Решение №035/10/18.1-525/2022 Решение по жалобе ИП Лебедева В.В., ИП Маричева В.А., ИП Леб... от 9 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


       

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172) 72-99-70

факс: (8172) 72-46-64, e-mail: to35@fas.gov.ru

 

                                                                                         

                                                           Индивидуальный предприниматель Лебедев В.В.

(ИП Маричев В.А., ИП Лебедев Р.В.)

 

 

Комитет по управлению имуществом

мэрии г. Череповца/Конкурсная комиссия

162608, г.Череповец, пр. Строителей, д. 4а

 pr_kui@cherepovetscity.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 035/10/18.1-525/2022

 

09 ноября 2022 года                                                                                                           г. Вологда                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Ростиславова А.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Смышляева И.А. – член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления;

Сучков О.Н. – член Комиссии, помощник руководителя Управления;

Косоногова Е.А. – член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления,

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ИП Лебедева В.В., ИП Маричева В.А., ИП Лебедева Р.В. на действия (бездействие) Комитета по управлению имуществом Мэрии г. Череповца, Конкурсной комиссии при организации и проведении конкурса по продаже права на заключение договора о размещении нестационарного торгового объекта — павильона по адресу: Череповецкий район, Ирдоматское сельское поселение, район кладбища № 5,

в присутствии ИП Лебедева В.В., представителя Комитета по управлению имуществом мэрии г. Череповца Сараевой А.И. (по доверенности),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению жалоба (вх. № 5989/22 от 20.10.2022) ИП Лебедева В.В., ИП Маричева В.А., ИП Лебедева Р.В. (далее – Заявители) на действия (бездействие) Комитета по управлению имуществом Мэрии г. Череповца (далее – Организатор торгов, Комитет), Конкурсной комиссии при организации и проведении конкурса по продаже права на заключение договора о размещении нестационарного торгового объекта — павильона по адресу: Череповецкий район, Ирдоматское сельское поселение, район кладбища № 5 (далее — конкурс, НТО, кладбище № 5).

Доводы жалобы Заявителя сводятся к тому, что практически все Заявители не смогут принять участие в конкурсе, поскольку в конкурсной документации установлено требование о наличии у участников опыта по осуществлению деятельности в сфере ритуальных услуг не менее 10 лет; установленные критерии оценки заявок, а также требования к разработке проекта НТО (внешнему виду павильона) создают преимущества МУП «Специализированная ритуальная служба» (далее – Предприятие).

С учетом изложенного, Заявители просят Управление признать Организатора торгов нарушившим действующее законодательство и выдать ему предписание об отмене конкурсной процедуры.

В соответствии с уведомлением Управления от 21.10.2022 № АР/3229/22 жалоба принята к рассмотрению. Ввиду необходимости получения дополнительной информации в соответствии с уведомлением от 28.10.2022г. срок принятия решения по жалобе продлен.

От Организатора торгов поступили письменные пояснения от 26.10.2022 № 08-01-35-7/862, от 31.10.2022 № 08-01-35-8/119, от 07.11.2022 № 08-01-35-8/122, от 08.11.2022 № 08-01-35-8/123, документы, приобщенные к материалам настоящей жалобы.

Комитет с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Жалоба рассмотрена дистанционно с использованием системы видеоконференц-связи. Принятие решения по жалобе состоялось 09.11.2022г.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы жалобы, заслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, приходит к следующему.

Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Целями  Закона о торговле являются развитие торговой деятельности, формирования конкурентной среды, обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (часть 2 статьи 1 Закона о торговле).

Под торговой деятельностью (торговлей) понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона о торговле).

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о торговли, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (статья 3 Закона о торговле).

Статьей 10 Закона о торговле установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Департамента экономического развития Вологодской области от 21 марта 2014г. № 74-О утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований области схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории области. Данный Порядок устанавливает процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований области схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на территории муниципального образования.

Постановлением Администрации Череповецкого муниципального района от 10.03.2011 № 297 (в редакции постановления от 31.05.2022 № 1044) утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Череповецкого муниципального района (далее – Схема). Согласно Схеме на территории Иродоматского с/п, район кладбища № 5 предусмотрено размещение специализированного торгового павильона площадью 18 кв.м.

Согласно выписке из ЕГРН, собственником земельного участка с кадастровым номером 35:22:0302028:4087 (вид разрешенного использования – ритуальная деятельность) для размещения кладбища № 5 в Череповецком м/р является город Череповец Вологодской области городской округ.

Постановлением мэрии города Череповца от 09.06.2011 № 2469 утверждено положение о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города Череповца (далее – Положение № 2469).

Положение № 2469 регулирует правоотношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на земельных участках или землях, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города, и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города.

Пунктом 3.1 Положения № 2469 предусмотрено, что нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии с пунктом 3.9 Положения № 2469 размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению осуществляется на основании договора о размещении нестационарного объекта (далее - Договор о размещении).

Размещение нового нестационарного объекта осуществляется по результатам проведения торгов на право заключения Договоров о размещении, за исключением размещения дополнительного оборудования. Торги проводятся в виде конкурсов или аукционов в порядке, установленном Положением (пункт 3.9 Положения № 2469).

Раздел 4 Положения № 2469 устанавливает правила проведения торгов (конкурсов или аукционов) на право заключения Договоров о размещении.

Решение о проведении торгов и форме торгов - конкурс или аукцион принимается Рабочей группой.

Участниками торгов могут являться индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Организатором торгов является комитет по управлению имуществом города. Состав конкурсной (аукционной) комиссии (далее - комиссия), а также конкурсная документация (аукционная документация) разрабатывается организатором торгов и утверждается правовым актом организатора торгов.

Информация о проведении торгов и конкурсная документация (аукционная документация) размещаются организатором торгов на официальном интернет-сайте города Череповца: http://www.cherinfo.ru не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

Информационное сообщение о проведении торгов в формате конкурса должно содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора торгов;

2) начальную (минимальную) цену Договора (цену лота);

3) срок действия Договора;

4) электронный адрес официального интернет-сайта города Череповца, на котором размещена конкурсная документация;

5) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, место и дату рассмотрения таких заявок и подведения итогов;

6) срок для реализации организатором торгов права на отказ от проведения торгов.

Конкурсной документацией определяются:

1) состав лотов торгов;

2) требования к участникам торгов;

3) условия допуска участников к торгам;

4) требование о внесении задатка, размер задатка (если требуется задаток);

5) форма заявки на участие в конкурсе, требования к оформлению и подаче заявки на участие в конкурсе, перечень необходимых документов, прилагаемых к заявке;

6) место, дата и время начала срока подачи заявок;

7) дата и время окончания срока подачи заявок;

8) порядок приема заявок;

9) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;

10) порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах;

11) порядок разъяснения положений конкурсной документации;

12) порядок рассмотрения заявок, в том числе сроки рассмотрения заявок, порядок обнародования протокола рассмотрения заявок;

13) форма и порядок оценки заявок и выявления победителя торгов:

указываются критерии оценки конкурсных предложений участников с обязательным указанием коэффициента значимости каждого критерия и максимально возможного балла, порядок признания участника победителем торгов, порядок информирования об итогах торгов;

14) форма и порядок заключения Договора о размещении;

15) срок действия Договора о размещении;

16) условия, при несоблюдении которых участник, занявший первое место, - победитель торгов утрачивает право на заключение Договора о размещении, а также условия, при которых Договор о размещении может быть расторгнут в одностороннем порядке.

Кроме того, в конкурсную документацию включаются:

- техническое задание на разработку проекта нестационарного объекта, Договор о размещении которого является предметом торгов;

- требования к размещению и деятельности вышеуказанных нестационарных объектов.

Предприятие обратилось в Комитет с заявлением от 22.03.2022 № 210 о проведении конкурсной процедуры на право заключения договора о размещении НТО – торгового павильона в районе кладбища № 5 для оказания ритуальных услуг по благоустройству захоронений и продажи товаров ритуального назначения.

В соответствии с протоколом совещания рабочей группы от 25.03.2022 № 2 принято решение после внесения изменений в Схему провести торги в виде конкурса; ответственный исполнитель –  Комитет (пункты 7, 7.1  протокола).

Комитет письмом от 22.04.2022 № 08-01-35-7/691 проинформировал Предприятие о решении, принятом рабочей группой, а также дополнительно указал, что информационные сообщения о проведении торгов размещаются на официальном интернет-портале правовой информации г. Череповца https://cherinfo.ru. Учитывая время, необходимое для проведения всех установленных действующим законодательством процедур по утверждению необходимых правовых актов, объявление торгов возможно ориентировочно в мае текущего года.

Распоряжением Комитета от 21.09.2022 № 862р утверждена конкурсная документация по проведению конкурса по продаже права на заключение договора о размещении НТО.

Информационное сообщение о проведении конкурса и конкурсная документация 22.09.2022г. размещены на официальном интернет-сайте города Череповца http://www.cherinfo.ru, а также на официальном интернет-портале правовой информации г. Череповца https://cherinfo-doc.ru.

Согласно разделу 2 конкурсной документации предмет конкурса – право на заключение договора о размещении нестационарного торгового объекта - павильона (далее - право).

Организатор конкурса и Продавец: комитет по управлению имуществом города Череповца.

Заявки на участие в конкурсе принимаются по утвержденной Организатором конкурса форме (Приложение 2) с 23 сентября 2022 года по 24 октября 2022 года включительно по адресу: г. Череповец, пр. Строителей, д. 4А, каб. 325, понедельник – четверг с 08.15 до 17.15, обед с 12.00 до 12.45, пятница с 08.15 до 16.00, обед с 12.00 до 12.45.

Заседание Конкурсной комиссии по вопросу рассмотрения заявок на участие в конкурсе состоится 26 октября 2022 года по адресу: г. Череповец, пр. Строителей, д. 4А, каб. 302.

Плата за право одновременно является платой за размещение нестационарного торгового объекта.

Информация о лоте конкурса (наименование и место размещения объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Череповецкого муниципального района, специализация, сроки размещения, площадь объекта, размер начальной цены) указана в Приложении 1 к настоящей документации.

Специализация НТО согласно приложению № 1 к конкурсной документации «Лоты конкурса» - непродовольственные товары (похоронные принадлежностями и обрядовая атрибутика).

Требования к внешнему виду нестационарного объекта указаны в Приложении 4 к настоящей документации:

 

№ п/п

Перечень основных данных и требований

Основные данные и требования

1

Требования к внешнему виду павильона

Павильон должен выполняться из конструкций и металлических элементов заводского изготовления комплектной поставки.

Отделка фасадов павильона:

- облицовка стен – керамическая плитка, окрашенная в цвет RAL 1002;

- облицовка козырька – керамическая плитка, окрашенная в цвет RAL 8017;

- предусмотреть максимальное витражное остекление в тонированных переплетах из алюминия (лицевой фасад – не менее 50 % площади фасада, боковой фасад – не менее 40 % площади фасада).

Конструктивные элементы жесткости и крепления должны быть закрыты декоративными элементами.

Установка павильона – без заглубленного фундамента

Габаритные размеры павильона – не более представленных в приложенной схеме размещения.

При необходимости – предусмотреть конструкцию навеса перед входной группой. Конструкцию выполнить из металлоконструкций с профлистом

2

Благоустройство территории

Благоустройство должно предусматривать:

- мероприятия, определенные требованиями технических регламентов, САНПиН, СНиП, СП;

- размещение малых форм архитектуры (скамьи,  урны).

3

Мероприятия по обеспечению жизнедеятельности маломобильных групп населения

В соответствии с законодательством РФ, техническими регламентами, Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

4

Нормативно-правовые документы

1. Правила благоустройства территории Ирдоматского сельского поселения, утвержденные решением Совета Ирдоматского сельского поселения от 28.06.2018 № 53 (с изменениями).

2. Технические регламенты, САНПиН, СП, СНиП, СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

3. Положение «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87; ГОСТ 21.508-2020; ГОСТ Р 21.1101-2020.

4. Положение о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города Череповца, утв. постановлением мэрии города от 09.06.2011 №2469 (с изменениями).

 5. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (с изменениями).

Схема места размещения нестационарного объекта приведена в Приложении 5 к настоящей документации.

Для участия в конкурсе претенденты представляют в установленный в информационном сообщении о проведении конкурса и конкурсной документации срок среди прочих следующие документы:

- заявку на участие в конкурсе по установленной Организатором конкурса форме (Приложение 2 к настоящей документации) с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка и приложением документов, подтверждающих конкурсные предложения претендента;

- архитектурное и цветовое решения фасадов нестационарного торгового объекта, пояснительная записка (в т.ч. о мероприятиях для обеспечения доступности объекта для маломобильных групп населения) (далее – проект НТО), подготовленные в соответствии с требованиями, указанными в приложении 4 к конкурсной документации. Цветовое решение фасадов нестационарного объекта необходимо разработать в цветном варианте с указанием габаритных размеров, материалов отделки фасадов, цвета (колера) материалов отделки (пункт 4.1 конкурсной документации).

Заявка на участие в конкурсе оформляется в соответствии с Приложением 2 к конкурсной документации (пункт 5.1 конкурсной документации).

В составе заявки подается конкурсное предложение Претендента по следующей форме:

 

п/п

Наименование критерия

Конкурсное предложение

претендента

1

Опыт по осуществлению деятельности в сфере ритуальных услуг

 

 

 

2

Наличие соглашений (договоров) на поставку похоронных принадлежностей и обрядовой атрибутики (не менее 3 соглашений)

 

 

3

Сроки изготовления и установки торгового объекта, месяцев

 

4

Цена лота , руб.

 

 

Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией и информационным сообщением о проведении конкурса, соответствие претендентов требованиям и условиям конкурса (пункт 9.2 конкурсной документации).

В соответствии с пунктом 9.3 конкурсной документации по результатам рассмотрения документов комиссия принимает решение о признании претендентов участниками конкурса или об отказе в допуске претендентов к участию в конкурсе.

Претендент не допускается к участию в конкурсе по следующим основаниям:

- претендент не соответствует требованиям к претендентам, установленным конкурсной документацией;

- несоответствия заявки на участие в конкурсе и прилагаемых документов требованиям, установленным конкурсной документацией;

- не представлены необходимые для участия в конкурсе документы или представлены недостоверные сведения;

- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет Организатора конкурса, указанный в конкурсной документации и сообщении о проведении конкурса.

Оценка заявок на участие в конкурсе и выявление победителя осуществляется Конкурсной комиссией в целях определения лучших условий исполнения договора о размещении нестационарного объекта на территории города в соответствии с критериями, установленными конкурсной документации (пункт 10.1 конкурсной документации).

Согласно пункту 10.1 конкурсной документации конкурсной комиссией осуществляется выявление лучших заявок в соответствии со следующими критериями:

п/п

Наименование

критерия

Начальное значение критерия/Конкурсные условия

Подтверждающий документ

Коэффициент значимости

Максимально возможный выставляемый членом конкурсной комиссии балл за соответствие критерию

Порядок выставления баллов

1

Опыт по осуществлению деятельности в сфере ритуальных услуг

Наличие опыта по осуществлению деятельности в сфере ритуальных услуг  не менее 10 лет

Документы, подтверждающие деятельность участника конкурса в указанной сфере, срок и качество оказываемых услуг (договоры аренды помещений и оборудования, уведомления о начале деятельности, гарантийные письма, прочее)

0,3

10

При подтверждении минимального опыта осуществления деятельности выставляется 5 баллов. По 1 дополнительному баллу выставляется за каждые 2 года, но не более 5 баллов

2

Наличие соглашений (договоров) на поставку похоронных принадлежностей и обрядовой атрибутики (не менее 3 соглашений)

 

Копии договоров (дополнительных соглашений), накладных и т.п., подтверждающих факт поставок указанной продукции

 

0,1

10

При указании участником в конкурсных предложениях минимального количества (3 соглашения) выставляется 5 баллов. По 1 дополнительному баллу выставляется за каждое дополнительное соглашение, но не более 5 баллов

3

Сроки изготовления и установки торгового объекта

12 месяцев с даты заключения договора о размещении

Указывается в конкурсном предложении в заявке на участие в конкурсе (не может быть больше установленного конкурсной документацией срока)

0,4

10

При указании участником в конкурсных предложениях максимального срока (12 месяцев) баллы не выставляются. По 1 баллу выставляется за каждый месяц сокращения срока

4

Цена лота

27 540 руб.

Указывается в конкурсном предложении в заявке на участие в конкурсе (не может быть меньше начальной цены лота)

0,2

10

При указании участником в конкурсных предложениях начальной цены баллы не выставляются. По 1 баллу выставляется за каждые полные 50 % повышения минимальной (начальной) стоимости размещения, предусмотренной лотом. Максимальный балл выставляется при повышении размера минимальной (начальной) стоимости размещения, предусмотренной лотом, в 5 раз и более

 

Конкурсная комиссия на основании результатов рассмотрения конкурсных предложений принимает решение о соответствии или о несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации (пункт 10.3 конкурсной документации).

В соответствии с пунктом 10.4 конкурсной документации решение о несоответствии конкурсного предложения требованиям конкурсной документации принимается конкурсной комиссией в случае, если:

- участником конкурса не представлены документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией, подтверждающие соответствие конкурсного предложения требованиям, установленным конкурсной документацией, и подтверждающие информацию, содержащуюся в конкурсном предложении;

- условие, содержащееся в конкурсном предложении, не соответствует установленным параметрам критериев конкурса и (или) предельным значениям критериев конкурса;

- представленные участником конкурса документы и материалы недостоверны.

Из системного содержания пунктов 5.1, 9.3, 10.2, 10.4 конкурсной документации следует, что хозяйствующие субъекты, имеющие опыт по осуществлению деятельности в сфере ритуальных услуг менее 10 лет, а также имеющие менее 3 соглашений на поставку похоронных принадлежностей и обрядовой атрибутики, не будут допущены к участию в конкурсе, конкурсные предложения таких претендентов будут признаны несоответствующими требованиям конкурсной документации.

Представитель Организатора торгов на заседании Комиссии подтвердил данное значение указанных положений конкурсной документации.

Организатор торгов в письменных пояснениях от 26.10.2022, от 31.10.2022, от 07.11.2022, поддержанных на заседании Комиссии, указал, что требование к участникам торгов о наличии опыта по осуществлению деятельности в сфере ритуальных услуг не менее 10 лет установлено с учетом проведенного Комитетом анализа участников рынка ритуальный услуг. Анализ проведен методом сравнения по дате регистрации хозяйствующих субъектов на территории города Череповца с использованием общедоступной информации в сети интернет и официального сайта налоговой службы. Также Комитетом использованы результаты мониторинга объектов потребительского рынка, в том числе объектов по оказанию бытовых услуг, расположенных на территории города Череповца, проведенного управлением экономической политики мэрии города Череповца (статистические наблюдения по состоянию на 31.12.2021г.).

Согласно представленному Комитетом перечню участников ритуального рынка 19 из 33 хозяйствующих субъектов, указанных в списке, образованы ранее 2012 года. Не имеют 10-летнего опыта по осуществлению деятельности в сфере ритуальных услуг 14 хозяйствующих субъекта.

Таким образом, 14 из 33 хозяйствующих субъектов (42 % участников рынка) не будут допущены Организатором торгов к участию в конкурсе. Не будут допущены к участию в конкурсе и любые иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере торговли и не являющиеся одновременно с этим участниками рынка ритуальных услуг. Также не будут допущены к участию в конкурсе хозяйствующие субъекты, имеющие менее 3 соглашений (договоров) на поставку похоронных принадлежностей и обрядовой атрибутики.

Организатор торгов в письменных пояснениях от 07.11.2022 указал, что ввиду отсутствия в действующем законодательстве запрета на осуществление в НТО сопутствующих видов деятельности, в частности оказания ритуальных услуг населению, Комитет проводит процедуру размещения нестационарного объекта как торгового объекта с возможностью использовать павильон для осуществления специализированной торговли ритуальными принадлежностями и для оказания ритуальных услуг.

Пунктом 3.2 Положения № 2469 предусмотрено, что нестационарные объекты по оказанию услуг населению размещаются в соответствии с утвержденной дислокацией размещения нестационарных объектов по оказанию услуг.

Согласно приложению № 1 к конкурсной документации «Лоты конкурса» специализация НТО - непродовольственные товары (похоронные принадлежностями и обрядовая атрибутика).

Из пункта 1 проекта договора о размещении НТО (приложение 3 к конкурсной документации) следует, что целевое назначение (специализация) объекта – розничная торговля непродовольственными товарами (похоронными принадлежностями и обрядовой атрибутикой).

Пунктом 5.2.4 проекта договора установлена обязанность владельца НТО осуществлять эксплуатацию Объекта в соответствии с его целевым назначением (специализацией).

Подпунктом «б» пункта 7.2 проекта договора предусмотрено право Комитета в одностороннем внесудебном порядке отказаться от договора при более двух подтвержденных соответствующими актами обследований случаев реализации групп товаров, не предусмотренных настоящим договором.

В соответствии с пунктом 6.1 проекта договора стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение условий договора в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, условия конкурсной документации не дают возможность расширительной трактовки целей использования НТО.

Комитет не представил доказательств того, что требование о наличии у хозяйствующего субъекта опыта в сфере оказания ритуальных услуг имеет влияние на качество ведения торговли ритуальными принадлежностями.

Предприятие в соответствии с договором купли-продажи № 161/2021 от 26.04.2021 приобрело у ООО «РД-СтройСервис» торговый павильон (шириной 3м, длинной 6м, высотой 2,5м) в ассортименте согласно прилагаемой спецификации (приложение 1 на 4-х листах).

Энергопринимающие устройства торгового павильона в соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения  № 1237 от 23.08.2021 присоединены к объектам электроснабжения МУП «Электросеть».

Согласно акту от 31.08.2021г. торговый павильон на кладбище № 5 введен в эксплуатацию.

Предприятие направило в Комитет обращение от 02.09.2021 № 478/1 о закреплении на праве хозяйственного ведения торгового павильона на кладбище № 5, принятого к учету 31.08.2021г.

Комитет издал распоряжение от 10.09.2021 № 829р «Об объектах имущества» в соответствии с которым в составе реестра муниципального имущества по правообладателю Предприятие в разделе «Движимое имущество» в подразделе «Движимое имущество, первоначальная стоимость которого превышает 150 тыс. руб., и особо ценное имущество независимо от его стоимости отражен следующий объект: «Торговый павильон», расположенный на кладбище № 5, балансовой стоимостью 685 873,20 руб.

Администрация Череповецкого муниципального района (далее – Администрация) в соответствии с постановлением от 28.06.2019 № 995 выдала Предприятию разрешение на размещение НТО от 11.03.2021 № 3. Согласно уведомлению Администрации (исх. № 14-6/1838 от 17.12.2021) данное разрешение аннулировано и отозвано.

  Из письменных пояснений Предприятия от 18.10.2022 №712, от 01.11.2022 № 740, от 08.11.2022 № 785 следует, что демонтаж НТО не осуществлялся.

Предприятие, подавшее заявку на участие в конкурсе, направило Организатору торгов гарантийное письмо о том, что если оно не будет признано победителем торгов, то в течение календарного месяца с даты проведения конкурса обязуется демонтировать НТО и освободить земельный участок.

Постановление Мэрии города Череповца от 30.01.2009 № 309 утверждено Положение о порядке вывоза самовольно установленных временных движимых сооружений (далее – Положение).

Основанием для демонтажа самовольно (незаконно) установленных временных сооружений является их размещение на территории муниципального образования «Город Череповец» без предусмотренных законодательством и/или нормативными правовыми актами муниципального образования «Город Череповец» правовых оснований или право на размещение которых прекратилось.

Организация работ по реализации установленных Положением процедур осуществляется управлением по развитию городских территорий мэрии, МКУ «Спецавтотранс», комитетом по управлению имуществом города, Центром «Городские управы» МКУ «Центр по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Заявителями представлены фотографии от 27.10.2022г., 07.11.2022г., фиксирующие факт нахождения НТО Предприятия на кладбище № 5.

Таким образом, включение Организатором торгов в конкурсную документацию такого критерия оценки заявок, как срок изготовления и установки торгового объекта (при указании участником в конкурсных предложениях максимального срока (12 месяцев) баллы не выставляются. По 1 баллу выставляется за каждый месяц сокращения срока; коэффициент значимости критерии – 0,4) создает необоснованные конкурентные преимущества Предприятию, уже имеющему на период проведения торгов изготовленный и установленный торговый павильон на месте будущего размещения НТО.

Внешний вид торгового павильона Предприятия, установленного на кладбище № 5, максимально совпадает с требованиями к внешнему виду НТО, предусмотренными конкурсной документацией.

Пунктом 3.16 Положения № 2469 установлено, что владелец объекта обязан:

- изготавливать и размещать нестационарный объект в полном соответствии с документацией, разработанной с учетом требований п. 7.6 Правил благоустройства территории города Череповца;

- содержать, поддерживать надлежащий внешний вид нестационарного объекта в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории города Череповца.

Решением Череповецкой городской Думы от 31.10.2017 № 185 утверждены Правила благоустройства территории города Череповца. Данные Правила не содержат требований к внешнему виду НТО, в том числе относительно отделки, оформления фасада павильона, указанных в конкурсной документации.

Правила благоустройства территории Ирдоматского сельского поселения, утвержденные решением Совета Ирдоматского  сельского поселения от 28.06.2018 № 53, не содержат требований к внешнему виду НТО, обязанности владельца НТО согласовать проект НТО, что также подтверждается письмом управления архитектуры и градостроительства Администрации от 19.05.2022 № 1/752 и отражено в письменных пояснениях Организатора торгов от 31.10.2022г.

По мнению Организатора торгов (письменные пояснения от 31.10.2022г.), Комитет, как представитель собственника земельного участка, вправе предъявить требования к размещаемому объекту, что и было сделано в конкурсной документации.

Между тем, соответствующие требования Организатора торгов не основаны на нормах действующих правовых актов и создают конкретные преимущества Предприятию, имеющему НТО с такими же конкретными характеристиками.

Кроме того, во всех утвержденных ранее конкурсных документациях по проведению конкурсов по продаже права на заключение договора о размещении НТО не устанавливались требования к конкретному цвету облицовочного материала фасада объекта, площади витражного остекления объекта.

Реализация органом местного самоуправления своих прав и полномочий должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (часть 1 статьи 8 Конституции РФ).

Процедура проведения торгов должна обеспечивать равный и недискриминационный доступ хозяйствующих субъектов к предмету торгов. В том случае, если процедура проведения торгов не регламентирована федеральным законодательством, а определяется организатором торгов самостоятельно, сохраняется обязательное требование соблюдать антимонопольные правила, предусмотренные Законом о защите конкуренции.

Право Организатора торгов на самостоятельное установление требований к участникам торгов, критериев оценки, перечню документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должно осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных целей и положений Закона о торговле, положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Установленные Организатором торгов требования к участникам торгов, критерии оценки заявок на участие в конкурсе объективно не соответствуют установленным Законом о торговле целям развития торговой деятельности, формирования конкурентной среды, обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.

Статья 15 Закона о торговле содержит общий запрет органам местного самоуправления, принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Закон о торговле, иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области торговой деятельности в соответствии со статьей 3 Закона о торговле, не содержат требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по обладанию опытом осуществления торговой и (или) иной деятельности, наличия соглашений (договоров) на поставку для допуска к участию в торгах на право размещения НТО (доступа на рынок торговли, рынок оказания ритуальных услуг).

Действия Организатора торгов не соответствуют требованиям статьи 15 Закона о торговле.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Организатор торгов, установив вышеуказанные требования к участникам торгов, критерии оценки конкурсных заявок, фактически наложил на претендентов неразумные ограничения и поставил необоснованные условия реализации ими своих прав на участие в конкурсе на размещении НТО (доступ на товарный рынок).

Часть 1 статья 17 Закона о защите конкуренции содержит запрет при проведении торгов совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрет на создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Организатор торгов, установив, не предусмотренные действующим законодательством критерии для участия в конкурсе и не доказав, что данные критерии введены с целью улучшения качества оказания услуг торговли, ритуальных услуг, тем самым заведомо поставил в преимущественное положение хозяйствующие субъекты, у которых опыт осуществления ритуальных услуг составляет не менее 10 лет, имеется не менее 3 соглашений (договоров) на поставку похоронных принадлежностей и обрядовой атрибутики, в том числе Предприятие, имеющее изготовленный в соответствии с требованиями конкурсной документации и уже установленный НТО, что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается органам местного самоуправления, являющимся организаторами торгов, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Признаком ограничения конкуренции согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является установление органами местного самоуправления требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Установление Организатором торгов обязательных требований к участникам торгов, не предусмотренных действующим законодательством,  таких как наличие опыта в сфере оказания ритуальных услуг не менее 10 лет, наличие не менее 3 соглашений (договоров) на поставку похоронных принадлежностей и обрядовой атрибутики, приводит к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

На участие в конкурсе поступила одна заявка от Предприятия, зарегистрированная в журнале регистрации заявок 26.09.2022г.

Заявители письменно указали о том, что они желают принять участие в конкурсе, но лишены этого права ввиду установленных положений конкурсной документации.

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 настоящего Порядка.

Временным интервалом для исследования при указанной квалификации правонарушения является период проведения торгов: с 22.09.2022 (дата публикации информационные сообщения о проведении конкурса) по 26.10.2022 (дата рассмотрения конкурсных заявок).

Определение предмета торгов – право на заключение договора о размещении нестационарного торгового объекта – павильона.

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) – МУП «Специализированная ритуальная служба».

На основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства), принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 

Выявленные Комиссией нарушения порядка организации и проведения торгов требуют выдачи обязательного для исполнения предписания.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП Лебедева В.В., ИП Маричева В.А., ИП Лебедева Р.В. на действия (бездействие) Комитета по управлению имуществом Мэрии г. Череповца при организации и проведении конкурса по продаже права на заключение договора о размещении нестационарного торгового объекта — павильона по адресу: Череповецкий район, Ирдоматское сельское поселение, район кладбища № 5 обоснованной.
  2. Признать Комитет по управлению имуществом Мэрии г. Череповца нарушившим части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  3. Признать Комитет по управлению имуществом Мэрии г. Череповца нарушившим статью 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
  4. Признать Комитет по управлению имуществом Мэрии г. Череповца нарушившим статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
  5. Выдать Комитету по управлению имуществом Мэрии г. Череповца предписание об аннулировании торгов.
  6. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

Председатель Комиссии                                                                                    А.А. Ростиславова

Члены Комиссии:                                                                                          О.Н. Сучков

                                                                                                                                   И. А. Смышляева 

                                                                                                                                   Е.А. Косоногова  

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны