02.06.2020 № 0130200002420001427-2 в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта.

Частью 20 ст. 68 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта в соответствии с ч. 7 ст. 68 Закона о контрактной системе, такой аукцион признается несостоявшимся. В течение тридцати минут после окончания указанного времени оператор электронной площадки размещает на ней протокол о признании такого аукциона несостоявшимся, в котором указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта.

Пунктом 4 ч. 3 ст. 71 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 20 ст. 68 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, контракт заключается в соответствии с п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном ст. 83.2 Закона о контрактной системе, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе;

б) единственным участником такого аукциона, если только один участник такого аукциона и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе.

При таких обстоятельствах, комиссия Управления приходит к выводу о том, что выбрав способ закупки – электронный аукцион, Заказчик не совершил действий, влекущих за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, комиссия Управления провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.

На основании вышеизложенного, комиссия Управления, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу СПАО «Ингосстрах» необоснованной.
  2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением  на основании   ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, отменить.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

                              «…»

 

                                     «…»

 

                                     «…»

 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны