Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОР... от 24 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление <…> (далее – заявитель)  на   действия ОАО «Вологодская сбытовая компания» (ИНН: 3525154831, ОГРН 1053500117450) (далее – Компания). В ходе рассмотрения заявления были выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

В части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет  на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 закона «О защите конкуренции»).

В рассматриваемом Управлением заявлении товаром является электрическая энергия, которая не имеет взаимозаменяемых товаров. Географические границы розничного рынка купли-продажи (поставки) электрической энергии определяются месторасположением группы точек поставки электрической энергии, расположенных на границе балансовой принадлежности между сетевой организацией (ОАО «МРСК Северо-Запад) и Компанией, через которые последняя, фактически осуществляет поставку электрической энергии на соответствующей территории Вологодского района.

В настоящее время <…> имеет технологическую возможность приобретать электрическую энергию только у Компании.

Приказом ФАС № 195 от 24.12.2007 ОАО «Вологодская сбытовая компания» внесена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, с долей на розничном рынке электрической энергии более 65 процентов.

Управлением установлено следующее, гражданин <…> обратился в   Белозерское представительство ОАО «Вологодская сбытовая компания» о заключении договора электроснабжения нежилого помещения находящимся в личной собственности (кадастровый номер <...> :03:0403005:117, регистрационный № 574002 от 18 апреля 2014 года), расположенного по адресу: Вологодская обл. <…>. В свидетельстве о государственной регистрации права коммерческого назначения здания не установлено. При этом <…>  использовал форму договора для физических лиц, которая была размещена в момент обращения на официальном сайте ОАО «Вологодская сбытовая компания».

В ответ 05.06.2014 гражданин <…> получил подписанный Белозерским представительством ОАО «Вологодская сбытовая компания» направленный им ранее публичный договор с протоколом разногласий, в котором содержались требования, применимые только к потребителям с максимальной мощностью менее 100кВт.

Таким образом, ОАО «Вологодская сбытовая компания» определила гражданина <…> в тарифную группу "Прочие потребители".

К группе "Прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности.

Согласно представленным документам, технические условия подключения к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» (№ 26-02184К/14-001 от 29 мая 2014 года) ранее выданные для <…>, содержат форму технологического присоединения, в которых предусматривается по одному источнику электроснабжения, а также технологического присоединения энергопринимающих устройств физических лиц, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.01.2007 № 9-э. Рег. № 35/01 ОАО «Вологодская сбытовая компания» включена в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности на территории Вологодской области.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьёй 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Частью 4 статьи 421 ГК установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В соответствии с частью 1 статьи 426 ГК публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Часть 3 статьи 426 ГК предусмотрено, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса, а именно, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что потребители электрической и тепловой энергии – это лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Гарантирующий поставщик электрической энергии – коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. Частью 5 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (далее Правила № 442) гарантирующий поставщик обязан заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

Гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке. В случае внесения изменений в настоящий документ, влекущих необходимость внесения изменений в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), гарантирующий поставщик обязан не позднее 1 месяца с даты вступления в силу изменений в настоящий документ внести соответствующие изменения в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

При этом потребитель (покупатель) в части тех условий договора, которые включены в форму договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения, вправе выбрать тот вариант, из числа относящихся к этому потребителю (покупателю), который он считает для себя наиболее приемлемым.

Потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), предоставляет гарантирующему поставщику следующие документы:

  1. Подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 4 мая 2012 г.
  2. Правоустанавливающие и иные документы заявителя (копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин).
  3. Документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора (предоставляются только потребителем, когда он выступает заявителем).
  4. Документы, подтверждающие технологическое присоединение.

В соответствии с пунктом 39 Правил, в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Правил № 442.

Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к сведениям о потребителе (покупателе) путем их включения в договор, а также в части тех условий договора, которые включены в проект договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения путем выбора варианта, из числа относящихся к заявителю, который он считает для себя наиболее приемлемым. Один подписанный экземпляр договора заявитель направляет гарантирующему поставщику.

При несогласии заявителя с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора. Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа. При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд.

Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.

Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные органы) осуществляют контроль за соответствием разработанных гарантирующими поставщиками форм договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) настоящему документу.

В адрес Управления были представлены следующие формы договоров со стороны ОАО «Вологодская сбытовая компания»: Государственный (муниципальный) контракт на энергоснабжения для потребителей с максимальной мощностью менее 100 кВт; Договор энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг; Договор энергоснабжения мест общего пользования многоквартирного дома; Договор энергоснабжения многоквартирного дома; Договор энергоснабжения для государственных (муниципальных) нужд; Договор энергоснабжения с потребителем, проживающем в многоквартирном доме; Договор энергоснабжения жилого помещения (домовладения).

В представленных договорах отсутствуют варианты подходящие для категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Гражданин <…>, владеющий нежилым помещением (по адресу: Вологодская область, <…>), которое не используется им для осуществления коммерческой деятельности, но вместе с тем, может быть использовано по его личному усмотрению в качестве гаража, сарая или любой другой хозяйственной постройки относится к категории потребителей «Население».

Управление ФАС по Вологодской области считает, что представленный выше список форм договоров не отвечает требованиям пункта 33 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (Правила № 442), так как в вышеуказанных договорах потребитель (покупатель) не имеет возможности выбрать для себя наиболее подходящий вариант, из числа относящихся к этому потребителю (покупателю) вариантов, которые должны быть включены в форму договора в виде описания исчерпывающего перечня применения этих вариантов.

Таким образом, действия ОАО «Вологодская сбытовая компания», ущемляют интересы заявителя, в части навязывания договора (условий договора) электроснабжения относящихся к тарифу «прочие потребители», тогда как  <…> относится к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

В связи с указанными выше обстоятельствами в  действиях (бездействии) ОАО «Вологодская сбытовая компания» имеются  признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» Вологодское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Для устранения последствий признаков нарушения принять следующие меры:

  1. Разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с Приложением № 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" для каждой категории потребителей в срок до 15.01.2015 года.
  2. Разместить разработанные (измененные) ОАО «Вологодская сбытовая компания» формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в Управление ФАС по Вологодской области в срок до 15.01.2015 года.
  3. Заключить с гражданином <…>, договор энергоснабжения нежилого помещения по адресу Вологодская область, <…> как с потребителем, относящимся к категории «Население» по форме разработанной ОАО «Вологодская сбытовая компания», в срок до 15.01.2015 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

И.о. Руководителя Управления                                                                                 С.В. Осипов

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны