Решение №035/06/63-152/2019 Решение по жалобе ООО «Стройресурс» на положения документаци... от 25 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

27.03.2019  №

Заказчик:

Администрация городского поселения г.Бабаево

162480 Вологодская область, г.Бабаево, ул.Ленина, д.5

e-mail : babaevo1@rambler.ru

 

Заявитель:

ООО «КОНТРАКТ»

354003 Краснодарский край, г.Сочи, пер.Вишневый, д. 42Б, пом. 12

тел.: 8 (928)234-23-59

skvconsultor@gmail.com

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, дом 12, строение 9

ko@sberbank-ast.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 035/06/63-152/2019

 

25 марта 2019 г.                                                                                                   г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в  составе:

<…> – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

<…> – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

<…> – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» (далее - Заявитель) на положения документации при  проведении открытого аукциона в электронной форме «Устройство верхнего асфальтобетонного покрытия дорог в городском поселении», извещение №0130300007019000011, заказчик в котором – Администрация городского поселения «город Бабаево» (далее – Заказчик),

в присутствии представителя Заказчика – <…>  (по доверенности от 22.03.2019),

в отсутствие представителей от Заявителя (о дате и времени рассмотрения жалобы извещен)

УСТАНОВИЛА:

 

19.03.2019 в 15:21 в УФАС по Вологодской области поступила жалоба от ООО «Стройресурс» (вх. от 20.03.2019 № 1245) на положения документации при  проведении открытого аукциона в электронной форме «Устройство верхнего асфальтобетонного покрытия дорог в городском поселении», извещение № 0130300007019000011), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

1. Заказчик указал в Извещении, Информационной карте неверный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки:

ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПОЛОЖЕНИЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Дата и время окончания предоставления        15.03.2019 16:00

При этом Заказчик указывает следующую информацию:

Дата и время окончания подачи заявок     20.03.2019   08:00

2. Уменьшение срока подачи заявок:

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЦЕДУРЕ ЗАКУПКИ

Дата и время начала подачи заявок        05.03.2019 09:08

Дата и время окончания подачи заявок     20.03.2019 08:00

Срок подачи начинается на следующий день, т.е.  05.03.2019 +15 дней =   20.03.2019 (включительно).

По мнению Заявителя, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 20.03.2019 23:59.

3. Заказчик неправомерно установил в извещении о закупке требование к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Данные требования не распространяются на данную закупку.

4. Заказчик в нарушение пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не установил обязательные требования к участникам закупки.

Объект закупки данного аукциона "Устройство верхнего асфальтобетонного покрытия дорог в городском поселении" (КОД ПО ОКПД2 - 42.11.10.120)  относится к отдельным видов товаров, работ, услуг, которые перечислены в Приложении №1 к данному Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".

п.2. Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

5. Извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона о контрактной системе.

Извещение о проведении электронного аукциона, сформированное в электронном виде на официальном сайте Единой информационной системы http://zakupki.gov.ru, не содержит следующие требования, предъявляемые заказчиком к участникам аукциона, в частности, дополнительные требования п.3, 7, 7.1, 10, 11 ст.31 ФЗ-44.

6. Заказчик не указал в проекте контракта Идентификационный код закупки (ИКЗ) 193350100318135010100100400034211244.

7. Заказчик не установил обязательные требования согласно п.2 ч.13 ст.34 ФЗ-44, в соответствии с которым об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

8. Заказчиком нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе – неверно установлены штрафы и отсутствует пеня для Заказчика, не установлены штрафы для случая неисполнения Исполнителем обязательств, не имеющих стоимостного выражения.

9. Заказчик в проекте контракта установил фиксированную сумму обеспечения исполнения контракта без указания на возможное применение антидемпинговых мер, чем нарушил положения ст.37 ФЗ-44.

10. Заказчик неправомерно устанавливает незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств, чем нарушает ч.1 ст.95 ФЗ-44.

Заказчик с доводами жалобы частично согласился (исх. от 22.03.2019 № 512).

Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, пришла к следующему выводу.

05.03.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение 0130300007019000011 о проведении электронного аукциона «Устройство верхнего асфальтобетонного покрытия дорог в городском поселении».

Начальная (максимальная) цена контракта: 10 050 000,00рублей.

Дата и время окончания подачи заявок:

20.03.2019 08:00.

В соответствии с ч.3 и 4 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с извещением Заказчик установил дату предоставления разъяснений 15.03.2019 16:00.

Заказчик в возражениях на жалобу объяснил  установление такого срока предоставления разъяснений тем, что установленный законом срок 16.03.2019 выпадает на выходной день.

Законом о контрактной системе сроки направления запросов и разъяснений на запросы указаны в календарных днях, в связи с чем перенос указанных сроков в случае выпадения их на выходные дни неправомерен.

Довод Заявителя признан обоснованным.

В соответствии с ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Дата и время начала подачи заявок (после внесения изменений в документацию) 05.03.2019 09:08.

Дата и время окончания срока подачи заявок 20.03.2019 8:00.

С учетом положений ст.63 Закона о контрактной службе, дата окончания подачи заявок должна быть не ранее 20.03.2019, как и указано в извещении о закупке.

Комиссией УФАС довод Заявителя признан необоснованным.

В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе  в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видом товаров, работ, услуг.

В соответствии с Постановлением № 99 при проведении закупки на выполнение  работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей Заказчик обязан установить к участникам закупки требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих  работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В извещении о проведении аукциона установлено требование  к наличию финансовых ресурсов, в то же время в извещении и аукционной документации не установлены дополнительные требования, предусмотренные п.2 Приложения № 1 Постановления № 99.

Как пояснил представитель Заказчика, установление требования к наличию финансовых ресурсов явилось следствием технической ошибки при формировании извещения об аукционе.

Заказчик в возражениях на жалобу указал, что указание в пп.1 п.17 аукционной документации на необходимость соответствия участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы, относится к недопущению к участию в закупке участников, подпадающих под запрет и является достаточным. Представитель Заявителя на заседании Комиссии УФАС поддержал данную позицию.

Комиссией установлено, что данного указания в аукционной документации недостаточно, так как оно относится только к предмету закупки и не учитывает начальную максимальную цену контракта, от которой зависит наличие или отсутствие дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с п.2 Приложения № 1 Постановления № 99.

Таким образом, доводы Заявителя о дополнительных требованиях к участникам закупки обоснованны.

Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, предусмотренная ст. 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе  в извещении о проведении аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона.

Заказчиком в аукционной документации указаны документы, предоставляемые участниками аукциона без учета документов, предоставляемых при установлении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 99.

Таким образом, довод Заявителя о  том, что извещение об аукционе не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками закупки, признан обоснованным.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе

отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

В пп. 5 п.17 Информационной карты аукционной документации указано:

«отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;».

Так же Заявителем в п. 17 Информационной карты не установлены обязательные требования к участникам в соответствии с п.п. 10 и 11 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.

Доводы Заявителя  о том, что установленные Заказчиком в п.17 Информационной карты аукционной документации требования к участникам не соответствуют положениям ст.31 Закона о контрактной системе, признаны обоснованными.

В соответствии с ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах.

В нарушение указанного, проект контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе не содержит указания на идентификационный код закупки.

Довод Заявителя признан обоснованным.

Довод Заявителя о том, что  в проекте контракта Заказчиком не установлено обязательное условие, указанное в п.2 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком, признан обоснованным.

В соответствии с положениями ст.34 Закона о контрактной системе  в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила).

В соответствии с п.4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Заказчик должен установить штраф с учетом данного положения и с учетом возможного снижения цены контракта по итогам аукциона.

Таким образом, довод Заявителя признан обоснованным.

Довод Заявителя об отсутствии в проекте контракта штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, так же признан обоснованным.

В соответствии с ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

В соответствии с ч.6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта не зависит от цены, предложенной участником - победителем аукциона.

Заказчиком в п.5.1 указан размер обеспечения в соответствии с законодательством.

Довод Заявителя признан необоснованным.

Срок исполнения является существенным условием контракта. Перечень оснований изменения существенных условий контракта указан в ст.95 Закона о контрактной системе. Внесение изменений в контракт по иным основаниям неправомерно.

Заказчиком в пп. 9.2 п. 9 проекта контракта указано:

«При возникновении форс-мажорной ситуации срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.»

Таким образом, довод Заявителя о неправомерном установлении в проекте контракта причины увеличения сроков исполнения обязательств обоснован.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой  иных нарушений законодательства о контрактной системе при проведении данной закупки не выявлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим статьи 23, 31, 34, 63, 65 и 95 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц Заказчика к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

                                   <…>

 

<…>

 

<…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны