Решение №035/01/10-348/2020 Решение по результатам рассмотрения дела по признакам наруше... от 8 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №  035/01/10-348/2020

 

08 сентября 2020 года                                                                                                  г. Вологда

 

Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 сентября 2020 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> – председателя комиссии, временно исполняющего обязанности заместителя руководителя,

<…> – члена комиссии, временно исполняющего обязанности начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

<…> – члена комиссии, старшего государственного инспектора отдела органов власти и закупок (далее – комиссия),

рассмотрев дело № 035/01/10-348/2020 по признакам нарушения ООО «Управление Севергаз» (ИНН 3528081483, место нахождения: г. Вологда, Ленинградское шоссе, 6 км) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Вологодское УФАС России (далее – Управление) поступили заявления ООО «УстюжнаЖилсервис», ООО Управляющая компания «Жилищно-коммунальные услуги» и других управляющих компаний на действия ООО «Управление Севергаз» при заключении договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку.

Из представленных управляющими компаниями документов Управлением установлено, что условия договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку, направленного ООО «Управление Севергаз» как поставщиком сжиженного углеводородного газа для коммунальных нужд населения, противоречат действующему законодательству.

В связи с наличием в действиях ООО «Управление Севергаз» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», Управлением на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции» выдано предупреждение от 21.04.2020 № 1668 о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, со сроком исполнения до 29.05.2020.

Предупреждение ООО «Управление Севергаз» в установленный срок не исполнено.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом от 09.06.2020 № 63 Управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Управление Севергаз» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заявителей ООО «Управляющая компания Вожега», ООО «Управляющая компания «Фиона плюс», ООО «Белозерская управляющая компания», ООО Управляющая компания «Жилищно-коммунальные услуги», ООО «УстюжнаЖилсервис», ООО «Управляющая компания», в качестве ответчика ООО «Управление Севергаз», в качестве заинтересованных лиц (лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах) Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, Прокуратура Устюженского района, индивидуальный предприниматель Полысаев Юрий Алексеевич.

Заключение об обстоятельствах дела оглашено Комиссией 05.08.2020.

ООО «Управление Севергаз» считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Подробно доводы ООО «Управление Севергаз» изложены в письменных возражениях.

На заседании комиссии 04.09.2020 представитель ООО «Управление Севергаз» сообщил, что заключение об обстоятельствах дела обжаловано ответчиком в судебном порядке, при этом к производству судом не принято.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила № 549).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 549:

газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" - являющийся предметом договора природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки;

поставщик газа - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества;

абонент - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению;

поставка газа - выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке.

Постановлением Правительства Вологодской области от 11.11.2019 № 1047 уполномоченной газоснабжающей организацией по поставкам сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения на территории Вологодской области на 2020 год определено ООО «Управление Севергаз».

Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 19.12.2019 № 797-р (далее – Приказ № 794-р) на территории Вологодской области на 2020 год для ООО «Управление Севергаз» установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд в том числе из групповых резервуарных установок с учетом налога на добавленную стоимость с календарной разбивкой:

с 1 января по 30 июня – 26,35 руб. за кг,

с 1 июля по 31 декабря – 27,14 руб. за кг.

Согласно Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.08.2019 № 1072/19 (далее – Методические указания № 1072/19), реализация сжиженного газа из групповых резервуарных установок не предполагает несения абонентами – юридическими лицами (управляющими организациями, товариществами собственников жилья) транспортных расходов на доставку сжиженного газа в автоцистернах до потребителей.

Пунктом 14 Правил № 549 предусмотрено, что договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 549 внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное.

Управлением установлено, что условия договоров на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку, направленных управляющим компаниям ООО «Управление Севергаз» как поставщиком сжиженного углеводородного газа для коммунальных нужд населения, не соответствуют названным Правилам № 549, Методическим указаниям № 1072/19, а также положениям Приказа № 797-р.

Так, в пунктах 1.2, 1.4 договоров на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку указано, что поставка сжиженного углеводородного газа осуществляется только при условии предоставления покупателем под налив автоцистерны. Выборка сжиженного углеводородного газа производится покупателем на Вологодской газонаполнительной станции (г. Вологда, Ленинградское шоссе, 6 км).

Пунктом 5.1 договоров на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку предусмотрена стопроцентная предварительная оплата поставляемого сжиженного углеводородного газа, при этом оплата производится по цене, установленной прейскурантом поставщика.

Срок договоров на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку определен до 30.06.2020.

Иные пункты сформулированы ООО «Управление Севергаз» в договорах на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку во исполнение названных противоречащих положений.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции к злоупотреблению доминирующим положением отнесено навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для определения положения ООО «Управление Севергаз» на товарном рынке сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд населения, реализуемого через групповые газовые резервуарные установки, Управлением в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», проведен ретроспективный анализ состояния конкуренции на данном рынке за 2019 год и первый квартал 2020 года.

Установлено, что ООО «Управление Севергаз» в указанный период занимало доминирующее положение на товарном рынке сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд населения, реализуемого через групповые газовые резервуарные установки, в соответствующих географических границах Вологодской области.

В пункте 4 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом в отношении действий (бездействия), прямо поименованных                                  в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Поскольку ответчик занимает доминирующее положение на товарном рынке сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд населения, реализуемого через групповые газовые резервуарные установки, следовательно, имеет возможность оказывать решающее влияние на условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения.

Учитывая социальную значимость получения населением данного коммунального ресурса (газ необходим для нормального обеспечения жизнедеятельности), угрозу наступления негативных для жителей многоквартирных домов последствий в виде ограничения его поставки заявители вынуждены принимать условия, определенные ООО «Управление Севергаз» в договорах на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку, с целью необходимости предоставлению под налив автоцистерны заключить договоры на оказание транспортных услуг с индивидуальным предпринимателем Полысаевым Юрием Алексеевичем, или искать альтернативные способы (в частности, путем заключения договоров поставки газа с поставщиками газа (в том числе из соседних с Вологодской областью субъектов), реализуемых сжиженный углеводородный газ в коммерческих целях).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Управление Севергаз» состава антимонопольного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Иных нарушений антимонопольного законодательства Комиссией не выявлено.

Установлено, что допущенные ООО «Управление Севергаз» нарушения антимонопольного законодательства на день принятии решения ответчиком добровольно не устранены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите  конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Управление Севергаз» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд населения, реализуемого через групповые газовые резервуарные установки, путем навязывания абонентам – юридическим лицам (управляющим организациям, товариществам собственников жилья и другим), действующих в интересах жителей многоквартирных домов, условий договора на поставку сжиженного газа для целей слива в групповую резервуарную установку, противоречащих Правилам № 549, Методическим указаниям № 1072/19, а также положениям Приказа № 797-р.

2. Выдать ООО «Управление Севергаз» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                              <…>                                                

 

Члены комиссии:                                                                                    <…>

 

                                                                                                                           <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел.: (8172) 72-99-70

факс: (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

08.09.2020 № ___________

 

 

 

 

Лицам, участвующим в деле (по списку рассылки)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны