Решение №035/01/17-393/2023 Решение о признании Муниципальное автономное учреждение «Цен... от 27 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел.:8 (8172) 72-99-70

факс: 8 (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

  ____________ № _____________

 

­­­­­­­­­                        

                                                                           

 

┌                                                                                              ┐

МАУ «Центр комплексного обслуживания»

 

162608, Вологодская обл., г. Череповец, проспект Строителей, д. 4, к.А

 

priemnaya.cko@cherepovetscity.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 035/01/17-393/2023

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

Резолютивная часть оглашена 22 сентября 2023 г.

Решение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2023 г.                               г. Вологда

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Ростиславова Анастасия Анатольевна – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Сучков Олег Николаевич – помощник руководителя Управления,

Смышляева Ирина Александровна – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления,

в присутствии: представителей  МАУ «ЦКО» Будаян Н.С., Протопопова О.В.,

     рассмотрев дело № 035/01/17-393/2023 в отношении Муниципального автономного учреждения «Центр комплексного обслуживания» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) поступило обращение Голощаповой А.А. (вх. № 1053/23 от 27.02.2023) о нарушении требований антимонопольного законодательства.

Управление в целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства истребовало дополнительные документы и информацию. Полученные материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

Управление издало приказ от 26.05.2023 № 53 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства». Определением о назначении дела к рассмотрению от 02.06.2023 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено Муниципальное автономное учреждение «Центр комплексного обслуживания» (далее – МАУ «ЦКО», Учреждение, Ответчик).

По результатам изучения материалов настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу об установлении в действиях Ответчика нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Таким образом, положение о закупке должно соответствовать Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону о закупках, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 указанной статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением
о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 данного Закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 указанной статьи.

В силу части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В свою очередь частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках  предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 указанной статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (статья 3.6 Закона о закупках).

МАУ «ЦКО» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, а также Положением о закупке товаров, работ, услуг МАУ «ЦКО», утвержденным решением Наблюдательного совета (в редакции от 27.04.2023; далее – Положение о закупке).

Пунктом 1.3.1 Положения о закупке предусмотрено, что закупки могут быть конкурентными и неконкурентными.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным п.1.3.1.1. Неконкурентные закупки осуществляются, в том числе способом закупки у единственного поставщика (пункт 1.3.3 Положения о закупке).

В соответствии с пунктом 8.1.2 Положения о закупке решение о заключении договора у единственного поставщика принимает руководитель заказчика или уполномоченное им лицо на основании письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика (при необходимости).

Обоснование потребности в закупке у единственного поставщика разрабатывается структурным подразделением заказчика (инициатором закупки), имеющим потребность в товаре, работе, услуге. Такое обоснование должно содержать информацию о причинах заинтересованности в конкретном товаре, работе, услуге, о причинах необходимости приобрести его у конкретного (единственного) поставщика, а также обоснование цены договора.

Пунктом 8.2 Положения о закупке установлено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в следующих случаях:

8.2.1. Осуществление закупки товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую двух миллион рублей в месяц по одному договору;

8.2.2. Заказчик оставляет за собой право совершать прямую закупку без ограничения стоимости закупаемой одноименной продукции в следующих случаях:

  1. техническое обслуживание (в том числе технический осмотр, диагностика, ремонт, шиномонтаж, ремонт узлов и агрегатов, приобретение материалов и автозапчастей, необходимых для нормального функционирования техники) автомобильной техники, находящейся в оперативном управлении Заказчика;
  2. по решению руководителя при наличии срочной потребности в товарах, работах, услугах;
  3. признание единственного участника закупки уклонившимся от заключения договора, отстранение единственного участника закупки от участия в закупке;
  4. при заключении договоров на проведение лабораторно-инструментальных исследований параметров вредных производственных факторов, анализов, лабораторного контроля качества питьевой воды из ведомственных объектов водоснабжения и других исследований, проводимых в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством, на оказание услуг по проведению профилактических дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ на объектах, открытой территории объектов МАУ «ЦКО», а также обслуживаемых МАУ «ЦКО» объектах и территориях;
  5. при закупке услуг и работ, которые могут оказываться (выполняться) исключительно органами государственной власти или подведомственными им государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации;

6) предоставление услуг связи (услуги телефонной связи (местной, внутризоновой, междугородной и международной), услуги почтовой, услуги телеграфной связи, телематические услуги, услуги связи по передаче данных), подключение и предоставление доступа к сети Интернет;

7) закупки услуг по обучению и повышению квалификации работников МАУ «ЦКО», участия в конференциях, выставках, симпозиумах, ярмарках, форумах, конгрессах, съездах, семинарах (совещаниях) и иных аналогичных мероприятиях;

8) закупки медицинских услуг работникам МАУ «ЦКО»;

9) оплаты получения лицензий, нотариальных услуг по заверению документов, лицензионных сборов;

10) приобретения периодических изданий (в том числе подписки на газеты, журналы и специальную литературу), произведения литературы и искусства;

  1. закупки товаров, работ, услуг для выполнения аварийно-восстановительных работ, потребность в которых возникла вследствие аварийных ситуаций, ситуаций, угрожающих возникновению аварийной ситуации, обстоятельств непреодолимой силы в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварийных ситуаций, ситуаций, угрожающих возникновению аварийной ситуации, воздействия непреодолимой силы, а также закупки запасных частей и работ (услуг) для ремонта аварийно-спасательного оборудования, транспорта, зданий, хозяйственного имущества;
  2. необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика не целесообразна ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика. Объем дополнительной закупки должен быть ограничен по сравнению с первоначальными закупками и должен составлять не более 50 процентов первоначального объема в сумме по всем дополнительным соглашениям, с сохранением начальных цен за единицу продукции и договорного коэффициента снижения стоимости, полученного в результате первоначальной закупки.
  3.  выполнения работ (услуг) по обеспечению информационной безопасности в рамках программы информатизации МАУ «ЦКО» в части проектирования, поставки, внедрения, аттестации и технической поддержки (сопровождения) программно-аппаратных комплексов средств защиты информации;
  4. выполнения работ по мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации;
  5. оказания услуг, в том числе преподавательских, физическими лицами;
  6. оказания услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку (проезд, найм жилого, офисного помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием и др.);

17) закупка товаров, работ, услуг без ограничения стоимости прямой закупки при условии, что данная продукция, услуга, работа может быть получена только от одного поставщика (исполнителя) и отсутствует ее равноценная замена.

Критериями, позволяющими воспользоваться данным пунктом, могут быть следующие:

а)      товары (работы, услуги) производятся по уникальной технологии, либо обладают уникальными свойствами и только один поставщик может поставить такую продукцию;

б)      поставщик является монополистом, зарегистрированным в антимонопольных органах в установленном порядке;

в)      поставщик, является единственным официальным дилером поставщика, обладающего вышеуказанными свойствами;

г)      поставщик является единственным поставщиком, продавцом, подрядчиком в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным;

д) поставщик или его единственный дилер осуществляет гарантийное и текущее обслуживание товара (работ), поставленных ранее и наличие иного поставщика невозможно по условиям гарантии;

е)      осуществляется закупка услуг у государственных организаций, либо у организаций, работающих на тарифах, которые формируют государственные тарифные органы (услуги железных дорог, транспортировка газа, государственная поверка средств измерения и т.п.);

ж)     поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 год №147-ФЗ «О естественных монополиях»;

з)      осуществляется оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, отоплению, газоснабжению и теплоснабжению, услуг (работ) по приему и сбросу сточных вод, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, услуг по передаче коммунальных отходов и подобных на производстве отходов IV-V классов опасности в целях дальнейшего транспортирования, размещения или иного способа удаления, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);

и) заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

             18) при расторжении договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по договору. При этом существенные условия нового договора не должны изменяться, за исключением сроков выполнения договора. Если до расторжения договора поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору с пропорциональным уменьшением цены договора (цены лота);

             19) в случае расторжения договора заключенного по результатам проведения конкурентных закупок в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком, подрядчиком, исполнителем своих обязательств по договору. Заказчик вправе заключить договор со вторым участником закупки или заключить договор на основании настоящего пункта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, с учетом условий, предложенных в заявке участника закупки, по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора, с соответствующим изменением сроков исполнения договора. Если до расторжения договора поставщиком, подрядчиком, исполнителем, частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору с пропорциональным уменьшением цены нового договора (цены лота);

20) при закупке дополнительных товаров, работ или услуг, не включенных в первоначальный проект (договор), но не отделимых от основного договора без значительных трудностей и необходимых ввиду непредвиденных обстоятельств;

21) при проведении конкурса или любой другой конкурентной процедуры была представлена только одна заявка, однако проведение новых процедур закупок, нецелесообразно (например, исчерпаны лимиты времени на выполнение процедур закупок, проведение нового конкурса не приведет к изменению круг участников и появлению другого победителя), предоставленная заявка приемлема;

22) признание конкурентной закупки несостоявшейся. В случае, если закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке подана только одна заявка на участие в закупке, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, либо в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, договор может быть заключен на основании настоящего подпункта с единственным участником такой закупки только на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке и предложенных единственным участником закупки при осуществлении конкурентной закупки. В случае, если закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, либо в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке отклонены все заявки на участие в закупке, либо в связи с тем, что отстранены от участия в закупке все участники закупки, заявки на участие в закупке которых по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, либо в связи с тем, что при проведении аукциона не поступило ни одно предложение о цене договора, либо в связи с тем, что победитель закупки отстранен от участия в закупке или признан уклонившимся от заключения договора и участник закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, отстранен от участия в закупке или признан уклонившимся от заключения договора, договор может быть заключен на основании настоящего подпункта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) только на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора. Заказчик заключает договор не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней со дня размещения протокола о признании закупки несостоявшейся, или протокола об отказе о заключении договора.

23) при закупках товаров и иных активов по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), когда такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени. Примеры: распродажи, приобретение у поставщика, ликвидирующего свою хозяйственную деятельность; у конкурсных управляющих при банкротстве; по соглашению с кредиторами или согласно аналогичной процедуре; у поставщика, в силу каких-либо обстоятельств дающего значительные кратковременные скидки и т.д.

24) осуществления закупки работ, услуг, являющихся естественным продолжением (обновлением) работы, услуги, оказанной ранее, у исполнителя такой работы, услуги в случаях, когда необходимо обеспечить преемственность работ, услуг и приобретенный исполнителем в ходе выполнения работ, оказания услуг опыт, необходимый для выполнения, оказания закупаемых работ, услуг;

25) покупки недвижимого имущества и связанного с ним движимого имущества;

  26) осуществляется закупка на оказание услуг по страхованию (в том числе имущества, ответственности, ОСАГО и т.д.);

  27) закупка товаров, работ, услуг связанных с предотвращением распространения короновирусной инфекции;

              28) осуществляется закупка программного обеспечения, сопровождению программного обеспечения у разработчика такой системы программного обеспечения или внедрившего такую систему в интересах заказчика, закупка услуг по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники, и используемого совместно с ней периферийного оборудования;

              29) закупка работ и услуг по содержанию, ремонту и обслуживанию зданий, помещений, земельных участков, бассейнов;

              30) закупка услуг по охране объектов и обеспечению пропускного режима, функционирования охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения;

             31) закупка услуг гардероба, услуг по стирке, глажению и ремонту белья;

              32) заключение договора на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации;

33) заключение договора в рамках реализации федеральных и государственных целевых программ, национальных проектов;

34) заключение договора в рамках реализации грантов;

35) заключение договора на оказание услуг юридическими и физическими лицами, привлекаемыми к проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства;

36) заключение договоров во исполнение предписаний контролирующих государственных органов, вступивших в силу решений судов общей юрисдикции и арбитражного суда, а также заключенных в судебном процессе мировых соглашений, когда указанными актами установлен предмет закупки, а сроки закупки регулируются процессуальным законодательством;

37) заключение энергосервисных договоров;

38) закупка услуг по оценке рыночной стоимости;

39) заключение договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включая приобретение объектов, в целях выполнения мероприятий по организации рабочих мест для работников органов местного самоуправления, территориальной избирательной комиссии и муниципальных учреждений города.

В соответствии с уставом МАУ «ЦКО», утвержденным постановлением мэрии города Череповца от 10.02.2021 № 444 (в редакции от 28.12.2022) целью деятельности Учреждения является эффективное хозяйственное содержание и использование имущества, предназначенного для функционирования органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и муниципальных образовательных учреждений; создание условий труда работников органов местного самоуправления, территориальных избирательных комиссий и муниципальных учреждений города, создание условий для мероприятий, проводимых органами местного самоуправления (пункт 2.3 устава).

Согласно пункту 2.4 устава для достижения вышеуказанных целей Учреждение осуществляет, в том числе такие виды деятельности, как: организация содержания (за исключением коммунальных услуг), технического обслуживания имущества муниципальных образовательных учреждений; организация содержания, технического обслуживания и ремонт имущества муниципальных учреждений, предприятий или иных юридических лиц, в том числе: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем видеонаблюдения, автоматических систем пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, систем охранной сигнализации, разработка сметной документации; осуществление технического надзора за выполнением работ; техническое обслуживание инфраструктуры, материально-техническое обеспечение рабочих мест органов местного самоуправления, территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, муниципальных учреждений, определенных МПА, обеспечение сувенирной продукцией мероприятий, проводимых органами местного самоуправления.

С учетом целей, для достижения которых создано Учреждение и осуществляемых для их реализации видов деятельности, МАУ «ЦКО» имеет постоянную потребность в приобретении соответствующих товаров, работ услуг.

Указанный выше перечень оснований для закупки у единственного поставщика охватывает практически всю сферу деятельности Учреждения, не ограничивая такой неконкурентный способ закупки как закупка у единственного поставщика никакими критериями и случаями, предусматривая право Учреждения использовать неконкурентный способ закупки, в том числе за счет бюджетных средств, не только на низкоконкурентных рынках или в исключительных случаях, но и в любых иных случаях.

При рассмотрении дела № 035/01/17-393/2023 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

По результатам исследования состояния конкуренции в соответствующем временном интервале в период с января 2021 по июнь 2023гг. установлено, что рынки поставки мебели, выполнения ремонтных работ, оказания услуг по уборке и содержанию имущества, монтажу, техническому обслуживанию систем обеспечения пожарной безопасности, оказания услуг по охране объектов, обеспечению пропускного режима, оказания услуг по разработке проектно-сметной документации являются высоко конкурентными с наличием большого количества хозяйствующих субъектов.

Краткий отчет (обзор) по результатам исследования состояния конкуренции приобщен к материалам настоящего дела.

Из анализа закупочной деятельности МАУ «ЦКО» следует, что Учреждением в 2021г. проведены закупки на поставку детской мебели для нужд МАДОУ «Детский сад № 121» (извещение 32110468062), поставку мебели для школьных столовых (извещение 32110445827), поставку школьной мебели для нужд МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» (извещение 32110452692), поставку школьной мебели для нужд МАОУ «СОШ № 22» (извещение 32110607399). В данных закупках принимали участие один и более участника: ИП Чиж А.С., ООО «Адмирал».

Конкурентные закупки на поставку мебели в 2022г. и текущем периоде 2023г. не проводились.

Из сведений, размещенных в ЕИС, следует, что заказчики Вологодской области осуществляют закупки на поставку офисной мебели, участие в которых принимают один и более участника (например, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (извещение 32110377947), участники: ООО «Офисная мебель», ООО «ПрофиМаркет», ООО «Адмирал»).

При этом, на основании пунктов 8.2.2.33, 8.2.2.39  Положения о закупке МАУ «ЦКО» систематически в течение всего интервала исследования товарного рынка осуществляет закупки на поставку мебели у единственного поставщика без учета наличия конкурентного товарного рынка (например, заключены договоры с ООО «Адмирал», ООО «ОТ «Новация», ООО «Национальные проекты», ООО «СТЭК», ООО «Ф1 Групп», ООО «СОНАТА», ИП Седельник А.В., ИП Чиж А.С.).

В соответствии с информацией, предоставленной Вологдастатом, на территории Вологодской области зарегистрировано 27 хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности по торговле оптовой мебелью, коврами и осветительным оборудованием (ОКВЭД 46.47).

МАУ «ЦКО» в 2021г. разместило извещения о проведении конкурентных закупок на выполнение ремонтных работ по устройству входной группы в МАОУ «СОШ №7» по адресу: Вологодская обл., г.Череповец, ул.Красная д.5а (извещения 32110467300, 32110537120),  выполнение ремонтных работ в здании МБДОУ "Детский сад № 59" по адресу г. Череповец, ул. Ломоносова, 35А (извещение 32110456484), выполнение ремонтных работ в МБОУ "Детский сад №90" (извещение 32110456492), выполнение ремонтных работ в МБДОУ "Детский сад № 126" по адресу г. Череповец, ул. Белинского, 31 (извещение 32110456543), выполнение ремонтных работ в МАДОУ Детский сад № 65 по адресу: г.Череповец, ул. Бабушкина, 13 (извещение 32110456597), выполнение работ по ремонту спортивного зала с поставкой и монтажем оборудования в МАОУ "СОШ "6" (извещение 32110588859), выполнение работ по ремонту крыльца входной группы МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №18" по адресу: г.Череповец, ул.Чкалова д.20А (извещение 32110537298), выполнение работ по устройству пристенного дренажа здания МБДОУ "Детский сад №72" с выпуском в действующую сеть канализации по адресу г.Череповец, ул.Металлургов,д.9Б (извещение 32110537191).

Указанные закупки признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в процедурах.

В 2022г. МАУ «ЦКО» разместило извещения о проведении аукционов в электронной форме для СМП на выполнение работ по устройству дождеприёмного колодца и благоустройству территории МАДОУ «Детский сад № 126», расположенный по адресу город Череповец, улица Красная, д. 26а (извещение 32211248588), выполнение работ по ремонту крыльца МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» по адресу г. Череповец, улица Краснодонцев, д.68 (извещение 32211235833), которые были отменены по решению Учреждения.

Конкурентные закупки на выполнение ремонтных работ в текущем периоде 2023г. Учреждение не проводило.

Из сведений, размещенных в ЕИС, следует, что заказчики Вологодской области осуществляют закупки на выполнение текущего, капитального ремонта, участие в которых принимают один и более участника (например, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»: извещение 3211006192, участники – ИП Доронин А.Н., ИП Соловьев А.В., ООО «РСК-ТОРГ», АУ СО ВО «Череповецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1»: извещение 32312339318, участник – ООО «ОСА», извещение 32312378226, участники – ИП Дружинин В.А., ООО «Гермес», ООО «Ястрой35», ООО «Стройгарант»).

В соответствии с информацией, предоставленной Вологдастатом, на территории Вологодской области зарегистрировано 2189 хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности работы строительные специализированные (ОКВЭД 43).

На основании пунктов 8.2.2.29, 8.2.2.33, 8.2.2.39 Положения о закупке МАУ «ЦКО» систематически в течение всего интервала исследования товарного рынка осуществляет закупки, в том числе на выполнение ремонтных работ, у единственного поставщика без учета наличия конкурентного товарного рынка (например, заключены договоры с ООО «РемГрупп», ООО «Альфа», ООО «Стандартпрофи», ООО «Стройгарант», ООО «Теплоэнергия», ИП Воеводина С.Б., ООО «Алюкон», ООО «СтандартПрофи», ООО «Фактор», ИП Тропин А.А., ООО «СитиСервис», ООО «Реконстрой», ООО «Микс сервис», ООО «ОПТ», ООО «ГрантСтрой», ИП Слепченко И.В., ООО «Металлснаб», ООО «Северстрой», ООО «Строительная компания Победа», МУП «Электросеть».

Конкурентные закупки, связанные с обслуживанием зданий и территорий, МАУ «ЦКО» в течение всего интервала исследования товарного рынка не проводило.

Из сведений, размещенных в ЕИС, следует, что заказчики Вологодской области осуществляют закупки на услуги по общей уборке зданий, офисных помещений, участие в которых принимают один и более участника (например, МБУ «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Череповце»: извещение 0330300205323000020, три допущенных участники, победитель – ООО «Стандарт чистоты»; МКУ «Спецавтотранс»: извещение 0830300002323000136, участники – ИП Харионовский А.С., ООО «ОрионСервис»).

МАУ «ЦКО» на основании пункта 8.2.2.29 Положения о закупке систематически в течение всего интервала исследования товарного рынка заключает договоры на услуги по уборке и содержанию территорий, организации содержания имущества (например, с ООО «СитиСервис», ИП Осиповым С.В., ООО «Орион Сервис», ООО УК «Торговый центр», ООО «Фрактал»).

В соответствии с информацией, предоставленной Вологдастатом, на территории Вологодской области зарегистрирован 261 хозяйствующий субъект с основным видом деятельности по обслуживанию зданий и территорий (ОКВЭД 81).

МАУ «ЦКО» в 2021г. разместило извещения о проведении конкурентных закупок на выполнение работ по монтажу системы охранной сигнализации в нежилом здании по адресу: г. Череповец, ул.К.Маркса, д.74Б (извещение  32110645263) – закупка отменена, работ по монтажу дополнительного оборудования к системе пожарной автоматики (извещение 32110645257), участие в которой приняло ООО НПК «Аплэйк».

Из сведений, размещенных в ЕИС, следует, что заказчики Вологодской области осуществляют закупки на техническое обслуживание пожарной сигнализации, участие в которых принимают один и более участника (например, ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей»: извещение 0330100006423000116, участник – ООО «Системы телемеханики»).

В соответствии с информацией, предоставленной Вологдастатом, на территории Вологодской области зарегистрировано 552 хозяйствующих субъекта с основным видом деятельности по производству электромонтажных работ (ОКВЭД 43.21).

Конкурентные закупки, связанные с оказанием услуг по охране объектов и обеспечению пропускного режима, МАУ «ЦКО» в течение всего интервала исследования товарного рынка не проводило.

В 2022г., текущем периоде 2023г. конкурентных закупок, связанных с монтажем, техническим обслуживанием и прочими работами системы охранной сигнализации, охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения МАУ «ЦКО» не проводило.

Из сведений, размещенных в ЕИС, следует, что заказчики Вологодской области осуществляют закупки на оказание услуг физической охраны и обеспечения контрольно-пропускного, внутриобъектного режима, участие в которых принимают один и более участника (например, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»: извещение 32110895739, участники – ООО «Западный конвой», ООО ЧОП «РУСИЧ», ООО ОА «Кедр»; МАУК «ЧерМО»: извещение 32211893308, участники – ООО «Частное охранное предприятие «Патруль», ООО «Частное охранное предприятие «Торнадо-Р»; АУ СО ВО «Череповецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1: извещение 32312217244, участник – ООО «ЧОО «Булат»).

В соответствии с информацией, предоставленной Вологдастатом, на территории Вологодской области зарегистрировано 25 хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности охранных служб, в том числе частных охранных (ОКВЭД 80.1), а также 23 хозяйствующих субъекта с основным видом деятельности систем обеспечения безопасности (ОКВЭД 80.20).

МАУ «ЦКО» на основании пункта 8.2.2.30 Положения о закупке систематически в течение всего интервала исследования товарного рынка заключает договоры на услуги физической охраны, услуги по подключению к пульту ПЦН (например, с ООО «ЧОО Локер+», ООО «ЧОО Локер», ООО «Технострой», ООО «МТК ГРУПП», ФГУП УВО ВНГ России по ВО).

Конкурентные закупки, связанные с оказанием услуг по разработке проектно-сметной документации, МАУ «ЦКО» в течение всего интервала исследования товарного рынка не проводило.

Из сведений, размещенных в ЕИС, следует, что заказчики Вологодской области осуществляют закупки на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, участие в которых принимают один и более участника (например, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (извещение 32111011650), участники: ИП Занин О.В., ООО инженерный центр «ПромТех»).

В соответствии с информацией, предоставленной Вологдастатом, на территории Вологодской области зарегистрировано 144 хозяйствующих субъекта с основным видом деятельности в области архитектуры (ОКВЭД 71.11), а также 274 хозяйствующих субъекта с основным видом деятельности в области инженерных изысканий, инженерно–технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях  (ОКВЭД 71.12).

МАУ «ЦКО» на основании пунктов 8.2.2.29, 8.2.2.32 Положения о закупке систематически в течение всего интервала исследования товарного рынка заключает договоры на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации (например, с ООО «Ремонтно-строительное управление», ИП Соловьевым А.Ю., ООО «Системы Телемеханики», ООО «ГорЖилЭнергСтрой», ООО «Делетрон», ООО «Промстройэкспертиза», ООО «Энергосервис», ООО «ГринТех Контракшн»).

Закупок, связанных с оказанием услуг гардероба, услуг по стирке, глажению и ремонту белья МАУ «ЦКО» в течение всего интервала исследования товарного рынка не проводило.

Из сведений, размещенных в ЕИС, следует, что заказчики Вологодской области осуществляют закупки на оказание услуг по  стирке, глаженью постельного белья и прочих текстильных изделий, участие в которых принимают один и более участника (например, БУЗ ВО «ВОДКБ» (извещение 0830500000223001975), два допущенных участника, победитель - ООО «РЭСИ»).

В соответствии с информацией, предоставленной Вологдастатом, на территории Вологодской области зарегистрировано 12 хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий (ОКВЭД 96.01), а также 4 хозяйствующих субъекта с основным видом деятельности ремонт одежды и текстильных изделий (ОКВЭД 71.11).

Таким образом, при проведении конкурентных процедур любой хозяйствующий субъект, имеющий возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, может быть рассмотрен в качестве участника соответствующей закупки.

С учетом сведений, представленных МАУ «ЦКО» (письмо от 10.03.2023 № 15-01-12/286; вх. № 1367 от 13.03.2023) Учреждением:

- на основании пункта 8.2.2.29 Положения о закупке заключены договоры в 2021г. на общую сумму 81 454 643,72 руб., в 2022г. на общую сумму 174 189 904,46 руб., за текущий период 2023г. на общую сумму 49 443 542, 42 руб.;

- на основании пункта 8.2.2.30 Положения о закупке заключены договоры в 2021г. на общую сумму 2 101 920,00руб., в 2022г. на общую сумму 4 803 657,36руб.;

- на основании пункта 8.2.2.32 Положения о закупке заключены договоры в 2021г. на общую сумму 13 464 032, 97 руб., в 2022г. на общую сумму 3 530 000,00 руб., в 2023г. на общую сумму 877 252,00 руб.;

- на основании пункта 8.2.2.33 Положения о закупке заключены договоры в 2021г. на общую сумму 97 132 934,10 руб., в 2022г. на общую сумму 21852 307,75 руб.;

- на основании пункта 8.2.2.39 Положения о закупке заключены договоры в 2021г. на общую сумму 12 564 930, руб., в 2022г. на общую сумму 108 519 864,42 руб.

В письменных пояснениях МАУ «ЦКО» от 18.04.2023 № 15-01-12/440-2, приобщенных к материалам настоящего дела, указано, что финансирование договоров осуществлялось за счет средств бюджета города Череповца.

Закрепленный в пункте 8.2 Положения о закупке перечень оснований для закупки у единственного поставщика позволяет в ряде случаев (например,  подпункты 29, 30, 31, 32, 33, 39 пункта 8.2.2) осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка и создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что препятствует расширению возможностей участия юридических и физических лиц в закупке для нужд заказчика, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки и приводит отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

Выбранный МАУ «ЦКО» способ осуществления закупки путем заключения договора с единственным поставщиком не отвечает принципу эффективного расходования бюджетных денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Указанные действия Учреждения нарушают положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, установливающей запрет на совершение при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собой злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-11589).

Положение о закупке, разработанное в порядке Закона о закупках, не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального законодательства в сфере антимонопольного регулирования. При этом положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, чтобы исключить  возможность неэффективного расходованию бюджетных средств.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. В то же время при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

В свою очередь необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение договора.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Указанные выше нормы Положения о закупке могут привести к злоупотреблению со стороны заказчика при осуществлении закупки у единственного поставщика.

Пунктами 1 и 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не проведение торгов, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и, как следствие, о соглашениях, направленных на ограничение конкуренции.

Праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует его обязанность обеспечить возможность участия юридических лиц и физических лиц в закупке, стимулировать такое участие, развитие добросовестной конкуренции, обеспечить гласность и прозрачность закупки, что следует из требований Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 1 Закона о закупках.

Как следует из письменных пояснений МАУ «ЦКО» от 18.04.2023 № 15-01-12/440-2, от 22.08.2023 № 15-01-12/1701, приобщенных к материалам настоящего дела, проведение конкурсных процедур требует значительного времени и не дает гарантированного результата, целесообразность проведения закупок у единственного поставщика обусловлена наличием временных ограничений на проведение мероприятий и наличием недобросовестных подрядчиков.

Между тем, Ответчик не подтвердил фактическое наличие указанных обстоятельств как объективной необходимости осуществления закупок у единственного поставщика на высоко конкурентных товарных рынках.

Кроме того, Учреждение ни разу не направило в антимонопольный орган обращения в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках, о включении сведений об участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в реестр недобросовестных поставщиков.

Мотивированного правового обоснования включения всех оснований закупки
у единственного поставщика в Положение о закупках Учреждением не  представлено.

Изложенный в отзыве на дело довод Ответчика (вх. № 3221 от 19.06.2023) о том, что положения статьи 17 Закон о защите конкуренции не распространяются на действия заказчиков при осуществлении закупок у единственного поставщика отклоняется Комиссией на основании пункта 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2), поскольку нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции со стороны заказчика выявлены не при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно Положению о закупке, а при включении в Положение о закупке случаев закупок у единственного поставщика, которые создают условия ограничения конкуренции (необоснованного ограничения конкурентных закупок расширенным перечнем неконкурентных закупок), что исключает в данной части применение абзаца 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2.

Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда от 08.11.2021 № 303-ЭС21-19891, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2021 по делу № А75-8360/2020, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.10.2022 по делу № А75-13727/2021, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.2022 по делу № А75-13727, постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу № А75-8360/2020.

В пункте 33 Постановления Пленума ВС РФ № 2 указано, что нарушение антимонопольных запретов государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, допущенное в связи с их участием в гражданском обороте, в том числе при заключении (исполнении) договоров, в зависимости от характера допущенного нарушения квалифицируется по соответствующим положениям Закона о защите конкуренции (в частности, положениям статей 10, 11, 17 и 17.1), иных законодательных актов (например, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23.12.2022 № 57-П, торги - специфический способ совершения сделки посредством проведения конкурса или аукциона. Использование в определенных случаях конкурентных процедур отбора контрагентов является общемировой практикой и обусловлено: необходимостью удовлетворить интерес заказчика в заключении договора на лучших для него условиях и с лучшим контрагентом; задачами защиты конкуренции; целью профилактики коррупционных правонарушений. Конститутивным элементом торгов, как регулируемых гражданским законодательством, так и проводимых в соответствии с нормами иных отраслей права, служит состязательность, конкурентная борьба. Целью торгов как юридической процедуры является выявление претендента на заключение договора, который способен предложить наиболее приемлемую - высокую или низкую - цену (при проведении аукциона) или лучшие условия договора (при проведении конкурса) и тем самым наиболее полно удовлетворить интересы как организатора торгов, так и победителя, а в некоторых случаях и третьих лиц. Осуществляя регулирование экономической деятельности, законодатель, как правило, наряду с принципом свободы договора ориентируется и на конституционное требование поддержки конкуренции. Так, в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Хотя лица, осуществляющие закупки в соответствии с Законом о закупках, не являются органами публичной власти, наличие публичных элементов в их статусе или в составе участников либо выполнение ими публично значимых функций во всяком случае предполагают повышенные требования к урегулированности правоотношений с их участием с учетом применимости к таким закупкам требования о поддержании доверия к действиям публичных субъектов. Не должны создаваться и условия для ограничения конкуренции, для произвольного усмотрения в правоотношениях, в которых затрагиваются интересы иных лиц - потенциальных поставщиков товаров, работ, услуг, порождающего в том числе коррупционные риски. Соответственно, условием реализации указанных принципов является отсутствие в положении о закупке предписаний, создающих условия для дискриминации участника торгов и нарушения его прав.

Ответчик представил письменные пояснения от 25.08.2023 № 15-01-12/1746, приобщенные к материалам настоящего дела, в которых выразил «согласие с доводами Комиссии о том, что включение в Положение о закупке способа закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур независимо от конкурентного товарного рынка имеет признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона «О защите конкуренции»…МАУ «ЦКО» готово выполнить в полном объеме предписание УФАС по Вологодской области и реализовать мероприятия по устранению возможных причин нарушения антимонопольного законодательства по признакам ч.1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» с разработкой необходимых документов и согласование их с УФАС по Вологодской области».

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела № 035/01/17-393/2023 Комиссия, установив нарушение антимонопольного законодательства в действиях Ответчика, приняла заключение об обстоятельствах дела, в связи с чем вынесла определение об отложении рассмотрения дела № 035/01/17-393/2023 от 28.08.2022. Заключение об обстоятельствах дела № 035/01/17-393/2022 от 31.08.2023 направлено Ответчику.

Пояснений, доводов на заключение об обстоятельствах дела от МАУ «ЦКО» в адрес Управления не поступило.

Исследовав материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела.

С учетом изложенного, действия МАУ «ЦКО» по включению в Положение о закупке случаев закупок у единственного поставщика, в том числе
и на высоко конкурентных рынках, нарушают требования части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку не обусловлены ни характером таких товаров, работ и услуг в связи с исключительностью их исполнения единственным поставщиком, ни особыми целями и принципами (оспариваемое действие заказчика не направлено на развитие добросовестной конкуренции и фактически ограничивает право потенциальных участников на участие в конкурентных процедурах).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу МАУ «ЦКО» не внесены изменения в Положения о закупке, устраняющие нарушение антимонопольного законодательства.

Ввиду данного обстоятельства Комиссия считает необходимым выдать Ответчику обязательное для исполнения предписание.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать Муниципальное автономное учреждение «Центр комплексного обслуживания» (сокращенное наименование: МАУ «ЦКО», ИНН 3528166338, ОГРН: 1103528004030,  адрес: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, проспект Строителей, д. 4А) нарушившими часть 1 статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Выдать Муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем внесения изменений в Положение о закупке с учетом действующего законодательства и принятого Комиссией решения.

            3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                А.А. Ростиславова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                           О.Н. Сучков

        И.А. Смышляева

     

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны