Решение №035/06/66-555/2020 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Контракт» на... от 21 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

23.09.2020  № ________

Заказчик:

Администрация городского поселения

поселок Шексна

162560, Вологодская обл., Шекснинский район, рп Шексна, ул. Гагарина, д. 16

e-mail: gpsheksna@yandex.ru

 

Заявитель:

ООО «КОНТРАКТ»

354003 Краснодарский край, г.Сочи, пер.Вишневый, д. 85Б, пом. 12

тел.: 8 (928)234-23-59

skvconsultor@gmail.com

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, дом 12, строение 9

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ № 035/06/66-555/2020

 

21 сентября 2020 г.                                                                                                 г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в  составе:

<…> – председатель комиссии, заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

<…> – член комиссии, старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

<…> – член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на положения документации при проведении электронного аукциона  «Выполнение  работ по ремонту асфальтобетонного покрытия  автомобильной дороги по ул. Труда, ул. Шоссейная в п. Шексна Вологодской области», извещение № 0130300015420000045), в котором Заказчик –  Администрация городского поселения поселок Шексна (далее – Заказчик), в отсутствие представителей Заявителя (извещен надлежащим образом о времени и способе  рассмотрения жалобы) и Заказчика (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя от 17.09.2020)

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.09.2020 в УФАС по Вологодской области поступила жалоба ООО «Контракт» (вх. от 15.09.2020 № 4772)  на положения документации при проведении электронного аукциона  «Выполнение  работ по ремонту асфальтобетонного покрытия  автомобильной дороги по ул. Труда, ул. Шоссейная в п. Шексна Вологодской области», извещение № 0130300015420000045 (далее – аукцион, закупка), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

В жалобе Заявитель приводит следующие доводы.

1. Заказчик в нарушение ст. 66 ФЗ-44 требует предоставления во второй части заявки документов, подтверждающих дополнительные требования ч. 2 ст. 31 ФЗ-44: пункт 29 Информационной карты устанавливает обязанность участника закупки в составе второй части заявки предоставить документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, установленным Постановлением № 99.

2. Заказчик в Информационной карте установил неверный размер обеспечения исполнения контракта, чем нарушил положения ст. 96 ФЗ-44.

3. Заказчик в Информационной карте установил незаконное требование к сроку действия банковской гарантии, чем нарушил ст.96 ФЗ-44.

4. Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, указывая в разных разделах проекта контракта разные сроки приемки работ.

5. Заказчик неправомерно устанавливает незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств, чем нарушает ч.1 ст.95 ФЗ-44.

6. Заказчиком нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе – неверно установлены штрафы в п. 9.6 проекта контракта.

Заказчик в возражениях на жалобу (исх. от 17.09.2020 № 2010) указал, что с доводами жалобы не согласен.

Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, пришла к следующему выводу.

08.09.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение об аукционе № 0330300000320000012.

Начальная (максимальная) цена контракта:  31 594 319,00 руб.

Дата и время окончания подачи заявок:

16.09.2020 в 10:00.

В соответствии с положениями ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;

5) дата проведения такого аукциона;

6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;

9) возможность заказчика изменить условия контракта

10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

В соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

 

1. Порядок подачи заявок на участие в аукционе регулируется ст. 66 Закона о контрактной системе.

В п. 19 Информационной карты помимо единых требований к участникам закупки установлено требование о соответствии участников закупки дополнительным требованиям, установленным п.2(3) Приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"(вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов")(далее – Постановление № 99).

В соответствии с ч. 12 ст. 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

С 1 июля 2019 года, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям по ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, направляются непосредственно оператору электронной площадки. Требование о предоставлении таких документов составе второй части заявки носит незаконный характер.

В п. 29 Информационной карты указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы:

«5) Документы, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона:

- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).

 Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

Заказчиком при указании необходимости предоставления в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением № 99, не указано, что данные документы предоставляются оператором электронной площадки.

Таким образом, Заказчиком в нарушение ст.66 Закона о контрактной системе установлены избыточные требования к документам, направляемым участниками закупки в составе второй части заявки.

Довод заявителя признан обоснованным.

2. В соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 указанной статьи.

В п. 37 Информационной карты аукционной документации в нарушение ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения контракта установлен как «5 % цены контракта».

Таким образом, довод Заявителя признан обоснованным.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 настоящего Федерального закона.

     В нарушение ст. 96 Заказчиком в п.37 Информационной карты установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

При этом в пп. 3 п. 38 Информационной карты «Срок и порядок предоставления обеспечения контракта» и в проекте контракта срок действия банковской гарантии установлен в соответствии с требованиями ст. 96 Закона о контрактной системе.

Таким образом, документация имеет противоречивую информацию о требованиях к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, что является нарушением ст. 7 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя признан обоснованным.

4. В проекте контракта содержатся противоречия по срокам подписания документов о сдаче-приемке работ.

В разделе 4 «Обязанности и права заказчика» проекта контракта указано:

«4.1.4. В течение 2 (двух) рабочих дней со дня уведомления о выполненных работах или окончания срока выполнения работ направить Подрядчику подписанный акт выполненных работ или мотивированный отказ от приемки работ с перечнем отклонений от условий настоящего контракта.»

В то же время в разделе 6 «Сдача и приемка работ» проекта контракта:

«6.4. Заказчик в течение 7 дней с момента получения акта приемки выполненных работ обязан возвратить Подрядчику подписанный акт или предоставить в этот же срок мотивированный отказ от приемки выполненных Работ.».

Таким образом, довод Заявителя обоснован, Заказчиком нарушены ст. 7 и ст.34 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с ч.2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В ст.95 Закона о контрактной системе указан исчерпывающий перечень оснований для изменения существенных условий контракта.

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;

8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 432 Гражданского Кодекса РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Срок исполнения обязательств является существенным условием контракта.

П. 7.2 раздела 7 проекта контракта содержит условие о продлении срока исполнения обязательств по контракту в нарушение положений ст. 34 и ст. 95 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя признан обоснованным.

6. П. 9.6 проекта контракта предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе.  При этом ограничения и преимущества при проведении аукциона Заказчиком не установлены.

Комиссия УФАС обращает внимание на недопустимость указания в проекте контракта ответственности сторон без учета особенностей проводимой закупки.

Довод Заявителя признан обоснованным.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела     внеплановую    проверку,   по  результатам которой  установлено следующее.

Требования, предъявляемые к составу второй части заявки на участие в аукционе, установлены с нарушениями требований законодательства, а именно:

В соответствии с п. 20-22 Информационной карты аукционной документации ограничения участия в определении поставщика, преимущества участникам, а также условия, запреты и ограничения не установлены.

Тем не менее, в п. 29 Информационной карты указано о необходимости предоставления в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки), что является избыточным требованием со стороны Заказчика.

В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлекли существенных нарушений при подаче заявок на участие в аукционе, но могут повлиять на заключение и исполнение контракта, Комиссия УФАС считает необходимым выдать предписание о внесении изменений в проект контракта при его направлении победителю закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим ст.ст. 7, 34, 66, 95, 96 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц Заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

                                   <..>

 

<..>

 

<..>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны