Решение №04-05/16-18.1/19 Решение по ст.18.1 по жалобе ООО "Бадрон" в отношении Департ... от 21 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

___________ ___________

 

 

Организатор торгов:

Департамент лесного комплекса

Вологодской области

160000, г. Вологда, ул. Герцена, 27

тел.: 8 (8172) 72-03-03

e-mail: dlk.vologda@gov35.ru

 

Заявитель:

ООО «Бадрон»

 

e-mail: ooo.badron@gmail.com

 

РЕШЕНИЕ № 04-05/16-18.1/19

 

21 февраля 2019 г.                                                                                                         г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия) в составе:

Ростиславова А.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

Сучков О.Н. – член Комиссии, заместитель начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

Козлов Д.С. – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

в присутствии представителей:

-Заявителя – Манойловой Н.Н. (доверенность от 08.02.2019), Калининой О.Л. (доверенность от 08.02.2019),

-Организатора торгов – Воробьева В.Н. (доверенность от 11.02.2019 № 63), Васильевой В.В. (доверенность от 11.02.2019 № 60),

- членов аукционной комиссии Организатора торгов – Лезова И.С. (распоряжение Департамента лесного комплекса Вологодской области от 22.05.2018 № 356-Л), Шиловой О.Я. (распоряжение Департамента лесного комплекса Вологодской области от 22.05.2018 № 358-Л), Острякова О.М. (распоряжение Департамента лесного комплекса Вологодской области от 22.05.2018 № 357-Л), Воеводиной А.А. (распоряжение Департамента лесного комплекса Вологодской области от 28.01.2016 № 68-Л),

-слушателей: Филенко И.Н. – генерального директора ООО «ПаирЛес» (копия приказа о вступлении в должность генерального директора от 31.05.2016), Карапетяна А.С. – представителя ООО «СтройЛес» (доверенность от 14.01.2019), Денисова И.Г. – представителя ООО «Никола лес» (доверенность от 01.10.2018), ООО «ФАРС» (доверенность от 01.02.2019), ООО «Лесик» (доверенность от 31.08.2018), ООО «Белка» (доверенность от 01.09.2018), Мартиросяна А.М. – директора ООО «Мастер Вуд» (личность установлена), Лебедевой А.О. – директор ООО «Велес» (личность установлена),

рассмотрев жалобу ООО «Бадрон» (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов – Департамента лесного комплекса Вологодской области при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее – аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба ООО "Бадрон" (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов при проведении торгов. Жалоба подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, установленным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Управления установлено, что извещение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте Организатора торгов

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Вологодского УФАС России – www.vologda.fas.gov.ru. Сканированный текст жалобы размещен во вложении к уведомлению о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения).

Заявитель указал, что группа неустановленных лиц во время проведения аукциона воспрепятствовала проходу представителю Заявителя непосредственно внутрь здания, где проходил аукцион.

В дополнении к жалобе от 21.02.2019 Заявитель указал, что на территории Вологодской области отсутствуют нормативные правовые акты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в части заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, в соответствии с пунктом 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Аукцион проводился на основании решения Организатора торгов о проведении аукциона от 27.12.2018 № 13. В решении не содержится экономического обоснования на основании каких программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Вологодской области проводятся подобные аукционы либо ссылки на заявление юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЛК РФ и приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.06.2018 № 302.

По мнению Заявителя, Организатор торгов тем самым ограничил круг потенциальных участников аукциона, нарушив Закон о защите конкуренции. Кроме того, Заявитель ссылается на то, что Организатором торгов в адрес участников аукциона были направлены подписанные и скрепленные печатью договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе по лотам аукциона, которые Заявителем не оспариваются.

Рассмотрение жалобы было назначено на 14.00 ч. 00м. 13.02.2019г.

При рассмотрении жалобы возникла необходимость получения дополнительной информации и иных существенных для рассмотрения жалобы документов, а также была установлена необходимость явки членов аукционной комиссии, срок принятия решения по жалобе в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции был продлён до 22.02.2019.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств был объявлен перерыв в рассмотрении до 10.00 ч. 00 м. 20.02.2019г., затем до 15.00 ч. 00 м. 21.02.2019.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

1. Заявитель указал, что группа неустановленных лиц во время проведения аукциона воспрепятствовала проходу представителю Заявителя непосредственно внутрь здания, где проходил аукцион.

Рассмотрение данного довода Заявителя находится вне компетенции антимонопольного органа, в связи с чем материалы жалобы в этой части направлены в УМВД России по Вологодской области по подведомственности.

Комиссией Управления установлено, что в извещении о проведении аукциона Организатором торгов указана дата и адрес проведения аукциона, при этом не указан номер кабинета, что согласно доводам Заявителя также являлось препятствием для участия в аукционе. Номер кабинета, в котором проводился аукцион, зафиксирован только во внутренних документах Организатора торгов.

2. Отсутствуют нормативные правовые акты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в части заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства.

3. Кроме того, Заявитель считает, что договор является подписанным и вступает в законную силу после подписания обеими сторонами.

Согласно части 6 статьи 77 ЛК РФ порядок заключения договора купли-продажи расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, лесных насаждений, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.

В соответствии с частью 11 статьи 79 ЛК РФ не допускается подписание договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемых по результатам аукциона, ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов. Договор является подписанным и вступает в законную силу после подписания обеими сторонами.

Комиссия установила, что вышеуказанные нормы были соблюдены.

Договоры купли-продажи лесных насаждений по лотам, не являющимся предметом обжалования ООО «Бадрон», были заключены 05.02.2019г.

Договоры купли-продажи лесных насаждений по лотам, являющимся предметом обжалования ООО «Бадрон», были направлены Организатором торгов единственным участникам аукциона по данным лотам. Однако в связи с принятием Вологодским УФАС России жалобы Заявителя к рассмотрению Организатор торгов направил участникам аукциона уведомления о факте подачи жалобы и требование о приостановке аукциона. В материалах настоящей жалобы представлены документы, подтверждающие получение участниками аукциона уведомлений о невозможности заключения договора в период рассмотрения жалобы Заявителя в Вологодском УФАС России.

Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.

Иные участники аукциона, представители которых в качестве слушателей присутствовали на рассмотрении жалобы, поддержали доводы представителей Организатора торгов. Письменные пояснения, возражения на жалобу указанных лиц приобщены к материалам дела № 04-05/16-18.1-19.

С учётом вышеизложенного Комиссия признаёт жалобу Заявителя необоснованной.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящей жалобы Комиссия установила следующие обстоятельства.

Аукцион проводился во исполнение решения Департамента лесного комплекса Вологодской области в лице начальника Грязовецкого территориального отдела – государственного лесничества Воробьева В.Н. (по доверенности от 12.12.2018 № 265) от 27.12.2018 № 13 «О проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений».

Данное решение было размещено 29.12.2018 на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru и на официальном сайте Организатора торгов – www.dlk.gov35.ru.

Порядок проведения аукциона определяется Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Методические указания), утвержденными приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 № 75 (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2009 № 13883). В силу прямого указания части 10 статьи 83 ЛК РФ Методические указания обязательны для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 12 Методических указаний помимо размещения на официальном сайте, извещение о проведении аукциона должно быть опубликовано в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен лесной участок. Кроме того, в силу подпункта «л» пункта 12 Методических указаний информация о результатах аукциона помимо размещения на официальном сайте, также публикуется в периодическом печатном издании.

Сведения о публикации извещения о проведении аукциона и информации о результатах аукциона в периодическом печатном издании не публиковались. По мнению представителей Организатора торгов, требования к публикации извещения о проведении аукциона и информации о результатах аукциона в периодическом печатном издании в ЛК РФ отсутствуют. Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что нарушение установленных законодательством требований к информационному обеспечению аукционов может привести к ограничению круга потенциальных участников торгов. Публикация извещений о проведении аукционов и информации об их результатах в периодических печатных изданиях органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены лесные участки, является дополнительной гарантией информационного обеспечения данных торгов, а также их результатов (в том числе со стороны общественных организаций и объединений).

 

24.01.2019 состоялось заседание аукционной комиссии, о чём составлен протокол приема заявок на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, назначенном на 29.01.2019г., проводимом в Грязовецком территориальном отделе – государственном лесничестве Департамента лесного комплекса Вологодской области по адресу: Вологодская область, Грязовецкий район, г. Грязовец, ул. Ленина, д. 85 (далее – протокол от 24.01.2019). Данный протокол подписан председателем аукционной комиссии Воробьевым В.Н. и секретарем аукционной комиссии Шиловой О.Я.

В преамбуле протокола от 24.01.2019 указано, что:

«Рассмотрение заявок на участие в аукционе проводилось комиссией в следующем составе:

Председатель комиссии: начальник Грязовецкого территориального отдела – государственного лесничества Воробьев В.Н.

Секретарь комиссии: старший специалист 2 разряда Грязовецкого территориального отдела – государственного лесничества Шилова О.Я.

Члены комиссии:

Старший специалист 2 разряда Грязовецкого территориального отдела – государственного лесничества Остряков О.М.

Старший специалист 2 разряда Грязовецкого территориального отдела – государственного лесничества Воеводина А.А.

Всего на заседании присутствовали (2) два члена комиссии. Кворум имеется, заседание комиссии правомочно».

Комиссия установила, что приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12.01.2018 № 12 создана комиссия по проведению аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений и утверждён её персональный состав, в том числе по Грязовецкому лесничеству (в редакции приказа от 30.10.2019 № 1626). Кроме того, указанным приказом (приложение 3 к нему) утверждён Регламент деятельности аукционной комиссии по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее – Регламент).

Согласно пункту 2 Регламента аукционная комиссия состоит из председателя аукционной комиссии, заместителя председателя аукционной комиссии, членов аукционной комиссии и секретаря аукционной комиссии, осуществляющего организационное обеспечение работы аукционной комиссии. В силу пункта 8 Регламента заседание аукционной комиссии правомочно, если при его проведении присутствуют не менее чем половина её членов. При этом согласно пункту 7 Методических указаний для проведения аукциона организатор аукциона своим приказом формирует аукционную комиссию в количестве не менее пяти членов и назначает из числа её членов председателя аукционной комиссии.

В соответствии с приказом департамента лесного комплекса Вологодской области от 12.01.2018 № 12 (в редакции приказа от 30.10.2019 № 1626) аукционная комиссия по Грязовецкому лесничеству сформирована в количестве 6 человек. Следовательно, заседание аукционной комиссии правомочно, а её решения (протоколы) легитимны при наличии на заседании не менее 3 человек, включая председателя аукционной комиссии, заместителя председателя аукционной комиссии и секретаря аукционной комиссии.

Таким образом, запись в протоколе от 24.01.2019 «Всего на заседании присутствовали (2) два члена комиссии. Кворум имеется, заседание комиссии правомочно» либо не соответствует фактическим обстоятельствам, либо свидетельствует об отсутствии кворума (присутствовали 2 из 6 членов аукционной комиссии) на заседании аукционной комиссии 24.01.2019.

Представитель Организатора торгов пояснил, что в данном случае была допущена ошибка, фактически присутствовало 4 члена комиссии. Тем не менее, Комиссия Вологодского УФАС России считает необходимым отметить о правовой неопределённости в части наличия или отсутствия кворума на заседании аукционной комиссии 24.01.2019г. ввиду ненадлежащего оформления протокола от 24.01.2019.

Раздел 1 протокола от 24.01.2019 содержит сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе. Не допущенные к участию в аукционе заявители отсутствуют.

Между тем, к участию в аукционе было допущено ООО «Строительная-торговая компания», подавшее заявку на участие в аукционе по лоту № 2.

Вместе с тем, Комиссией Управления установлено следующее. Заявка подана ООО «Строительная-торговая компания», при этом подтверждающие документы к заявке приложены от ООО «Строительно-торговая компания». Заявка подписана Бересеневым И.М., в подтверждающих документах значится – Берсенев И.М. Кроме того, на заявке стоит печать ООО «ТрансЛес», в подтверждающих документах – ООО «Строительно-торговая компания».

Согласно пункту 4 Регламента аукционная комиссия, в том числе, принимает решения о допуске к участию в аукционе либо об отказе в допуске к участию в аукционе граждан и юридических лиц, подавших заявки на участие в аукционе, уведомляет их о принятых решениях.

В силу пункта 5 Регламента аукционная комиссия обязана проверять соответствие участников аукциона предъявляемым к ним требованиям, установленным законодательством и документацией об аукционе; не допускать к участию в аукционе граждан и юридических лиц, подавших заявки на участие в аукционе, при наличии оснований для отказа в допуске к участию в аукционе.

В соответствии с пунктом 20 Методических рекомендаций для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям настоящих Методических указаний и ЛК РФ.

Согласно пункту 21 Методических рекомендаций в заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета.

В силу подпункта 1 пункта 30 Методических рекомендаций основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе является представление заявки, не соответствующей установленным требованиям.

Таким образом, Организатор торгов не должен был допустить ООО «Строительная-торговая компания» к участию в аукционе.

Раздел 2 протокола от 24.01.2019 содержится сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе, среди которых значится ООО «СТК».

Таблица рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанная в разделе 2 протокола от 24.01.2019, содержит столбец «дата зачисления суммы задатка на счёт организатора». Данный столбец не заполнен в отношении всех 50 порядковых номеров рассмотренных аукционной комиссией заявок.

Согласно подпункту 5 пункта 30 Методических указаний основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с последним абзацем пункта 22 Методических указаний одним из условий допуска  заявителя к участию в аукционе является поступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, в пределах срока подачи заявок на участие в аукционе. Если сумма задатка не была зачислена на счет организатора аукциона в последний день окончания срока приема заявок согласно банковской выписке организатора аукциона, заявитель к участию в аукционе не допускается.

 

Таким образом, в таблице раздела 2 протокола от 24.01.2019 отсутствуют сведения о дате зачисления суммы задатка на счёт организатора, равно как и ссылки на банковскую выписку организатора аукциона. Соответственно, выводы аукционной комиссии о допуске к участию в аукционе заявителей неправомочны и противоречат требованиям действующего законодательства.

Комиссией Управления установлено, что по лотам № 8, 10, 23, 17-19, 27-29, заключены договоры от 05.02.2019.

В соответствии с частью 6 статьи 73.1 ЛК РФ  порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 75 ЛК РФ срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

В заключенных договорах отсутствует информация о сроках действия заключаемого договора по результатам проведения аукциона, что является существенным условием при исполнении договора.

В силу части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

На основании принятого решения и в соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Вологодского УФАС России считает необходимым выдать членам аукционной комиссии – Воробьеву В.Н., Шестерикову Р.Н., секретарю комиссии (с правом голоса) Шиловой О.Я., Лезову И.С., Шестаковой О.Г., Острякову О.М. обязательное для исполнения предписание.

Оценив доказательства, доводы и пояснения, представленные лицами, участвующими в рассмотрении жалобы и руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать жалобу ООО «Бадрон» необоснованной.

2.    Выдать аукционной комиссии Департамента лесного комплекса Вологодской области обязательное для исполнения предписание.

3.    Передать материалы дела должностному лицу Вологодского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о совершении административного правонарушения.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

А.А. Ростиславова

 

О.Н. Сучков

 

       Д.С. Козлов

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны