Решение №035/01/10-37/2020 Решение по результатам рассмотрения дела по признакам наруше... от 11 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

11 июня 2020 года                                                                                                                          г. Вологда

 

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 июня 2020 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя,

<…> – члена комиссии, начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

<…> – члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 035/01/10-37/2020 по признакам нарушения ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило заявление ООО «Коскисилва» о нарушении ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва антимонопольного законодательства.

Данное заявление, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, послужило основанием для возбуждения в отношении ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва настоящего дела, о чем Управлением издан приказ от 23.01.2020 № 10 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заявителя ООО «Коскисилва», в качестве ответчика ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва, в качестве заинтересованных лиц (лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах) Вологодское отделение СЖД филиала ОАО «РЖД», Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области.

Заключение об обстоятельствах дела оглашено Комиссией 15.05.2020.

ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Подробно доводы ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва изложены в письменных пояснениях и возражениях на заключение об обстоятельствах дела.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 4 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции к злоупотреблению доминирующим положением отнесено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Из разъяснений ФАС России от 29.08.2017 № 10 «О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 17, следует, что под порядком ценообразования следует понимать формирование и/или расчет и/или установления и/или применение цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги.

Кроме того, порядок ценообразования также включает в себя применение предельных уровней цен (тарифов), формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершал действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в частности доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Для определения положения ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва на рынке оказания услуг по предоставлению железнодорожных путей в пользование, Управлением в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», проведен ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном рынке за 2018-2019 годы.

Установлено, что ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва в 2018-2019 годах занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг по предоставлению железнодорожных путей в пользование в границах расположения железнодорожных подъездных путей, принадлежащих на праве собственности ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ):

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора;

места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта;

места необщего пользования - железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта;

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

железнодорожные пути необщего пользования – железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

владелец железнодорожного пути необщего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

Согласно статьи 60 УЖТ пользователями железнодорожных подъездных путей могут быть контрагенты, владелец инфраструктуры, не являющиеся их собственниками, перевозчики.

К контрагентам УЖТ относит грузоотправителя или грузополучателя, а также владельца железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем.

Установлено, что ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва имеет на праве собственности железнодорожные пути протяженностью 3625 м, которые примыкают к станции Грязовец. К указанным путям примыкают железнодорожные пути необщего пользования контрагентов ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва, в том числе ООО «Коскисилва».

Между ООО «Коскисилва» и ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва заключен договор от 18.03.2019 № 1-2019/ж.д. на возмещение затрат по текущему содержанию подъездного ж.д. пути протяженностью 597,5 м от знака «Граница подъездного пути» до стрелочного перевода № 102, предоставляемого ООО «Коскисилва» для осуществления разгрузки и погрузки грузов, получаемых от организаций и направляемых им. Срок действия договора - до 31.12.2019.

17.09.2019 ООО «Коскисилва» от ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва получено дополнительное соглашение к договору № 1-2019/ж.д. на возмещение затрат по текущему содержанию подъездного ж.д. пути.

В соответствии с дополнительным соглашением ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва изменило предмет договора, а также порядок определения платы за оказанные услуги:

Пункт 1.1. Предметом договора является оказание услуг по предоставлению ж.д. путей необщего пользования протяженностью 597,5 м от знака «Граница подъездного пути» до стрелочного перевода № 102;

Пункт 3.1 Ориентировочная цена договора на апрель-декабрь 2019 года составляет 64 081 рублей 89 копеек согласно калькуляции из расчета стоимости возмещения расходов за 1 метр в сутки (без предъявления НДС):

с апреля по сентябрь ориентировочная цена контракта составляет 42 721 рубль 21 копейка;

с октября по декабрь 2019 года согласно калькуляции стоимость использования ж.д. путей необщего пользования составляет 1795 рублей в сутки, ориентировочная цена контракта составляет 21 360 рублей 68 копеек.

Письмом от 07.11.2018 № 2428 ООО «Коскисилва» отказалось от подписания дополнительного соглашения.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительство Российской Федерации постановлением от 07.03.1995 № 239 утвердило перечни услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень транспортных услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В указанный перечень включены, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что услуги по предоставлению железнодорожных путей в пользование относятся к услугам, подлежащим тарифному регулированию; стороны могут реализовать право использования железнодорожных путей необщего пользования в порядке, предусмотренном статьей 60 УЖТ РФ, применяя при расчетах за услуги установленные тарифы.

Установлено, что цены на услуги по использованию железнодорожных путей необщего пользования ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва устанавливало самостоятельно, в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва об установлении тарифа по использованию железнодорожных путей необщего пользования не обращалось, что ответчиком не оспаривается.

В пункте 4 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва состава антимонопольного правонарушения, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Иных нарушений антимонопольного законодательства Комиссией не выявлено.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва нарушившим пункт 10                          части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующем положении на товарном рынке по оказанию услуг по предоставлению железнодорожных путей в пользование путем самостоятельного установления цен (тарифов) по использованию железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва на праве собственности, для пропуска вагонов грузоотправителя (грузополучателя) - ООО «Коскисилва».

2. Не выдавать ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва предписание в связи с установлением приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 08.06.2020 № 39-р предельного максимального тарифа по использованию железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва на праве собственности, для пропуска вагонов грузоотправителя (грузополучателя) ООО «Коскисилва» в размере 411 рублей 11 копеек за один вагон без НДС (до 31.12.2020).

 

 

Председатель Комиссии                                                                              С.В. Осипов

Члены Комиссии                                                                                          Н.И. Проничева

                                                                                                             Ю.Н. Полетаева

 

 
   

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел.: (8172) 72-99-70

факс: (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

11.06.2020 № ________

 

 

ООО «Коскисилва»

ул. Промышленная, д. 2, п. Шексна, Вологодская область, д. 2, 162560

 

ФГКУ комбинат «Онега» Росрезерва

ул. Комеловой, д. 1, г. Грязовец, Вологодская область, 162002

 

Вологодское отделение

СЖД филиала ОАО «РЖД»

ул. Мира, д. 39, г. Вологда, 160009

 

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области

Советский проспект, д. 80б, г. Вологда, 160012

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны